10 мин.

Я не верю в то, что Яннис еще долго будет суперзвездой

Мнение Вадима Борисова.

Понятие «центрового» в 2025-м стало размытым. Раньше при выборе составов на Матч звезд и в символические сборные All-NBA эта позиция была обязательной. Теперь лучших игроков выбирают безотносительно позиции. Одни споры сменили другие – 10 лет назад необходимость выбирать лучшего центрового привела к появлению в числе лучших игроков НБА Деандре Джордана и Андре Драммонда. Было непонятно, справедливо ли называть центровыми Энтони Дэвиса, Амаре Стаудемайра и Джермейна О’Нила. К примеру, в сезоне-2001/02 О’Нил вошел в сборную сезон как форвард, а Дирк Новицки – как центровой. Год спустя они поменялись местами.

Поворотным моментом стал сезон-2022/23, когда голосующие были вынуждены отправить Николу Йокича во вторую сборную All-NBA из-за наличия Джоэла Эмбиида. Но современный баскетбол не думает в категориях «игрок передней/задней линии», и уже тем более не фиксируется на центровых.

С другой стороны, по-настоящему бросающих центровых даже сегодня не так уж много. Из игроков, которые забивали в сезоне-2024/25 больше двух трехочковых за игру, статистический сайт Basketball-Reference считает центровым лишь Наза Рида, что тоже очень спорно. Если опустить планку до 100 трехочковых, то в список войдут Кристапс Порзингис, Гершон Ябуселе (центр?), Алекс Сарр, Эл Хорфорд, Никола Вучевич, Никола Йокич, Виктор Вембаньяма, Карл-Энтони Таунс и Майлз Тернер.

Но как быть с Яннисом Адетокумбо? Он центровой или нет?

Яннис пытался научиться бросать, но так и не достиг в этом успехов, поэтому обитает преимущественно вблизи кольца. В прошлом сезоне он почти полностью отказался от идеи атаковать издали, стал чуть больше похож на классического центра. Но грек привык соседствовать на площадке с другим бигменом – раньше это был Брук Лопес, теперь его заменил Майлз Тернер.

У 211-сантиметрового Янниса есть одна черта, которая совсем не вяжется с представлением об игроке его габаритов. Он входит в число лидеров НБА по атакам с ведения. Например, он атакует 3,5 раза за игру после 7+ ударов мячом в пол, по этому показателю грек выше Тайлера Хирро, Тайриза Халибертона и Джордана Пула. А по числу атак с 3-6 ударами в пол Яннис (5,5) сопоставим с Лукой Дончичем (6,0).

Яннис придумал собственный стиль игры

Это раньше разыгрывающий водил мяч, а центровой стоял у кольца. Сейчас центровые более мобильные, но здоровяки по-прежнему предпочитают без нужды не возиться с мячом. Кроме Янниса, который сделал это своей фишкой: кавалерийские наскоки, когда он тащит мяч через всю площадку и атакует кольцо в быстром нападении. Или берет мяч в позиционке, отступает назад и предпринимает попытку пробиться к кольцу.

Основной стратегией против Янниса стало выстраивание так называемой «стены», когда сразу несколько защитников шеренгой выстраиваются на пути у грека, преграждая ему путь в трехсекундную зону. Полностью перекрыть Яннису кислород таким методом не получается, но он позволяет снизить эффективность лидера «Бакс» (а против суперзвезд на другое и рассчитывать нет смысла).

«Пробивной» стиль игры уже взяли на вооружение другие баскетболисты, которые в прошлые эры, возможно, играли бы в другой манере. Габаритами умело пользуются форварды «Орландо» Паоло Банкеро и Франц Вагнер, которые по-прежнему не научились стабильно попадать по кольцу издали. Широкие плечи позволяют им кормиться за счет проходов под кольцо: больше 1,1 очка за владение в быстрых атаках. Банкеро регулярно забивает с фолом – 7,5% таких попаданий в быстрых отрывах. По частоте ситуаций «2+1» Банкеро уступает лишь Яннису (7,9%). Грека соперники предпочитают максимально часто отправлять на линию штрафного броска в таких ситуациях, он лидер по частоте бросковых фолов (30,4% владений), опережая ближайших преследователей почти в полтора раза.

Иногда доходит до того, что соперники накрывают Янниса максимально жестко, что приводит к стычкам и претензиям.

В этом сезоне Яннис набирает в среднем 23,3 очка из трехсекундной зоны. Разница между ним и идущим вторым Лукой Дончичем (17,0) равна разнице между Лукой и 30-м игроком НБА по этому показателю. Цифры наверняка придут в равновесие – прошлый сезон Яннис закончил с 19,5 очками из «краски». Год назад его главным конкурентом стал Зайон Уильямсон (18,9), еще один апологет пробивного стиля игры. Только вот тело Зайона не выдерживает таких нагрузок. 20-летний Зайон из 2021-го – пока что последний, кто набирал 20+ очков из трехсекундной. Такой стиль атак вроде бы устарел и остался в XX веке: пиковый Ховард не поднимался выше отметки в 15 очков, а 20-очковую отметку до Янниса и Зайона пробивал лишь Шакил О’Нил в 1998–2002 годах.

Одной из отличительных особенностей игры Шака было то, что он стирал грани в плане персональных нарушений. Он затаптывал оппонентов, а те по мере сил отвечали. При желании судейская бригада могла в любой игре как посадить О’Нила на фолы в нападении, так и назначить на нем десяток бросковых фолов. Теперь по той же тропинке идет Яннис.

