«Ф-1» покидает команда-легенда: «Заубер» гонял с лого МТС и «Челси», здесь начинали Кими и Феттель
Теперь «Ауди».
Гран-при Абу-Даби 2025 года – заключительная гонка в истории «Заубера», следующей весной на старт нового сезона команда из швейцарского Хинвиля выйдет под названием «Ауди». Немецкая автокомпания купила гоночную организацию еще 1,5 года назад, но не спешила быстро менять имя и облик. Легендарный частный бренд окончательно покидает стартовую решетку.

«Заубер» с момента дебюта в «Ф-1» в 1993-м регулярно сотрудничал с автоконцернами и мегаконгломератами вроде «Мерседеса», «Форда», «БМВ» и малайзийским «Петронасом», уступал контрольный пакет акций «Ред Булл» и швейцарскому банку Credit Suisse, продавался полностью шведским совладельцам TetraPack, но почти всегда сохранял уникальную идентичность и хотя бы часть имени в заявочном листе. Лишь в годы пятилетнего сотрудничества с «Альфа Ромео» из вывески удалось убрать название «Заубер»: шильдик-бренд был продан итальянскому заводу с 2019-го по 2023-й.
После истечения контракта с итальянцами «Заубер» вернулся к историческому названию, пусть основатель Петер Заубер и не имел доли в команде с 2016-го. Даже новый титульный спонсор криптоказино Stake (и ее дочерняя стриминговая платформа Kick) только встроился в титульное название, но не исключил его.

30 января 2023-го «Ауди» начала постепенный выкуп акций команды и завершила процесс в марте. Два полноценных года «Заубер» гонялся как актив крупного немецкого автозавода, но под старым именем – дорабатывал прежние спонсорские сделки и готовился к полноценному ребрендингу с приходом нового регламента.
Впереди 2026-й, и «Заубер» окончательно уходит в прошлое. Его место на стартовой решетке займет «Ауди» – хотя болиды будут разрабатываться все на той же базе в Хинвиле.
Какой же вклад в «Ф-1» сделала швейцарская команда? Какое оставила наследие?
1993-й: дебют как подготовка входа «Мерседеса», очки в первом же Гран-при
История гоночной компании «Заубер» началась в 70-х, когда швейцарский электрик и дилер авто Петер Заубер отказался от семейного бизнеса по производству светофоров и сконцентрировался на участии в локальных соревнованиях по скоростным заездам на гору.
Cперва он выступал на переделанном в отцовском гараже «Фольксвагене» Beetle, а затем сконструировал собственный прототип с трубной рамой и литровым мотором «Косуорт». Машину швейцарец назвал С1 – в честь жены Кристианы, и с этой модели началась линейка машин «Заубер».
C1 победила в чемпионате Швейцарии в 1974-м с Фридрихом Хюрцелером за рулем и оказалась настолько годной техникой, что продолжала гоняться еще 10 лет. Заубер же строил новые прототипы, продвигая технологический набор компании и привлекая к партнерству талантливых инженеров – в 1978-м его творения добрались до «Ле-Мана». Конструктора заметили и в 1979-м доверили ему подготовку шасси «Формулы-2» для компании «Лола» – грандиозный прорыв. Стартовала европейская известность компании.
Казалось бы, при чем тут «Ф-1»? Но именно это десятилетие и заложило основы частной компании с ее традициями и фишками – база именно в родном Хинвиле чуть ли не на месте старого гаража, название машины в честь супруги основателя, инженерный подход «берем самых смелых и молодых и сочетаем с тестами самых безумных новых технологий – вдруг что-то получится».
В 1980-м Петер привлек внимание «БМВ», в 1982-м получил большую спонсорскую поддержку от химического гиганта BASF, а еще через три года вошел в альянс с «Мерседесом». Сперва в спорткарах – «Заубер» фактически превратился в молодежную программу немецкого автоконцерна и его «серебристым прокси» в гонках на выносливость вроде «Ле-Мана». С 1988-го машины назывались «Заубер-Мерседес», а компания даже заявляла на главную гонку Европы протеже немецкого автогиганта Михаэля Шумахера.

В то же время немцы запланировали и дебют в «Формуле-1» – и успешный швейцарский партнер в гонках на выносливость должен был стать платформой для постепенного прихода «Мерседеса». Альянс выбрал постепенный и продуманный подход: сперва команда входит как частник, обустраивается и привыкает с новой серии, создает основу и базу, а «Мерседес» выступает как партнер и поставщик моторов.
Полноценный заводской вход планировался в 95-м или 96-и – и финансирование с проектами верстались на долгий срок. Именно «Мерседес» профинансировал открытие большой базы в родном для Петера Хинвиле – ее возведение началось в 1991-м. Моторы разрабатывали совместно – вкладывались компетенции «Заубера», знания консультанта-конструктора «Илмор» и мощности «Мерседеса».
В «Ф-1» швейцарская конюшня дебютировала в 1993-м – и раз «Мерседес» выбрал осторожный подход, Петер отстоял собственное название вместе с относительной независимостью. И продолжал называть шасси именем жены.

Главный момент – очки в первой же гонке на Гран‑при ЮАР. В дождевом заезде Юрки Ярвилехто (дебютировавший в «Ф‑1» еще в 1989 году) приехал на болиде с индексом C12 (символическом наследнике предыдущих спорткаров!) на пятое место – и заработал два очка.
Хотя остальная часть того первого сезона была омрачена проблемами с надежностью, Лехто и его напарник Карл Вендлингер из программы «Мерседес-Заубер» регулярно зарабатывали зачетные баллы, если удавалось преодолеть всю дистанцию гонки. Пара сподобилась на два финиша в шаге от подиума – 4-е места на Гран-при Сан-Марино и Италии.
Из 13 команд, принимавших участие в том сезоне, «Заубер» занял седьмое место. Неплохо для дебютанта.
1994-й: официальная заводская команда «Мерседеса»
Сильный первый шаг приободрил «Мерседес». Автозавод наконец вошел в титульное название для заявки («Заубер-Мерседес»), подтвердил официальный заводской статус команды и перебрендировал моторы «Илмор» под собственным именем.
Ждали прогресса и результатов получше, и, казалось бы, после 4-го места на том же Гран-при Сан-Марино все возможно, но… Вендлингер попал в аварию в Монако и впал в кому. Команда погрузилась в депрессию, и лишь на Гран-при Канады еще немного вспыхнула – 4-м местом Ханца-Харальда Френтцена.

