8 мин.

Bobrin′s jump

О том, как развивается фигурное катание, о победе техники над искусством, о госзаказе на ледовые ТВ-шоу и будущих участниках сочинской Олимпиады мы побеседовали с легендарными советскими фигуристами Игорем Бобриным и Натальей Бестемьяновой в очередном выпуске программы «Точная передача»

Точная Передача: Рады представить наших гостей, прославленных советских фигуристов Наталью Бестемьянову, олимпийскую чемпионку, многократную победительницу в паре с Андреем Букиным чемпионатов мира и Европы; и Игоря Бобрина, победителя чемпионата Европы, бронзового призера европейского турнира в Хартфорде. Наталья, Игорь, добрый день.

Наталья Бестемьянова: Здравствуйте.

Игорь Бобрин: Добрый день.

ТП: Спасибо за то, что нашли время, чтобы пообщаться с нами, тем более, что накануне вы работали в Ледовом дворце на шоу Тамары Москвиной.

НБ: Вы правы, вчера было большое шоу, грандиозное, посвященное юбилею Тамары Николаевны Москвиной, и это был незабываемый вечер. И зал, и все те, кто выступали, были в полном восхищении от этой маленькой, хрупкой женщины, которая в конце шоу даже вышла на лед и делала верхние поддержки парного катания. Это абсолютно уникальная история. Книга рекордов Гиннеса.

ТП: Зрителей много пришло?

НБ: Полный зал.

ИБ: Я вообще сделал серию таких выступлений, посвященных Тамаре Николаевне Москвиной. Во-первых, она достойна этого, во-вторых, ее знают во всей России, и ее успехи даже не надо перечислять. Она почетный гражданин Санкт-Петербурга, да и всей России.

ТП: Обязательно поговорим и о шоу, и о «Театре ледовых миниатюр», руководителем которого является Игорь Бобрин, но в первую очередь речь пойдет о спорте, о фигурном катании. Но сначала  традиционная историческая справка.

ТП: Сейчас выпускается множество тв-шоу, посвященных фигурному катанию, и у нас, и за рубежом. Наталья, Вы принимали в производстве таких программ непосредственное участие. Как считаете, распространение таких шоу привлекает внимание к спорту, или наоборот отвлекает от него? Дети смотрят и начинают мечтать не о спортивных достижениях, а о славе шоу-звезды.

НБ: Мне кажется, что любое такое шоу, которое транслируют на телевидении, и которое пользуется таким высоким рейтингом, каким пользовались эти шоу и на Первом канале, и на РТР, только на пользу нашему виду спорта. Я помню, что после первого сезона «Танцев на льду» в Москве раскупили все ботинки и коньки, все дети хотели этим заниматься. И результат — это абсолютный бум фигурного катания, который наблюдается сегодня в нашей стране. А для того, чтобы дети не отвлекались от спорта, для этого существуют родители и тренеры, это воспитание. По-этому, не нужно смешивать. То, что зависит от телевидения, оно делает, а дальше, пожалуйста, родители воспитайте человека, который поймет: для того, чтобы достичь успеха, нужно трудиться.

ТП: Раскройте секрет, существует ли в преддверии белой олимпиады в Сочи некий госзаказ на продвижение зимних видов спорта на ТВ?

НБ: Наверное, тут надо рассказать предысторию всего этого. Эти программы придуманы не у нас, и, к сожалению, не нашими продюсерами. Программа «Танцы на льду» была придумана в Англии, и тот формат, который шел на канале РТР, это абсолютно купленный продукт, который был создан для легендарной пары Торвил-Дин на английском телевидении. А то, что делал Первый канал — это был формат, созданный в Америке.

ТП: То есть, и на Западе такое продвижение спорта по ТВ происходит?

НБ: Конечно. Это началось там за несколько лет до того, как пришло к нам. Это не у нас придумано.

ИБ: Я, как всегда, попытаюсь вклиниться в ваш прекрасный разговор, мне всегда это сложно бывает.  Эти программы имели большой успех в первый и второй год, а потом их начали смотреть совсем не дети и не юноши. Теперь их смотрят люди старшего возраста, а дети стали заниматься делом, фигурным катанием, и им некогда смотреть на все эти примочки. Они все поняли с первого года и после этого начали заниматься спортом. Так что я не думаю, что эти программы как-то негативно повлияли на умы молодого поколения.

ТП: Илья Авербух недавно был у нас в гостях и говорил о тренерском кризисе, который, по его мнению, существует в России. В частности, он сказал, что многие талантливые фигуристы, которые могли бы тренировать, по завершении спортивной карьеры уходят в шоу, кто-то в политику, кто-то занимается бизнесом. Причины, как всегда, в том, что эта деятельность мало оплачивается, плюс, по словам Авербуха, тренер у нас человек, с точки зрения контракта, в отличие от, скажем, тренера футбольного, не защищенный. Тренерская проблема действительно существует?

НБ: Мне кажется, тренерство — это призвание. И если фигурист, который заканчивает выступать, не идет тренировать, а идет заниматься каким-то другим делом, это его право. И как бы ему ни платили, если он все же пошел тренировать, если это не его дело, то это трагедия. Быть тренером, как и учителем, это настоящее призвание. Конечно, Илья, наверное, прав, что труд тренера в нашем виде спорта не достаточно оплачивается, но когда приходит результат, мне кажется, это как-то возмещается. Мне сложно говорить о дефиците тренеров, я вижу на катках много тренеров, которые работают.

ТП: В общем, не все так плохо?

НБ: Ну что вы! Все очень позитивно.

