«Кто сделает хоть одну передачу короче, чем на 30 метров, может собирать вещи и ехать домой»
Как живет российский футбол от Премьер-лиги до соревнований среди ЛФК – рассказывает тренер иркутского любительского клуба «JOKER Правовой Аспект» Матвей Плитус. Ламповый «Сатурн» с Есиповым и Жедером, футбольные агенты и Александр Григорян, вдохновляющий на тренерскую карьеру.
– К 17 годам ты вызываешься в сборную Сибири, тренируешься с основным составом иркутской «Звезды», попадаешь в заявку. Перспективный игрок.
– В сборную приглашают лучших ребят из всех городов Сибири. Мне удалось дважды попасть в команду. Из игроков, вызывавшихся в ту сборную, футболистом хорошего уровня стал только Андрей Синицын, который сейчас играет в «Краснодаре». Это говорит о большой конкуренции в футболе, начиная с раннего возраста. Остаются единицы.
– Почему решил попробовать силы в другой команде? В «Звезде» хорошо все складывалось.
– Мне было 17 лет, я ничего не решал. Надо понимать ситуацию: губернатором Иркутской области в 2005 году стал Александр Тишанин. Он поставил задачу – команда должна играть в Первом дивизионе. Под решение задачи пригласили Фаиля Фарасатовича Миргалимова, подписали опытных футболистов. Воспитанники оказались не нужны.
– Как появился вариант съездить на просмотр в «Сатурн»? Клуб Премьер-лиги, а тут парень из провинции, без опыта игры за взрослую команду.
– Устроить просмотр помог Максим Зюзин, который тогда перешел в подмосковные «Химки». Он тоже воспитанник иркутской «Звезды», но на два года старше. У агентов как раз появился интерес к игрокам из Иркутска: Андрей Ещенко уехал в «Химки» в Первый дивизион, Владимир Гранат подписал контракт с московским «Динамо». Вот они и спросили у Макса, есть ли еще перспективные игроки, которых можно предложить клубам. Он рассказал про меня, и агенты пообещали устроить просмотр в «Сатурне».
– С кем-нибудь из основного состава той команды удалось встретиться?
– Да, основной состав как раз был на базе в Кратово – одной из лучших в стране, кстати, в плане условий для тренировок и проживания. Лично встретился только с Есиповым и Жедером. Для меня это стало настоящим шоком. Видел игроков такого уровня только по телевизору, а тут они рядом. Но ладно основа, там и в дубле было достаточно ярких игроков. Тот же Александр Сапета через год стал чемпионом Европы среди юношей до 17 лет. Так что уровень футболистов был очень высоким, тренироваться с ними было счастьем.
Старшим тренером дубля был Евгений Бушманов, трехкратный чемпион России в составе московского «Спартака». Сейчас он тренирует молодежную сборную.
Бушманов пригласил меня в кабинет после недели тренировок и сказал: «Ты не хуже футболистов, которые есть в команде, но чтобы остаться, надо быть на порядок сильнее. К тому же есть контракт со «Звездой, надо выкупать».
– Кто оплачивал поездку в Подмосковье на просмотр? «Сатурн», агенты?
– Деньги дали агенты, это нормальная практика. Если игрок подписывает контракт, то все вложенные в него средства окупаются за счет агентского вознаграждения.
– Сотрудничество с агентами после поездки в Раменское прекратилось?
– Нет, они сказали, что скоро появятся еще варианты. Не обманули: через некоторое время я отправился на просмотр в дубль «Томи», который тогда базировался в Москве. Тут агенты поставили жесткие условия: не попадаешь в состав томичей – расходимся. С игроками возиться некогда. Я приехал и поплыл психологически, еще и заболел. Выходил на тренировки с температурой, потому что не скажешь ведь, что не можешь играть – сразу отправят домой. Проявить себя в таком состоянии не удалось. После этого сотрудничество с агентами прекратилось. Так они работают: многих игроков даже на поле никогда не видели, им главное как можно больше футболистов пристроить в команды.
– В «Звезду» вернуться была возможность?
