Большие проблемы младшего брата. Эпизод I: Дотянули до реформ
Есть такие виды спорта, которые в силу финансово-экономических, технических и даже климатических условий являются модификациями, эдакими производными от чего-то большего, очень популярного и весьма преуспевающего. Футбол, каким мы его давно знаем, и прямо, и косвенно произвел от себя две признанные ФИФА модификации – мини-футбол (или, если говорить официальным языком, футзал ФИФА) и пляжный футбол. Мини-футбол, ласково именуемый в среде его поклонников «миником», а иногда и «малым ногометом», в нашей стране появился в последние годы существования СССР. В 1990 году в недрах союзной федерации футбола был создан соответствующий профильный комитет, который, в духе позднеперестроечного периода, трансформировался в Ассоциацию мини-футбола СССР, которая с распадом большой страны, как и многие организации подобного типа, оперативно превратилась в Ассоциацию мини-футбола России. Важно отметить, что за всю свою 25-летнюю историю данный вид спорта занимал определенное (конечно, не главенствующее) место в иерархической системе Российского футбольного союза (РФС), что прямо соответствовало свежим веяниям и требованиям ФИФА той поры.
Как и любой рожденный в муках ребенок, отечественный мини-футбол прошел испытания «огнем, водой и медными трубами». В лихие 90-е вместе со страной пытался встать на ноги и занять собственную нишу в вечно меняющемся мире, не избежал существенных потерь в год приснопамятного дефолта, потом расцвел новыми красками в «жирные» нулевые. Этому виду спорта, которому некоторые его ненавистники присвоили уничижительные определения типа «безнадежно перспективный» и «всегда неолимпийский», повезло с самого начала. В смутные августовские дни 1991 года на свет появился мини-футбольный клуб «Дина». Совсем скоро во весь голос заявил о себе молодой и преуспевавший по тем временам бизнесмен Сергей Козлов, ставший его
президентом. С именем этого человека связаны практически все наши успехи на мировой мини-футбольной арене, которые мы имели вплоть до 2001 года. Сергей Анатольевич, как толковый и решительный менеджер, собрал под свои знамена сильнейшие на тот момент мини-футбольные кадры. Кстати, наверное, мало кто в курсе, что в первом в истории «Дины» чемпионате за нее выступали бывшие футболисты питерского «Зенита» Михаил Бирюков, Борис Чухлов и покойный Алексей Степанов, те самые, что в 1984 году выиграли для города на Неве первое и последнее союзное золото.
Первое десятилетие в истории отечественного мини явилось эпохой одного действительно уникального человека – Константина Еременко, который, увы, покинул этот мир в марте 2010 года. Без него, конечно, ни «Дина», ни сборная России, которую этот клуб нередко подменял, не взяли бы и малую толику завоеванных титулов. Еременко стал символом золотого поколения игроков, среди которых нельзя не отметить Олега Денисова, Александра Верижникова, Темура Алекберова, Аркадия Белого, Михаила Маркина. Совместными усилиями в течение неполных десяти лет эти люди принесли своему клубу девять титулов чемпиона страны, семь – обладателя Кубка России, три – победителя Турнира европейских чемпионов и один – Межконтинентального Кубка. Кульминацией эволюции по сути одного коллектива явилось завоевание золотых медалей чемпионата Европы по мини-футболу в испанской Гранаде в феврале 1999 года. С тех пор эту вершину те, кто пришли в национальную команду после великих, так и не осилили.
Потом наступила другая эпоха. Сергею Козлову судьба подбросила нешуточные испытания, «Дина» постепенно ушла в тень, вынырнув из нее лишь однажды, когда год назад вновь (и теперь уже в десятый раз) стала чемпионом страны. Новые герои продолжали писать новую историю. Чемпионат одной команды превратился в турнир другой – МФК «Динамо», у истоков создания которого, собственно, и стоял Константин Еременко, покинувший Козлова в начале нулевых. На базе старой Высшей лиги чемпионата России была создана Суперлига, конкуренция в которой, по сравнению с 90-ми, безусловно, возросла. Дважды российские клубы («Динамо» в 2007-м и «Синара» из Екатеринбурга в 2008-м) выигрывали Кубок УЕФА по футзалу, ну, а сборная России, сохранявшая третьи-четвертые места в мировом рейтинге (первые две позиции неизменно доставались бразильцам и испанцам) пыталась безуспешно повторить подвиг 1999 года. С медалями как таковыми проблем не возникало: за всю свою историю национальная команда четыре раза становилась серебряным призером чемпионата Европы и еще дважды ей доставались бронзовые награды. Что до показателей, продемонстрированных на чемпионатах мира, которые в отличие от EURO проводятся не раз в два года, а, как и в большом футболе, один раз в четыре, то достижение 19-летней давности (ЧМ-96 в Испании), когда наши финишировали третьими, последующим российским сборникам так перекрыть и не удалось.
