А вы знали, как из пластиковых бутылок делают форму и мячи?
Еще одна серьезная причина сортировать мусор.
Мы уже рассказывали, как спорт учит аудиторию правильно сортировать мусор. Но на самом деле образовательными проектами никто не ограничивается: спорт уже давно вовлечен в переработку пластика. На чемпионате мира в России 22 команды играли в форме, созданной из бывших бутылок (большую часть комплектов поставил adidas). Ранее компания произвела экологичную экипировку для «Реала», «Баварии» и «МЮ» – материал собирали во время операции по очистке берега Мальдивских островов. В adidas обещают, что к 2024 году будут использовать переработанный пластик во всех своих продуктах, а Nike уже добавляет его в 75% выпускаемой обуви.
Nike задумался о переработанных материалах еще в 90-х. Благодаря этому отходам, которые в обычной ситуации копились в воде или на свалке и влияли бы на природу, дается вторая жизнь.
Для первой линейки форм из пластика в 2010-м Nike использовал 13 миллионов бутылок – они покрыли бы площадь 29 футбольных полей. Большую часть пластика собрали в Японии и Тайване – двух странах, в которых располагались производственные фабрики. На создание одной майки уходило восемь бутылок, а по характеристикам форма была даже лучше, чем из первичного полиэстера.
За пять лет программы по переработке (с 2010-го по 2015-й) Nike очистил природу от двух миллиардов бутылок – это площадь 3500 полей.
Не в стороне и Россия. Еще в 2015-м тот же Nike выпустил эко-форму для «Спартака» и «Зенита»: шорты и футболки состояли из вторичного материала на 100%, гетры – на 78%. Один комплект изготавливали из 18 бутылок.
В феврале 2018-го СИБУР и производитель спортивных товаров Wilson сделали из переработанного пластика экологичный баскетбольный мяч. На его создание уходят две 1,5-литровых бутылки. «Мяч не полностью состоит из пластика, но внутренности – именно из него, – рассказывает Sports.ru директор СИБУРа по устойчивому развитию Максим Ремчуков. – Важно показать, что экономика замкнутого цикла (возобновления ресурсов – Sports.ru) – это не что-то абстрактное, а имеет реальные бизнес-кейсы, которые к тому же связаны со здоровым образом жизни».
Пока у эко-мяча нет лицензии для использования в официальных соревнованиях, но его уже тестируют в штаб-квартире Wilson, а в начале января мяч доставят в ФИБА на официальные проверки. Планируется, что в Единой Лиге ВТБ играть им будут со следующего сезона. Один раз лучшие баскетболисты России этим мячом уже играли – в феврале его презентовали на Матче Звезд в Санкт-Петербурге с участием Ивана Урганта.
***
Прежде чем стать частью мяча, простая пластиковая бутылка, купленная в магазине, проходит шесть этапов.
1. Сбор. Бутылка опустела и больше не нужна хозяину. Он кладет тару в мусорный бак, мусоровоз доставит ее в один из двух пунктов. Если это общий бак, куда бросают все подряд, то у бутылки меньше шансов попасть на переработку из-за смешивания с органическими отходами. Из бака, в котором собирают только пластик, бутылку переправят на мусоросортировочный завод, чтобы дать ей вторую жизнь.
2. Сортировка. На заводе все содержимое мусоровоза – бутылки и тысячи других пластиковых вещей – высыпается на ленту. Там специальная машина или рабочие распределят их по категориям. Сортируют по десяткам параметров, в том числе цвету (их четыре: натуральный, голубой, коричневый и зеленый), типу пластика (тара для воды, пузырьки от шампуня, контейнеры для еды на вынос – существует семь международных видов пластика), способу изготовления. Все из-за того, что каждый вид должен перерабатываться по-своему (разложение при высокой температуре и недостатке кислорода, реакция с водой, окисление с помощью живых клеток), а некоторые предприятия работают только с одним типом пластика.
3. Мойка. На перерабатывающей станции бутылку моют и отделяют от нее этикетку и крышку. Бутылка впервые за долгое время приходит в исходное состояние. «В идеале дома нужно сразу оторвать этикетку и открутить крышку. Это три разных полимера. Бутылка – ПЭТ (материал, который после переработки подходит для изготовления спортивной формы, рюкзаков, каркаса мячей и так далее – Sports.ru). Крышка может быть полиэтиленовая и полипропиленовая (при повторном использовании из него делают упаковку – Sports.ru). Этикетка – из полипропилена. Каждый тип перерабатывают по отдельной технологии и затем используют для разных вещей», – добавляет Максим Ремчуков.
Пластик промывают сначала с холодной водой, потом – с горячей. При воздействии температуры отходит этикетка.
4. Измельчение. Чистую бутылку вместе с остальными предметами помещают в аппарат, где они измельчаются до мелких частиц – флекс (или хлопьев). Теперь бутылка – это смесь, похожая на тертое мыло. Металлоискателями и магнитами в ней ищут посторонние материалы – при обнаружении их удаляют, чтобы оставался только пластик. Затем снова стирают – с щелочью и моющим средством. Потом дважды полощут и отжимают.
5. Плавление. Под воздействием температуры в 280 градусов хлопья превращаются в тягучий расплавленный материал, из которого специальная машина в фильере (одном из отсеков) выдавливает тонкие пластиковые нити. Они охлаждаются, могут быть нарезаны в гранулы и провести 16 часов под действием азота – получается основа для одежды. «Зависит еще от того, что хотите. При плавлении можно сделать упомянутые гранулы, нити или волоконный ПЭТ, из чего потом получилась внутренняя конструкция баскетбольного мяча», – говорит Ремчуков.
