Зрелищность по расписанию
Третий этап чемпионата ФИА ГТ прошел на немецкой трассе «Ошерслебен». Несмотря на относительно недавний ввод в эксплуатацию, автодром успел принять у себя уже девять гонок самого главного соревнования, проводимого под присмотром Стефана Рателя. Магдебург видел практически все эпохи современного «Гран Туризмо»: от знаменитых «Мерседесов» CLK-GTR до «Мазерати» MC12, которая, кстати, именно на «Ошерслебене» выиграла свою первую гонку после омологации.
Прощальный сезон для нынешней техники выходит не слишком увлекательным, и итальянская машина являлась главным претендентом на очередную победу в общем зачете. Главной ударной силой обещал стать второй экипаж, в то время как Бартельс с Бертолини везли практически центнер балласта. Единственными реальными конкурентами были Карл Вендлингер и Райан Шарп на чешском «Салине». Правда, увеличенный диаметр рестриктора и Томас Бьяджи, перешедший из «Матека» к Люку Альфану сулили неплохие шансы и для «Корветта».
А в ГТ2 ситуация казалась гораздо запутаннее. Перед этапом техническое бюро понизило минимальный вес всех «Порше» на 30 килограмм. И это после двух довольно уверенных побед Ричарда Вестбрука и Эммануэля Коллара на немецкой машине. Впрочем, за эти же успехи экипаж получил солидный весовой гандикап, да и у их извечных соперников из «АФ Корсе» также наблюдались проблемы с лишним весом, поэтому не удивительно, что многие ожидали увидеть на верхней ступени подиума новые лица.
Уж чего, а новых лиц всегда хватает в европейском чемпионате ФИА ГТ3. 10 марок машин, 35 экипажей – выбор богат, как никогда. Местному Экклстоуну в лице Стефана Рателя даже пришлось специально ограничить максимальное количество машин одной марки на старте всего четырьмя. Правда, и этот излучающий оптимизм чемпионат затронул кризис, отягощенный некоторыми проблемами, актуальными для гонок, где пытаются «уравнять» шансы различных автомобилей.
Как известно, в ГТ не выступают заводские команды. Здесь коллективы покупают шасси и либо сами строят машину (в ГТ1), либо задействуют специальные гоночные комплекты для серийных машин (ГТ3). Изначально для самого младшего класса планировалось участие лишь непрофессиональных пилотов, которые сами организовывают команды, то есть, платят за выступления из собственного кошелька. Зачастую, на машинах даже не было крупных спонсорских наклеек. Уровень мастерства был у всех примерно одинаков, что нивелировало разницу в шасси, которые, к тому же, снабжались различными весовыми гандикапами.
Однако, во-первых, совершенно нереально полностью «уравнять», например, «Додж» и «Феррари». У любого шасси останется свой «характер», а безнадежного спортсмена никакими послаблениями не вытащишь. Ратель сам признает, что система эта слишком приближенная. За точку отсчета они всегда принимали «Порше», для превращения которого в гоночную машину всегда требовалось минимум затрат. Только с течением времени команды начали тратить все больше денег на новые гоночные комплекты и усовершенствования в попытках улучшить характеристики техники. Таким образом, лучшее время круга за три года упало на пять секунд, а гоночный комплект стоит чуть ли не дороже самой машины. Сейчас на сезон нужно потратить около 300 000 евро, что все признают потолком. И это вторая проблема. Ну, а в-третьих, как ни странно, головной болью для Рателя стали первоклассные молодые пилоты, вытеснившие любителей с пьедестала почета. Из-за всего этого, чтобы уберечь ГТ3 от краха, руководителю чемпионата пришлось сделать шаг назад. Стефан серьезно намерен перекроить существующие нормы допуска в этот класс, чтобы снизить затраты команд и предотвратить гонку вооружений. Кроме того, по идее Рателя, молодые дарования должны выступать в ГТ2, а низшую ступень оставить любителям. Таким образом, нам нужно успеть порадоваться этим, все еще полупрофессиональным, заездам.
Рассказ о гоночных выходных под Магдебургом логичнее вести в хронологическом порядке, так как накал борьбы в заездах увеличивался от старта к старту. Первая гонка ГТ3, прошедшая в субботу не изобиловала обгонами и после драматичной ночной Адрии казалась немного пресной. Стартовавший первым «Астон» Эккери/Родригеса сохранил лидерство на протяжении всего заезда. Сначала в преследователях значился «Форд» Дино Лунарди – «Астон» немного проигрывал в поворотах. После обязательной остановки, на которую английская машина заезжала на несколько кругов раньше, в «Матеке» попытались выдать серию быстрых кругов, но усилия оказались тщетными. Чемпион ГТ4 Эрик де Донкер не смог удержаться за сменившим Эккари Родригесом. Более того, под конец гонки его самого обогнал Кристофер Хаасе, представляющий «Ауди». А вот «Альпина» на домашней трассе сохранить второе место не смогла. Кристиан Мамеров в свой отрезок, хоть и держался третьим, но отставал от дуэта лидеров. Сменившая его Клаудия Хюртген смогла привести свое купе на пятое место, что стало лучшим результатом для этой немецкой марки.
