«Синяя птица» Малкольма Кэмпбелла
От редакции: Привет! Вы в блоге «Истории из истории»: здесь вспоминают выдающихся спортсменов давних лет. Многие из них незаслуженно забыты – как сегодняшний герой, гонщик Малкольм Кэмпбелл, родившийся 140 лет назад.
За всю историю спорта лишь три гонщика становились обладателями мирового рекорда скорости и на суше, и на воде. Что любопытно, все трое были британскими подданными. Первый из них – Генри Сигрейв, в 1930-х годах четырежды побивавший мировой рекорд: три раза на автомобиле и один на катере. Вторым был Малкольм Кэмпбелл, который выступал примерно в те же годы, что и Сигрейв: не раз один из них перекрывал рекорд, незадолго до того установленный другим.
Третьим, кому (уже после Второй Мировой войны) покорились мировые рекорды и на воде, и на суше, стал сын Малкольма, Дональд Кэмпбелл. Надеюсь, когда-нибудь я расскажу и про Сигрейва, и про Кэмпбелла-младшего, но это потом. Сегодня же статья о Малкольме.

Малкольм Кэмпбелл родился 11 марта 1885 года в лондонском пригороде Чизлхерст. Его отец занимался торговлей алмазами. Предполагалось, что сын пойдет по его стопам, но вышло иначе: оправившись в Германию изучать основы алмазного бизнеса, юноша увлекся мотоциклетными гонками. Это было вполне объяснимо: начало XX века – время стремительного технического прогресса, время скорости. Мотоциклы, автомобили, самолеты, да хотя бы даже и велосипеды… Когда Малкольм вернулся в Англию, его интерес к спорту не остыл. В 1906 году он выиграл первую мотогонку «Из Лондона на край Земли» (London to Land’s end Trials): стартовав в столице, гонщики финишировали на мысе Лендс-энд – юго-западной оконечности острова Великобритания. Эта гонка проводится и сегодня: традиция ее проведения прерывалась лишь в военные годы и во время пандемии ковида. Только стартуют спортсмены теперь в городке Бриджуотер.

В последующие два года Кэмпбелл снова побеждал в этом соревновании. Немного позже он увлекся автогонками. Свой первый автомобиль Кэмпбелл назвал The Flapper (что переводится на русский как «клапан» или «заслонка»), но вскоре переименовал его в «Синюю птицу» (Blue Bird), вдохновившись только-только поставленной тогда пьесой Мориса Метерлинка. Впечатление от спектакля оказалось настолько сильным, что по дороге из театра домой Кэмпбелл разбудил хозяина скобяной лавки, скупил всю синюю краску и ранним утром следующего дня покрасил свой автомобиль. Краска еще не высохла, когда Кэмпбелл вывел «Синюю птицу» на трассу автодрома «Бруклендс». Победа в той гонке стала первой для Кэмпбелла-автомобилиста. В 1937-м одна из новых трасс автодрома, которую спроектировал Кэмпбелл, получила его имя.

Когда началась Первая Мировая война, увлечение гонками пришлось на время отставить. Впрочем, навыки гонщика пригодились: первое время Кэмпбелл служил мотоциклистом-посыльным. Уже через месяц после начала войны он получил офицерское звание, а вскоре был зачислен в Королевский летный корпус (так тогда назывались зарождавшиеся британские ВВС). Вероятно, сыграло роль то, что до войны Кэмпбелл выучился летать, став одним из первых в стране пилотов-любителей. Однако в боях он не участвовал: сперва занимался перегоном новых самолетов из Британии во Францию, затем стал инструктором. В 1918 году он написал и за свой счет издал книгу «Советы начинающим пилотам».
Войну Кэмпбелл закончил в чине капитана. Начинались «ревущие двадцатые», а вместе с ними и новый виток борьбы за скорость. Кэмпбелл с удовольствием вернулся к любимому занятию; в одном из источников пишут, что с окончания войны до середины 30-х, когда Кэмпбелл ушел из автоспорта, он выиграл больше 400 стартов – примерно одна победа в две недели! Впрочем, и этого Кэмпбеллу было мало: иногда он ввязывался в гонки с другими водителями просто по пути домой со службы. Азарт был так велик, что порой Кэмпбелл не останавливался у своего дома, а продолжал импровизированное состязание, пока не оказывался победителем.

