«Портленд» – проклятый клуб. Даже его успехи – это продолжение неурядиц
Хтонь в Орегоне.
Когда «Оклахома» завоевала чемпионский титул в 2025-м, средний возраст команды составил лишь 25,6 года. Юным «Тандер» по силам стать династией, доминирующей в НБА в течение хотя бы 3-5 лет.
Но была одна чемпионская команда даже моложе – «Портленд» сезона-1976/77, тем «Блэйзерс» в среднем было 24,5 года.

И «Портленду» конца 1970-х должно было легче стать серьезной силой – нет потолка зарплат и прочих современных ограничителей. Но тот состав развалился, ничего не добившись после титула. И эта тенденция сопровождает «Блейзерс» на протяжении всей истории клуба, который обладает аномальным умением притягивать к себе странные истории, мешающие команде нормально развиваться.
Преемственность центровых сработала против клуба
Чемпионство 1977 года ассоциируется с фигурой центрового Билла Уолтона. Он был монстром на школьном уровне, в качестве лидера УКЛА под руководством легендарного Джона Вудена дважды становился чемпионом NCAA, где признавался игроком года трижды подряд в 1972–1974 годах.
Но профессиональная карьера Уолтона испорчена травмами – за 14 лет в НБА бигмен провел лишь 468 из 1148 возможных игр. В те полтора сезона, когда Уолтон был худо-бедно здоров, «Портленд» сначала завоевал титул, а на следующий год Уолтон стал MVP регулярного чемпионата, хотя выбыл из строя уже в феврале и провел всего 58 игр (по текущим правилам НБА он даже не мог бы рассчитывать на личные награды). Билла вернули на паркет недолеченным на старте плей-офф-1978, он снова травмировался, после чего бойкотировал сезон-1978/79 из-за распрей с медштабом и руководством. Дело дошло даже до суда.
Таким образом, легендой «Портленда» и главным творцом единственного чемпионского успеха остается баскетболист, который провел в составе команды всего 200 с небольшим игр.

Раз Уолтон начал бастовать, «Портленд» попытался найти ему замену. Клуб провернул обмен с «Индианой» и заполучил первый пик на драфте-1978, под которым выбрал центрового Майкла Томпсона. За своим упрямством и зацикленностью на позиции центрового «Портленд» не разглядел талантливого разыгрывающего Майкла Рэя Ричардсона и любопытного форварда по имени Лэрри Берд, который ушел под 6-м номером.

Томпсон – наименее известное имя в череде травматиков в истории «Портленда», но и он пропустил целый сезон-79/80 – а поскольку Уолтон уже ушел в «Клипперс», портлендцы в том сезоне остались вообще без центра. «Блэйзерс» продолжали искать нового Уолтона – и упускать величайших игроков. Самым каноничным козлом отпущения в истории НБА не повезло стать Сэму Боуи, который ушел под вторым номером на драфте-1984. «Трейл Блейзерс» снова замкнулись на выборе центра, упустив возможность стать первым клубом Майкла Джордана.

Даже с Томпсоном и Боуи вместо Берда и Джордана «Блэйзерс» 21 год подряд будут выходить в плей-офф, а потому не будут выбирать на драфте высоко до середины 00-х. И много лет спустя история повторится: «Портленд» возьмет Грега Одена вместо Кевина Дюрэнта в 2007-м.

Невозможно сказать, сумели бы Берд, Джордан или Дюрэнт стать легендами того же масштаба, какого они добились вне «Портленда». Но шагнуть мимо трех таких легенд, взяв центрового-травматика в каждом случае – это надо постараться.
«Блейзерс» обрели большие деньги – и все профукали
Пробежим чуть вперед по временной шкале, а к эпохе Дрекслера и двух финалов вернемся потом.
Флешфорвард переносит нас во вторую половину 1990-х, которая связана с активной деятельностью генерального менеджера Боба Уитситта. Он был известен своей страстью до обменов и считался архитектором будущего финалиста «Сиэтла» Пэйтона-Кемпа, там Уитситт признавался Лучшим менеджером НБА в сезоне-1993/94. После этого его захантили соседи по северо-западу США. На новом месте работы у Уитситта появились почти неограниченные финансовые ресурсы – командой владел со-основатель Microsoft Пол Аллен. И когда в конце 90-х НБА ввела налог на роскошь, «Блейзерс» могли позволить себе платить его, в отличие от многих команд, которые жили по средствам.