– Да, после возвращения из «Томи» начал играть за дубль «Звезды» под руководством Андрея Михайловича Шелудякова. Но однажды на игру пришел Миргалимов и потребовал, чтобы меня убрали с поля. Сказал: «Раз уходил из команды, то пусть и едет теперь, куда хочет». «Звезда» тогда вышла в Первый дивизион, выиграла Кубок ПФЛ, так что с Миргалимовым спорить было невозможно. Правда, через какое-то время я все-таки вернулся в дубль «Звезды». Там как раз играл Максим Тищенко, который заметную часть карьеры провел в волгоградском «Роторе», в тот период, когда команда брала «серебро» и «бронзу» чемпионата России, играла в еврокубках.
– Как он в дубле оказался?
– Поругался с руководством, поэтому был вынужден передавать опыт молодежи. Он мне сразу сказал, что неудачные просмотры – это нормально. Помог организовать поездку в «Энергетик», который играл в зоне «Центр» Второго дивизиона, но на сборах в Сочи я понял, что возможности для роста там нет. Тренер у них был своеобразный, называл футболистов кривоногими, постоянно орал, ставил на непривычные позиции, лишний раз улыбаться не разрешал ни на поле, ни за его пределами. Как в армии, короче.
Тищенко после завершения карьеры сам тренером стал. В 2014 году возглавил литовский клуб «Банга» из высшей лиги, то ли в шутку, то ли всерьез позвал к себе, но я к тому моменту уже сам тренировал, охладел к футболу как игрок.
– Куда после «Энергетика» отправился?
– Остался у Максима Зюзина, который продолжал выступать за подмосковные «Химки». Чтобы не терять время, тренировался с московской «Никой». Тренером тогда был Вадим Романцев, сын Олега Ивановича.
Сам Олег Иванович тоже иногда приходил на занятия, как-то даже расспросил меня об иркутском футболе. Но в «Нике» сразу дали понять, что ничего, кроме тренировок, предложить не могут, возраст не тот. Туда совсем молодых мальчишек брали, 15-16 лет. Но тренировки даром не прошли, появился вариант играть за московский «Спартак-Авто».
– Что за команда?
– У них была конкретная цель – подготовка и продажа футболистов в клубы высших дивизионов. Нас там было человек 25, из них профессиональными футболистами стали двое – Кирилл Панченко и Давид Дзахов, который потом играл за пермский «Амкар». Но это две машины были, они молодцы. Посмотрите, что Панченко в ФНЛ творил за «Динамо». В порядке ребята, как и Гранат с Ещенко.
В «Спартаке» провел год, стали чемпионами в Третьем дивизионе. Потом поехал в Воронеж, там собирали команду из молодых футболистов. Но на первой же тренировке дернул спину и пропустил сбор. Тренер пригласил на второй сбор, потому что считал, что перспективы есть, но спина не проходила.
– Серьезная травма?
– Да, спина до сих пор беспокоит, но жить можно. После обследования сказали, что с такой травмой профессиональный спорт противопоказан. При больших нагрузках будет чаще беспокоить. Но желание доказать, что могу стать профессиональным футболистом, оказалось сильнее, так что набрал форму в чемпионате Иркутской области и поехал в тверскую «Волгу», тренироваться с основой и играть за дубль.
«Волга» в сезоне 2009/2010 мощно прошлась по Кубку России, обыграда «Рубин» в 1/16 финала и «Балтику» в 1/8, готовилась к матчу с питерским «Зенитом». У меня в футбольном плане все нормально было, начали хорошо общаться с Алексеем Сапоговым, который тогда еще не был известен. Сезон закончился, и я остался жить в Москве. Через некоторое появился более интересный вариант с «Нижним Новгородом», в котором сказали, что заиграть сразу не получится, но тренеры оценят футбольные навыки и найдут команду.
– Туда агенты помогли попасть?
– Нет, здесь снова посодействовал Максим Зюзин. Он для меня с детства стал как старший брат. Макс был капитаном того состава ФК «Нижний Новгород», который бился за выход в Премьер-лигу. Рассказал тренеру Александру Витальевичу Григоряну обо мне, тот предложил приехать. После нескольких тренировок Александр Витальевич сказал, что все есть в футбольном плане, просто надо провести сезон, стабильно играя в команде мастеров.
