9 мин.

Как правильно буксировать машины с «автоматом», «роботом» или вариатором

Процесс буксировки любой машины довольно сложен и требует определенных навыков. Если поломка настигла автомобиль с механической коробкой передач, то при соблюдении базовых правил эта процедура не навредит машине. Другое дело, если неопытному водителю предстоит отбуксировать авто, оснащенное автоматической трансмиссией или же машину с АКП предполагается использовать в качестве тягача. Конструкция автомата принципиально отличается от механики, поэтому буксировка для некоторых типов коробок крайне нежелательна или вовсе противопоказана. Разбираемся, как нужно брать на буксир машины, оборудованные разнотипными автоматическими коробками передач, а также полноприводные авто.

Что делать, если в бак автомобиля залили неправильное топливо

Чем вредна буксировка для машин с автоматом

Механическая коробка передач отличается от автоматической тем, что первая полностью отключается от мотора на нейтральной передаче. Смазка шестерен и подшипников в ней производится также механически – применяется разбрызгивание и погружение. Благодаря такой конструкции, валы в механике вращаются в режиме холостого хода без неприятных последствий, и никаких повреждений МКП при буксировке не получит. Автоматические коробки устроены более сложно и имеют особые узлы и механизмы. За переключение передач отвечает сложная гидросистема, которая также охлаждает устройство и осуществляет смазку соприкасающихся при движении деталей. Для этих целей предусмотрен особый масляный насос, работающий только при запущенном двигателе. При выключенном моторе давление в гидросистеме АКП отсутствует, смазка не поступает. Коробке не навредит перемещение заглушенного автомобиля на небольшое расстояние, но длительная буксировка при отсутствии смазки повлечет за собой быстрый выходу из строя деталей трансмиссии. 

Можно ли буксировать полноприводные машины

Большинство транспортных средств с полным приводом буксировать не следует. У таких автомобилей в трансмиссии предусмотрен вынужденный переход на нейтралку. Он применяется для вызволения заглохнувшей машины из снежного сугроба, погрузки на эвакуатор, то есть для перемещения на небольшое расстояние. Десяток-другой метров буксировки навредить ей не успеют. Зато многокилометровое путешествие «на галстуке» способно вывести из строя не только саму коробку передач, но также фрикционы, муфты и прочие элементы полноприводной трансмиссии. Некоторые коробки оснащены моноприводным режимом 2WD, но это не обязательно означает, что буксировка разрешена. Точный ответ может дать только заводская документация автомобиля.

Буксировка машины с гидромеханической АКП

В этом случае важно, каким типом АКП оснащена машина. На автомобилях ранних поколений установлены 5-6-ступенчатые автоматы, которые позволяют буксировать автомобиль на дистанцию в несколько десятков километров (обычно до 50 км). Перед началом движения необходимо расцепить механическое сопряжение колес и двигателя. В таких трансмиссиях есть возможность аварийно перейти в нейтральный режим N, не заводя мотор. Для этой цели служит переключатель, который обычно расположен на центральной консоли и скрыт под заглушкой. В рабочий режим он переводится разными способами: обыкновенной отверткой, серией нажатий на определенные кнопки или с помощью бортового компьютера. Порядок действий именно для вашей машины описан в заводской инструкции, где также указаны допуски от производителя на случай буксировки.

На современных моделях авто установлены 8-10-ступенчатые АКП с более тесным расположением деталей и большим количеством планетарных передач и фрикционных дисков. Для автомобилей с такими коробками крайне вредна буксировка с выключенным мотором. Наибольший вред причинит метод транспортировки с поднятием независимых задних колес и обратным вращением передних. В трансмиссиях последних лет выпуска аварийный режим тоже присутствует, но применять его стоит только для перемещения на короткие дистанции: например, для погрузки на эвакуатор. Буксировка с помощью троса таким машинам противопоказана. Для доставки на сервис при поломке придется вызывать эвакуатор. Возможны варианты буксировки методом частичной погрузки, с применением подкатной тележки. Движение ведущих колес при этом должно быть исключено.

Буксировка машины с «роботом»

Автомобиль с роботизированной коробкой вида АМТ, имеющей одно сцепление, можно буксировать, просто включив нейтралку. Передачами и сцеплением в коробках такого типа управляет по электронному сигналу механический привод с автоматической коррекцией через обратную связь. Это происходит при работающем моторе, а для его запуска требуется нейтральная передача. Перевести трансмиссию в нейтральное положение можно с помощью рычага, одновременно нажав на тормозную педаль. Роботизированная коробка устроена аналогично механической, а потому буксировать авто с «роботом» можно на любое расстояние, с работающим или заглушенным мотором. Следует учесть, что при выключенном двигателе не будут работать усилители руля и тормозов, поэтому лучше транспортировать машину на жесткой сцепке. 

