Испить чашу до дна
''Между двумя матчами "Спартака" с "Ростовом", в финале Кубка и в чемпионате страны, прошло чуть больше недели и пронеслась эпоха. Развился в радикальную реформацию красно-белый скандал, не стало Романцева, стал Чернышов, Червиченко запустил руку в карман за обещанными 10 миллионами безусловных единиц на укрепление состава, а армия болельщиков раскололась на лагери с лозунгами "верим в команду" и "чемодан -- вокзал -- Ростов". Дебют Андрея Чернышова, принявшего "Спартак" в том же возрасте, что когда-то Романцев -- 35 лет, оказался под лупой повышенного внимания и тех, и других.
Трудно сказать, насколько изменения в составе, произведенные в Ростове в отсутствие травмированного Титова и дисквалифицированного Павленко, отражают воззрения нового тренера (в "основу" вернулся Фло, выпал из нее Смирнов, на месте правого хава возник Мойзес, а на замену вышел не использовавшийся Романцевым Концевой). Но коррективы в игре "Спартака" бросились в глаза сразу: этот матч дал куда больше разъяснений о планах нового тренера, чем полдюжины интервью. В первом же матче под началом Чернышова, приверженца немецкой футбольной школы и сторонника "вертикализации" игры, "Спартак" постарался заметно ускорить прохождение середины поля и изрядно "удлинить" свой традиционный короткий и средний пас. Привычная взору стройность и размеренность спартаковского футбола улетучилась, как будто не было ее вовсе. Приобретя скорость, переход красно-белых в атаку несколько утратил мысль, однако вкупе с каким-то новым градусом напористости все это смотрелось довольно свежо.
"Ростов" вышел на матч примерно с теми же игровыми приоритетами, правда, исповедуемыми куда дольше. Что в итоге сплелось в обоюдоострую, яростную, слегка бестолковую, но тем не менее вполне смотрибельную битву, характер которой проще отобразить статистически: 28 ударов по воротам, 17 угловых, 7 карточек, 5 мячей. Первые 80 минут принесли только один гол, да и то во многом -- из-за растерянности Зуева, не уследившего за траекторией штрафного удара. Зато концовка матча фонтанировала событиями, как бутылка шампанского, которую хорошенько потрясли. 81-я минута: Калиниченко идеальным по траектории навесом доставляет мяч в недосягаемую для Бута, но удобную для вышедшего на замену Смирнова точку штрафной -- 1:1. 87-я минута: Каньенда оказывается у ворот Зуева и с удовольствием падает после контакта с торопливым спартаковским голкипером; Осинов реализует пенальти -- 2:1. 89-я минута: Калиниченко записывает на свой счет второй ассистентский балл, при розыгрыше штрафного сбрасывая мяч под удар заряженному голом Павлюченко, -- 2:2. 93-я минута: Зване, Кампамба и Каньенда разожгли новый "пожар" у ворот Зуева, забросать телами который не удалось, -- 3:2. "Ростов" получает полную сатисфакцию за кубковую неудачу, а "Спартак" -- четвертую "баранку" кряду.
Говорить об окончательной смене парадигмы игры красно-белых пока рано: Чернышову еще предстоит убеждать в ее целесообразности и команду, и болельщиков. Объявлять ростовский матч поражением новой спартаковской тактики, конечно, тоже недальновидно: до этого выезда Чернышов провел всего одну тренировку в Тарасовке. Будь у "Спартака" в наличии не столь впечатлительный голкипер, москвичи могли бы даже победить. Возможно, Чернышову еще предстоит испить до дна чашу проблем, заполнившуюся задолго до скандального заявления Романцева, катализировавшего последние реформы. Никогда прежде в чемпионатах России "Спартак" не заканчивал круг вне первой десятки; никогда не проигрывал четырех матчей подряд.