Принимал Кэмпбелл участие и в заездах на побитие мировых рекордов скорости на автомобиле. От таблицы рекордов тех лет пестрит в глазах: с 1922 по 1939 годы к ней добавились 23 новых строчки, а сам рекорд за это время вырос в три раза – с 200 до 595 км/ч. Большинство рекордов того времени не продержались и года, а некоторые оставались таковыми всего несколько дней: например, Рене Тома, разогнавшийся 6 июля 1924 года до 231 км/ч, пробыл в статусе быстрейшего гонщика планеты меньше недели.

Малкольм Кэмпбелл установил свой первый рекорд скорости (235 км/ч) 25 сентября 1924 года. Дальше события развивались с невероятной (особенно по меркам сегодняшнего дня) быстротой:
Летом 25-го он обновляет свой рекорд: 243 км/ч.
В марте 26-го Генри Сигрейв, с упоминания о котором я начал статью, поднимает планку до 245 км/ч.
Всего через месяц с небольшим Джон Перри-Томас перекрывает этот рекорд сразу на 25 км/ч!
А на следующий день – еще на 5, разогнавшись до 275 км/ч.
Не проходит и года, как Кэмпбелл возвращает рекорд себе: 281 км/ч.
Двумя месяцами позже Сигрейв добавляет почти 50 километров в час: 328 км/ч.
Но и этот рекорд держится меньше года: в феврале 28-го невозмутимый Кэмпбелл достигает скорости 333 км/ч.
В апреле 28-го в спор британцев вмешивается американский гонщик Рэй Кич: 334 км/ч.
Март 29-го: Сигрейв на «Золотой стреле» ставит новый рекорд – 372 км/ч.
В феврале 31-го его снова бьет Кэмпбелл: 396 км/ч. За этот рекорд (уже пятый, установленный Кэмпбеллом) король Георг V посвящает его в рыцари.
После этого сэр Малкольм обновляет свой рекорд четыре раза подряд, доведя его в 1935 году до 485 км/ч.
Почти никто из упомянутых мной гонщиков уже не мог оспорить эти рекорды Кэмпбелла: к 1931 году из тех, кого я перечислил, в живых оставался только Рене Тома, да и тот завершил карьеру гонщика. Джон Перри-Томас погиб еще в 1927 году во время заезда на побитие рекорда, Кич – в 1929-м на 200-мильной гонке Altoona; Сигрейв разбился годом позже во время рекордного заезда на катере. В те годы и автомобильный, и водно-моторный спорт были весьма опасным делом… То ли Кэмпбелл был осторожнее других, то ли ему просто везло больше – как бы то ни было, он оказался одним из немногих рекордсменов тех лет, кому посчастливилось умереть в своей постели. А ведь на его счету девять рекордов скорости на суше – это и сегодня больше, чем у кого бы то ни было.

Разумеется, за время своей гоночной карьеры Кэмпбелл сменил не одну машину – прогресс был так стремителен, что рассчитывать на рекорд, управляя автомобилем, спроектированным больше пяти лет назад, было немыслимо. Но все свои автомобили (и, забегу вперед, катера) Малкольм Кэмпбелл называл одинаково – так же, как и самый первый: «Синяя птица». Более того, пишут, что в заездах он участвовал исключительно в синем комбинезоне и такого же цвета перчатках (хотя фотографии не всегда это подтверждают).

Изредка Кэмпбелл садился и за штурвал самолета. Например, в 1928 году он отправился на разведку в Сахару в поисках подходящего для новых рекордных заездов места: с ростом скоростей возрастали и требования к трассам. Но Сахара так и не стала «Меккой» автогонщиков: с конца 20-х годов подавляющее большинство рекордных заездов проводилось в США – сперва на песчаном пляже Дейтона-Бич, затем на солончаке Бонневилл, а после – в пустыне Блэк-Рок.

В середине 30-х Кэмпбелл, которому тогда было уже пятьдесят, увлекся водно-моторным спортом. Как и на суше, его привлекали рекордные заезды. На тот момент рекорд скорости – 201 км/ч – принадлежал американцу Гарфилду Вуду. Установлен он был на исполинском 38-футовом (11,5 м) 8-тонном катере «Мисс Америка X», оснащенном четырьмя 12-цилиндровыми авиадвигателями «Паккард» общей мощностью 7000 лошадиных сил. Кэмпбелл пошел по другому пути, постаравшись сделать свой катер максимально легким. Его «Синяя птица К3» длиной 7 метров несла на себе один авиационный двигатель «Роллс-Ройс Р» (такой же мотор Кэмпбелл использовал на своем последнем гоночном автомобиле) и весила лишь немногим более 2 тонн. По расчетам, она должна была разгоняться до 130 миль в час – на 5 больше, чем составлял рекорд Вуда.