В этом ключевая проблема при переходе из юношеского футбола во взрослый. У нас очень мало доверяют молодым. Тренеры видят, что парень в родном городе не заиграл. Почему так случилось, они не разбираются, думают, что хорошего игрока из родного города просто так никто не отпустит. Нет опыта – не берут в команду. Получается замкнутый круг.
– Команду-то нашли?
– Да, устроили в «Химик» из Дзержинска. Но там боли в спине участились, о чем предупреждали врачи. Решил закончить. Сложно себя проявлять, когда ты постоянно вылетаешь из-за травмы. Для себя я победил, это главное.
– Профессиональная карьера игрока не сложилась. Есть ощущение, что все было зря?
– Нет, конечно. Обстоятельства складывались так, что начал понимать – пора выбирать другой путь в жизни. Но жаловаться не на что. Было много интересных команд, поездок, знакомств. В Нижнем Новгороде с Виктором Васиным жили в одной квартире, его тогда в аренду отдал «Спартак-Нальчик». Мы с ним встречались после матча ЦСКА с «Байкалом» в Кубке России. Он рассказывал, что футболисты ЦСКА были в шоке от состояния иркутского стадиона «Труд».
– Расскажи три истории, характерные для российского футбола. Можно без имен и названий команд. Есть ситуации, которые запомнились?
– Да, конечно. В контрольной игре в одном из клубов Второго дивизиона тренер на установке сказал, что тот, кто сделает хоть одну передачу короче, чем на 30 метров, может собирать вещи и ехать домой. «Передача вперед длинная, и поджимаем, поджимаем», - такая установка. Вот мы дружно и били вперед.
В другой команде на тренировку пришел генеральный директор клуба. Поставил два конуса метрах в 50 друг от друга, подозвал новичков и сказал: «Бежите 7 раз по 50 метров, кто выбежит из минуты, с тем будет, о чем разговаривать». Я из минуты выбежал, секунд 5-8 вроде оставалось. Он мне сказал, чтобы шел заниматься в общую группу. Такой вот отбор игроков в профессиональные клубы.
Были и совсем интересные моменты. Парня одного отцепили от команды, он вышел из раздевалки, позвонил кому-то. На следующий день опять был на тренировке, а после нее и вовсе подписал контракт. Вот и думай, что творится вокруг.
– Ладно, а хорошие истории у тебя есть?
– Из приятных воспоминаний – ФК «Нижний Новгород», которым руководил Александр Григорян. Команда состояла из молодых футболистов, играла без серьезного финансирования. Но я нигде не видел такого дружного коллектива, который действовал как слаженный механизм. В 2010 году «Нижний Новгород» занял третье место в ФНЛ, отстав на одно очко от «Волги», которая поднялась в Премьер-лигу. Поэтому я не был удивлен, когда узнал, что Григорян стал тренером «Анжи» – он давно заслужил право работать с командой Премьер-лиги.
– Опыт общения с Григоряном повлиял на твое решение стать тренером?
– Я очень люблю футбол, хотелось остаться в игре. Решил использовать полученный опыт. Видел работу многих специалистов, но Григорян стоит особняком среди них. Имея такой пример перед глазами, являясь частью команды и чувствуя атмосферу, невольно проникаешься уважением к тренерской деятельности.
- Ты побывал в командах разного уровня. Работал с разными тренерами. Можешь сформулировать общее впечатление от этого этапа жизни?
- Путешествие по разным этажам российского футбола помогло понять, что разница, прежде всего, в условиях, в которых работает команда, в тренировочном процессе и стремлении футболистов совершенствоваться. Между дивизионами пропасть в работе тренеров и игровом интеллекте футболистов. Поэтому так редко случаются взлеты из низших лиг: должно воедино сложиться сразу несколько факторов, среди которых талант не будет главным – нужны еще счастливый случай и доверие.
Фото: s-cdn.sportbox.ru, fckhimki.ru, 2x45.pro, footballhd.ru, irk.ru