Устойчиво-позитивный имидж российского мини-футбола на международной арене пока в худшую сторону не меняется, однако это не означает, что во внутренних соревнованиях проблем вообще нет. Их куда больше, чем может показаться стороннему наблюдателю. Главная, можно сказать системообразующая проблема – это, конечно же, материальное обеспечение профессиональных клубов. С каждым сезоном их в России становится все меньше. Это уже не тенденция, а полноценное явление. Конечно, многие команды и раньше исчезали с мини-футбольной карты страны, однако сейчас, в эпоху системного экономического кризиса, поразившего не только нашу горячо любимую Родину, указанное явление приобретает все более мрачные очертания. Достаточно сказать, что за последние десять лет только Суперлигу не по спортивному принципу покинули аж 11 команд: ЦСКА, два разных клуба под одним и тем же брендом «Спартак», столичное «Динамо»-2, санкт-петербургское «Динамо», подмосковные «Спартак-Щелково» и «Мытищи», «Ямал» и «Геолог» из Нового Уренгоя, уфимское «Динамо-Тималь» и «Липецк». Этого количества клубов хватило бы для проведения полноценного чемпионата. Особо стоит пожалеть об исчезновении из календарного плана соревнований маленьких дерби «Спартак» – ЦСКА, которые в иные времена собирали аудиторию, сопоставимую с хоккейной.
Главная причина явления такого рода кроется в схемах финансирования практически всех профессиональных мини-футбольных клубов. Они сплошь и рядом – дотационные и абсолютно неприбыльные. Впрочем, последнее утверждение всецело характеризует не только наши клубы, но и зарубежные – что в Европе, что в Южной Америке, где футзал ФИФА более или менее популярен. Там тоже практически все команды, состоящие из профессионалов с контрактами, являются либо социальными проектами, либо недешевыми игрушками на иждивении богатых людей или коммерческих компаний, которым, в силу разных причин, захотелось поэкспериментировать на маленькой поляне. И если бы УЕФА вдруг вознамерилась ввести систему ФФП (финансового fair-play) для участников одноименного Кубка (его, с определенными издержками, можно считать аналогом футбольной Лиги чемпионов), то сам турнир можно было бы закрыть уже через год – не один дотационный клуб-чемпион не выдержал бы подобного испытания.
Но вернемся к делам российским. На данный момент наша Суперлига насчитывает в своих рядах 12 полноценных участников. В сезоне-2014/15 таковых имелось четырнадцать, однако минувшим летом «Ямал» (Новый Уренгой), «Спартак» (Москва) и «Мытищи» (Московская область) потеряли профессиональный статус. На смену трем выбывшим в последние заявочные дни удалось привлечь МФК «Ухта» из Республики Коми. Можно сказать, что повышение этой команды в классе произошло по спортивному принципу («Ухта» стала победителем плей-офф), однако средств для финансирования ее участия в чемпионате Суперлиги долго не было, их нашли в самый последний момент, оттого в турнире она стартует аж в пятом туре.
Подобные явления характерны не только для мини-футбола. Вспомните, в какую пропасть сгинули наши некогда медаленосные гандбол и водное поло. Причины, по которым они деградируют, в принципе те же, вот только запас прочности у мини оказался более серьезным. Пока оказался… В случае если кризисные явления в нашей экономике будут нарастать, региональные власти и крупные корпорации, на балансе которых как проекты социального типа пока еще висят мини-футбольные клубы, избавятся от балласта. Определенное исключение в этом плане являет собой МФК «Дина», спонсируемый в основном одним и тем же человеком – ее президентом и владельцем Сергеем Козловым. В ставшие для него лихими нулевые Сергей Анатольевич вырулил на ровную дорогу, команда, которая балансировала на краю пропасти, сохранилась. Но повторись та история хоть в каком формате, получится ли у него пережить новые катаклизмы? Данный вопрос пока остается без ответа.
В настоящее время в России профессиональными мини-футбольными клубами можно считать 12-ть действующих участников Суперлиги плюс две команды, долгое время выступавшие в старой Высшей лиге – до лета сего года второй и последней из профессиональных. Речь о МФК «Алмаз-АЛРОСА» (Мирный) и «Заря» (Якутск). 14-ть на такую страну, как наша… Вот уж, действительно, дальнейшие комментарии излишни.
Чтобы российские сборные (не только национальная, но и студенческая и молодежная) как минимум сохранили рейтинг, добытый их предшественницами, необходима полноценная подготовка квалифицированных футболистов. Без по-настоящему профессионального чемпионата среди по-настоящему профессиональных команд выполнение данной задачи невозможно. В России по-прежнему уйма талантов, выступающих в разных любительских лигах по городам и весям. Но довести потенциально перспективный «материал» до ума можно лишь в рамках профессиональных соревнований. И, если только не свершится самое страшное (существует не лишенное оснований предположение, что после своего избрания на пост президента ФИФА Мишель Платини вычеркнет из системы мирового футбола двух пасынков – мини-футбол и пляжный футбол – подробнее см. в статье «В тени топ-событий»), для поддержания Суперлиги как основы профессионального мини-футбола, без которой национальная сборная попросту потеряет все свои рейтинги и статусы, необходимо проведение реформ уже со стороны Ассоциации мини-футбола России. Реформ, которые как оптимизируют расходы, так и минимизируют риски тех, кто элементарно беден.
Вот о них-то и будет рассказано во второй части данного повествования…