9 мин.

Электромотоциклы vs бензиновые в 2025 году – сравнение, плюсы и минусы, какой выбрать

В скором времени планирует запретить продажу новых бензиновых мотоциклов, это уже действует для маломощных моделей. Города вводят зеленые зоны, куда пускают только электротранспорт. Во многом поэтому вопрос выбора между электромотоциклом и бензиновым стал актуален. К тому же за последние годы совершен мощный технологический прорыв в электромотоциклах. Они экономически выгоднее и на них действуют различные городские программы с бесплатной парковкой, разрешением езды на полосах для общественного транспорта. Однако бензиновый лучше использовать для дальних поездок (более 300 км без дозаправки) и в экстремальных условиях (бездорожье, морозы более -20°C).

На рынке мотоциклов появляется много моделей электробайков, технологии которых постоянно развиваются, и сейчас уже есть аккумуляторы на 400+ км пробега. При этом происходит снижение цен на электробайки благодаря локализации в Индии/Китае и повышение бензиновых из-за эко сборов.

Экипировка мотоциклиста: как выбрать защиту и одежду

Что такое электромотоцикл и бензиновый мотоцикл?

Электромотоцикл движется за счет электродвигателя, питаемого от аккумулятора. Не имеет коробки передач, выхлопной системы и традиционных жидкостей (масло, антифриз). У него мгновенный крутящий момент – разгон с места быстрее бензиновых аналогов. Запас хода составляет 100–400 км и зависит от модели и режима езды. Заряжается аккумулятор 2–8 часов (быстрая зарядка до 80% за 30–40 мин). У него дешевая эксплуатация и минимальное обслуживание (нет масла, фильтров, цепи). Кроме этого он едет практически бесшумно и не загрязняет воздух. Однако электромотоцикл имеет ограниченный пробег на одном заряде. Зарядные станции имеются пока что в минимальных количествах (особенно за городом). И высокая цена аккумуляторов, на случай его выхода из строя.

Бензиновый мотоцикл использует двигатель внутреннего сгорания (ДВС), работающий на бензине. Он требует регулярного ТО (замена масла, фильтров, свечей). На одном заправленном баке можно проехать около 300–600 км. А заправиться можно очень быстро и практически где угодно (заправок много на всех основных трассах РФ), и это займет около 3-5 минут. Однако в обслуживании такие мотоциклы дороговаты, они шумные и создают вредные выбросы в воздух.

Полная ночная зарядка электромотоцикла Zero SR/F (14.4 кВт·ч) стоит около 50 руб. А бак бензина (АИ-95) для Yamaha MT-07 (14 л) на 300 км обойдется в 1 200 руб. Стоимость ТО у электро составит 3 000-5 000 рублей, а у бензинового 15 000-2500 рублей.

В России требуются права как на электромотоцикл, так и на бензиновый, а категория зависит от его характеристик. Для детских электромотоциклов (до 14 лет, с мощностью менее 250 Вт) они не нужны. Модели до 250 Вт со скоростью менее 25 км/ч – приравнены к велосипедам и такие электромотоциклы можно использовать без прав.

Сравнение характеристик электромотоциклов и бензиновых мотоциклов

Основные характеристики мотоциклов можно выделить следующие:

  • Мощность и динамика разгона.

  • Дальность поездки на одном заряде/баке.

  • Стоимость эксплуатации (топливо, электроэнергия, ТО).

  • Экологичность и шумность.

Сформировали таблицу со сравнением основных характеристик электро и бензиновых мотоциклов. Для сравнения взяли Zero SR/S и Yamaha MT-09.

Характеристика

Электромотоцикл (Zero SR/S)

Бензиновый мотоцикл (Yamaha MT-09)

Дальность поездки

150-200 км

300-450 км

Стоимость эксплуатации

Низкая

Средняя-Высокая

Время зарядки/заправки

4-8 ч (220В), 1 ч (DC)

3-5 минут

Шумность

Минимальная, 55 дБ (шепот)

Высокая, 85-100 дБ (шум двигателя)

Экологичность

Высокая

Низкая

Разгон 0-100 км/ч

3.3 сек

4.1 сек

Передачи

1 скорость (автомат)

6 передач

Макс. скорость

200 км/ч

240 км/ч

Стоимость проезда 100 км

15-30 руб.

