Оказывается, футбольные агенты сдают специальные экзамены. Мы прошли их – и поделимся опытом
Всем привет! Вы снова в блоге Clutchers. Мы – юридический бутик в спорте и IT. С 2017-го мы помогаем оформлять трансферы, искать спонсоров, писать регламенты и организовывать соревнования.
В этом блоге мы уже объясняли, как работают трансферы со стороны юристов и рассказывали, как помогали создавать бойцовский промушен.
Наш следующий пост – про футбольных агентов.
Как стать агентом? На чем они зарабатывают? И какие сдают экзамены?
Сооснователь Clutchers Никита Федоров – лицензированный агент ФИФА. Он – второй человек в России, который сдал агентский экзамен и расскажет вам, что это такое и как действительно работают агенты, самые загадочные люди в футболе.
Слово Никите:

Зачем вообще нужны футбольные агенты?
«Агенты представляет интерес одной из сторон в сделке или отношениях. По договору агенты осуществляют юридические или иные действия от имени доверенного лица.
Это не какая-то должность, придуманная специально для футбола. В гражданском кодексе тоже есть институт агентов. Например, риэлторы – тоже агенты, просто по недвижимости.
Любой человек, который представляет ваши интересы по доверенности на сделке по купле-продаже недвижимости, деловых переговорах или ищет клиентов для вашего бизнеса, тоже занимается агентской деятельностью. Но фактически с ним не заключают агентский договор – он просто действует по доверенности.
Агенты в типичном понимании могут быть вообще у любого человека, который получает большие гонорары, но не хочет лично заниматься ведением своих дел.
Например, у артистов.

Их агентов просто называют менеджерами – и они закрывают больше вопросов, не только заключают контракты. У некоторых артистов даже может быть несколько менеджеров – концертный и занимающийся коммерческими сделками.
В спорте агенты есть у спортсменов и тренеров – с ними нужно договариваться, а еще сложно найти и легко потерять.
У топ-менеджеров клубов теоретически тоже могут быть представители. Но это не прописано в регламенте ФИФА. Ни на кого кроме футболистов и тренеров не распространяются специальные футбольные нормы ФИФА и РФС.

Главная цель спортивного агента – помочь футболисту или тренеру найти клуб. Агенты получают предложения от работодателей (клубов), обсуждают их с клиентами (футболистами или тренерами) и затем представляют их на переговорах с клубом.
Если футболист или тренер – очень ценный актив, который всем нужен, то агенты получают, рассматривают предложения и вместе с игроком выбирают лучшее.
Если футболист или тренер не такой популярный и нужный, то агенты сами предлагают клиента клубам. Им нужно понимать сильные качества футболистов и тренеров, предполагать, какому клубу они нужны, и затем выходить с предложением.
Например, продавать вратаря в «ПСЖ» с Доннаруммой и Сафоновым сейчас – не очень логично, а предложение нападающего в «Динамо» после травмы Тюкавина имеет немного больше шансов на успех.
Регламент ФИФА четко регулирует, что могут и не могут делать агенты. Если агент уже представляет интересы футболиста, то может оказывать и «другие услуги».
Агенты топовых футболистов – не просто отдельные суперлюди, а гигантские компании, которые курируют вообще все: и соцсети, и контракты с клубом, и публичные выступления, и рекламу, и благотворительность, и права для компьютерных игр, мерча и всего-всего.

Так что агенты не просто заключают контракт и получают деньги. Часто с адаптацией в клубах помогают переводчики или специальные сотрудники, но иногда этим занимается и агент – может прилететь в новый город вместе с клиентом и помогать искать квартиру, репетитора или детский сад. Однако по регламенту любое вознаграждение за эти услуги должно быть включено в другие комиссии.
Есть также отдельные PR-агенты, которые занимаются имиджем и образом в медиа. Но они не связаны с агентскими регламентами.
Как и на чем агенты зарабатывают? Оказывается, официально они не могут брать более 5% зарплаты игрока
Агентский бизнес очень быстро растет на фоне стремительного взлета стоимости телеконтрактов, трансферов и всей футбольной индустрии.

В начале 1990-х футболисты сами договаривались с клубами или просили помочь родственников – большого института футбольных агентов еще не существовало. В 2008-м ФИФА приняла жесткий регламент для получения агентской лицензии. Но он просто не работал. Агенты с лицензией участвовали только в 20% сделок.
В 2014-м регулирование упростили. Контроль за агентами перешел региональным федерациям. Так что в России агентов даже называли по-другому – посредниками.
С 2015-го по 2018 год число посредников (например, в Британии) выросло в 10 раз. А их доходы практически не ограничивались. Из-за этого мега-агенты вроде Жорже Мендеша, Мино Райолы и Джонатана Барнетта зарабатывали по 50 миллионов евро в год и представляли интересы вообще всех сторон.
Например, при переходе Поля Погба из «Ювентуса» в «Манчестер Юнайтед». «МЮ» заплатил на француза 105 миллионов евро. Но, по данным Football Leaks, 49 миллионов не доехали до Турина. Агент Мино Райола получил 27 миллионов от «Юве» и 22 – от «МЮ».