Уитситт не стеснялся менять игроков направо и налево, а также принимать неоднозначные решения. В краткосрочной перспективе это дало результат, и команда доходила до финала Западной конференции в 1999 и 2000 годах. Но в конечном счете в стратегии Уитситта начала просматриваться проблема – пренебрежение человеческими качествами.
Эксперты критиковали Уитситта за то, что он формировал команду по принципу фэнтези, забывая про то, что на площадку выходят живые люди. Форварда Брайана Гранта обожали фанаты, но вместе него в клуб пришел Шон Кемп. Уитситт, видимо, рассчитывал увидеть в составе того же гиператлета, с которым добивался успехов в «Суперсоникс» – но заполучил немотивированного лентяя с кучей личных проблем.
Уитситт был своеобразным пророком будущей цифровой революции, когда спортсменов начали оценивать с точки зрения продвинутых цифр. Как нам рассказывал Джона Хилл в фильме «Человек, который изменил все», в 2000-х на игроков могли косо смотреть из-за их внеспортивных недостатков, будь то странная техника броска или некрасивая подружка. Но если Билли Бина вознесли на пьедестал, то Уитситт стал неприглядным отражением схожей стратегии. К примеру, он утверждал, что внутрикомандная «химия» переоценена – на этот счет ему принадлежит афоризм «Я не изучал химию в школе». «Портленд» не стеснялся подписывать неоднозначных личностей, которые фигурировали в новостях из-за проблем с законом. Уитситт всегда делал ставку на то, чтобы укомплектовать состав максимумом баскетболистов, которые имеют потенциал считаться звездами. В итоге перебор звезд с плохим характером привел к краху всей этой радикальной попытки перестроиться.
Самые опасные люди в мире. Краткая история «Джэйл Блэйзерс»

Инцидентов в рамках эпохи «Джейл Блейзерс» было достаточно – Зак Рэндольф сломал лицо Рубену Паттерсону, Кинтел Вудс был арестован за участие в собачьих боях, Дэймон Стаудемайр был арестован с марихуаной в аэропорту, Рашид Уоллес ковал свою репутацию в качестве самого несдержанного игрока в истории… Этот был период, когда клуб оказался избалован доступными деньгами и обжегся, доверив управление не самому удачному человеку.
Эпоха Лилларда и губительная стабильность
Тактика Уитситта не сработала, хотя определенная логика в его действиях была. Но его методы пришлись болельщикам из Орегона не по душе, поэтому клуб откатился к идее «семейной» команды с маленького рынка, которая идет вперед за счет внутреннего прогресса и не делает ставку на громкие трансферы.
Проблема здесь заключается в том, что обжегшийся на прошлых просчетах клуб принимал консервативные решения. И в таких условиях каждая новая неудача ощущалась еще больнее.
Разумеется, провал с выбором Одена и проблемы с коленями у Брэндона Роя стали бы кошмаром для любой команды. Но в эпоху Дэмиана Лилларда «Портленд» выстроил свою идентичность вокруг крепких середняков, с которыми клуб так и не стал полноценным претендентом. «Блэйзерс» обрели аллергию на самоуверенные решения.
Эта философия в «Портленде» утвердилась благодаря работе генменеджера Нила Олши, который снова и снова выстраивал команду через неплохие решения с участием ролевиков, но так и не смог снабдить команду дополнительными игроками экстра-класса. Клуб из Орегона не справился с давлением из-за наличия крепкого костяка – Дэмиан Лиллард выигрывал слишком много матчей, так что клуб не получал высоких пиков на драфте. Руководство постоянно поставляло ему крепких партнеров для борьбы за зону плей-офф без более серьезных амбиций.

