5 мин.

Все врут календари

Так получилось, что по нынешней турнирной таблице чемпионата России – основному документу турнира, квинтэссенции его содержания – пока что довольно сложно делать хоть какие-то осмысленные выводы. Ну да, «Локомотив» с «Динамо» пока что неприлично низко, а нальчикский «Спартак» и «Ростов» расположились непривычно высоко. Но у всего этого есть очень простые оправдания и объяснения – даже можно не привлекать в помощники неправильных судей, весенний футбол, а также московский, питерский и кавказский заговоры.

Созданный слепой жеребьевкой календарь вышел таким, что многим командам приходится переживать достаточно длинные серии с сильнейшими клубами страны. «Локомотиву» пришлось за шесть первых игр сыграть с пятью прямыми конкурентами, «Динамо» – с четырьмя, причем три раза – на выезде. Нальчик же, например, начал сезон играми с тремя новичками премьер-лиги, а после этого дома принял «Ростов» и «Крылья». Примерно такой же уютный старт достался «Ростову», которому не пришлось пока что ездить ни в Москву, ни в Казань. Разумеется, тренеры команд молодцы, что сумели отобрать достаточно очков у команд сопоставимого класса – у «Сибири», скажем, календарь в начале сезона тоже выдался благоприятным, а очков при этом столько, что даже как-то неловко об этом говорить. И, разумеется, не всегда понятно, какие соперники будут для команды более простыми: тому же бледному пока «Сатурну», как выяснилось, и вовсе легче и лучше играть с «Рубином» и «Спартаком».

Но остается ощущение, что сейчас как бы не о чем еще говорить, что нужно дождаться конца круга и вот тогда-то уже и оценивать произошедшее за полсезона. Cкажем, после стартового взлета нальчикский «Спартак» ожидают огонь, вода и медные трубы в лице «Динамо», «Зенита» и «Локомотива». Конечно, это по-своему интересный сюжет – надломится команда или нет, сумеет ли удержать свою фирменную оборону и продолжит ли демонстрировать отменную физическую форму. Но далеко не факт, что этот сюжет окажется по нраву самим игрокам и болельщикам команды.

Есть у случайно сгенерированного календаря и другие особенности. Скажем, в некоторых турах центральных матчей сразу несколько, иногда они еще и по времени идут сразу друг за другом. А в ближайшем туре для нейтрального болельщика матчи выглядят как-то совсем малопривлекательно. Самая важная игра, видимо, состоится между «Сатурном» и «Зенитом» – у подмосковной команды очков так мало, что еще одно поражение может заставить руководство задуматься о том, стоит ли держаться за казавшегося недавно таким перспективным тренера Гордеева.

Вообще, можно же заранее определиться с тем, чего ждать от календаря. Решить, что плохо играть одной команде пять матчей подряд с сильными соперниками или со слабыми. Захотеть, чтобы в каждом туре был матч, который можно было бы предложить общедоступному телевидению – хотя ладно, оно государственное, ему по статусу положено показать все команды турнира, но если уж мы продаем права на чемпионат России в другие страны, просто в коммерческих целях стоило бы показать иностранцам что-то максимально интересное. Предположить, что неплохо было бы играть в первых и последних турах побольше на юге и поменьше на востоке. Вспомнить, что милиция очень не любит, когда в один день играется два матча в Москве и окрестностях, а во время государственных праздников она не любит футбол в принципе, даже больше чем обычно.

Возможно, какие-то из этих требований покажутся лишними, но в любом случае собственные предпочтения, какие-то свои представления об идеальном календаре чемпионата России у руководителей клубов все-таки должны быть. А определив все требования, достаточно рассказать о них любому толковому студенту технической специальности. Он напишет программу, которая сгенерирует максимально подходящий под требования календарь. Еще и за курсовую пятерку получит, вполне может быть. Составление календаря – простой технический вопрос, если знать, что хочется получить в итоге. А руководители клубов, по идее, потому и должны были стать руководителями, что умеют ставить задачи и добиваться их выполнения от других.

При этом схема календаря ведь меняется почти каждый год – правда, изменения носят несколько странный характер. Раньше, скажем, матчи были расположены зеркально – в первом туре и тридцатом встречались одни и те же соперники, и так далее. Если этот принцип почему-то решили отменить, то возникает вопрос, чем именно он был плох.

И на самом деле, если вводится слепая жеребьевка, то это значит, что руководители понимают, что календарь, вообще говоря, может давать преимущества тем или иным командам, может быть удобным и неудобным. Но вместо того, чтобы попытаться сделать так, чтобы эти преимущества нивелировались, было решено распределить их случайным образом. Возможно, это в каком-то смысле спортивно – по крайней мере, цели выявить в конце сезона чемпиона служит вполне. Но в профессиональном футболе процесс ведь как минимум не менее важен, чем результат. Таблица должна иметь смысл в каждый момент, в частности. Всем должно быть интересно, всем должно быть что обсуждать. Интерес публики – это фундаментальная ценность профессионального спорта.

Ну и не нужно, разумеется, увеличивать количество оправданий – иногда кажется, что тренеров, работающих в России, учат оправданиям на специальных курсах. Нашему футболу в принципе нужно поменьше оправданий – оправдываться, конечно, есть за что, но лучше все-таки что-то на самом деле менять к лучшему. Хотя, на самом деле, именно в этом главный вопрос – что вообще нужно нашему футболу? Зачем все это, так сказать.

При этом конкретно календарь сложностей создает все же не так много. Проблема в том, что в российском футболе дела в принципе делаются каким-то подобным образом. Скажем, лимит на легионеров – кому он так сильно был нужен и зачем? Для чего нужно было создавать предпосылки для истории с Радимовым, не умеющим считать до семи, и нелепого фарса с паспортом Алиева? Почему руководители клубов голосуют за то, что им неудобно? Какое отношение к ним имеют интересы сборной, для чего им ориентироваться на идеи УЕФА, которые, вполне возможно, никогда не будут реализованы из-за юридических сложностей? Может, им понять для начала, что удобнее им самим, прежде чем осуществлять что-то в интересах других?..

Вопрос «зачем?» – фундаментален, из него вытекают и все остальные вопросы. Недавний кодекс чести РФС дает какие-то ответы по поводу того, как нужно дальше жить, но совсем забывает рассказать о том, зачем все это нужно делать, что будет, если его соблюдать, и куда вообще мы направляемся. «Быть лучшими» и «добиться победных результатов» – это все-таки слишком общие слова. И не нужно возражать, что и так понятно, зачем нужно знать историю футбола и сотрудничать со СМИ – кодекс сам по себе банальность и трюизм, тут важно, чтобы общепонятное было зафиксировано и «понятия», о которых говорит, скажем, Валерий Карпин, стали хотя бы отчасти правилами. «Понятия» избегают формулировать письменно лишь тогда, когда они преступны.

Сейчас же мы знаем, что нельзя поворачивать, условно говоря, налево, но не знаем, куда хотим прийти. А ведь вполне возможно, что, не поворачивая налево, туда прийти нельзя.