Роботы типа DCT оснащены двумя сцеплениями и конструктивно близки к коробкам-автомат, несмотря на гидравлическое управление. Перехода на нейтраль при буксировке им не достаточно, приводные колеса должны быть обездвижены или крутиться в направлении движения. Машину с DCT-роботом при заглушенном моторе нельзя буксировать на расстояние, превышающее 50 км, во избежание выхода из строя узлов коробки.

Буксировка машины с вариатором

Вариатор (CVT) более прост конструктивно, чем АКП или роботизированная коробка с двумя сцеплениями. Тем не менее бесступенчатая трансмиссия тоже оснащена масляным насосом и негативно реагирует на продолжительную буксировку. Если без буксировки не обойтись, необходимо соблюдать аналогичные требования:

  • селектор (рычаг вариатора) установлен в нейтральное положение N;

  • во время буксировки двигатель работает, если это возможно;

  • скорость движения не более 50 км/час;

  • максимально допустимая дальность – до 50 км.

Это обязательные требования для всех машин с CVT, но они могут отличаться для некоторых видов трансмиссий. Существуют также вариаторы без режима принудительного перевода в нейтральное положение. Транспортные средства, имеющие солидный пробег, рекомендуется буксировать только на короткие расстояния и с пониженной скоростью. Их трансмиссионное масло имеет в своем составе частицы, отделяющиеся в процессе изнашивания, которыми могут быть повреждены ремень, шкивы, валы, подшипники и сама гидравлика. Проще говоря: автомобиль с вариатором на небольшое расстояние протянуть можно, но продолжительная по дистанции и времени буксировка нежелательна.

Оценка пригодности машины для выполнения буксировки

Имея проушину для троса, любая машина может переместить другой автомобиль на незначительное расстояние. Буксировке на солидную дистанцию должна предшествовать оценка тяговых качеств транспортного средства. В технических характеристиках автомобиля указана максимально допустимая масса транспортируемого прицепа с тормозным механизмом, на эту цифру и следует ориентироваться.

Допустимы прицепы весом до 3,5 тонн. Если производитель машины разрешает транспортировку прицепа с таким весом, а это может быть дом-прицеп или яхта – значит тяговые свойства автомобиля на высоте, и коробка передач от буксировки не пострадает.

Допустимы прицепы весом 1,5- 2 тонны. В эту категорию попадают легковые автомобили, буксируемые на тросе, трейлер с лодкой и даже небольшой дом на колесах. Транспортировать подобного рода прицепы, соблюдая требования буксировки, без проблем смогут крупногабаритные кроссоверы и джипы с автоматической коробкой передач.

Допустимы прицепы весом до 1,5 тонн. Имея автомобиль с таким допуском, нужно соблюдать осторожность. До начала движения необходимо тщательно прогреть двигатель и коробку на автомобиле-тягаче. При буксировке нужно принудительно включить первую скорость либо вместо обычного D переключиться на режим пониженной передачи. Желательно еще до старта продумать весь маршрут и исключить из него, по возможности, участки с подъемами. Во время движения не следует допускать резких разгонов и ненужных рывков. А чтобы избежать перегрева мотора и коробки, стоит запланировать в пути несколько остановок.

От буксировки другой машины следует отказаться, если в технических характеристиках авто нет упоминания о транспортировке прицепа или разрешается буксировать лишь легковесные небольшие агрегаты до 750 кг, не имеющие тормозов. 

Такие правила подойдут для автомобилей-буксировщиков с любыми коробками передач: автоматической, роботизированной или вариатором. Механика лучше приспособлена к такого рода нагрузкам, но крайне работоспособные коробки бывают и среди других типов. 

Несколько советов в дорогу

  • Перед буксировкой первым делом ознакомьтесь с инструкцией по эксплуатации машины. Если там сказано, что буксировка автомобиля недопустима, а транспортировка должна осуществляться исключительно на эвакуаторе – поступайте так, как написано. Это спасет вас от дорогостоящего ремонта.

  • Следите за процедурой подготовки к буксировке, особенно в случае эвакуатора с частичной погрузкой. Водители могут быть не знакомы с нюансами буксировки вашей машины. Желающие помочь вам владельцы машин с коробками-автомат, роботизированными коробками и вариаторами, могут не догадываться о поломках, к которым может привести неправильное буксирование.

  • Для буксируемых машин с различными вариантами коробки-автомат обязательными условиями являются: включение нейтральной передачи, плавное движение без превышения оптимальной скорости и допустимого расстояния.

  • Если коробка автомобиля с полным приводом имеет моноприводную программу 2WD, еще не значит, что буксировка разрешена. При отсутствии заводской документации это невозможно достоверно установить. В такой ситуации лучше отказаться от рискованной затеи.

  • Любая буксировка сопровождается огромным напряжением всех трансмиссионных сопряжений. Поэтому после завершения процесса есть смысл продиагностировать соответствующие узлы автомобиля. При наличии сомнения рекомендуется произвести замену масла коробки передач и фильтров.

Как прогреть авто

Тонировка как убрать