Характерный пример:
В 2015-м «Блейзерс» пытаются усилить глубину благодаря обмену Аррона Афлалло из «Денвера». В сделку включен защищенный пик первого раунда-2016 (останется у «Портленда» в случае провала).
Команда завершает регулярку четвертой на Западе с костяком из Лилларда, Ламаркуса Олдриджа, Николя Батюма и Уэсли Мэттьюса, но вылетает в первом раунде плей-офф. Олдридж сбежал в «Сан-Антонио», Мэттьюз – в «Далласа», а Батюма отправили в «Шарлотт» за пик на драфте.
В сезоне-2015/16 из прошлогодней стартовой пятерки остался лишь Лиллард. Вопрос – сливать ради высокого пика на драфте или сидеть в середине таблицы без пика на следующем драфте? «Блэйзерс» остаются приличной командой благодаря крутости Лилларда, подходящим дополнениям в виде Аль-Фарука Амину, Мо Харклесса, Мэйсона Пламли, но в особенности – благодаря переставленному в старт Си Джей Макколлуму, Самому прогрессирующему игроку сезона НБА.

«Портленд» выиграл 44 матча и даже прошел «Клипперс», но без шансов уступил «Уорриорз» во втором раунде, а заодно и утратил выбор на драфте-2016.
«Блэйзерс» все равно решили придерживаться выбранного курса и сохранили на невыгодных контрактах Харклесса, Майерса Леонарда и Аллена Крэбба, еще и выдали большие деньги Эвану Тернеру на перегретом из-за скачка потолка зарплат рынке.
Десяток лет «Блэйзерс» эпохи Лилларда запомнились чередой дурацких и странных ситуаций – то грузовик въедет в дом Тернера, то в сеть утекут интимные фотографии Одена, то «Роуз Гарден» переименуют в безликое «Мода Центр».
В конце концов «Портленд» уволил тренера Терри Стоттса после восьми выходов подряд в плей-офф, но сделал только хуже – эра нового тренера Чонси Биллапса началась с напряженной пресс-конференции из-за обвинений в неподобающем поведении в адрес Олши. В декабре последовало и увольнение генменеджера.
А когда начало казаться, что новая версия «Портленда» с Авдией, Шарпом, Камара развивается в нужном направлении – команда увязла в ставочно-покерном скандале, который представил великого баскетболиста и перспективного тренера Биллапса миру в качестве мелкого мошенника.

«Золотая» эра – тоже череда неоднозначностей
Даже когда «Портленд» все делал правильно, то баскетбольные боги сразу осаживали команду. Например, кошмарная история «Блейзерс» по части травм центровых обернулась переломом ноги у Юсуфа Нуркича, который к 25 годам был готов выйти на пик. После возвращения Нуркич перестал быть прежним «Боснийским зверем», который был бы способен вести команду за собой в качестве лидера.

В конце 1970-х «Портленд» мог рассчитывать на более значимые успехи, нежели один титул с Уолтоном, ведь в НБА происходил сдвиг тектонических плит, когда титулы каждый год брали новые команды. В отсутствие других династий «Портленд» мог бы отвоевать чуть больше места под солнцем, но так и остался вспышкой-одногодкой.
В 1990-х все произошло наоборот. Да, «Блейзерс» облажались на драфте-1984, но зато стали командой Клайда Дрекслера, выбранного годом ранее. К концу 80-х Клайд возмужал, набирал 25 + 7 + 6 при множестве перехватов в 1988–1992 годах. Удачной находкой для «Портленда» стало повышение Рика Адельмана до должности главного тренера, в первом же полноценном сезоне он вывел команду в финал НБА.
К сожалению для «Блэйзерс», им пришлось делить поляну сразу с несколькими великими командами, которым было суждено войти в историю спорта – «Лейкерс» Мэджика Джонсона, «Детройтом» Айзейи Томаса и «Чикаго» Джордана времен первого три-пита.
Пиковый Дрекслер был хорош – но для борьбы на равных с командами-династиями и сам «Портленд» должен был быть укомплектован без единой помарки. Шероховатостей оказалось слишком много, чтобы «Блейзерс» урвали хотя бы один титул. Например, в 1990-м руководство «Портленда» не рассмотрело ценности в Дражене Петровиче, которого отдали за бесценок в «Нью-Джерси», получив взамен 35-летнего забивалу Уолтера Дэвиса на полсезона (в плей-офф ветеран играл менее 10 минут за матч).