В остальном «Заубер» почти перестал набирать очки и финишировал 8-м в Кубке конструкторов. «Мерседес» расстроился из-за отсутствия прогресса, испугался негатива в прессе из-за аварии Вендлингера – флэшбэки после гибельного крэша Пьера Левега на «Ле-Мане» 1955-го не отпускали.
В итоге немецкая компания пересмотрела планы по заводской программе и перенесла моторные усилия на «Макларен», который как раз искал сильного партнера после развала альянса с «Пежо». «Заубер» остался один.
1995-й: «Форд-Ред Булл», первый подиум
Однако «Зауберу» повезло – они быстро нашли новых партнеров в лице «Ред Булл». Концерн Дитриха Матешица купил внушительный пакет акций (ходили слухи о минимуме в 60%) и поставил собственного коммерческого директора Фрица Кайзера, но не тронул оригинальное название, лишь добавив перед фамилией основателя собственный бренд.
Зато новые акционеры-спонсоры совместными усилиями перехватили заводской статус у сменившего технику чемпиона «Бенеттона» – итальянцы объединились с французами из «Рено», оставив шанс середнякам на выгодную сделку с американцами.
Но она вышла такой только на бумаге: мотор оказался слишком тяжелым, проигрывал конкурентам по 30 л.с. и держал только 350-400 км – не хватало даже на один полноценный уик-энд. В смысле финансовых затрат его использование вышло намного дороже.

Повышенный бюджет не помог швейцарцам подняться выше седьмой строчки в Кубке конструкторов. Зато удалось сделать весомый шаг вперед – к первому подиуму в истории команды: на третье место на Гран‑при Италии 1995 года. Гонка изобиловала инцидентами: Дэвид Култхард вылетел на прогревочном круге, а пыль, оставленная им на трассе, спровоцировала массовую аварию на первом круге и повторный старт. Гонка оказалась изнурительной: многие сошли, включая лидеров Дэймона Хилла и Михаэля Шумахера.
Френтцен же дотерпел до финиша и получил минутку славы.
И да, именно в «Заубере» «Форд» и «Ред Булл» впервые навели мосты – задолго до первых контактов по покупке «Ягуара». Их альянс вернулся в «Ф-1» и 30 лет спустя.
1996-й: «Ред Булл» – «Петронас», планы на свой мотор
Дорогой, ненадежный и не самый мощный мотор «Форда» вынудил искать альтернативы. Вновь помогла маркетинговая и коммерческая машина «Ред Булл» – их маги нашли суперспонсора и технологического партнера: малайзийский государственный нефтегигант «Петронас». Да, это нынешний титульный столп заводского «Мерседеса» с инвестициями в немецкую команду в $1,4 млрд за 20 лет.
Малайзийцы не пожалели денег: бюджет расширили и раздобыли клиентскую сделку на мотор «Феррари». Причем «Петронас» в партнерстве с «Заубером» создал компанию по разработке и производству силовых установок: планировалось использование технического штаба и знаний после работы с «Илмором», «Мерседесом» и «Фордом» для создания двигателей.
Речь шла о полноценной линейке: от моторов для «Ф-1» до самых легких агрегатов для коммерческих авто. «Петронас» получил 40%, а остальные акции остались «Зауберу» – их первый шаг на более широкий авторынок.

Новый облик мощно подсветился подиумом Джонни Херберта на Гран-при Монако.
Но исторический максимум в 18 очков «Заубер» так и не преодолел: 11 баллов и все то же 7-е место Кубка конструкторов. Сезон пришлось доезжать на заводском «Форде».
1997-й: «Ред Булл» – «Феррари» – «Петронас»
Поначалу стороны сошлись на лицензировании двигателей Скудерии вместе с кучей прочих итальянских деталей — в штате инженеров и механиков команды даже несколько раз видели людей в форме с гарцующим жеребцом. Тем не менее, даже в такой ситуации название оставалось в виде «Ред Булл Заубер Петронас», хотя структуру вновь можно было назвать «полузаводской»!
Моторное партнерство продолжило развиваться. Планы по разработке собственной силовой установки для «Ф-1» подбил азиатский финансовый кризис, потому «Заубер» сконцентрировался на доводке гоночного мотоцикла «Петронас» GP1, а также запустил работу над коммерческим гражданским мотором для национальной автокомпании «Протон».
А что же на треке? Новый подиум на Гран-при Венгрии – вновь Джонни Херберт!

И вновь рекорд в «1 финиш в топ-3» за сезон не побит. Только 16 баллов и 7-е место.
1998-й: первый собственный коммерческий мотор
Пока проект мотора для «Ф-1» стагнировал, «Петронас» все-таки довел до тестов и серии первый коммерческий мотор для авторынка – E01e. Он стал первым собственным двигателем в истории Малайзии, и компетенции «Заубера» использовались, чтобы сразу задизайнить его под новый экостандарт Euro2.
Его можно было делать объемом от 1,8 до 2,2 литра, он выдавал до 204 л.с. и впервые запустился уже 20 февраля 1998-го – всего за год разработки. Сперва «Петронас» попробовал продать изделие госкомпании «Протон», но она выбрала собственные наработки (у них оставалось еще 5 других моторов в линии).
«Петронас» несколько лет собирал и продавал ограниченные тиражи на несколько моделей «Протона», а параллельно искал покупателя на все технологии и патенты – как первоначально и задумывалось. Процесс растянулся аж до 2005-го – за это время спонсор «Заубера» привлек один из старейших автоконцернов Китая Nanjing Automobile, и уже тогда «Протон» вернулся к сделке, чтобы избежать утечки национальных инноваций к прямым конкурентам.
Сделку о продаже закрыли в 2006-м – и если вам кажется, что почти за 10 лет двигатель от «Заубера» устарел, то нет: его все-таки поставили на несколько моделей (например, GEN2) , а затем на его основе начали разработку следующего поколения национальных моторов. Именно «Заубер» помог малайзийскому автопрому с технологиями!

