Что случилось на Гран-при Лас-Вегаса до дисквала «Макларенов»: как Норрис проиграл с поула?
Все обгоны и быстрые мысли.

Гран-при Лас-Вегаса должен был ответить на важнейший вопрос для фанатов «Ред Булл»: удержится ли Макс Ферстаппен в титульной гонке еще хотя бы на этап, или «Макларены» реализуют преимущество в 49 баллов, финишируют выше и оторвутся для личной разборки в финале.
«Ред Булл» требовалась победа для сохранения реальных шансов на пятый титул «Ф-1» подряд, а Пиастри срочно нужно было побеждать напарника – и прервать неудачную серию.
Но трек совсем не подходил «Макларену» и превращал Ферстаппена в локального фаворита – расклады мы подробно описывали здесь.
Правда, погода перевернула расклады на квалу: ночью в Вегасе внезапно пошел не предвиденный синоптиками дождь и пилотам пришлось скользить по городскому катку на дождевых шинах. Весь подбор настроек в тренировках улетел в урну, и выиграл обладатель болида с лучшим базовым балансом прижимной силы – нынешний лидер чемпионата.

Полностью о квалификации можно почитать здесь: как Хэмилтон оказался последним и почему с пилотажем на грани лучше всех справился Норрис.
Тем не менее, поул в Вегасе не обязательно так уж важен из-за большого количества прямых: на первом же круге удобнее всего атаковать лидера из слипстрима двух-трех машин, пока разрывы наименьшие. К тому же, «Макларену» единственному среди лидеров так и не удалось потренировать старты в практиках – чемпионы подошли к началу без нужной информации по сцеплению.
После провала в квалификации «Ред Булл» поменял Цуноде мотор – №22 отправился на пит-лейн.
За несколько дней и ночей до воскресенья в Лас-Вегасе выпала годовая норма осадков, но перед гонкой дренаж города и трассы справился с потопами – асфальт все-таки высох, условия выдались самые теплые и благоприятные за весь Гран-при, команды вернулись на обычные шины. Топ-10 выбрал консервативную стратегию со стартом на «медиуме»: «хард» взяли Хюлькенберг, Колапинто, Албон, Бортолето и Хэмилтон. На стартовый прорыв на «софте» уповал Антонелли на «Мерседесе».
Старт и первые круги: крах «Макларена», рывок «Феррари»
Норрис проиграл срыв с места и постарался компенсировать неудачу резким отжиманием Ферстаппена к стене – но упустил торможение и вылетел с трека в первом повороте! Макс вырвался в лидеры, а «Макларен» упустил и второе – Расселл обогнал его на прямой.
Антонелли получил 5 секунд штрафа за фальстарт. Албону выписали предупреждение за то же самое.
Бермэн поднялся на 6 позиции на старте. «Рейсинг Буллз» опередили Пиастри, Леклер обогнал Алонсо. Хэмилтон рванул на 12-е. Все это – из-за торпедных стартовых атак Бортолето и Лоусона.
В столкновении Пиастри и Лоусона судьи не нашли виновных.
Цунода пошел на пит-стоп уже на втором круге, как и Бортолето. Стролл сошел. Лоусон из-за сломанного антикрыла провалился в подвал пелотона.
Гонка возобновилась на 5-м круге. Бортолето тоже сошел.
Гасли, Колапинто, Албон, Антонелли и Лоусон тоже побывали в боксах – все взяли самые жесткие составы. На болиде Алонсо тоже обнаружилось повреждение переднего антикрыла. Причина – последствия прорыва Лоусона: и прорыв Бермэна отлично виден с борта Алонсо.
Ферстаппен сохранил лидерство, Норрис отстал от лидеров на 2 секунды. Максу не удалось сбросить Расселла – «Мерседес» засел в зоне DRS «Ред Булл». На 6-м круге Леклер обогнал Бермэна на торможении и прорвался на 7-е.
Только к 10-му кругу Расселл отвалился из секундного окна Ферстаппена – Макс выдал быстрейший круг. Норрис отстал еще на 3 секунды от «Мерседеса». Пиастри застрял за Аджаром.
