Я пересмотрел матч Россия – Германия спустя 16 лет. Какой же восторг!
Ретроспектива от Андрея Савина.
10 октября 2009 года сборная России проиграла в «Лужниках» сборной Германии (0:1) и лишилась шансов прямого выхода на ЧМ-2010 в ЮАР. Что было дальше – вы прекрасно помните.

Несмотря на провал, ту команду, сохранившую костяк с Евро-2008, можно назвать сильнейшей сборной России в XXI веке. А матч с Германией – по качеству одним из лучших в современной истории.
В эпоху изоляции такие воспоминания (пусть и не самые счастливые) особенно ценны: турнирные интриги, матчи с топ-соперниками, напор, яркость и смелость.
Давайте погрузимся в них еще раз.
Каким я запомнил этот матч?
Суббота, 10 октября, через четыре дня мне исполнится 8 лет. Я только начинаю осознанно смотреть футбол. И сразу важнейший матч отбора на чемпионат мира. Чтобы избежать стыков, нам нужно обыгрывать Германию и Азербайджан в последних турах. При других раскладах с немцами хватит и ничьей, если в последнем туре у них случится осечка в матче с Финляндией.
Конечно, я следил за тем самым Евро-2008, видел великую победу над Нидерландами. Но еще не понимал масштаб – мой момент счастья тогда еще не наступил. Его я готовился получить позже – во время моего первого осознанного ЧМ в ЮАР.
Я знал состав России и основных лидеров Германии и был уверен, что мы можем победить. Мы великолепно проходили отбор, у нас есть Андрей Аршавин, Юрий Жирков, Роман Павлюченко. В то время я был главным фанатом российского форварда «Тоттенхэма» – наверное, никто в мире не болел за него так сильно. Ради Павлюченко даже приходилось включать матчи «Тоттенхэма» в Кубке английской лиги через пиратские сопки.
Дополнительное задание – научиться чему-то у топовых игроков (я только-только начал заниматься в местном ДЮСШ, и тренер часто просил нас смотреть футбол с пользой, выделяя детали, которые могут нам пригодиться). Но главное – победить и заснуть счастливым, представляя любимую сборную на ЧМ.
Игра началась. Нервничаю не меньше Гуса Хиддинка. В шоке от финта Березуцкого в центре поля – кажется, я еще никогда не видел такого техничного центрального защитника. Переживаю из-за промаха Александра Кержакова и момента Владимира Быстрова – ведь «если не забиваешь ты, забивают тебе».

Накаркал. Мирослав Клозе открывает счет на 35-й минуте. В процессе отец разложит мне этот эпизод на атомы и объяснит, что в игре на опережении Клозе нет равных. Я запомню эти слова и буду восхищаться Миро до конца его карьеры. Потом на одной из тренировок я заковыряю что-то, напоминающее мне этот гол Клозе, и поверю, что я в порядке.
Но это потом. А сейчас нам надо забивать два. Второй тайм. И как же мы давим! Момент Аршавина. Сэйв Рене Адлера. Удар Быстрова через себя! Очень близко. Еще чуть-чуть, и немцы рухнут. Хоп, Быстров удаляет Джерома Боатенга. Еще 20 минут – сейчас мы им точно накидаем. Но как же не везет: после удара Игоря Семшова мяч не хочет закатываться в ворота, а в концовке нам не дают два чистейших пенальти. Обидно, несправедливо, но не смертельно. Впереди стыки – там мы точно победим.
Чуть позже я услышу мемную озвучку от Шарашкиной конторы. Это станет для меня комедийным открытием, а некоторые фразочки оттуда я буду использовать спустя даже 15 лет.
Я пересмотрел матч через 16 лет – и испытал восторг
Антураж пробивает до мурашек, особенно сейчас на фоне полупустых трибун РПЛ и спокойной атмосферы на товарищеских матчах сборной. Переполненные старые «Лужники» не умолкали ни на секунду, растягивали баннеры и взрывались во время контратак Аршавина и спорных эпизодов в штрафной Германии в концовке. Через 4 года после того матча я вживую увижу там победу над Португалией (1:0) с тонким ассистом Романа Широкова на Александра Кержакова. Хотя из-за пологих трибун будет трудно разглядеть что-то стоящее.
Важнейший штрих – резиновое поле, которое возвращает в детские воспоминания о лужниковских дерби «Спартака» и ЦСКА и матчах в ЛЧ. Из-за него Йоахим Лев неделю готовил Германию на искусственном газоне в Майнце.