В квалификации ГТ1 обошлось без сюрпризов, и Алекс Мюллер принес первое стартовое место «Мазерати». А вот в младшем классе стюарды аннулировали времена команды «Трекспид», и лучшим стал представитель «Бриксиа» Мартин Раггингер на аналогичном британскому «Порше». Тяжело груженый Коллар квалифицировался в самом хвосте не слишком длинного пелотона. В битве машин 2010 года опять первенствовал «Форд» с преимуществом в восемь десятых.
Разминка показала, что на мокрой трассе «Корветты» чувствуют себя очень уверенно. Ну, а хаотичный старт гонки и знаменитая взлетно-посадочная полоса «Ошерслебена» практически предопределила результат гонки – сцепились первые три машины, после чего Вендлингер и Мюллер откатились в конец пелотона, а Бьяджи пришлось даже заезжать на внеплановую остановку. Лучше всех в толчее сориентировался Майк Хеземанс. Его желто-черному «Корветту» оставалось после этого лишь наращивать отрыв от бельгийского собрата команды «СРТ», сверхтяжелого «Витафона» и «Салина», который на сей раз чувствовал себя не слишком уверенно. По ходу гонки многие интересные дуэли разрешались преждевременно из-за вылетов, так как к середине гонки совсем размокропогодилось. В ГТ2 тем временем Виландер с Бруни своего преимущества никому не отдавали, да и остальные «Феррари» смотрелись на сей раз увереннее соперников из «Порше». Многочисленные вылеты и ошибки все-таки перетасовали пелотон, и на подиуме в младшей категории оказались представители сразу трех марок. Компанию лидерам «АФ Корсе» составили Марк Хольцер и Шон Эдвардс на «Порше», а Штефан Мюкке и Фредерик Маковиеки принесли первый финиш в тройке лучших для «Астон Мартина». В ГТ1 экипажи постарались вернуть интригу различными стратегиями – лидеры до последнего оттягивали время посещения механиков. Минуты преимущества над Бертолини и Бартельсом хватило Хеземансу с компанией, чтобы удержаться на первом месте и серьезно сократить отставание в личном зачете. Второй экипаж «Витафона» героически прорывался после аварии и был вознагражден третьим местом на подиуме.
После финиша основного заезда некоторым пилотам пришлось в спешном порядке давать интервью и быстрее бежать обратно на стартовую решетку. Например, Фредерику Маковиеки предстояло стартовать с первого места за рулем «Астон Мартина», а Томас Мютч сменил «завтрашний» «Форд» на более привычный, категории ГТ3. Гонка начиналась за автомобилем безопасности, так как местами на трассе красовались значительные запруды, и организаторам не хотелось устраивать «день жестянщика». Не успел заезд по-настоящему начаться, как лидер оказался под нескончаемыми атаками «Порше». Впрочем, еще быстрее на мокрой трассе была Клаудия Хюртген на «Альпине». Изящно преодолев сопротивление соперников, немка впервые вывела зеленую машину в лидеры и умчалась далеко вперед, рассекая довольно пухлым телом купе мелкие водоемы. Но стоило выглянуть солнцу, как ситуация изменилась. Маковиеки нагнал Хюртген, а позади активизировались представители «Росберга» и «Феникса» на «Ауди». Видимо, желание победить на домашней трассе было так велико, что об аккуратности пилоты позабыли, и Кристофер Хаасе на выходе из последнего поворота развернул машину Ксабы Вальтера, сменившего Хюртген, отправив венгра на жесткое свидание со стеной. Строгие местные судьи не оставили эпизод без внимания и вынесли немцу наказание штрафным проездом. К этому моменту лидеры уже успели догнать плотную группу круговых, и более десятка машин, идущих в пяти секундах, обеспечили невероятную концовку заезда. «Ауди» к механикам заезжать не стала, за что экипаж получил штрафные 30 секунд после финиша, а их коллега Николя Арминдо из «Росберга» попросту не сориентировался в толкучке и пропустил вперед Кристофера Нигарда на «Форде», как потом оказалось, к победе. Вот так Ингольштадт опять упустил верный дубль, а «Фишер» доказал, что не только «Матек» умеет строить и эксплуатировать американские купе.
Позитивного заряда от напряженной гонки должно хватить до следующего этапа ФИА ГТ, жемчужины календаря – суточного марафона в Спа. А вот очередной схватки тридцати десятков купе категории ГТ3 придется ждать до осени. Впрочем, у команд-энтузиастов есть дела и в национальных первенствах. Им-то скучать некогда.
А неродные движки - чего-то напоминает. Затем разрешат использовать омологированные пространственные рамы и не прибегать к деталям серийных машин. Будет этакий европейский Транс-Ам.