Первая половина гонки: атаки «Феррари», проблемы и ранний пит-стоп Расселла
На 12-м круге Леклер передал по радио о режиме атаки «как зверь» – тут же настиг Пиастри, пожаловавшегося на шины, и опередил «Макларен» на прямой на 13-м круге. «Феррари» вырвалась на 6-е место.
Следом Леклер на 13-м круге обогнал и Аджара – вырвался в топ-5.
Расселл вновь пожаловался на сбой руля на 13-м круге – как и в квалификации. «Мерседес» отстал от Ферстаппена на 2 секунды, Норрис подобрался к нему на 2 секунды.
Албон атаковал Хэмилтона на 13-м круге и опередил Льюиса, «Феррари» контратаковала, а следом «Уильямс» на прямой влетел в алый болид и сломал переднее антикрыло. Албону пришлось брать дополнительный пит-стоп.
Алекс получил 5 секунд штрафа.
На 16-м круге включили режим виртуального сэйфти-кара для сбора обломков с болида Албона. Рестарт через круг – и Пиастри тут же обогнал Аджара в битве за 6-е.
На 18-м круге первым среди лидеров в боксы заехал Расселл – и вернулся 7-м. Норрис тут же выдал быстрейший круг и подобрался в трехсекундное окно Ферстаппена. Максу пришлось отвечать на темп Ландо взвинчиванием темпа.
Расселл обогнал Аджара на 21-м круге, Изак тут же отправился на пит-стоп.
Хэмилтон обогнал Окона на 21-м круге и поднялся на 8-е. Пиастри заехал на пит-стоп на 22-м круге – и вернулся 10-м после Антонелли и Окона.
Следом на 23-м круге «Макларен» обслужил и Норриса – Ландо выехал 4-м после Расселла. Тут же на пит-стопе побывал и Сайнс – вернулся перед Пиастри, но Оскар тут же опередил «Уильямс» на прямой.
Алонсо же совершил двойной обгон в битве за 12-е с Цунодой и Колапинто.
Вторая половина гонки: сражения слипстримов по всему топ-10, реванш Норриса
Леклер побывал на пит-стопе на 25-м круге и вернулся 9-м – после Пиастри. Ферстаппен сменил шины на 26-м круге и вернулся Лидером – в секунде перед Расселлом. «Ред Булл» задержал со сменой шин на 3 секунды.
Макс тут же поехал на быстрейшие круги и к 30-му кругу оторвался на 3 секунды.
Хэмилтон заехал на смену шин на 30-м круге и вернулся 10-м. Затянувший в топ-5 на долгом отрезке Хюлькенберг побывал в боксах на 31-м круге и вернулся 9-м – перед Льюисом! №44 пожаловался на тормоза.
На 32-м круге Бермэн обогнал Алонсо и поднялся на 11-е. На 33-м круге маневр повторил и второй пилот «Хааса» Окон.
На 33-м круге Расселл поднял вопрос подиума: надо ли надеяться на победу или сдаваться Норрису без глупостей. На 35-м круге Ландо настиг «Мерседес» и обогнал Джорджа с DRS – давно «Макларен» не ехал так на прямых.
Тем не менее, Ферстаппен взвинтил темп – Норрис вывалился за пределы 5 секунд.
Албон сошел на 37-м круге.
На 39-м круге накалилась битва за 4-е: Пиастри настиг Антонелли и приступил к атакам, «Мерседес» сдерживал «Макларена» так, что к ним подъехал Леклер.
За 5 кругов до финиша Ферстаппен оторвался от Норриса на 6 секунд.
Финальные круги: крах надежд Норриса на победу
На 47-м круге Ферстаппен оторвался от Норриса на 8 секунд. Пиастри отвалился из секундного окна Антонелли – Кими взвинтил темп, чтобы пятисекундный штраф не отбросил его за Сайнса.