На гоночном треке все прошло не так удачно: команда почти перестала попадать в очки, и классический «подиум на весь сезон» удался только под занавес – на Гран-при Бельгии усилиями Жана Алези. Да, в той самой гонке, где половину пелотона разнесло в завале на старте, а Шумахер влетел в Култхарда, когда пытался объехать того на круг.
Зато в Кубке конструкторов произошел рывок: и 10 баллов хватило для взлета на 6-е место!
1999-й: первый рента-драйвер для спасения от финансовых трудностей
Финансовые трудности азиатских партнеров привели к необходимости поиска рента-драйвера – им стал Педро Динис, с которым пришли дополнительные $12 млн (с учетом новых спонсоров и экономии на гонорарах команде нанятого пилота).

Вообще предполагалось, что новичок принесет еще больше денег и партнера Parmalat, но с трансфером итальянских денег не сложилось: предыдущая команда Педро «Эрроуз» в суде против «Заубера» отстояла сделку. Таким оказался первый опыт швейцарцев с рентами. Зато «Зауберу» удалось сохранить легендарную ливрею.
Помогла ли смена подхода к пилотам? Не совсем: лучшая позиция осталась 6-й, подиумов не было, команда набрала всего 5 баллов и финишировала 8-й в Кубке конструкторов. Худший сезон в 90-х.
Единственный яркий момент – трудовые очки Алези на финальном Гран-при Японии.
2000-й: Больше «Петронаса» и инноваций
Команда наконец получила что-то от рента-драйвера: Parmalat все-таки пришел и увеличил вложения до 14 млн. Деньги Диниса помогли в развитии. Например, «Заубер» внедрил двойную систему монтажа передней подвески на двух пилонах – и в будущем ее скопирует вся «Ф-1».
Конец финансового кризиса в Азии помог «Петронасу» увеличить вложения – и «Заубер» даже впервые разошелся с «Феррари» и вместо смазочных материалов Shell взял продукцию спонсора Syntium. Ведь моторная компания продолжала работу и сконцентрировалась на адаптации двигателя Скудерии и разработке собственной суперлегкой коробки передач.

Результаты все еще оставались на аутсайдерском уровне по меркам амбиций «Заубера», но чуть лучше прошлого года: два финиша в топ-5, те же 6 очков и 8-е место Кубка конструкторов.
Главный момент – 5-е место в Германии силами Мики Сало.
2001-й: потрясение из-за Кими Райкконена, уход «Ред Булл», новый акционер
Теснейший альянс с «Ред Булл» накрылся в 2001-м, когда Петер проявил независимость и подписал на роль боевого пилота абсолютно неизвестного и неопытного Кими Райкконена.
«Быки» хотели продвинуть в команду бразильца Энрике Бернольди, но в результате разозлились и продали 60-процентный пакет акций банку Credit Suisse – еще одному спонсору команды. Компания сохранила только небольшие лого на болидах и комбинезонах – поскольку эти контракты нельзя было расторгнуть без штрафных санкций.
Так финн с первого же этапа оказался уникальным пилотом: одно его появление развалило крепкий и многолетний альянс.

Кими оказался начинающей суперзвездой и помог побить рекорд команды по очкам и позиции в Кубке конструкторов (21 и четвертое соответственно). Райкконен приехал в топ-6 уже на первом же этапе, а на шестом Гран-при в Австрии финишировал 4-м.
Однако главный момент – подиум Ника Хайдфельда на Гран-при Бразилии. Все-таки долгожданное возвращение в топ-3!
Потеря денег Диниса и уход важнейшего акционера скорректировали движение команды. «Заубер Петронас» столкнулся с сокращением бюджета и окончательно превратился в центр обкатки молодежи – через более тесное сотрудничество с программой «Феррари» и вообще любыми автозаводами, которым требовалось место для их парней. Например, Хайдфельд как раз пришел в «Ф-1» как юниор «Макларена».
2002-й: запуск строительства инновационной аэротрубы и суперкомпьютера на деньги от Райкконена
Буст позиций в Кубке конструкторов доказал спонсорам правоту Заубера в развитии пилотов: ведь «Макларен» в итоге из двух парней команды выбрал именно Райкконена – даже заплатил $14 млн деньгами и предоставил два дорогущих моторхоума (на тот момент каждый стоил около 2 млн).
Спонсоры впечатлились прогрессом и успехом технологического подразделения (суперкомпактная и легкая коробка передач задала новый стандарт в «Ф-1») и тоже добавили денег. «Заубер» собрал достаточно финансирования для запуска масштабной независимой инновационной перестройки – начал строительство аэротрубы и симулятора в одно время с «Уильямсом» и опередил всех по началу сборки кластера суперкомпьютеров для вычислительной гидродинамики (CFD).
C моторной частью все только усложнялось: «Зауберу» удалось раздобыть двигатели Скудерии от предыдущего победного года, но платить за мощность и надежность приходилось $19,5 млн за год (или 33 млн нынешних с учетом инфляции – вдвое дороже современных!)
И это еще со скидкой – «Феррари» отдала на обкатку Фелипе Массу. Помогло ли с результатами? Не очень: лучшая позиция сезона – финиш на 4-5 местах на Гран-при Испании.

0 подиумов, 11 очков, 5-е место Кубка конструкторов.
2003-й: собственный мотоцикл с «Петронасом», первое лидерство в гонке
Техническое партнерство с малайзийской нефтекомпанией вышло за пределы автоспорта и перешло на два колеса: сперва модель FP1 строили для дебюта в MotoGP, затем осознали сложность похода сразу в высшую лигу и переключились на мировые супербайки WSBK.
Но для них требовались не только гоночные прототипы, а еще хотя бы 150 серийных экземпляров! 75 штук в итоге произвели в Великобритании под надзором инженеров «Заубера», следующие 75 уже собрали в Малайзии на заводе локального производителя Modenas. Сотню продали, остальное использовали для гонок. И они гонялись до 2006-го, а в продаже постоянно всплывали вплоть до 2010-го. Их байк даже попадал в топ-10 и взял два подиума в 2004-м – пока японские гиганты не усилили вложения.
На четырех колесах тоже удалось добиться прорыва: впервые за 10 лет истории «Заубер» возглавил гонку! Вернувшийся Френтцен вышел на первое место на 48-м круге и немного проехал во главе пелотона во время Гран-при США в Индианаполисе – и завершил ее на подиуме.