В пересчете на игровое время у Петровича была отменная статистика еще в «Блейзерс», но там ему не нашли места в ротации – в то время как в «Нетс» он сходу заблистал так, что даже Реджи Миллер много позже называл его одним из своих любимейших снайперов в истории. Да, Петрович прожил преступно мало лет на этом свете и ушел слишком рано, но (простите за бестактность) ровно достаточно, чтобы помочь «Портленду» взойти на вершину в начале 90-х.
Но самый обидный «если бы» для карьеры Дрекслера – это момент отъезда Арвидаса Сабониса из СССР. Переедь великий советский центровой в НБА без заруливания в Испанию – и картина всей Западной конференции в 1990-х меняется в пользу «Блейзерс». У «Портленда» в передней линии были приличные исполнители в виде Кевина Дакуорта, Бака Уильямса и Джерома Керси. Но Сабонис был бы серьезным аргументом против Билла Лэймбира в 1990-м и уж тем более против Билла Картрайта в 1992-м. Битва все еще более-менее подвижного Сабониса против 22-летнего Владе Диваца из «Лейкерс» в 1991-м была бы эпичнейшей демонстрацией того, на что способны заокеанские бигмены.
Задним умом все равно неясно, почему Петрович в «Портленде»-1990 обошелся незаметным камео. Адельман поставил команде быстрый баскетбол – а сборная Югославии прямо перед распадом при Душане Ивковиче носилась как угорелая и пуляла трехочковые в духе 2020-х. Сабонис бы пригодился «Портленду» не только благодаря 220 сантиметрам роста, но и тому, как много хороших решений он мог бы принимать в пользу сильных задних, будь то Дрекслер или Терри Портер.
Откуда в Портленде мужики в майках сборной СССР?
В середине XX века за Орегоном закрепилась нехорошая репутация, на территории этого штата и нескольких соседних орудовали серийные убийцы. Густые леса, длинные автомобильные трассы и низкая концентрация населения вкупе с недостаточно продвинутыми методиками полицейских расследований ввели в американскую поп-культуру образ зловещего преступника с северо-запада – Тед Банди, например, начинал свою «карьеру» именно здесь. Но когда у следователей появились продвинутые инструменты, то ситуация сразу выправилась.
В случае с «Трейл Блейзерс» история повторяется снова и снова. Обычно продолжительный период неудач спортивной команды соотносится с плохим владельцем. Пол Аллен не входил в эту категорию, владея клубом с 1988 года до самой смерти в 2018-м. «Портленд» нельзя назвать пропащей командой, даже относительно недавно клуб доходил до финала конференции (хоть и проиграл там всухую). Но всегда хочется большего.

У болельщиков сейчас есть надежда, что смена владельца станет для «Портленда» прощанием с привычным положением дел. Вот уволим-таки запятнавшего себя тренера – и заживем. Молодежь перспективная. Лиллард вернулся на роль наставника. Победы не за Каскадными горами.
Надежда – живучая тварь.
Фото: East News/AP Photo/Jack Smith, AP Photo/Randy L. Rasmussen, AP Photo/Fred Jewell, AP Photo/Richard Sheinwald, AP Photo/Rick Bowmer, AP Photo/Marty Lederhandler, AP Photo/Jack Smith, Scott Strazzante/San Francisco Chronicle via AP; Gettyimages.ru/Steve Dykes, Lisa Blumenfeld, Steph Chambers