150-300 руб.

Прогрев зимой

Не требуется

Обязателен (5-10 минут)

Плюсы и минусы электромотоциклов

Преимущества можно выделить следующие:

  • Экономия на топливе и обслуживании. Электричество дешевле бензина в разы (15–30 руб. за 100 км – против 150–300 руб.). Минимум ТО: нет масла, фильтров, свечей, ремня/цепи.

  • Хорошая динамика и управляемость. Мгновенный крутящий момент, з счет чего разгон с места быстрее бензиновых аналогов. Нет коробки передач и происходит плавное ускорение без переключений.

  • Экологичность. Нулевые выбросы в воздух и можно ездить в зеленых зонах городов. У него тихая работа и уровень шума менее 55 дБ.

  • Комфорт эксплуатации. Не требует прогрева – готов к поездке в любую погоду. Меньше вибраций и плавный ход даже на низких скоростях

  • Современные технологии. Есть различные режимы езды и умные системы с диагностикой и управлением этого транспорта.

Из недостатков:

  • Ограниченный запас хода. 150–200 км (зимой – на 30–40% меньше). Есть зависимость от зарядки – дальние поездки требуют тщательного планирования.

  • Долгая зарядка. Дома (220В): 4–8 часов до 100%. Быстрая зарядка (DC): 30–60 мин до 80%, но сокращает срок службы батареи.

  • Высокая стоимость. Цена нового электромотоцикла от 600 000 руб. (против 300 000+ руб. за бензиновый). Замена батареи обойдется в 200 000–500 000 руб. через 5–8 лет.

  • Проблемы с инфраструктурой. Мало зарядных станций за городом. Не везде есть сервисы для ремонта.

  • Вес и баланс. Тяжелее бензиновых (из-за батареи), им сложнее управлять на низких скоростях.

Электромотоцикл подойдет городским жителям, кто планирует ездить на короткие дистанции, без пробок и по экозонам. Отлично подойдет Курьеру/доставщику – будет приличная экономия на топливе при ежедневных поездках. Техноэнтузиасты тоже оценят этот вариант, они любят инновации и цифровые функции.

Плюсы и минусы бензиновых мотоциклов

Преимущества бензиновых мотоциклов:

  • Автономность и свобода передвижения. Большой запас хода (300-600 км на одном баке), быстрая заправка за 2-5 минут на любой АЗС. Не зависит от зарядной инфраструктуры и можно ехать куда угодно

  • Доступность и выбор. Широкий ценовой диапазон, от 100 000 руб. за поддержанный до 2+ млн за премиум. Огромный выбор моделей (от мопедов до спортбайков) и развитая сеть сервисов – ремонт возможен даже в гараже.

  • Долговечность и ремонтопригодность. Ресурс двигателя 200 000+ км при правильном обслуживании. Есть возможность капитального ремонта в отличие от батарей электробайков. И хорошая доступность запчастей, как оригинальных, так и аналогов

  • Универсальность. Подходят для любых условий, от города до бездорожья. Стабильная работа в любую погоду (жара, мороз, влажность).

  • Динамика и эмоции. Характерный звук двигателя, многие мотолюбители ценят рев мотора. Механическое управление – это классика и приносит удовольствие от переключения передач. Присутствует возможность тюнинга: чип-тюнинг, выхлопные системы и др.

Из недостатков можно выделить:

  • Высокие эксплуатационные расходы. Дорогое топливо (150-300 руб. за 100 км). Регулярное ТО (масло, фильтры, цепи каждые 5 000 км). Дорогой ремонт двигателя (от 80 000 руб. за капремонт)

  • Экологические ограничения. Выбросы CO2, шум и есть запреты в экозонах некоторых городов.

  • Сложность эксплуатации. Требуется прогрев двигателя и особенно зимой. Имеются приличные вибрации (особенно у 1-2 цилиндровых моделей). Необходимость переключения передач для новичков станет непростым процессом в обучении.

