20 мин.

Как выбрать мотоэкипировку – гайд как собрать комплект для начинающих

Многие начинающие мотоциклисты не имеют представления о том, как выбрать мотоэкипировку, какой минимальный комплект необходим и как его собрать. Если обратиться к ПДД, то в п. 2.1.2 описаны общие обязанности водителей, где указано, что «минимальный набор» мотоциклиста – это шлем. Но суть в том, что ездить предстоит не по правилам, а по дорогам, поэтому одного шлема, очевидно, будет недостаточно. Чтобы помочь начинающим мотоциклистам, в данном материале будет подробно рассмотрен вопрос о том, как выбрать мотоэкипировку, которая не только будет удобной и недорогой, но и обеспечит максимальную защиту.

Как подготовить мотоцикл к сезону

Обязательный минимум

Необходимый минимум – это набор средств, без которых езда запрещена, причем не только по ПДД, но и по соображениям безопасности. Итак, вот какая экипировка нужна для езды на мотоцикле.

Шлем

Шлем – самая важная часть экипировки мотоциклиста. Именно он защищает одну из наиболее важных частей тела человека – голову. В этом случае лучше отдать предпочтение шлему-интегралу закрытого типа, выбирая модель в соответствии с бюджетом. Неплохими вариантами являются бюджетные модели, изготовленные из поликарбоната. Например, можно купить что-то вроде китайского LS2 (модель FF320) или корейского HJC CS-15. В первом случае в шлеме предусмотрен внутренний солнцезащитный визор, но второй дешевле. Хотя они довольно тяжеловаты (вес примерно по 1,6 кг.), но этот недостаток компенсируется их преимуществами.

Бюджетные шлемы из поликарбоната стоят примерно 6000-7000 руб., но цена может быть и выше. Она меняется не только исходя из материала изготовления или характеристик, но и в зависимости от расцветки. В некоторых случаях переплата того стоит, т. к. яркий шлем позволяет выделиться среди других участников дорожного движения, да и в целом повышает заметность на дороге. Так что более высокая стоимость шлема яркого цвета может быть оправдана.

Перчатки

После того как был выбран шлем, следующее, на что стоит обратить внимание, – перчатки. В случае падения с мотоцикла первая часть тела, которая получает повреждения, – кисти. Но как выбрать перчатки для мотоцикла?

Кожа или текстиль?

Отлично, если у байкера несколько пар перчаток: одна для холодного времени года, а другая для теплого. Да и в непогоду сухая пара перчаток не помешает. Хотя при сборе базового комплекта стоит остановиться только на самом необходимом.

В жаркую погоду перчатки из легких материалов будут идеальным выбором, но если говорить о более универсальном варианте, то ничто не сможет сравниться с кожаными моделями. Подобные аксессуары теплее, обеспечивают более качественную защиту и не так быстро промокают. Так что кожаные перчатки – это лучший выбор.

Защитные накладки

Важно, чтобы перчатки для мотоцикла имели жесткие защитные накладки. Чаще всего они изготавливаются из следующих материалов:

  • резина;

  • пластик;

  • карбон.

В целом, материал накладок не так важен, важно просто, чтобы они присутствовали и находились в нужных местах.

Накладки, расположенные на костяшках пальцев, выглядят интересно, поэтому большинство производителей дополняют ими перчатки. Но если таких накладок нет, то ничего страшного, ведь в случае реальной аварии они не принесут никакой пользы. Люди, падая на землю, выставляют руки перед собой, касаясь асфальта или земли не костяшками, а тыльной стороной ладони. Так что лучше, чтобы защита находилась в этом месте, а не где-то еще.

Также лучше всего, чтобы и ладонь была защищена с помощью дополнительного (усиленного) слоя кожи или замши, причем второй вариант более удачный. Производители, заботящиеся о качестве своих изделий, дополняют ими даже легкие перчатки-сеточки. Таким образом рука не скользит на рукоятке руля, а ладонь полностью защищена от повреждений, получаемых при падении. Самые «продвинутые» модели также предусматривают усиление мизинца, в некоторых случаях он даже соединяется с безымянным пальцем. Но в большинстве случаев это касается профессиональных спортивных перчаток.

Застежка

Важно обратить внимание на фиксацию перчатки на руке. Чаще всего эту роль выполняет застежка-липучка, но также существуют и другие варианты:

  • кнопки;

  • молнии;

  • крючки.

