4 мин.

Братское дерби Глазго

Макадамы против системы

Про «Старую Фирму» говорят всякое. Чаще других встречается версия, что название дерби появилось с легкой руки газетчиков The Scottish Referee в начале XX века. Журналисты опубликовали карикатуру с намеком на партнерские отношения двух соперников, мол вражда враждой, а денежки считаем вместе. Ни с того ни с сего такие подколы обычно не рождаются, слухов и разнообразных теорий хватало. К примеру, клубы обвиняли в искусственном увеличении очных противостояний за счет дополнительных переигровок в кубковых матчах. Допустим, даже если вражда отчасти сфабрикована ради денег, факт реальной ненависти никуда уже не денется: классический поединок католиков против протестантов навсегда поделил Глазго надвое. Невозможно представить, что члены одной семьи оказались по разные стороны соперничества, это вам не Ливерпуль! Но подождите…

Именно это произошло в сумасшедшие для шотландского футбола 80-е. И речь не о какой-то обычной или, допустим, знаменитой семье болельщиков: материализовалась такая редкость непосредственно на поле. Субботняя заруба защитника «Селтика» Тома Макадама со своим старшим братом Колином из атаки «Рейнджерс» на пару сезонов стала дополнительной причиной сходить на стадион и занести в кассы вечных конкурентов свои кровные.

Братья Макадам в одном из 8 очных дерби

Нередкая в спорте штука, когда младшие братья, соревнуясь со старшими, быстрее прогрессируют. С этой точки зрения — неудивительно, что именно Том добился большего успеха. После не самого удачного периода в «Данди Юнайтед» в 1977 году он примерил бело-зеленую полосатую форму без номеров на спине и остался в ней аж на 261 матч, выиграв три титула чемпиона и два кубка. По иронии, изначально Тома подписывали как игрока атаки, но не пошло. Его звездный час — миграция в центр обороны в концовке сезона 1978/79, когда «Селтик» боролся за титул как раз с «Рейнджерс». В решающем матче против главных врагов Том блистал в защите, помог команде отыграться с 0:1 и победить 4:2, хотя «Джерс» устраивала ничья и они играли в большинстве. Эта победа принесла «Селтику» чемпионство, а Тому — легендарный статус в окрестностях и за пределами «Паркхэда».

Колин перешел в стан The Light Blues в 1980-м. Его роскошная шевелюра и репутация бесстрашного бойца подарили логичное прозвище — The Beast. А уже через три месяца после трансфера Колин забил «Селтику» дважды. «Он потом всю жизнь меня этим дразнил», — смеялся как-то раз Том.

Братья встретились в восьми дерби, и символично, что каждый одержал по четыре победы. Самый яркий из этих матчей — финал Кубка лиги 1984 года на «Хэмпден Парк», где «рейнджеры» победили благодаря хет-трику перспективного Алли Маккойста.

Историю братьев Макадам можно назвать светлой страницей «Олд Фирм». Оба игрока до сих пор любимы болельщиками. Вне поля они были близки, но на газоне готовы были вдребезги разбиться за свои клубы — тут всё как положено. Их противостояние добавило перца дерби в эпоху, когда доминирование «Рейнджерс» и «Селтика» пошатнулось из-за гремящей на всю Европу «Новой Фирмы» — схватки «Данди Юнайтед» с «Абердином» сэра Алекса Фергюсона. Впрочем, это уже совсем другая история.

К сожалению, в 2013 году Колин скоропостижно скончался от осложнений после сердечного приступа. Размышляя о жизни брата, Том с грустью вспоминал, что их противостояние мотивировало его: «Эти матчи — прекрасные воспоминания. Я всегда буду гордиться тем, чего мы с Колином достигли».

Подписывайтесь на блог «Истоки» во «ВКонтакте» и на Sports.ru