Норрис столкнулся с резким падением темпа – начал проигрывать по 4 секунды с круга: возникли внезапные неизвестные проблемы с экономией топлива. Похоже, «Макларен» надеялся на больше сэйфти-каров и залил меньше горючего в болид №4 – на ленточке Расселлу не хватило только двух секунд до второго места!
Антонелли все-таки удержался даже на 5-й позиции со штрафом после грандиозного отрезка в 48 кругов на самом жестком составе – прорыв на 12 мест. Уехал от Леклера на 0,019 секунды!
UPD: после финиша оба «Макларена» попали под угрозу дисквалификации из-за износа планки под днищем. Похоже, сбой телеметрии и электроники в третьей практике капитально разрушил Гран-при для чемпионов: оранжевые машины не проехали длинные отрезки и не смогли скалибровать настройки и референсы для точных замеров, а дождевая квалификация забрала последний шанс на отслеживание и правку проблемы. Через два часа слушаний и обсуждений Норриса и Пиастри исключили из протокола.

На подиум поднялся герой Антонелли (после старта 17-м!), очки достались Бермэну и Окону.
Гонщик дня – идеальный Ферстаппен.
Быстрые мысли: Норрис отработал как мог, без шансов для Пиастри, мегазаезд «Мерседеса», прорыв «Феррари»
Главной сложностью ночной холодной гонки на трассе из одних прямых стала работа с передними шинами: на скоростных отрезках их температура всегда быстро падала. При таких условиях нельзя было резко бросаться в любые повороты: без нужного прогрева на ровных торможениях резина бы просто скользила по асфальту, собиралась бы в зерна на поверхности – снижая сцепление и вынуждая скользить еще сильнее. В таком режиме любой комплект держится всего 5-6 кругов – после них слой теряет равномерность, и любая магия аккуратного пилотажа уже не может вернуть покрышки в строй. Если прогрев задних покрышек хотя бы поддерживает крутящий момент на разгоне, но с передними нужно работать через температуру тормозов и аккуратные движения рулем. Настройки механического сцепления от подвески вместе с прижимной силой от антикрыльев могут только немного помочь со стабильностью и балансом, но не решить задачу за пилота.
И Ландо Норрис еще до Гран-при признавался: работа с передней осью под риском зернения – его главная слабая сторона, и здесь он, возможно, худший в нынешней «Ф-1». «Макларен» постарался помочь ему более нагруженным аэрообвесом, а погода здорово помогла в квалификации – в дождь все оказываются в одинаково равных условиях, и ставка на более нагруженные антикрылья сработала. Также и сам Норрис проехал один из лучших кругов в карьере. В гонке Ландо оказался уже не настолько хорош – но и проигранный старт связан скорее с нехваткой тренировок у «Макларена».
Пиастри вновь не подошел трек с самым низким уровнем сцепления в календаре, потому даже неудача Норриса не повлияла бы на чемпионский расклад. Намного сильнее шансы подбил двойной дисквал из-за просчета команды, но разрыв пока все равно велик – Ландо теоретически пока идет на титул.

«Ред Булл» урезал переднее старое антикрыло со склада для эффективности на прямых – остальной прижимной силы хватило. Также Ферстаппен остался на старой версии днища до последней волны обновлений в Бразилии – ему поставили ее именно на «Интерлагосе» перед стартом на пит-лейн. А Цунода получил самую новую версию – впервые напарник обошел Макса по «свежести» обвеса. Однако в квале Юки не смог насладиться новинками: команда ошиблась с давлением в его покрышках, японец физически не мог их прогреть. Ферстаппен столкнулся с похожей проблемой из-за разгруженного обвеса, зато в гонке он помог отрываться от «Мерседеса» и «Макларена». Идеальное выполнение плана на все 50 кругов помогли Максу пока остаться в титульной гонке.
«Мерседес» оправдал статус со-фаворита и посуху, и в дождевых условиях, но в решающий момент квалы у Расселла сбился гидроусилитель руля. Фатальная неполадка для мокрой трассы не позволила побороться за первый ряд, затем она вернулась в гонке и помешала схватке и за победу. Зато в Кубке конструкторов англо-немецкая команда выдала почти нокаутирующий удар для конкурентов в битве за второе место.