В этом случае важно понимать, что первый вариант будет более надежным и практичным. Лучше всего, чтобы застежка находилась на верхней части запястья, т. к., если мотоциклист свалится на дорогу и начнет скользить по асфальту руками, она может расстегнуться или вовсе оторваться. Поэтому лучше отдавать предпочтение более дорогостоящим и более качественным моделям с хорошей застежкой.

Погодные условия

Довольно часто можно найти перчатки, изготовленные из перфорированной кожи. Хороший это вариант или нет – дело вкуса. С одной стороны дырочки предотвращают повышенное потоотделение в жаркие дни, а с другой – промокают моментально во время дождя. Так что каждый мотоциклист должен для себя решить с какими неудобствами он готов мириться.

Более важной характеристикой является выбор длины модели – короткая или длинная. В первом случае перчатки будет легче надевать и в них не так жарко в теплую пору году. В то же время длинные – более практичный вариант. Например, можно заправить их раструбы в рукава, тогда ветер будет загонять поток воздуха под куртку и охлаждать тело во время жары. В то же время, выпустив их наружу, можно сохранить тепло в холодные дни.

Стоимость качественных перчаток

Приняв решение о покупке длинных кожаных перчаток, важно понимать, что их цена не будет низкой. Лучшие модели будут стоить от $200 и более. Для новичка такой вариант не является необходимостью, ведь можно остановиться и на более дешевых моделях. Например, приобрести перчатки французской марки Five, модель RFX4, которая стоит 5000-6000 руб. Можно взглянуть и на более дешевые варианты, выпущенные компанией MCP. Стоимость таких перчаток составляет 3000-4000 руб. Из популярных моделей этой фирмы можно выделить:

  • Alpinestars;

  • Dainese;

  • Revit.

Перчатки – это, наверное, единственный элемент экипировки для мотоцикла, который можно купить даже на Aliexpress. В этом случае стоит обратить внимание на копии известных брендов и внимательно изучить отзывы. Если выбрать хороший вариант, то он практически не будет отличаться от оригинала, при этом его стоимость будет заметно ниже.

Шлем и перчатки – это вся необходимая экипировка?

Если у водителя есть шлем и перчатки, то, согласно ПДД, он имеет право начать движение, поэтому многие владельцы мотоциклов так и делают. Но важно понимать, что для такой езды у водителя должно быть достаточно опыта и новичкам такой подход категорически не рекомендован. Если уж совсем ограничен бюджет и нет возможности купить плотные и прочные брюки с курткой, то можно хотя бы надеть обычную джинсовку. Но этот вариант не самый надежный и безопасный, поэтому далее будут рассмотрены и другие элементы экипировки мотоциклиста, которые обеспечат надежную защиту.

Защита туловища

После того как были защищены голова и руки, важно подумать и о теле. Обычная одежда (майка, куртка и т. д.) не обеспечит надежную защиту в случае падения, поэтому лучше купить специализированную мотоциклетную куртку. Если позволяет бюджет, то хорошим решением будет приобрести сразу несколько моделей, предназначенных для использования при различных погодных условиях. Но если говорить о базовом комплекте, то будет достаточно одного, универсального и недорогого варианта. Итак, как выбрать хорошую мотоциклетную куртку?

Как выбрать качественную куртку

К сожалению, кожаные куртки хоть и выглядят эффектно, но в некоторых ситуациях они бестолковы. Например, в жаркую погоду в них очень жарко, в дождливую они впитывают воду и потом их сложно высушить, а в холод они оказываются не самыми теплыми. Но учитывая все недостатки, кожаные мотоциклетные куртки имеют и свои преимущества, главное из которых – хорошая защита при падении. Так гонщики, потерявшие управления, оказываются на асфальте и при этом, чаще всего, не получают серьезных повреждений, а все потому, что они носят кожаные комбинезоны.

Но здесь также важно понимать, что городские улицы и дороги общего пользования – это не гоночные треки и просто проскользить по асфальту, а потом как ни в чем не бывало подняться не получится. Вокруг слишком много препятствий в виде автомобилей, бордюров, отбойников, дорожных знаков и иных элементов, которые могут быстро остановить мотоциклиста, нанеся ему серьезные повреждения. Так что кожаная куртка вряд ли спасет от сильного удара, поэтому можно остановиться на качественной модели из текстиля.