Расчет оказался точным. В 1937-38 годах Кэмпбелл ставит на К3 три рекорда скорости: последний составил 131 милю в час. Успехом Кэмпбелл был обязан не только своему мастерству гонщика, но и инженерному таланту автора проекта Фреда Купера: тот и тщательно рассчитал обводы корпуса, и (вероятно, первым среди конструкторов) уделил большое внимание снижению аэродинамического сопротивления надводной части – с ростом скоростей этот факт начинал играть все большую и большую роль.

После этого, понимая, что резервы роста скорости исчерпаны, Кэмпбелл строит катер «Синяя птица К4». Он был спроектирован по совершенно новой для того времени трехточечной схеме: набирая скорость, судно приподнималось из воды, начиная опираться на нее не всем днищем, а лишь тремя небольшими участками: два из них размещались в передней части корпуса и были максимально разнесены по ширине для улучшения остойчивости, а третий располагался в корме по центру. Такая схема не только снижала сопротивление трения, уменьшая смоченную поверхность, но и повышала эффективность гребного винта.
Конструкция оказалась удачной. За две недели до начала Второй мировой войны Кэмпбелл на озере Конистон поднимает рекорд до 142 миль в час (228 км/ч). Это достижение превзойдут только в 1950 году, когда его уже не будет на свете.

В годы Второй Мировой войны Кэмпбелл вновь был призван на службу. В боевых действиях он участия не принимал, выполняя различные задачи в тылу. Одно время Кэмпбелл возглавлял роту военной полиции в миссии Коутса – специальном подразделении, задачей которого было обеспечить эвакуацию короля Георга VI и членов его семьи в случае вторжения немецкой армии в Великобританию. А еще он спроектировал бронеавтомобиль на базе автомобиля «Додж» – 70 броневиков, построенных по его проекту, в народе так и называли: «Малкольм Кэмпбелл».

В год окончания Второй Мировой войны Кэмпбеллу исполнилось 60. Он вышел в отставку в звании майора, но отдыхать на пенсии не собирался. Кэмпбелл оснастил K4 реактивным авиадвигателем, рассчитывая улучшить свой довоенный рекорд, однако эксперимент оказался неудачным: уже на скоростях порядка 90–100 миль в час судно начинало плохо слушаться управления и вести себя нестабильно. В частности, катер имел склонность к «дельфинированию» – продольным колебаниям, которые с ростом скорости все усиливались и, наконец, переходили в опасные прыжки над водой. Рекорд больше не покорился. Вдобавок Кэмпбелла начало подводить здоровье. Перенеся несколько инсультов, он скончался в последний день 1948 года.
Некоторые из болидов Кэмпбелла сохранились. Так, автомобиль Sunbeam 350HP, на котором он в 1924 году поставил свой первый рекорд, экспонируется в Национальном автомобильном музее, расположенном в деревне Бьюли недалеко от Лондона.

А машина Campbell-Railton Blue Bird, на которой был установлен последний рекорд, выставлена в Зале славы мотоспорта США, что в городе Дейтона-бич.

Сохранился и катер K3. А вот K4 повезло меньше: в 1951 году его разбил сын Малкольма Дональд, продолживший дело отца после его смерти. Сам Дональд в той аварии уцелел и после не раз становился обладателем мирового рекорда, но уже на новых машинах. Он погиб в 1967 году во время очередного рекордного заезда на озере Конистон.
Малкольм Кэмпбелл обладал разносторонними способностями. Он не только прославился как великий гонщик, но и стал автором нескольких книг: помимо уже упомянутого учебника пилотирования, Кэмпбелл написал книгу о своем товарище и сопернике Генри Сигрейве, и «Книгу о знаменитых гонщиках» – историю автомобильных гонок. Мало того: он стал автором еще и нескольких остросюжетных романов, действие которых разворачивалось вокруг автомобильных гонок. По мотивам одного из них, «Приветствие богам», в 1939 году был снят фильм «Сожги их, О’Коннор».

Талантливый был человек.
Заглавное фото: Gettyimages.ru/MacGregor/Topical Press Agency