  • Техническое обслуживание. Регулярная замена масла, фильтров, свечей, обслуживание цепи, регулировка клапанов.

  • Будущие возможные ограничения и растущие налоги на бензиновую технику.

Бензиновый мотоцикл отлично подойдет путешественникам для дальних поездок, энтузиастам (ценителям механики и звука), жителям регионов с плохой зарядной инфраструктурой и бюджетным покупателям из-за более низкой цены товара.

Советы по выбору типа мотоцикла в 2025 году

Перед выбором мотоцикла нужно определить свои потребности, бюджет и примерно понимать какой будет пробег за день. Кроме этого важно понимать какие будут поездки: городские, по трассе или по бездорожью и есть ли зарядки в вашем регионе для электромотоциклов.

Выбирайте электромотоцикл, если:

  • ездите до 150 км в день;

  • есть домашняя зарядка или зарядки у работы;

  • важна экономия (топливо + обслуживание в 5-10 раз дешевле);

  • хотите минимум обслуживания;

  • нужен бесшумный транспорт (ранние выезды/поздние возвращения);

  • необходим доступ к экозонам (где запрещены двс).

Для городских условий с пробегом до 150 км/день электромотоциклы часто оказываются выгоднее уже через 2-3 года эксплуатации.

Выбирайте бензиновый мотоцикл, если:

  • происходят частые поездки за город на дальние расстояния (300+ км без дозаправки);

  • хотите ездить в экстремальных условиях (мороз, бездорожье);

  • бюджет до 500 000 руб.;

  • любите механику и звук двигателя;

  • нет стабильного доступа к зарядкам электромотоциклов.

Выделим Топ-3 модели 2025 для разных задач:

  • Лучший городской электро: Zero SR/S (1.1 млн руб., 200 км).

  • Лучший универсал (бензин): Honda CB500X (600 000 руб.).

  • Лучший бюджетник: Yamaha MT-03 (400 000 руб.).

А избегать нужно электромотоцикл взрослый, с пробегом более 30 000 км (ресурс батареи), бензиновых моделей без катализатора и китайских noname-брендов (сложности с запчастями). В России сейчас популярен электромотоцикл Ducati, однако это китайский аналог итальянского бренда.ECO Ducati Panigale S Black можно будет приобрести в районе 400 000-450 000 рублей.

Что выбрать в перспективе?

С 2026 по 2030 планируется появление дешевых электромоделей (от 400 000 руб.). К 2030 году электромотоциклы можно будет купить вероятнее всего на 30% дешевле благодаря новым батареям, иметь запас хода 400+ км (уже сейчас Energica Experia – 400 км) и заряжаться за 15 минут, за счет технологии сверхбыстрой зарядки. В планах, что новые бензиновые модели 2025-2030 года будут на 15-20% экономичнее (2.5-3.5 л/100 км).

До 2030 года выгодно покупать подержанные бензиновые модели. Ожидается, что к 2040 году 80% новых мотоциклов будут электрическими, но 150+ млн. бензиновых останутся на дорогах. Бензиновые мотоциклы постепенно превратятся в коллекционные предметы (как виниловые пластинки), специнструмент для экспедиций, спорта, или культурный феномен байк-сообществ.

Электромотоцикл – отличный выбор для города за счет дешевой эксплуатации, отсутствия пробок на заправке, тишины езды, но пока он уступает бензиновым в автономности и цене. Решение зависит от ваших задач, бюджета и инфраструктуры города. Обязательно проверьте наличие зарядных заправок поблизости и проверьте качество топлива на местных АЗС. И если вы любите путешествовать и экстремально поездить по бездорожью, то приобретайте бензиновый мотоцикл. Правильный мотоцикл – это тот, который: соответствует вашим ежедневным задачам, не становится финансовой обузой и доставляет удовольствие при каждой поездке.

Шлем для мотоцикла: какие бывают и как выбрать

Как выбрать резину для мотоцикла: дорожная, спортивная, эндуро