Среди текстильных курток, лучше отдать предпочтение удлиненной туристической модели. Такой вариант будет прикрывать поясницу при посадке и при самой езде. Он универсален и подходит для любой погоды. Топовые производители гарантируют, что водителю будет комфортно как при 5°C, так и при 30°C. Так что для езды по российским дорогам – это отличный вариант.

Но как достигают подобной универсальности? В этом случае все довольно сложно, т. к. мотоциклетная куртка состоит из множества слоев. Верхний обеспечивает защиту от ветра и любых механических повреждений, поэтому здесь используется плотная синтетическая ткань, например:

  • кордура;

  • оксфорд;

  • баллистический нейлон.

Если говорить в общем, то каждый из вариантов представляет собой плотный нейлон, который простеган в самых уязвимых местах и усилен вставками из различных материалов, в том числе: кожа, замша, резина, карбон, пластик. Самые дорогостоящие модели оснащены накладками из титана или алюминия, но это вариант не для новичков. Самое важное здесь – убедиться в том, что локти и плечи умеют усиления.

Следующий слой куртки – непромокаемая и непродуваемая вставка. Если используется мембранная ткань, то это идеальный вариант, т. к. он хорошо пропускает воздух и выводит влагу наружу. Довольно часто подобные ставки делают съемными, поэтому при желании их можно снять и носить как ветровку.

Последний слой – теплая подкладка, которую, при необходимости, также можно снять. В большинстве случаев речь идет о тонком простеганном синтепоне, который предотвращает переохлаждение водителя. При желании слои можно снимать, надевать, комбинировать – все ради обеспечения комфорта при езде в любую погоду.

Что будет в случае дождя

Важно понимать, что избежать дождя в любом случае не получится. Но почему тогда непромокаемый слой располагают внутри куртки, а не снаружи? Это сделано для того, чтобы его можно было без проблем отстегнуть при необходимости. Например, это может понадобиться сделать в жару. В такой куртке намокнет только верхний слой, который быстро высохнет, при этом сам мотоциклист не промокнет.

Но и здесь также бывают исключения, например молния или застежка может протекать. Производители хорошо осведомлены об этом, поэтому стараются создавать герметичные молнии и обеспечивать их дополнительную защиту при помощи клапанов-накладок на застежках-липучках. Те же действия проделываются и с карманами. И хотя подобная одежда защищает от дождя, все же ценные вещи (документы, деньги, смартфон и т. д.) лучше спрятать во внутренний карман.

Важные мелочи

После того как было выбрано несколько вариантов мотоциклетных курток, необходимо их тщательно осмотреть. Здесь важно обратить внимание на то, чтобы кроме карманов там имелись вентиляционные клапаны. Подобные дополнения обеспечивают приток свежего воздуха в жару, для этого достаточно их открыть. В этом случае чем больше клапанов, тем лучше. При этом в закрытом виде они не должны пропускать воду.

На качественных моделях также можно найти ремешки, которые позволяют подогнать куртку по размеру и утянуть выступающие края. Это нужное дополнение, так как болтающаяся на ветру куртку вряд ли доставит удовольствие мотоциклисту, да и к тому же она быстро износится.

Также пользу принесут вставки, выполненные с применением светоотражающих материалов. Ночью они делают водителя заметнее, поэтому чем их больше, тем лучше. Также стоит отдавать предпочтение ярким цветам. Хотя выразительные оттенки могут выглядеть слишком вызывающе, но они делают мотоциклиста более заметным на дороге.

Нужна ли защита в куртке

При столкновении с грузовиком мотоциклиста не спасет ничто, но вот если ДТП будет менее масштабным, в этом случае специальные энергопоглощающие вставки могут оказаться полезным дополнением. Качественная куртка обычно оснащена ими на различных частях, включая:

  • плечи;

  • локти;

  • спину.

Обычно вставок всего 5, 4 из которых идут в комплекте. После того как мотоциклист наденет куртку, важно убедиться, чтобы вставки находились на своих местах. Так, например, довольно часто возникают проблемы с защитой локтей – вставка должна находиться напротив сустава, но вместо этого она болтается посередине предплечья. Нередко можно найти вставки с функцией регулировки. В этом случае их можно регулировать по высоте, но для начала необходимо купить куртку по размеру.