До того момента команда лишь раз попала в топ-5 и шла на девятом месте Кубка конструкторов, претендуя на худший результат в истории. Гран-при США шел предфинальным в календаре – и «Заубер» закончил двумя машинами в пятерке и подпрыгнул на 6-е в зачете команд – выше заводских «Ягуара» и «Тойоты».
2004-й: открытие супербазы, чемпион мира в составе, реклама МТС на болиде!
Яркие моменты предыдущего сезона постарались поддержать в следующем – в эксплуатацию сдали наконец новейшую базу с суперкомпьютером и передовой аэротрубой. Всего в проект вложили $55 млн (96 млн нынешних долларов с учетом инфляции – дороже реновации «Макларена» и «Уильямса»!).
Команда после побед над «Тойотой» и «Ягуаром» пыталась сказать: мы теперь не просто частник, мы уже на уровне заводов и можем гонять эффектнее и эффективнее. Для поддержания образа и привлечения дополнительных спонсоров позвали даже чемпиона «Ф-1» Жака Вильнева – единственного парня в истории «Заубера», гонявшего здесь уже после завоевания титула.
Связи с «Феррари» начали слабеть: «Заубер» поддержал изменения в правилах против доминировавшей Скудерии, перебрался на шины «Мишлен» с «Бриджстоуна», сократив объем данных для алых, и уменьшил количество закупаемых запчастей.
Улучшенная машина не помогла подняться выше того же 6-го места в Кубке конструкторов, но позволила набирать больше очков и стабильнее финишировать в топ-6 – вновь выше «Тойоты» и «Ягуара». Самый яркий момент – 4-е место на Гран-при Канады.

И да, программа привлечения спонсоров сработала – как вам желтенькая реклама МТС на дефлекторах?
2005-й: уход «Ред Булл», старт партнерства с «БМВ»
Машину впервые с нуля разработали на новой базе с новыми инструментами, но со срезанным бюджетом: «Ред Булл» попрощался с «Заубером» после 10-летнего альянса и ушел в собственную команду, выкупленную у «Ягуара». Потому основное финансовое бремя выпало на титульных партнеров Credit Suisse и «Петронас» – а их вложения в основном пожирали моторы «Феррари» и зарплата Вильнева.
В итоге «Заубер» лишь дважды приехал в топ-5 (Сан-Марино и Канада), набрал всего 20 очков и вернулся на 8-е место Кубка конструкторов.

Но, к счастью для швейцарцев, выстрел предыдущих сезонов заметили. База уровня произведения технического искусства, инновации малыми силами, обновления имиджа и образа заинтересовали «БМВ» – немецкий автогигант в конце 2005-го выкупил почти всю долю Credit Suisse (остался в качестве спонсора и миноритария) и продолжил экспансию в чемпионат после развала отношений с «Уильямсом».
Тем не менее, после прихода очередного производителя Петер Заубер все равно сохранил 20% акций, свое имя в названии команды, место в совете директоров и должность консультанта.
Причем события развивались очень стремительно: сперва «Заубер» подписался только как клиент на поставку моторов, провел послесезонные тесты с новой силовой установкой, а затем раз – и выкуп всех активов компании, включая совместную технологическую ветку с «Петронасом». Сумма всей сделки рассчитывалась в $270 млн!
2006-й: Дебют «БМВ-Заубера»
Поскольку «БМВ» привлекла именно новенькая супербаза, немецкая компания решила ничего не менять: просто влила больше денег, перестала брать десятки миллионов за моторы и расширила штат. Новый облик помог и со спонсорами: пришли гиганты вроде Intel, Dell и 02.

Штаб в Хинвиле наконец получил возможность спокойно поработать с новыми инструментами без ограничений и показать, на что они способны. Итог – стабильный взлет в очковую зону и уже целых два подиума – Хайдфельда на Гран-при Венгрии и новичка Роберта Кубицы на Гран-при Италии! Да, поляк сменил провалившегося Вильнева, который перестал выжимать хоть что-то из машины. Но место могло достаться и Хэмилтону – Петер Заубер вел тайные переговоры о многолетней аренде, но «Макларен» хотел сдать его на подготовку только на один сезон, и сделка развалилась!
Позитивный эффект – в рывке на 5-е место Кубка конструкторов!
2007-й: полновесная мощь «БМВ» как второй силы чемпионата, дебют Феттеля
Раскрытие потенциала базы только продолжилось: машина 2007-го стала первой спроектированной с нуля уже при полной заводской поддержке. Спираль инноваций тоже сохранилась: «Заубер» внедрил быстрое и бесшовное роботическое переключение – теперь стандарт для «Ф-1».
Болид с первых же тестов показал себя потенциальной большой силой, и сезон только убедил всех. Хайдфельд сходу поехал на четвертые места и вообще оказался единственным пилотом не из «Феррари» и «Макларена», способным прорваться на первый ряд стартовой решетки в квалификации – когда приехал вторым в Венгрии.
Более того, болиды «БМВ-Заубера» попали в топ-10 квалификации на каждом этапе, кроме неудачи Кубицы в Бельгии (14-е). И команде впервые за всю историю хватало ресурсов и финансирования для последовательной доработки и обновления машины весь сезон – хотя бы мелкие улучшения привозили на каждый Гран-при.
Самый громкий момент случился на Гран-при Канады: польский пилот попал в жесточайшую аварию, а его напарник получил возможность добраться до самой высокой позиции в истории команды: второй.
Однако самый яркий момент – наверное, все-таки дебют Феттеля на Гран-при США: сразу в очках!

В итоге Роберт, Ник (и чуть-чуть Себ) довели «Заубер» до второго места Кубка конструкторов (с учетом дисквалификации «Макларена»). Казалось, начинается грандиозная белая эра.
2008-й: первый поул, первая победа, отказ от битвы за титул
И вновь «БМВ-Заубер» поехал с первых же Гран-при, причем сразу на подиумы: Хайдфельд начал сезон со второго места в Австралии, Кубица повторил итог в Малайзии.
Третий этап в Бахрейне принес исторический прорыв: первый поул в истории команды с преимуществом в 0,027 секунды над Фелипе Массой!
А через пару этапов на Гран-при Канады «БМВ-Заубер» оформил дубль, а Кубица одержал первую и единственную победу германо-швейцарцев в «Ф-1».