Такие сделки показали, что регулирование агентов просто необходимо.
В 2023-м появился новый регламент ФИФА по агентской деятельности. По нему:
1. Агент не может представлять все стороны сделки (это конфликт интересов). Единственное исключение: при наличии письменного согласия обеих сторон агент может представлять игрока и клуб, в который этот игрок переходит.
2. По соглашению с клиентом агент может зарабатывать не более 5% от суммы контракта клиента, если зарплата клиента меньше 200 тысяч долларов в год. Если футболист или тренер зарабатывают больше 200 тысяч в год, то максимальный доход агента – 5% от 200 тысяч долларов и 3% от разницы между годовым доходом клиента и 200 тысяч долларов.
3. Если агент представляет и клуб, и футболиста/тренера, его максимальное вознаграждение – 10% от годовой зарплаты клиента. Если футболист или тренер зарабатывают больше 200 тысяч долларов в год, то максимальный доход агента – 10% от 200 тысяч долларов + 6% от разницы между годовым доходом клиента и 200 тысяч долларов.
А также теперь ФИФА раскрывает имена и данные всех агентов, их клиентов и услуги, а также комиссии и санкции.
Агенты должны зарегистрироваться на специальной агентской платформе ФИФА и указывать в ней всю информацию о сделках, договорах с клиентами и комиссиях.

Как найти футболиста и стать агентом?
Сейчас крупные агентства покрывают даже детские турниры и смотрят за игроками почти во всех возрастах.
Так что самое сложное и главное на старте – найти клиента. Возможно, вести дела друга или кого-то из родных.
На старте агенту нужно вкладываться в футболиста. Покупать бутсы, иногда снимать квартиру, ездить на переговоры, заниматься проблемами клиента, чтобы он не ушел к другому агенту. Не всегда это большие финансовые инвестиции, но точно много времени.
Нужно ездить на матчи небольших клубов, смотреть за игроками, находить таланты или, наоборот, слабые места, чтобы предлагать игроков. Так ты зарабатываешь базу клиентов, игроков и руководителей клубов.

Другой вариант – попроситься в крупное агентство. Тогда не придется инвестировать и нарабатывать базу, но и заработать, по крайней мере очень много, не получится. На старте ты будешь заниматься юношами или игроками из Второй лиги.
Фактически чтобы выполнять агентские функции не обязательно становиться агентом. Иногда грань стирается, и юристы, родные, близкие или друзья могут вести переговоры с клубами от имени футболиста. В таком случае они фактически становятся агентами, и их вознаграждение от сделки уже регулируется регламентом ФИФА – не больше 5% суммы контракта.
Юристы помогают проверять контракты на законность, знают регламенты и разбираются в тонкостях. Агенты не всегда досконально знают все-все положения и особенности заключения контрактов и правил ФИФА, для них главное – контакты и сделка. Так что сейчас сложно представить агента, который не работает в связке с юристом при заключении договоров.
Но чтобы стать официальным агентом – нужно получить лицензию ФИФА.
Агентский экзамен: материалы высылают заранее, задачки – про трансферные окна и права детей, сдавать на русском нельзя
По регламенту ФИФА все агенты должны получить лицензию. Для этого нужно заплатить ежегодный взнос – 600 долларов в год и сдать обязательный экзамен.
Это может сделать почти кто угодно. Запрещается только конфликт интересов. Например, экзамен не может сдавать сотрудник клуба или федерации. ФИФА не может это проверить как прокуратура, но может запросить гарантии. Если обман вскроется, лицензию отберут.
Экзамены проводят в каждой национальной федерации во всем мире на английском языке. Нужно зарегистрироваться, заплатить федерации пошлину за проведение – и прийти на экзамен.

Размер платежа за организацию экзамена зависит от национальной федерации: от 200 до 1600 долларов. Раньше он проходил два раза в год офлайн, с лета 2025-го – раз в год и онлайн.
Я сдавал этот экзамен в 2023 году и числюсь в реестре футбольных агентов ФИФА и РФС. В эту попытку во всем мире экзамен получилось сдать у 52% из 3800 кандидатов.