Чаще всего вставки изготавливают из легких материалов, которые похожи на резину или упругий пластик. Подобная защита стоит довольно дешево, при этом она обеспечивает эффективное поглощение энергии удара при падении или столкновении. Более дорогостоящие модели оснащаются вставками из современного материала D3O. Он характеризуется мягкостью при сжатии, растяжении или изгибе, при этом становится твердым в случае удара. Таким образом происходит поглощение энергии и смягчение удара. Даже в случае, если на бирке нет пометок об использовании D3O-вставок, определить их довольно легко, т. к. они представлены в оранжевом цвете. Стандартная защита обычно имеет черные и серые тона.

Защита спины

Все мотоциклетные куртки оснащены специальным карманом, в который можно поместить защиту позвоночника и спины. При этом стандартно в него помещают тонкую пластину из пористого материала, которая не обеспечивает никакой защиты, а предназначена лишь в качестве вспомогательного элемента при подборе полноценного дополнения к экипировке. Таким образом приходится докупать защиту, т. к. если этого не сделать, то основной смысл такой куртки теряется.

Защита спины может быть изготовлена из идентичного материала, как и в случае со вставками на локти или плечи. Более дорогостоящие модели имеют защиту из D3O. А самые дорогие – составные вставки, которые представлены несколькими слоями из различных материалов. Какой защите отдать предпочтение – выбор каждого, однако важно понимать, что в этом случае придется доплатить еще 2000-5000 руб.

Согласно утверждению профессионалов, гарантировать безопасность может только специализированная защита, надеваемая под куртку, а также специальный комбинезон. В целом это правда, но тут скорее речь идет о цене, т. к. качественная спортивная защита на спину довольно дорогостоящая вещь – от 8000 до 10000 руб. Если позволяет бюджет, то отлично, можно приобрести такой вариант. В других случаях лучше поискать что-то более бюджетное решение, важно лишь заранее проверить гибкость защиты и отсутствие стеснения движений. Также стоит отдавать предпочтение более длинным моделям, полностью закрывающим спину.

Сколько стоит хорошая мотоциклетная куртка?

Заводя речь о цене, лучше сразу ознакомиться со стоимостью базовой куртки и определить для себя бюджет. Важно понимать, что качественные туристические куртки представлены в широком ценовом диапазоне – 50-100 тыс. руб. Учитывая немалую стоимость, многие владельцы мотоциклов вместе с транспортом страхуют по КАСКО и экипировку. Хотя сделать это бывает проблематично, но все возможно, главное – желание.

Если же говорить о бюджетных вариантах, то стандартная модель, которая приблизительно соответствует требованиям, рассмотренным выше, будет стоить 10-15 тыс. рублей. Хорошей продукцией славится фирма MCP, а также некоторые отечественные компании, в том числе:

  • InFlame;

  • HyperLook;

  • Krai.

Достаточно дополнить комплект защитой для спины, цена которой не будет превышать 3000 руб., и по итогу общая сумма составит 15000-20000 руб. Многие думают, что на этом все, но нет, важно также обеспечить защиту ног. О том, как мотоциклисту защитить ноги, будет описано далее.

Защита ног

При выборе мотоэкипировки не всегда разумно сразу покупать фирменные мотоциклетные брюки стоимостью 10-15 тыс. руб. и спортивные сапоги за 15-20 тыс. руб. Новичку лучше выбрать что-то более простое. Кстати, сегодня сапоги «как у гонщиков MotoGP» используются все реже и в целом, если говорить о езде в черте города, они могут казаться довольно смешными для обычных людей. Более удачным вариантом будут специализированные кроссовки или кеды, они отличаются удобством и привлекательным внешним видом. Если все же хочется купить сапоги, то лучше смотреть в сторону укороченных туристических моделей, но это удовольствие не из дешевых.

Как выбрать обувь для мотоцикла

Если у мотолюбителя сильно ограничен бюджет, можно просто пойти в любой магазин, где продается армейское снаряжение, и купить там обычные берцы. При этом они должны быть кожаными и высокими. Они не смогут обеспечить высокий уровень защиты, как в случае со специализированной мотоциклетной обувью, но это тоже неплохой вариант. К тому же он обойдется всего в 3 тыс. руб. и явно будет более удачным выбором, чем обычные кроссовки или кеды. Помимо этого, берцы можно носить в любую погоду, а если нанести на них специальную пропитку, они не будут промокать.