Это был момент наивысшего восхода: лидерство в чемпионате, второе место в Кубке конструкторов всего в трех баллах от «Феррари», но… В «БМВ» просто не поверили в возможность взять титул уже в 2008-м.
В мире разгорался финансовый кризис, немецкому автопроизводителю требовалось выбрать точку концентрации ресурсов: либо обновлять актуальную машину до последнего, либо закрыть доработку и перенести внимание на следующий год с новым регламентом. Победа убедила «БМВ» в достаточности достигнутого уровня, и внимание полностью переключилось на 2009-й – Кубица потом называл это решение крайне разочаровывающим и ошибочным, ведь чувствовал реальный шанс на титул и с апгрейдами смог бы сохранить лидерство.
В итоге соперники обогнали «БМВ-Заубер» по развитию во второй половине сезона: и «Рено», и «Тойота» и даже «Торо Россо» ускорились так, что Хайдфельду и Кубице стало намного труднее претендовать на топ-5. Итог – только третье место Кубка конструкторов и 4-е в зачете пилотов.
2009-й: крах «БМВ»
Ставка не следующий сезон тем более провалилась: технический штаб не угадал направление аэродинамического развития и пропустил идею «двойного диффузора» – главный инструмент доминирования полубанкротного «Брауна» на старте года.
«БМВ-Заубер» получил шальной подиум на втором этапе года, но реально всю первую половину года страдал в аутсайдерах, с трудом выбираясь из боттом-5. Удар оказался сокрушительным – прежде всего экзистенциальным: на фоне финансовых трудностей совет директоров «БМВ» 28 июля принял внезапное решение покинуть «Ф-1». Команду планировали закрыть совсем, а заявку передать новичкам.
Петер Заубер вновь вмешался и постарался спасти детище. Ему удалось договориться о полном выкупе команды за символический евро с сохранением базы в Хинвиле, но при грандиозном сокращении штата с 388 до 250 человек. Больше швейцарский мэтр просто не потянул бы, поскольку платил из собственного кармана.
Иронично, но именно после решения «БМВ» инженеры сумели достаточно проапгрейдить болид – на Гран-при Бельгии Кубица и Хайдфельд уже заезжали в топ-5, а в Бразилии пришел второй подиум. Роберт затащил дождевой этап на второе место!

Но в Кубке конструкторов прорыва хватило только до 6-й позиции, хотя еще до Бельгии «БМВ-Заубер» завис на предпоследней позиции с 9 зачетными баллами.
2010-й: вновь частник без спонсоров
Иронично, но даже с уходом «БМВ» имя баварского концерна в титульном названии команды осталось еще на сезон – сделку о продаже заключили так поздно, что не успели сменить заявку (хотя моторы вновь установили от «Феррари»).
Но основные партнеры и спонсоры ушли – даже «Петронас» переключился на поддержку заводского «Мерседеса». Машина оказалась полностью чистой – без логотипов потенциальных инвесторов.
Заубер позже не раз признавал, что решение спасти детище было больше эмоциональным, чем обдуманным: денег у него было не так много, потому «Заубер» окунулся в пучину странных спонсорств (как вам соглашение на размещение рекламы «Бургер Кинга» всего на два Гран-при 2010-го?). Пока команда экономила деньги, Петер мотался по всему миру в поисках новых партнеров – и, казалось, никак не мог их отыскать.

При этих обстоятельствах финиш в очках новичка Камуи Кобаяси еще в первой части сезона в Турции уже казался чудом. А затем к нему добавились более стабильные попадания в топ-10 и целое 6-е место на Гран-при Великобритании!
В итоге команде удалось занять 8-е место Кубка конструкторов – примерно те же позиции, что и при первой «частной» эре, хотя тогда у них всегда была поддержка «Ред Булл» или «Петронаса».
2011-й: Стабилизация как «Заубера»
Уход крупных партнеров подтолкнул швейцарскую команду и к корням в смысле использования инженерного потенциала: «Заубер» еще в 2010-м повысил до глав ключевых отделов перспективных спецов. Во главу технического штаба продвинули Джеймса Ки (будущего шефа «Макларена», а теперь вернувшегося на роль босса в будущую «Ауди»), а отдел настроек машины возглавил Пьер Ваше (с 2013-го – главный инженер «Ред Булл», с 2018-го – технический директор «Ред Булл»).
Они смогли раскрыться с дополнительным финансированием от мексиканских спонсоров – их привел новичок Серхио Перес. Машину сделали надежной с первого же этапа и последовательно обновляли весь сезон, потому хотя бы один болид заезжал в топ-10 почти на каждом Гран-при.
Но самый яркий момент – 5-е место Кобаяси на Гран-при Монако. Впереди Льюиса Хэмилтона!

Финал – шажок вперед, на 7-е место Кубка конструкторов.
2012-й: вновь подиумы с «Челси» на борту
Более стабильные финансы позволили вернуть одну из главных звезд аэродинамики прошлого – Виллема Тоета (бывшего главу соответствующих отделов «Бенеттона» и «Феррари» времен Шумахера, а затем поднимавшего заводскую «Хонду» – он работал в «Заубере» времен альянса с «БМВ»).
Машина сходу вышла на уровень «крепкого середняка» – начала сезон на 6-й позиции и добилась подиума уже на втором Гран-при в Малайзии.
Но самым ярким моментом стал прорыв Серхио Переса с 12-й позиции на вторую на Гран-при Италии.