ИБ: Возьмем, для примера, такие имена, как Ирина Роднина, как Александр Горшков, олимпийские чемпионы, но из них не получились великие тренера, какими бы они не были великими спортсменами. Поэтому, здесь очень выборочное дело. Не каждый великий артист может стать режиссером, не каждый великий математик, может стать продюсером или банкиром. Здесь важно, чтобы этот талант был в твоем сердце, в твоей душе.

ТП: Про Илью Авербуха мы не случайно вспомнили. Когда он приходил к нам в студию, мы записали его небольшой комментарий к сегодняшней программе.

 

НБ: Красиво. Очень красиво. Спасибо ему.

ТП: Обратили внимание на один момент в его словах? Бытует мнение, и многие поклонники именно советского фигурного катания с сожалением говорят о том, что сейчас на первое место выходит техника, спортсмены стремятся «перепрыгать» друг друга, и искусство, игра уходят на второй план.

ИБ: Вчера выступал маленький мальчик, к сожалению, не запомнил его имя, ему было лет десять или восемь. И он весь испадался, получил втык от тренера своего, что тебя в такую мастерскую пригласили, а ты здесь вот так выступил. Так этот мальчишка сидел не снимая коньки и плакал все второе отделение. И мне было безумно жалко, что он плачет от того, что он не прыгнул какой-то прыжок. А зрители после выступления не отпускали его аплодисментами. Потому, что он понравился своей наивностью. И нужно добиваться того, чтобы спортсмены не теряли своей наивности, своей открытости, желания заразить публику своей идеей, чтобы они не были механизированны, и тогда зритель, а часто и судьи начинают обращать на этого человека свое внимание.

ТП: Продолжая  разговор о технике фигурного катания. Существует прыжок, который назван вашим, Игорь, именем. Это, так называемый, «bobrin′s jump». Расскажите, что это за элемент?

ИБ: К сожалению, запретили этот прыжок потому, что он является прыжком в горизонтальной плоскости, что не разрешается в современном фигурном катании, баллов такой прыжок не принесет.   Но в показательных номерах можно его прыгать. Я предлагал повторить этот прыжок Сурие Бонали , помните, такую темнокожую фигуристку из Франции. Она была раньше гимнасткой, прыгала фляки на льду, но она не смогла его сделать. Ну, и слава Богу. Значит я один и остался в названии этого прыжка.          

ТП: Это просто не прыжок, а нарушение законов физики какое-то. Тело фигуриста находится горизонтально земле и вращение происходит также горизонтально земле.

ИБ: Могу даже Вас сильнее устрашить. Этот прыжок делается горизонтально льду.  Горизонтально земле — это еще ничего, это хорошо, а там еще и лед скользкий. Вы знаете, мы сейчас возвращаемся  к вечной теме. В свое время мы старались придумать какие-то элементы на льду, мы старались, чтобы в каждой программе была какая-то изюминка, какое-то неповторимое движение, шаг, прыжок. Сейчас спортсмены ограничены рамками техники, тем, что они должны прыгнуть три, четыре оборота,  сделать во вращении семнадцать, восемнадцать, двадцать пять оборотов. И на это уходит драгоценное время программы. У них осталось очень мало времени для собственной импровизации.

НБ: А я хочу сказать, что сегодня такие прыжки еще можно увидеть потому, что они присутствуют в программе «Театра ледовых миниатюр», художественным руководителем которого является Игорь. И мы собираемся показать это здесь, в Санкт-Петербурге, 29 и 30 декабря. Приходите на выступление нашего театра в Ледовый дворец. Мы покажем спектакль «Щелкунчик». Это спектакль для всей семьи.

ТП: Возвращаясь к теме сочинской Олимпиады. Сейчас все фигуристы накатываются именно на нее, на 2014 год, и очень удачно выступают наши юниоры. В этом году юниорские старты уже в полном разгаре, на кого бы вы посоветовали обратить внимание? Кто из молодых может оказаться в итоге в Сочи?

ИБ: Наташа, скажи коньюктурно, пожалуйста.

НБ: Я сразу. У меня есть пара в танцах на льду, за которую я болею необыкновенно. Сейчас вы поймете, почему. Я просто назову их имена. Это Александра Степанова и Иван Букин. Это сын моего партнера, и его жены Лены, которая является солисткой нашего театра и партнершей Игоря по нашему шоу. Ваня воспитан на наших спектаклях и сегодня добивается очень высоких результатов в юниорах. И мы очень рассчитываем, держим пальцы, болеем, что они станут чемпионами мира среди юниоров в этом году.

ТП: Получается настоящая спортивная династия. Много таких в фигурном катании?

ИБ: Много. Ну, скажем, Артур Дмитриев, юниор, тоже продолжатель дела, тоже очень удачно катается в юниорском разряде.

ТП: А что помогает в этом виде спорта добиваться успеха?

НБ: Основное, то, что я помню с детства — это абсолютная доброжелательность семьи, которая всегда и во всех моих начинаниях меня хвалила и поощряла. При том, что была и строгость, но такая любовь семьи — это было главным.

ТП: Что касается взрослых спортсменов, не юниоров. Кто должен оказаться в Сочи? О парах говорим.

ИБ: В связи с тем, что мы с Наташей принимаем участие, как хореографы, в постановках программы Юко Кавагути и Александра Смирнова,  то мы не только переживаем за них и за них болеем, но и надеемся, что они и Тамары Москвиной идеи, и наши творческие идеи воплотят в лучшем варианте именно на сочинской Олимпиаде.

ТП: Мы также желаем и Вам, и ребятам успеха. Наталья Бестемьянова и Игорь Бобрин были у нас в гостях. Спасибо!