Гуса Хиддинка злило, что на этом заостряют внимание: «Два года назад все тоже говорили, что синтетика «Лужников» будет для нас чем-то вроде тайного оружия. Но вспомните, что случилось потом. Сборная Англии открыла счет после прекрасного удара Уэйна Руни, и никто уже в этот момент про искусственный газон не вспоминал. Так что это все мифы».
Во-вторых, дуэт Василия Уткина и Юрия Розанова – фантастика. Оба в топ-форме и взрывали воображение метафорами. Сдержанный (но слышно, что переживающий) Розанов отлично сочетался с нахально-интеллигентным стилем Уткина. Хотя большую часть игры это был личный стендап Василия: дерзкий, ироничный, тонкий.
Уткин начал с сочных сравнений: «Информация об этом матче плавала как капли жира в хорошем борще. Сколько захотел – столько и поймал».
Делал красивые отсылки: «Рольфес никуда не торопится. Впрочем, куда спешить? Часы-то у нас сегодня швейцарские в матче».
Смущал Розанова и Журавеля едкими замечаниями и мастерски снимал напряжение: «Приехал президент. Предыдущий, кстати говоря, последний раз был на «Спартак» – «Бавария», ноль три… Это другой был президент. О, у нас уже кворум в вип-ложе: и президент, и премьер».
Подшучивал над соперником: «Лукас Подольски уже не первый раз спорит. Я думаю, надо ему как-то объяснить, что у нас есть прекрасный город в Подмосковье, который его ждет не дождется».
Критиковал игру ногами вратаря Рене Адлера еще до того, как это вошло в моду: «Вы, Адлер, наверное, поучитесь у одного другого вратаря. Мы вам его потом покажем», – при этом Василий имел в виду не сидящего в запасе Ману Нойера.
Панч про Клозе – фирменный почерк Уткина. В напряженной концовке незамысловатый каламбур звучал настолько органично и живо, что моментально пробивал улыбку: «Миро Клозе. Когда я сказал, что он один из лучших нападающих мира, я имел в виду, что Миро – это его имя».
Но больше всех досталось 21-летнему Джерому Боатенгу. Уткин высоко оценил дебют в сборной: «Немцы исполняют штрафной. Боатенгу доверяют все. Сразу с первого матча равноправный член сборной. Правда, талантливо пробил сейчас. Когда-нибудь соберет внуков, сядет: «Бил я первый раз штрафной за сборную».

Блестящий перформанс Уткина гармонично сочетался с потрясной игрой. Россия на равных создавала остроту в первом тайме. Кержаков бил с лету из штрафной после выноса со своей половины, Жирков ударил выше с опасного штрафного, Быстров запорол выход один на один после паса Аршавина, Василий Березуцкий не дотянулся до подачи Аршавина со штрафного. Германия ответила двумя моментами Лукаса Подольского (первый удар заблокировал Сергей Игнашевич, а второй улетел выше) и голом Клозе.
Во втором тайме Россия прижала немцев: мощная десятиминутка в начале с сэйвами Адлера после ударов Аршавина, добиванием Кержакова, попыткой Быстрова ножницами, шансом Семшова в быстрой атаке, спорным единоборством Аршавина и Михаэля Баллака и стопроцентным пенальти на Быстрове в конце.
Тот матч приятно впечатлил и сейчас вопреки ожиданиям. Переживал, что футбол прошлого на фоне современного окажется несмотрибельным из-за низких скоростей и постоянной борьбы, но это до сих пор классное зрелище. Во многом благодаря сборной России.
Идеи Хиддинка на матч с Германией – современный футбол топ-клубов
В стартовых составах обошлось без больших сюрпризов, но были важные детали, определившие рисунок матча. Во-первых, Лев выпустил на правый фланг обороны дебютанта Боатенга и перевел налево Филиппа Лама. Во-вторых, Хиддинк удивил Аршавиным на позиции десятки и выделил особую роль Семшову.

Семшов стартовал слева, но не был привязан к флангу. Открывался между линиями с позиции десятки.

И разыгрывал в глубине как правый опорник. Тут Игорь классно разбил прессинг проникающей передачей направо, а Быстров изумительно подыграл пяткой на ход Зырянову.

По сути, это современный футбол. Ложный вингер отскакивает в середину и формирует четверку полузащитников, освобождая фланг для подключений атакующего левого защитника. Десятка свободно ищет мячи. В центре поля игроки не привязаны к позициям, хаотично передвигаются и примеряют на себя роли глубинных плеймейкеров и адресатов между линиями. Даже крайние защитники чересчур похожи на современных. В первом тайме Россия использовала асимметричные фланги: Жирков заполнял зону высоко на фланге, а Александр Анюков оставался ниже.
Главная проблема – очень не хватало качественного продвижения. Германия вообще не прессинговала (шок!), отходила к центральной линии и выстраивалась в 4-4-2. Центральные защитники могли стоять с мячом по 10 секунд и не рисковать. Минимум обострений, максимум перекатываний и техничных разворотов Василия Березуцкого без сопротивления.

Для передачи вперед приходилось ждать спусков Семшова, Аршавина и Зырянова. Либо ловить динамику в переходах.
Как же восхищают Швайнштайгер и Озил!
Хиддинк сковал Германию персоналкой и вязким средним блоком. Вингеры встречали крайних защитников в момент приема. Аршавин прикрывал опорника Симона Рольфеса (возможно, выход полузащитника «Арсенала» в центре – попытка Хиддинка разгрузить лидера сборной в обороне). Константин Зырянов подхватывал Михаэля Баллака. Кержаков отскакивал к ближайшему центральному защитнику. А крайние защитники следили за спусками Швайнштайгера и Подольского. Выглядело очень плотно.