Да, поиск спонсоров в любой возможной сфере довел «Заубер» до сделки с «Челси»! Ведь постоянные труды по спасению команды от финансового краха не прекращались.
Петер Заубер тратил на процесс практически все свободное время и после подиума Кобаяси на Гран-при Японии заявил о передаче повседневных полномочий босса юристке Монише Кальтенборн (исполнительный директор команды с 2010-го и держатель трети акций).
После этого внимание команды сконцентрировалось на следующем сезоне, в финале «Заубер» лишь дважды заехал в очки и закончил на 6-м месте Кубка конструкторов.
2013-й: приближение финансовой пропасти и приход Сироткина
Трудное положение в европейской экономике (вместе с уходом Переса) сократило бюджет и операционные возможности команды. Да, на место Серхио с поддержкой тех же мексиканских спонсоров пришел Гутьеррес, но его фигура не так впечатлила прочих партнеров, а латиноамериканские инвесторы в первую очередь стремились к альянсу Переса и «Макларена».
Также сезон подбила и конструктивная ошибка: сперва «Заубер» попробовал сделать машину с очень узкими боковыми понтонами и минимальным охлаждением для аэродинамической эффективности, но концепт не сработал. Швейцарцам пришлось тратить много дополнительных ресурсов на переделку.
В итоге машина с первых же Гран-при оказалась далеко за пределами подиумов и топ-5 – лишь едва въезжала в очковую зону. Пришлось искать ресурсы где только можно – и в середине года «Заубер» объявил о подписании 17-летнего Сергея Сироткина в роли тестера и пилота по развитию с перспективой подъема до боевого в в следующие сезоны. Парня продвигали госструктуры: Международный фонд инвестиционного сотрудничества и Национальный институт авиатехнологий.
Попытки раздобыть немного средств и сконцентрировать их на обновлениях сработали: с Гран-при Италии «Заубер» поехал как претендент на топ-10. Момент сезона – героическая оборона Хюлькенберга в Монце от любых посягателей на его 5-е место и квалификация в топ-3.

Успешный финал сезона помог рвануть на 7-е место Кубка конструкторов.
2014-й: абсолютное дно с 0 очков
Деньги за Сироткиным так и не материализовались в нужном объеме, и «Заубер» активнее включился в поиск рентачей: подписывал в тестеры даже Симону де Сильвестро из «Индикара».
Из-за финансовых трудностей талантливый инженерный состав разобрали, Хюлькенберг тоже ушел, и команда осталась с парой Гутьеррес-Сутиль. «Феррари» провалила первый год нового моторного регламента, и вместо силовой установки «Зауберу» достался пылесос. Сезон получился очень трудным – швейцарцы так и остались без очков и заняли 10-ю позицию Кубка конструкторов: худшую в истории.

Главный момент сезона – отчаянная попытка ускориться хотя бы за счет сгонки массы: во время Гран-при Испании один из самых тяжелых пилотов «Ф-1» Адриан Сутиль не ел два дня, чтобы облегчить машину хоть немного.
Не сработало: финишировал 17-м, а лучшими результатами остались 11-е места на хаотичных Гран-при Австралии и Венгрии.
2015-й: скандальнейший набор рента-драйверов
Для спасения команды пришлось активно торговать местами в болидах.
Оказалось, еще в 2014-м один кокпит отдали нидерландскому рентачу Гидо ван дер Гарде – хотя в ноябре того же года боевые контракты предоставили шведу Маркусу Эрикссону и бразильцу Фелипе Насру с поддержкой Banco Do Brasil. В попытке заполучить скидку хотя бы на болиды «Феррари» в резервисты посадили юниора Скудерии Рафаэле Марчелло.

Все вылилось в скандал: ван дер Гарде публично возмутился и подал в суд, и только вмешательство супремо серии Берни Экклстоуна позволило «Зауберу» все-таки начать сезон. Гидо вернули его $16 млн, пробив значительную дыру в финансах команды.
Однако деньги уже прокрутились в производстве болида, и он вышел совсем не безнадежным. В первом же Гран-при Наср приехал в топ-5 – прямо во время юридических баталий.
На финише года «Заубер» вернулся на «привычное» 8-е в Кубке конструкторов.
2016-й: эпичное спасение от банкротства и продажа шведскому инвестфонду
Удар от компенсации ван дер Гарде отразился на следующем болиде: новый «Заубер» вышел очень слабым, развивать его по ходу сезона оказалось невозможно.
Новичок «Ф-1» «Хаас» сходу обошел швейцарцев в Кубке конструкторов, еще один аутсайдер «Манор» заработал очки в середине сезона и отправил «Заубер» на дно. Последнее место Кубка конструкторов давало намного меньше призовых, и по сути среди аутсайдеров развернулась гонка против банкротства.
Команду спасли шведские инвесторы, связанные с Эрикссоном: миллиардер и владелец Tetra Pak Финн Раусинг через группу Longbow Finance выкупил «Заубер» (в партнерстве с владельцами H&M братьями Перссонами). И как гоночный фанат не стал менять ее имя и идентичность!

А на ленточке сезона случился и самый яркий гоночный момент: Наср финишировал 9-м на домашнем Гран-при Бразилии и увел «Заубер» с последнего места Кубка конструкторов!
2017-й: попытка альянса с «Хондой», полный разворот к «Феррари»
Новое правление постаралось тут же вернуть «Заубер» на трек более «заводской» команды и попробовало подключить швейцарцев к «Хонде», терпевшей крах в «Макларене». Японцы дали бы заводской двигатель и серьезные вложения, но уровень мотора действительно выглядел сомнительным – и в середине сезона свеженазначенный босс Фред Вассер вернул «Заубер» к стратегическому партнерству с «Феррари».
«Хонда» ушла в «Торо Россо» и объединилась с «Ред Булл» – дальше история: можно только мечтать об упущенных «Заубером» возможностях.
Швейцарцы фактически превратились в младшего брата Скудерии: обкатывали их молодежь, принимали множество деталей и затем получили новый брендинг «Альфа Ромео» через концерн «Фиат».
На трассе команда сконцентрировалась прежде всего на надежности в попытках добираться до финиша – ведь болид закладывали в турбулентный 2016-й, а денег хватило только на прошлогодний мотор «Феррари» из-за потенциального ухода к «Хонде». Удалось маякнуть: Верляйн дотянул до 7-го места на Гран-при Испании (отброшен на 8-е пятисекундным штрафом за неправильный въезд на пит-стоп).
Но больше всего «экранного времени» «Заубер» получил на Гран-при Монако, когда Баттон отправил Паскаля повисеть над морем.