6. Изготовление. Бывшая бутылка – а теперь переработанный пластик – отправляется на последний завод, где из него создают баскетбольный мяч. «Он состоит из нескольких слоев, – объясняет официальный представитель Wilson в России Валентин Крючков. – Первый слой – камера из резинового материала, содержащего каучук. В эко-мяче она осталась неизменной. Дальше – каркасное сооружение, которое вручную наматывается на камеру и отвечает за четкий отскок мяча и приятные ощущения в руке. Каркас как раз состоит из нитей – нетканого материала, который произвели из переработанного пластика. Нить многослойная и мощная, сверху ее покрывали дополнительной тканевой основой. И дальше уже идет верхнее покрытие мяча».
Крючков говорит, что эко-мяч не так хорошо впитывает влагу, как тот, что используют в лиге сейчас, зато он более выносливый и строгий: «Перед игрой его надо разбить. Как кроссовки, которые с первого раза не слишком удобны. То есть в нем присутствует эффект натуральной кожи, которая разбивается и со временем становится невероятно комфортной. Когда мы выдавали его на Матче Звезд, первые движения игроков оказались необычными. Но привыкли, и сам мяч пришел в форму».
Полный цикл производства – от размещения заказа до появления мяча – занимает три месяца.
Крючков говорит, что в ближайшие пять лет Wilson планирует сделать весь мяч из переработанного пластика, а не только одну часть. «Правда, это не так просто, как одежду, – оговаривается он. – Одежда и обувь – самое простое, что может быть. Сделал эту нить – и создал из нее полотно. А мяч – более технологичный продукт. У него должна быть способность сопротивляться среде».
Ремчуков при этом отмечает, что в России культура сознательного отношения к отходам только формируется: «В Музее современного искусства в Амстердаме еще в 90-х появилась инсталляция Дэмиена Херста – отходы больницы за сутки. Там перчатки, шприцы, чего только нет. И люди 20 лет ходят и смотрят на это, знают, что экология требует внимания. У нас такой подход только начинает получать распространение, но темпы изменений видны невооруженным глазом. За этим будущее».
Под Екатеринбургом это будущее уже наступило: завод «Уралтермопласт» так качественно перерабатывает пластиковый мусор, что даже выиграл тендер на поставку элементов благоустройства в Краснодарский край. Из Урала на юг повезли урны, заборы, скамейки, мебель для летних кафе и детские площадки. Компания на рынке с 2002 года и за 16 лет нарастила мощность до 150 тонн переработанных отходов в месяц. Их она покупает по 8-25 рублей за килограмм. На выходе получается 125 тонн малых архитектурных форм за тот же месяц.
«Я не перестаю изумляться каждый раз, глядя в мусорные баки: мы или очень богатые, или недоразвитые. Просто деньги выбрасываем: колоссальное количество ресурсов, которые надо использовать повторно», – удивляется создатель и директор «Уралтермопласта» Андрей Сазонов. В 90-е он солировал и дирижировал в оркестре, в 2000-м ушел в бизнес. Купил два станка для производства пленки, пока через два года не понял, что настоящее счастье – в мусорных баках. Договорился с мэрией, что будет забирать со свалок пластик (а это почти 50% городских отходов).
Завод Сазонова включает почти все циклы, кроме сортировки: мойку, измельчение, гранулирование. После этого материал заливается в формы, куда добавляют красители. «По желанию заказчика на агрегате можно отлить детали любой формы, длины и цвета, – объясняет директор. – Надо только задать программу. В этом же цехе на готовую пленку рабочие наносят принт-рисунок».
В 2017 году выручка «Уралтермопласт» составила 329 миллионов рублей, чистая прибыль – 13 млн. Почти все Сазонов вкладывает в производство и мечтает о расширении. В его планах – газонные решетки, автомобильные прокладки для дверей и даже куртки. Все – из переработанного пластика. Он говорит, что сфера потребления вторичного сырья почти не ограничена: «В будущем нужно стремиться к тому, чтобы вообще ничего не выбрасывать. У китайцев этот процесс уже отлажен. Они мусор собирают возле нашего Байкала, делают из него пуховики и нам же продают. Надо видеть, с каким рвением и какими объемами они баржами завозят отходы из других стран».
Россия пока не справляется даже с собственным мусором. Но если хотите начать с себя, вам поможет эта карта.
Единая Лига ВТБ в рамках акции #Баскетботл собирает пластик на всех матчах – бутылки, которые зрители покупают на арене, отправляются не в общий контейнер, а специальный – для пластика. Оттуда бутылки едут на завод, чтобы вернуться на арену в виде нового мяча.
Фото: news.nike.com; spartak.com; vk.com/vtbleague; vtb-league.com; globallookpress.com/Christian GUY/http://imagebroker.com, CHROMORANGE/Johannes Bernhard; uraltermoplast.ru
- Оскорбление
- Мат
- Спам
- Расизм
- Провокации
- Угрозы
- Систематический оффтоп
- Мульти-аккаунтинг
- Прочее
- Спам
- Оскорбления
- Расизм
- Мат
- Угрозы
- Прочее
- Мультиаккаунтинг
- Систематический оффтоп
- Провокации
- Повторить попытку оплаты
- Оставить комментарий без доната
- Изменить комментарий
- Удалить комментарий
Сделать в РФ стоимость бутылки 15-20 рублей и никакой проблемы с ними вы больше не увидите