«Меня поражает то, насколько иначе судьи свистят фолы на Яннисе. Я жалуюсь, а судьи мне отвечают: «Да, его ударили по рукам, но он же продолжил движение». Фол есть фол, разве нет? Яннис силен, но это не повод давать соперникам бить его», – заявил Риверс после одной из игр.

Тренер «Милуоки» и сам привел в пример Шакила О’Нила как игрока, которого соперники не щадили вблизи кольца.

«Яннис много водит мяч, на это нужна энергия. Но эта задача не влияет на желание Янниса идти под кольцо. Там на нем сфолят и сфолят жестко, он это знает. Его не просто бьют, его хватают и держат. Меня поражает то количество ударов, которое он собирает. То же самое было с Шаком».

Главный тренер «Бакс» уточнил важную вещь – удары по рукам не так страшны, как попытки схватить Янниса на скорости за плечи.

Культовый блогер Спортса’’ Артем Панченко в прошлом высказывал мнение, что такие «заземления» стали одной из причин проблем Дуайта Ховарда со спиной и его заметного регресса после 30-летия. В качестве одного из опасных индикаторов называлась отметка в 8 тысяч штрафных за первые десять лет карьеры. Шак к 30 годам пробил 7832 штрафных в 742 играх. В активе Янниса сейчас более 7200 штрафных, и к концу сезона их будет как раз под восемь тысяч.

Есть ли жизнь после 30-летия?

После травмы Дэмиана Лилларда у «Милуоки» не проглядывались шансы на успех в сезоне-2025/26. Пускай Восточная конференции слаба как никогда, но конкурентов все равно достаточно, чтобы не пустить «Бакс» в финал. Смысл этих разговоров заключался в том, что клубу и Яннису пора задуматься о расставании. Но в сегодняшней НБА массивные обмены стало сложнее провернуть, и не все готовы вспарывать себе живот ради Янниса, ведь за игрока его масштаба придется отдать все активы.

Главный фактор для сомнений – Яннису уже 30 лет (31 через месяц). И это может стать проблемой.

Грек уже добился всего в своей карьере. Он стал мегасенсацией, когда из щуплого афроевропейца превратился в одну из суперзвезд поколения. В 2021-м он принес «Милуоки» первое за полвека чемпионство, а прошедшим летом выиграл долгожданную медаль со сборной. Однако после тридцатилетия у спортсменов возникнают проблемы, которые Яннису будет не так-то просто решить.

Иногда это спортивное старение наступает быстрее в том случае, если игрок становится профессионалом очень рано – подозрения насчет грядущего однажды спада Луки Дончича связаны именно с этим, словенец выступает на взрослом уровне с 16 лет. То же самое было с Андреем Кириленко. К 30 годам ресурс может быть уже в значительной доле исчерпан.

Яннису это не грозит. Но ему грозит кое-что еще.

Грик-фрик– удивительное баскетбольное существо. В НБА было много доминирующих игроков в открытом поле, умеющих завершать атаки в быстром нападении очень эффективно. Но немногие смогли сделать это своей визитной карточкой в той же мере, в какой это сделал Яннис. Если сравнивать Адетокумбо с великими предшественниками, то он похож на доминирующего центрового, который взял на вооружение именно атаку с ведения. Этот настырный здоровяк раз за разом берет разгон, после чего следует даже не врывание, а вбивание самого себя колом в сердце защиты. Набор очков за счет вот баскетбольного насилия. По антропометрии Яннис похож на позднего Дуайта Ховарда, который немножко схуднул к концу карьеры. Но у Дуайта не было навыков Янниса. Яннис – это молодой Шакил О’Нил, который еще и таскает мяч.

Ряд недостатков, которые не давали покоя Шаку и Дуайту, мучают и Янниса. Проблемы со штрафными. Отсутствие стабильного броска. Доминирование Янниса построено на резкости, на неудержимости тела, которое он за счет больших усилий выстроил. Но что будет с Яннисом, когда это тело пойдет на спад? Шакилу О’Нилу даже в чем-то повезло, что он перестал быть первой опцией в атаке вскоре после 30-летия, когда перешел в «Майами» к Уэйду. В итоге он играл еще довольно долго, позже провел хороший сезон даже в 36-летнем возрасте в составе «Финикса». Но это уже был не тот игрок, с которым можно связывать выдающие успехи.

Когда Дуайт Ховард перешел в «Хьюстон», у него уже были проблемы со спиной. Дуайт никогда не был чистой первой опцией даже в «Орландо», но в нападении «Рокетс» он стал второстепенным элементом. После 30 Дуайт лучше двигался под кольцом соперника, стал даже чуть креативнее, но организм уже не позволял доминировать.

У игроков подобного толка – короткий срок годности. Когда «стухнет» игра Янниса? Его нынешний контракт рассчитан до 34-летия. В таком возрасте Ховард был резервистом в «Лейкерс» (это была его пятая команда за пять лет), а Шак из-за травм смог провести меньше половины сезона в «Хит».

В октябре следующего года Яннису станет доступно продление контракта на 275 млн долларов до конца сезона-2030/31. При всей его ударной мощи нельзя сказать, что здоровье Янниса идеально. У него уже был ряд мелких повреждений, он неоднократно выбывал по ходу плей-офф. Эти звоночки насчет его возможной недолговечности не слышны, пока на площадке Адетокумбо выглядит несокрушимым. Но сам этот несокрушимый стиль игры Янниса делает его уязвимым.

Фото: East News/VINCE BUCCI / AFP; Gettyimages/Michael Chisholm, Jason Miller, Michael Owens, Patrick McDermott