Экзамен на агентскую лицензию – это тест из 20 вопросов на 60 минут по регулированию агентской деятельности. Можно допустить всего 4 ошибки.
ФИФА рассылает материалы для подготовки. Это примерно 400 страниц текста, то есть почти все документы ФИФА. Плюс экзамен можно проходить онлайн в тестовом режиме – и так подготовиться.
Большая часть вопросов – по трем документам. Это Регламент ФИФА по агентской деятельности, Регламент ФИФА по статусу и переходам игроков и Регламент ФИФА по разрешению споров. Например, нужно знать, как заключаются договоры, что такое регистрационный период, как они отличаются в разных конфедерациях, в какую инстанцию и за что можно подать жалобу на клуб, как писать иски и апелляции.
На экзамене можно пользоваться всеми материалами. Искать ответы в файлах можно, писать кому-то и спрашивать ответ – нельзя. Но это не так просто, как кажется. Вопросы сформулированы так, что поиск по словам или нейросеть не поможет и не даст прямого и легкого ответа.
Есть вопросы попроще, например: «Укажите максимальный размер агентской комиссии?»
Есть посложнее, например, задачки: «Футболист из Сингапура уходит из клуба чемпионата Египта, контракт расторгнут 2 сентября. Выберите один из четырех клубов, в который он сможет перейти раньше всего с учетом регистрационных окон».
В общем, нужно ответить на 20 таких непростых вопросов. Через 60 минут время заканчивается, вопросы закрываются, а ты ждешь решения ФИФА.
Если ты сдал, то ежегодно платишь 600 долларов и считаешься лицензированным агентом ФИФА.

Больше пересдавать экзамен не нужно. Просто платить взнос, не нарушать требования к агентам (например, не быть аффилированным с клубами и федерациями) и проходить переподготовку на сайте ФИФА.
Каждый год на сайте появляются лекции и обучающие материалы. Их нужно обязательно слушать и проходить тест. Не пройти и поставить галочку – не получится. Нужно пройти несколько таких обучений за год – и лицензия продлевается.
Кстати, для работы с несовершеннолетними футболистами нужна отдельная лицензия. Агент (если он уже сдал лицензию) может прослушать курс на 6 часов – посмотреть лекции и интерактивные таблицы, а потом сдать еще один бесплатный онлайн-экзамен.
После него агент получает дополнительную сублицензию, чтобы представлять несовершеннолетних футболистов. В ней много вопросов про права детей, доступ к образованию, родному языку, хорошей инфраструктуре и про всестороннее развитие личности.
Вот примерная задачка: «Девочка приехала в новую футбольную школу. В раздевалке нет горячей воды, она тренируется одна, бегает по полю без травы (там только песок), в школе урок математики один раз в неделю, других занятий – нет. Выберите принципы развития детей, которые тут нарушаются»
Или: «Отец не хвалит ребенка за победы и не ругает за неудачи. Он всегда нейтрально-холоден, но в целом очень поддерживает стремление заниматься футболом. К какому типу отношений между отцом и сыном относятся такие отношения?»
На такой вопрос не ответишь четко, потому что решение – на кончиках пальцев и достаточно оценочное. Но выхода нет, нужно искать в пройденных учебных материалах информацию, косвенно дающую ответы на вопросы.
Кстати, в 2025-м экзамен станет жестче. Теперь он проходит только онлайн, но с гораздо более жесткими мерами контроля сдающих. Во время экзамена за сдающим онлайн наблюдает специальный человек, перед началом экзамена необходимо показать все помещение, из которого сдается экзамен, в нем не должно быть других людей, все экраны кроме компьютера должны быть выключены и повернуты в другую сторону от сдающего. . Камера должна быть подключена через специальное приложение FIFA, экран записывается и блокирует доступ к сторонним сайтам, программам и файлам.
Во время экзамена работает прокторинг – процедура дистанционного контроля честности, которая проверяет громкость голоса, движения рук и выход за пределы камеры. Так что нарушить правила и списать теперь практически невозможно.
Фактически для того, чтобы представлять интересы и помогать находить игроков, лицензия не обязательна. Не у всех агентов она есть, и это не слишком мешает проводить сделки. Но вообще это важный документ для юридической защиты.

И мы в Clutchers всегда следим за трендами и последними правилами и документами. Поэтому сразу решили получить новую агентскую лицензию.
Это не очень дорого и не представляет особой сложности, потому что мы и так прекрасно разбираемся в области спортивного права и ориентируемся в существующих правилах и регламентах.
Правда, я своей лицензией (она именная) – так и не воспользовался. У Clutchers пока нет клиентов-футболистов или тренеров.
Но мы в Clutchers предлагаем широкий спектр юридических услуг, для защиты интересов клубов и игроков и проверки контрактов.
Например, наша команда помогала «Пари НН» выиграть дело против агента Вадима Шпинева из-за перехода в «Локомотив» нападающего Тимура Сулейманова и юридически сопровождала трансфер эквадорского нападающего Аллена Обандо в «Интер Майами».
Если вам требуется профессиональная помощь в юридическом оформлении сделок и трансферов или защиты в спорах обращайтесь в Clutchers».
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
И переходите на наш сайт