Правда, выше 10-го места в Кубке конструкторов «Заубер» не поднялся, а ниже провалиться не мог, ведь «Манор» уже обанкротился и покинул «Ф-1».
2018-й: дебют Леклера, приход «Альфа Ромео»
Тесный альянс с «Феррари» обновил название до «Альфа Ромео-Заубер», принес версию мотора как у главной команды и юного доминатора «Ф-2» Шарля Леклера.
Ожидания от «некстуана» Скудрии были высоки, и он их оправдал: на среднем C37 принес 39 из 48 очков команды – сравните с жалкими пятью очками, набранными командой в предыдущем сезоне.

Первая гонка Леклера в очках также стала его лучшим результатом в сезоне. На четвертом этапе в Баку он воспользовался хаосом и финишировал 6-м.
В итоге «Заубер» вернулся на «свое» место – 8-е в Кубке конструкторов.
2019-й: Возвращение Райкконена, пропажа «Заубера» из брендинга, финансовая стабилизация
Мощный старт Леклера запустил его в «Феррари», а к швейцарцам вернулся старый знакомый – Кими Райкконен: уже ветеран, суперпопулярный чемпион и магнит для спонсоров.
«Альфа Ромео» поглотила название окончательно – отсылка к истории «Заубера» осталась только в наименовании шасси в честь супруги основателя. Зато деньги от итальянской марки вместе с интересом спонсоров к №7 позволили стабилизировать наконец команду и запустить пересборку технического штаба и завода. У «Феррари» берутся в аренду топовые спецы типа Симоне Ресты (сейчас – главный по шасси в «Мерседесе»), из «Ауди» сманен Жан Моншо (сейчас разрабатывает технологии для всех «формул» в ФИА), запускается цикл инвестиций в инфраструктуру.
Машина продолжила череду заездов в топ-10, но настоящим моментом славы стал хаотичный Гран-при Бразилии: двойной финиш в топ-5!

Итог – укрепление 8-го места в Кубке конструкторов.
2020-й: возвращение Кубицы!
Еще больше старых знакомых: теперь поляк Роберт Кубица пришел в резервисты с деньгами государственной нефтекомпании Orlen и помог с продолжением перестройки. Особенно важными его вложения оказались из-за ковидного сезона с минимумом болельщиков на трибунах: выручка «Ф-1» сильно просела, как и призовые.
Самый яркий момент сезона – прорыв Кими на первом круге Гран-при Португалии!
Но все-таки в той гонке Райкконену не удалось набрать очков.
«Альфа Ромео» подбила сделка моториста «Феррари» с ФИА, мощность силовых установок упала относительно конкурентов, и за весь сезон бело-красная машина лишь 5 раз закатилась в топ-10. К счастью, и этого хватило для сохранения 8-й позиции Кубка конструкторов.
2021-й: Проводы Райкконена
В последний сезон старого регламента после ковида «Ф-1» разрешила перенести болиды 2020-го еще на год с небольшими улучшениями. По мнению технических экспертов, швейцарцам удалось спрогрессировать больше всех – благодаря точечным улучшениям аэродинамики и постепенному выправлению мощности мотора «Феррари».
Сезон превратился в подготовку к жизни без очень популярного Кими – «Альфа-Зауберу» требовалось устояться и на трассе, и в глазах спонсоров, чтобы продолжить восстановление.
Но все-таки из-за роста конкуренции команда осталась на границе 6 финишей в топ-10 и добралась только до 9-го места Кубка конструкторов – шальной подиум «Уильямса» на Гран-при Бельгии из одного круга не оставил шансов.
А самым ярким моментом «Альфа Ромео» стали красивые проводы Райкконена эпичным посланием на борту: «Теперь мы оставим тебя в покое».

2022-й: Первый китайский пилот в истории «Ф-1»!
Традиционные для «Заубера» эксперименты продолжились: на замену одному очень популярному в Азии гонщику постарались найти нового. И сделали Чжоу Гуаньюя первым пилотом Гран-при в истории Китая.
Также «Заубер» повернул к технической самостоятельности: вновь запустил собственное производство топливного бака, подвески и всех компонентов коробки передач, кроме тех, что непосредственно связаны с мотором (когда раньше закупал их у «Феррари»).
Техническое развитие так продвинулось, что на первых тестах только машина в ливрее «Альфа Ромео» выкатилась без перевеса на 5-7 кг – и оказалась быстрее многих конкурентов. Остальные продавили повышение лимита массы на 3 кг с постепенным снижением, и «Заубер» потерял часть преимущества из-за необходимости добавлять балласт, но на первой части сезона стабильно заезжал в топ-7 квалификаций и гонок. Результаты упали после волны обновлений на середине года: соперники срезали массу и достали бело-красных, отправив их в сражения на границе топ-10.
Однако накопленных 55 баллов на старте хватило для 6-го места Кубка конструкторов!
Правда, самым ярким моментом стал даже не финиш Боттаса в топ-5 на Гран-при в Имоле, а закатившийся под диван Чжоу на Гран-при Великобритании.

2023-й: начало «Кик-Стейк»
«Альфа Ромео» объявила об уходе из «Ф-1» еще в 2022-м, и потому команда сразу начала искать новые источники финансирования. И связалась с крупнейшим австралийским криптоказино Stake и ее дочерним стримингом Kick.
Но уровень машины относительно конкурентов остался как в конце 2022-го – и «Заубер» лишь 7 раз попал в топ-10. Падение вновь на 9-е место Кубка конструкторов.
Единственный яркий момент – двойной финиш в очках на Гран-при Катара!

