Во Вьетнаме шла война, в Штатах отбушевал Уотергейтский скандал, поставивший крест на карьере Никсона, а «яблочники» уже удивили вторым Apple. У нас вовсю при активном участии стройотрядов прокладывался БАМ, «Луноходы» изучали спутник Земли, увидели свет теперь уже культовые для нас «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С легким паром!»
Мир кружился в вихре 70-х, переживая сексуальную революцию, застой, успехи в покорении космоса, выступления Abba, Rolling Stones, Владимира Высоцкого.
А они… они царили на льду. Парадоксы и динамичность 1970-х не могли не затронуть и их.
1960-е. Время, по которому мы ностальгируем сейчас или узнаем о нем (в зависимости от возраста), смотря сериал «Безумцы» или «Оттепель». Оно начинается чинно и благородно, и дамы на старте десятилетия еще одевают цветастые платья с широкой юбкой, как напоминание о New Look Диора. Но чем дальше, тем больше мир накрывает дух свингующего Лондона. Мэри Квант в столице Великобритании и Андре Куреж – во Франции почти одновременно придумывают мини-юбки. Но фигуристки уже давно катаются в мини, а по меркам обывательниц в мини-мини.
1950-е. Европа с помощью ассигнований по плану Маршала восстанавливается от руин войны и залечивает душевные раны. Людям хочется забыть о страшном времени. Постепенно стараются и увести в прошлое образ сильной женщины. Женщинам не нужно теперь работать на заводах за мужчин, управлять самолетами и защищать города во время артобстрелов. Нет, они не превращаются в кисейных барышень – героинь веков минувших. Улыбающаяся, пышущая здоровьем, заботящаяся о себе, муже, детях и доме – такой женский идеал навязан обществом, а значит и рекламой.
В 1940-х мир плотно окутывает дух войны. Борьба с фашистской Германией охватывает Европу, не оставляя в стороне ни Америку, ни Африку, ни Азию.
С лозунгом «Все для фронта, все для победы» живут наши предки в СССР и других странах мира. Материалы, необходимые в военном производстве, не доступны женщинам в их мирных целях. Открытый в 1940-х нейлон идет на пошив военной одежды и парашютов. Так что женщины, полюбившие нейлоновые чулки, вынуждены стрелки рисовать на ногах.
1930-1940-е – время в экономике и жизни людей непростое. Катание на коньках – одно из немногих удовольствий, которые или не стоят ничего, или стоят немного. К тому же девушки все активнее занимаются физкультурой и спортом. Кататься на льду становится занятием все более популярным.
1920-е. Позади первая мировая война. Женщины, которым пришлось заменить ушедших на фронт мужчин на фабриках и в офисах, уже не хотят отдавать свое право на работу. Жизнь все больше набирает обороты, а вальс и мазурку теснит чарльстон. Еще в годы войны – в госпиталях, в автомобиле и на заводе – девушки понимают, что время громоздких, пусть и элегантных нарядов, корсетов, шляп с большими полями проходит.
Фигурное катание стало свидетелем и участником динамичного XX столетия и продолжает отражать явления нашего бытия. Вместе с технологичностью коньков, увеличением нагрузок, усложнением элементов, разнообразием ТВ-показа и новыми подходами к музыкальному сопровождению фигурное катание постоянно меняет одежда, вернее костюм для катания. Связана ли его трансформация с развитием моды? Думаю, да. Посмотрим?
Февральский ясный день. Открытый стадион с хоккейной разметкой. Через два с половиной десятилетия он засветится в эпизоде «Бондианы» с Роджером Муром. Но сейчас здесь спокойно, и будто в замедленной съемке скользит пара под музыку из оперетты «Проказы бандитов» композитора Франца фон Зуппе.
Вена стала местом проведения 11 чемпионатов мира по фигурному катанию. Австрийцы выиграли 117 медалей чемпионатов мира, 116 – на чемпионатах Европы. Венский стиль положил начало современному фигурному катанию. А началось все с турне заокеанской звезды...