Алло, мы ищем таланты
В те же дни, когда Олег Романцев ломал голову над тем, как сыграть против югославов без нападающих, отыскать которых в стране после многолетних поисков он почти отчаялся, другой тренер сборной России -- юношеской -- Юрий Смирнов раздумывал, кого бы из четырех имеющихся у него в наличии интереснейших форвардов предпочесть. Отечественный молодежный футбол в свое время был на высоте, достаточно вспомнить последние из его регулярных побед -- на Олимпиаде-88 и чемпионате Европы-90. "Золотая молодежь" образца 90-го (Канчельскис, Шалимов, Кирьяков etc.) потом еще долго была лучшим, что Россия могла предложить футбольному миру. Но с тех пор и здесь сплошные провалы: кризис расползавшейся по швам системы больнее всего ударил по детскому спорту. Теперь это согласно всем демографическим законам сполна ощущает на себе и мающаяся от дефицита достойных кандидатов национальная команда.
Вышеупомянутая смирновская сборная семнадцатилеток, что представляет сейчас Россию на юношеском чемпионате Европы в Англии, может стать прорывом из поры безвременья. Пока непонятно, заиграет ли кто-нибудь из нее в "МЮ", "Интере" или хотя бы "Кайзерслаутерне". Но по крайней мере едва ли не впервые с приснопамятного 90-го года перед командой ставится задача выиграть медали.
После двух туров чемпионата Европы сборная России имеет все шансы на выход в четвертьфинал: 27 апреля в Йорке ее устроит ничья в матче с голландцами, а при некоторых раскладах -- даже поражение. Все могло бы быть совсем прекрасно, увенчайся успехом почти 80-минутный (столько длится игра в юношеских турнирах) штурм польских ворот россиянами в первый день турнира. Тот матч принес лишь массу неиспользованных моментов и нулевую ничью, зато следующий -- против значительно более сильной турецкой сборной -- был благодаря тактическому переустройству выигран (1:0).
Чемпионаты семнадцатилетних, кроме всего прочего, отменная ярмарка талантов. В этом возрасте уже можно говорить о степени одаренности того или иного футболиста, и в то же время еще далеко не все из них разобраны суперклубами. Едва ли не половину зрителей на турнирах сборных в этой возрастной категории составляют специалисты, селекционеры, агенты. Проанализировав центральную трибуну стадиона в Халле, где проводила первые свои матчи российская сборная, я без труда вычислил по меньшей мере десяток людей явно не праздного вида с блокнотами или папками для бумаг, а также ксерокопиями стартового протокола.
Один из них, селекционер лидирующего в бундеслиге "Шальке-04", сидел на матче Россия -- Турция лишь рядом ниже меня. Клубную принадлежность этого мужчины лет сорока в очках в тонкой оправе выдала клубная символика на листках его блокнота. В нем (удержаться от соблазна заглянуть через плечо было невозможно) -- несколько записей по-немецки. Понятными мне оказались лишь фамилия "Lojkin", цифра "3" да восклицательный знак в конце фразы. Капитан и либеро сборной России Андрей Ложкин, игравший под третьим номером, неплохо справлялся с организацией обороны и только что пробил со штрафного в перекладину -- поэтому то, что восклицание относится к нему, вне сомнений.
В перерыве матча решаю покончить с невольным шпионством и знакомлюсь с селекционером "Шальке", который представляется Патриком. "Все эти люди -- наверняка, как и вы, агенты -- приехали посмотреть игру сборной России?" -- "Полагаю, скорее их привела сюда сенсация, которую устроили турки в первом туре, обыграв голландцев. Одного их игрока уже купил леверкузенский "Байер". Но, думаю, теперь многим понравятся русские". -- "Вам приглянулся наш защитник, третий номер?" -- "Тише, нас могут услышать те джентльмены в галстуках", -- отшучивается немец, но потом всерьез поясняет, что один из них -- агент "Эйндховена". "А номер 11, Анатолий Герк? Он лучший пока на поле", -- не отстаю я. "Насколько я знаю, этого игрока уже перехватил "Андерлехт", причем перехватил у "Баварии". А тот уровень цен, который непосилен "Баварии", едва ли устроит нас". -- "О кей, и все же -- кого из сборной России вы могли бы посоветовать своему клубному руководству?" -- "До подписания контракта вам об этом никто из настоящих селекционеров не расскажет, разве что желая сбить с толку".
Воспитанник московской "Академики", а теперь вот уже неделю как игрок "Андерлехта", Анатолий Герк действительно был ключевым звеном в тактике россиян, избранной на встречу с турками. Уступив инициативу, команда Юрия Смирнова благоразумно играла "второго номера". Подавляя россиян "физикой", сборная Турции до перерыва ничего из этого перевеса не выжала. Зато трио форвардов Данишевский -- Герк -- Гребнев превращало в голевой момент каждую вторую свою контратаку, и гол первого в этой сборной легионера на 37-й минуте был логичен. А кроме того -- красив: Герк зряче убрал на замахе противника и с бильярдной точностью положил мяч в избранный угол ворот. Несколько человек на центральной трибуне отложили блокноты и зааплодировали.
После перерыва на поле уже безраздельно хозяйничала сборная Турции, если не считать такую пикантность, как индивидуальный рейд все того же Герка, которого уложили на газон штрафной, но явно отставший от этого рывка судья на пенальти не решился. Весь второй тайм сборная Турции смотрелась мобильнее, мощнее, взрослее. Возможно, взрослее она и была -- проблема списания года-двух в паспортах молодых футболистов до сих пор не решена, и явные признаки многолетней бритости на щеках турецких "семнадцатилеток" говорят в защиту этой гипотезы. Звенели штанги ворот Сергея Иванова, мяч катался "по ленточке", но не пересекал ее. Как сборная России умудрилась выстоять в сложнейшие и сумбурные минуты -- я понял только после матча, когда Юрий Смирнов вытащил из кармана спортивного свитера подкову. "Это мне подарили на счастье, сказали -- снята с ноги лучшего российского скакуна. Не забыть бы ее теперь в гостинице перед игрой с голландцами".
Халл