2024-й: возвращение имени «Заубера», сбор суперкоманды для «Ауди»
Стагнация 2023-го и 2024-го вызвана как раз переговорами о продаже: сперва потенциальными инвесторами выступали американцы из «Андретти», а после срыва сделки в переговоры вступил немецкий гигант «Ауди».
«Четыре кольца» занялись выкупом акций в 2023-м и назначили шефом бывшего босса и архитектора перестройки «Макларена» Андреаса Зайдля, и он все усилия бросил на подготовку к ребрендингу и инфраструктурную доделку. Актуальные операции оказались как бы в лимбе.
Зайдль начал сборку суперкоманды под «Ауди»: вернул в технические директоры Джеймса Ки, но увяз в битве за власть со спортивным подразделением головного завода. В итоге боссы «четырех колец» провернули более масштабные перемены: сняли всех предыдущих шефов и назначили бывшего топа «Феррари» Маттию Бинотто главным по всем операциям, а гоночную команду отдали бывшему спортивному директору «Ред Булл» Джонатану Уитли.
Они вместе сманили множество мотористов из «Мерседеса» и «Феррари», механиков (включая некоторых лидеров бригады Ферстаппена) из «Ред Булл» и череду гоночных инженеров и спецов по данным из «Ред Булл» и «Феррари». Весь сезон команда активно нарабатывала компетенции и новое оборудование для быстрых пит-стопов.

Первая машина за авторством Ки вышла средней: он фактически начал с нуля, переделав подвеску и аэрообвес. Команда также полностью вернулась к собственному производству всех деталей, кроме двигателя, а битва за власть и активные инвестиции в проекты на будущее срезали ресурсы на актуальные машины.
В итоге «Заубер» оказался худшим в пелотоне с огромным отставанием – и лишь к концу сезона с приходом Бинотто начал раскатывать обновления и добираться до топ-10. В очки удалось заехать только раз – на 8-е место в Катаре. Закономерный финал – последнее место Кубка конструкторов.
Но самый яркий момент – как Чжоу встречали (и провожали) на домашнем Гран-при.
2025-й: Подиум Хюлькенберга!
Новую команду требовалось зарядить мыслью «мы все можем», потому план активных обновлений продолжили до конца первой трети сезона. В состав вновь вернули старого знакомого – теперь Хюлькенберга.
И план сработал: Нико заехал на подиум после 15 лет ожидания, в свой 239-й Гран-при. Причем выходил на старт как рекордсмен по гонкам без топ-3! Стартовав 19-м, мастерски справился с переменчивыми погодными условиями и добыл первое в карьере место на подиуме – третье на Гран-при Великобритании.

В итоге «Заубер» набрал целых 70 баллов, но «Ф-1» эпохи потолка расходов слишком уплотнилась – заработанного хватило только на 9-е место Кубка конструкторов.
Но все равно половину года швейцарцы выглядели лидерами середины пелотона и сохранили собственную «школу» аэрообвеса – достойный финал перед перерождением в «Ауди».
Образ 2026-го: четыре кольца «Ауди» и новые спонсоры
Концепт болида и его внешний вид уже показывали – «Ауди» несколько раз «запускала» команду и подсвечивала новых партнеров

Их немало: немецкий экипировщик adidas (пришел в «Ф-1» только в 2025-м с «Мерседесом» и тут же расширился на вторую ветку национального достояния), баварское безалкогольное Paulaner, переманенный у заводской «Альпин» топливный поставщик BP и титульный партнер – онлайн-банк Revolut. Его название попадет и в заявку – от «Заубера» мало что останется.

Названия машин в честь супруги основателя отправятся в прошлое – теперь только R26 по традиции «Ауди». Все спортивное подразделение будет называться Audi Motorsport против нынешнего Sauber Motorsport.
Все технологические центры переименуют – включая недавно открытый в британском Бичестере. Только компании, базирующиеся в том самом Хинвиле, сохранят прежние названия – Sauber Holding AG и Sauber Technologies AG. Последнее проявление уважения к наследию легендарной команды – символ того, что новая структура прорастает именно на основе технологий и решений прежней.
Да, «Заубер» – крайне необычное и бессмертное имя и уникальная компания в «Ф-1». Она партнерилась, по сути, со всеми китами Гран-при: «Мерседесом», «Фордом», «БМВ», «Ред Булл», «Петронасом» и «Феррари». Продавалась крупнейшим банкам, производителям энергетиков и частным фондам. Выпускала моторы, строила коробки передач и карьеры. И все равно сохраняла идентичность – вместе с отличными отношениями с каждым бывшим партнером.
За 30 лет в «Ф-1» «Заубер» помог запустить моторную программу «Мерседеса» и разработать победную технику для будущего триумфа Мики Хаккинена над Михаэлем Шумахером, посодействовал первым контактам «Ред Булл» и «Форда» и позволил производителю энергетиков освоиться в Гран-при, привел одного из самых заметных спонсоров и поспособствовал технологическому развитию целой азиатской страны.
«Заубер» рисковал с подготовкой будущих чемпионов, двигал инновации в «Ф-1», и каждый раз выживал практически без денег – все силами небольшой команды в швейцарском городке на 10000 человек!

Может, гоночный вклад «Заубера» и не такой великий, но он точно помог определять облик каждой эры «Ф-1». И сейчас даже своим исчезновением только подчеркивает смену времен.
Подписывайтесь на телеграм-канал автора – там я раскрывал, зачем вообще «Ауди» команда в «Ф-1» и такие странные презентации.
Фото: Gettyimages.ru/Pascal Rondeau, Mark Sandten/Bongarts, Mike Hewitt/Allsport, Andreas Rentz/Bongarts, Vladimir Rys/Bongarts, Clive Mason/Allsport, Michael Cooper/Allsport, Mark Thompson, Paul Gilham, Clive Mason, Clive Rose, Rudy Carezzevoli, Charles Coates; commons.wikimedia.org/Restu20, Francois-Pier; East News/Jakub Porzycki / NurPhoto / NurPhoto via AFP, Keystone via AFP, FLORENT GOODEN / DPPI / DPPI via AFP, Jose Breton / NurPhoto / NurPhoto via AFP













- Стеллантис на их базе лепил вторую команду в Ф1 в лице "возражденной" Альфа-Ромео
- на рубеже веков фактически прото-РедБулл
- в начале официальная команда Мерса.
И каждый раз одни уходили, другие приходил, Забуер был на месте.
"Заубер", несмотря на отсутствие каких-то крутейших победных достижений, навсегда в сердечке.
сейчас просто цветастые рекламные баннеры на колёсах, не все, но зачастую
1. Контракт с МТС был подписан в 2003, а не в 2004. По этому поводу даже Хайдфельд и Заубер приезжали в Москву.
2. Отношения с Ferrari стали разлаживаться только в 2005, т.к болид 2004 года был похож на F2003-GA