Шероховатости возникали, когда крайние защитники застревали внизу, боясь оголить зону за спиной, а остальные партнеры чересчур увлекались персоналкой. Лучше всех системную слабость чувствовал Швайнштайгер.
Тут Басти открылся в полуфланге и продвинул атаку на чужую треть. Игроки сборной России заняты прямыми оппонентами и не встречают. Например, на втором скрине Аршавин не смещается к немцу, а контролирует центральную ось, Зырянов спиной к мячу и следит за движением Баллака.

Швайни – главный спонсор динамики. Тонко считывал пространство, подыгрывая в полуфланге и врываясь в штрафную.

И красиво разбирался в сложных эпизодах.

Второй герой – Месут Озил. Во-первых, дисциплинированно прикрывал середину без мяча. Во-вторых, давал динамику в переходах, подстраивался под движение Клозе и обстукивался с Подольским. Вместе с Лукасом Озил нарисовал победную атаку.

После перерыва Германия не создавала явных моментов, но вся острота связана именно с действиями Озила и Швайнштайгера. Оба разгоняли выпады, подставлялись под фолы и прикладывались из-за штрафной (Швайни опасно стрелял с левой, а удар Озила задел перекладину).
Россия доминировала во втором тайме – благодаря заменам Хиддинка
В перерыве Хиддинк убрал Денисова и выпустил Дмитрия Торбинского. Замена дала комплексный эффект.
Во-первых, больше пасующих футболистов в центре. Денисов редко участвовал в розыгрышах, в том числе потому что его прикрывали Озил и Клозе. За мячом приходилось спускаться Семшову и Аршавину – из-за этого пустовали зоны впереди.
Во-вторых, Торбинский дал опцию для подключений Анюкова, уходя и в середину и освобождая ширину. В первом тайме рейды Жиркова были редкими. Возможно, из-за Швайни, который опасно контратаковал и дисциплинированно защищался (да, я фанат Швайни!). Во втором Россия чаще давила двумя флангами.
В-третьих, Хиддинк перестроился на двух полузащитников в глубине – Семшова и Зырянова, который во втором тайме поражал интеллектом, сияя в разных сценариях. Например, вскрывал зону за спиной элегантными закидушками – так пришел момент с ударом Аршавина и добиванием Кержакова.

Быстро переводил на фланг ради изоляций Быстрова.

Разворачивал Озила улиткой и отдавал проникающие в штрафную.

В-четвертых, Быстров перешел на левый фланг, где отвозил Боатенга. Начал еще в первом тайме, когда посадил на желтую после спринта. И закрепил удалением во втором. Между этим еще пару раз улетел на скорости, отрезал Боатенга вместе с Пером Мертесакером откатом на Аршавина, подключил пяткой Жиркова.
После матча Хиддинк признавался, что появление Быстрова слева – продуманный ход специально под Боатенга: «Мы готовили этот шаг. Быстров здорово проявил себя слева, хотя в первом тайме справа ему не давал играть Лам. Мы не знали, кто у немцев выйдет правым защитником: Лам, Фридрих или Боатенг. Там появился Боатенг, и мы решили отправить Быстрова во втором тайме налево, где у него получилось обострить игру».
Уже после ухода Боатенга Быстров продолжил накручивать Арне Фридриха – однажды легко пробросил мимо защитника перед подкатом в штрафной.
Что впечатлило еще?
● Мощь Баллака. Вспахивал центр поля 90 минут (но даже так не всегда успевал), сбивал темп фолами и рубился на стандартах.

● Грандиозность Аршавина. Либо подготовкой, либо завершением поучаствовал во всех опасных моментах России в атаке. Поразило, как он спокоен под давлением и устойчив в стыках: несколько раз разгонял быстрые выпады с Баллаком и Рольфесом на плечах, каждый раз оставался на ногах и находил варианты для обострения (создал шанс Быстрову в первом тайме и Семшову во втором).
***
В конце репортажа Василий Уткин, как будто зная наперед, пробросил: «Будем ждать стыки. Ничего страшного, в общем-то, нет. Просто лучше было бы без них. Лучше бы было, конечно, без них».
Дальше было больно, но сейчас гораздо хуже. Матчи сборной давно не дарят эмоций, товарищеские игры не сравнятся с накалом отбора, счастливыми моментами на крупных турнирах и любимым подсчетом раскладов. Когда-нибудь все наладится. Надеюсь, очень скоро.
Фото: Gettyimages.ru/Martin Rose/Bongarts/Getty Images; East News/NIGEL TREBLIN / DDP / ddp images/AFP; РИА Новости/Антон Денисов
Посмотрите обзор, это один из лучших по моментам матчей наших, что я помню.