«Феррари» пострадала из-за многолетних проблем в дождевых условиях – по словам Леклера, Скудерия еще с его первого сезона не умела подбирать настройки и прогревать шины под такие трассы. У Шарля выключался мотор и просто не хватало сцепления, а Хэмилтон в решающий момент первого сегмента поймал под днище конус с одной из шикан и не успел уйти на еще один быстрый круг. В смысле настроек «Феррари» разделила стратегии: Леклер получил обвес с большей прижимной силой, а Хэмилтон – самый «облегченный» вариант под скорость на прямых. Зато в гонке именно алые выдали самые красивые и мощные прорывы – благодаря лучшей стратегии. Но, кажется, в схватке за второе и даже третье место Кубка конструкторов уже ничего не поможет.
«Альпин» включила режим полного риска: даже с проигрышем по общей мощности мотора в 20-30 л.с. попробовала настройки с минимумом прижимной силы и превратила болид в ракету. Их болид выигрывал на всех замерах максимальной скорости, но к их концу все равно уступал более сбалансированным машинам соперников, а в поворотах приходилось страдать и страдать.
«Рейсинг Буллз» точно так же попыталась выкатить очень урезанную версию заднего антикрыла для заточки под прямые – но при сохранении относительного баланса. И вновь мир «Ф-1» увидел, насколько же решает в этом сезоне управляемость болида: особенно в дождевых условиях послушная техника гарантирует пилотам шанс на выстрел в топ-10 даже без сильного преимущества в скорости. Команда укрепилась на 6-й строчке.
Все экспериментаторы в любом случае не дотянулись бы до болида «Уильямса», который изначально закладывался под прямые и короткие повороты. Англичанам требовалось только победить длинный цикл прогрева шин, чтобы превратиться в настоящую грозу середины пелотона. А погодный хаос, небольшая добавка настроек под дождь и самоустранение конкурентов и пара точечных помогли Сайнсу дотянуться до топ-3 и в квале. В гонке же оставалось просто не проиграть фаворитам слишком много – и топ-команды пока обошли англичан по стратегии.
«Астон Мартин» – вечный страдалец на прямых и самый уязвимый к зернению передних шин, потому Алонсо и Стролл просто ждали, пока все побыстрее закончится. Дождь в квале помог вырваться на неожиданные сверхвысокие позиции, но удержать их посуху было невозможно.
«Заубер» выбрал сбалансированный подход между настройками для дождя и сухой погоды – и Хюлькенбергу не хватило лишь чуть-чуть, чтобы пробиться в топ-10 в квале. Будущую «Ауди» просто отодвинули соперники с более рисковым подходом. Пришлось выбирать агрессивную стратегию на старте и с шинами – у Бортолето не сработало, а Хюлькенберг выполнил свой план лучше всех в пелотоне.
«Хаас» страдал в дождевых условиях весь прошлый год и продолжил терять механическое сцепление и в нынешнем сезоне – шансов на успех в квале не было. Зато в гонке объезд фэйлящих конкурентов помог сразиться за очки – и грядущая схватка за седьмое место Кубка конструкторов намечается очень активной.
Следующий раунд – уже буквально за поворотом: спринтерский Катар с 28 по 30 ноября. Обязательные два пит-стопа, место первого триумфа Пиастри – будет жарко!
Что еще почитать про Гран-при Лас-Вегаса?
Ферстаппена выкинут из титульной гонки «Ф-1»? А «Феррари» отыграется?
Главный бриллиант «Ф-1» в США близок к краху? $600 млн инвестиций не окупаются!
Экскурсия по фону для «Ф-1» в Лас-Вегасе: что за город, как там смотрят гонку и развлекают
Гран-при Вегаса бесил и смешил люками, ценами, блоком гонки «Ф-1» от местных. Что-то исправили?
Фото: Gettyimages.ru/Rudy Carezzevoli






































уберите большую букву)