При езде на мотоцикле любая обувь должна быть хорошо зашнурована, это необходимо для плотной фиксации голеностопа. Чтобы долго не возиться со шнурками, лучше купить берцы с молнией сбоку. Например, можно взглянуть в сторону модели Legacy от бренда Forma стоимостью 12 тыс. руб. Такую обувь можно быстро и легко надеть, к тому же она очень удобная. Кстати, хорошие мотоциклетные кеды также будут стоить примерно столько же. Можно, конечно, найти и более дешевые модели, но их характеристики и удобство будут заметно хуже.

Как выбрать штаны для мотоцикла

При жестком дефиците бюджета, когда купить мотоциклетные штаны не представляется возможным, можно обойтись обычными джинсами, однако они должны быть прочными и плотными. К тому же их необходимо дополнить защитными наколенниками – щитками, изготовленными из пластика. Подобные аксессуары надеваются на ногу в районе колена, а их фиксация происходит при помощи ремней на застежках или липучках. С внутренней стороны они обычно дополнены вспененным материалом, обеспечивающим поглощение энергии.

Длинные наколенники являются более предпочтительным вариантом. Если их нижняя часть будет доставать до верхней части обуви, то это наилучший вариант, т. к. лодыжка будет находиться под надежной защитой. В то же время ношение наколенников поверх штанов воспринимается чем-то непривлекательным и старомодным среди мотоциклистов, поэтому лучшим решением будет надеть их под низ брюк. Это будет более красиво и, к тому же, безопасно, т. к. в случае аварии наколенники не смогут провернуться на ноге. В то же время штаны должны иметь достаточную ширину, чтобы можно было надеть под них наколенники. Если нет возможности подобрать подобные джинсы, то можно надеть защиту и поверх них. Пусть это будет не очень модно, зато обеспечит безопасность коленных суставов.

Как выбрать наколенники для мотоцикла

Покупать профессиональные брейсы новичку бессмысленно, т. к. они дорогостоящие и к тому же требуют индивидуальной подгонки. Лучше приобрести стандартные «дорожные» наколенники для мотоцикла, которые идут или с шарнирами, или без них. Первый вариант считается более предпочтительным за счет лучшего обеспечения безопасности. В случае удара они предотвращают выгибание колена в противоположную сторону, но также важно понимать, что это более дорогостоящий и массивный вариант. Найти брюки, которые можно будет натянуть поверх наколенников, не так уж просто, к тому же во время движения шарниры могут издавать раздражающие звуки (скрип, щелканье и т. д.).

Лучшим выбором будут простые наколенники, которые крепятся между собой с помощью мягкого текстиля. Они более простые в носке, к тому же найти их не составит большого труда. В целом, выбрать можно любые наколенники, даже те, что продаются в магазинах, специализирующихся на горнолыжном снаряжении. Существенной разницы между моделями не будет. В среднем такая покупка обойдется в 2-3 тыс. руб.

Качественное изделие, оснащенное шарнирами, будет стоит от 4000 до 5000 рублей. В этом случае можно воспользоваться продукцией следующих марок:

  • Acerbis;

  • Alpinestars;

  • Thor;

  • EVS.

Некоторые производители также изготавливают наконечники из инновационного материала D3O. Подобные модели можно обнаружить среди продукции фирмы Icon. Их стоимость довольно высока, поэтому новичку такие наколенники вряд ли будут нужны.

Какой бюджет необходим?

После приобретения всей необходимой мотоэкипировки кошельки начинающих мотоциклистов уменьшаются на 35-40 тыс. руб. И это при том, что они экономили абсолютно на всем. В этом случае многие считают, что траты окончены, но это далеко не так. Если ездить на байке каждый день, то вскоре потребуется дополнительная пара перчаток, а также непромокаемый комбинезон, ведь в дождливую погоду это необходимость. После этого захочется купить эффектную кожаную куртку и качественные джинсы. В общем, став мотоциклистом, нужно быть готовым к постоянным тратам.

Полезный совет

Осень – не только время закрытия сезона, но и период распродаж в магазинах, реализующих мотоэкипировку. Посетив одну из точек продаж в это время, можно приобрести необходимое снаряжение со скидкой до 30%. Важно сделать это в октябре-ноябре, т. к. в декабре выбор будет значительно меньше, а цены опять начнут расти.

Обкатка нового автомобиля – как правильно обкатать новый авто

Шины для мотоциклов – какие выбрать, подробная инструкция