Глейхенгауз так часто тасует программы нашим фигуристкам, что им уже не веришь. Его постановки – конвейер в худшем смысле
У Анны Щербаковой сменилась короткая программа, и это уже колокол: то, как часто, беспорядочно и холодно их тасуют в «Хрустальном», напрягает.
Вообще, команду Этери Тутберидзе традиционно ассоциируют с фабрикой, которая конвейером производит чемпионок; так вот с программами – это конвейер в худшем смысле. Прежде всего в отношении к номерам и ученицам.
Замена у Щербаковой – странная, учитывая, что до олимпийского отбора – месяц, до Игр – 2,5, а речь идет о действующей чемпионке мира. То есть о фигуристке, по которой хорошо бы прорабатывать стратегию на год-два вперед. В октябре штаб «Хрустального» еще суровее перевернул игру для Алены Косторной, которая тоже претендует на Пекин, – сменил обе постановки.
Пояснений от хореографа Даниила Глейхенгауза (и уж тем более от Тутберидзе) не последовало, да и причины явно не обобщить:
• Косторная вроде как физически не выкатывала одну программу и не нравилась шефам в другой;
• у Щербаковой просели компоненты – это могло послужить сигналом. Ну или, как вариант, Глейхенгауз не договорился с композитором Кириллом Рихтером, который хотел освежить музыку.
Замена / корректировка одной программы в олимпийский сезон еще тянет на случайность, особенно если это происходит сразу после контрольных прокатов. Но три – уже после боевой проверки – похоже на диагноз, прежде всего для Глейхенгауза как постановщика.
Это не разговор о том, стало ли лучше после перемен.
Пожалуй, в шестерке программ (три не пригодившиеся и три новые) нет ни провальной, ни явно претендующей на легендарность. Все нормальные, а остальное вопрос вкуса – нравится больше или меньше. Но сама чехарда выглядит плохо.
Возьмем актуальный пример Щербаковой.
1. На контрольных прокатах в сентябре она в тренировочном костюме презентовала черновик – под The Songs of Distant Earth в исполнении Рихтера. А Глейхенгауз описал:
«Я хотел соединить магию востока с идеей, что она повелительница бури. Я отдавал эту музыку на студию, чтобы в нее добавили немного битов, потому что хотел, чтобы это была современная версия востока – не Шахерезада, а что-то более современное.
Мы переходим из медленной части, где завораживаем, в полностью драйвовую часть на дорожку – то, чего никто особо не ждал от Ани после лирики. Она сможет. И музыка, и хореография, и то, как Аня это чувствует и делает, поднимает с каждым тактом», – такая детальная трактовка подкупала.
Глубоко, интересно и смело, особенно если помнить, что лиричная Щербакова еще не работала с такими мощными ролями.
2. Аню тоже порадовал замысел: «Я люблю пробовать разные образы, и когда мне предложили эти программы, я сразу представляла, как это будет выглядеть. Мне очень нравятся эти программы, но я знаю, что многое нужно доработать, чтобы они получились так, как мне хочется, как тренеры это видят».
3. Месяц спустя к образу добавили платье – огненное, фактурное, в тему. И в таком виде Щербакова откатала всего два турнира, до смешного мало. Теперь у нее Dangerous Affairs от Инона Зура.
Хотя рекорд Косторной не побить – один старт с программами, которые уже в архиве. Их Глейхенгауз тоже продавал вдохновенно – рассказывал и про энтузиазм, и про игру со зрителями и про «прям вау». Куда все вдруг подевалось?
Но вернемся к Щербаковой.
Музыка Рихтера выключена, и в ближайшие годы ее, конечно, никто не использует – не брать же б/у, только что отторгнутое лучшим штабом мира. Огонь-платье останется на полке – слишком приметное, незачем надевать и ассоциировать себя со спешно свернутым проектом. Красочное описание от хореографа забыто.
Важнейшая идея улетела в корзину, а новый номер – назначенный более сильным – слеплен меньше чем за две недели. И этому ноль объяснений. И все происходит в олимпийский сезон, к которому у тебя должна быть заготовлена очередь из шедевров. Должна же, раз ты хореограф огромной элит-группы?
Можно ли за две недели собрать номер эффектнее того, на который делали ставку месяцами? Можно – в случае с Щербаковой, наверное, так и получилось. Но тогда чего стоят подробные либретто, творческий поиск, разговоры о прекрасном?
Характерен сюжет Первого канала перед Гран-при Франции – 20-минутная съемка тренировочного проката под интершум. На льду Щербакова и Глейхенгауз, звучит музыка, хореограф сыпет чисто техническими командами: эту доводи туда, а вот ту сюда, потому что иначе они у тебя это!
И главное, Аня все понимает. Вчера ты повелительница бури, а сегодня… Не успели придумать? Ничего, тренеры с хореографом доберутся и до этого – сформулируют великую идею.
В таком подходе можно видеть силу, усердие, бесконечное стремление к идеалу: «Хрустальный» хладнокровно расстается с программами, которые почему-то не зашли, и в ходе сезона подбирает вариант ярче.
А можно видеть утрату идентичности и переход в режим масс-маркета. Тасуй колоду – от Бет Харт к Синатре, от Вивальди к Айлиш, от Рихтера к Зуру. Идея как-нибудь придумается, а ученицы освоят.
А если вдруг не освоят, оправдание готово – его выдал сам Глейхенгауз: «Любая программа может не смотреться как она должна, если спортсмен не может ее отработать, если он не в форме, если он опаздывает в музыку, не попадает в акценты, съедает хореографию».
Создатель программы никогда не виноват.
Вот и получается, что Щербакова с Косторной в октябре-ноябре экстренно вкатывают что-то новое – и вина, и риски только на них: другого олимпийского шанса наверняка не будет. В это время Камила Валиева спокойно шлифует «Болеро» из 2020-го и короткую, по сути, повторяющую «Шторм» (тоже прошлогодний). Укладывается ли это в концепцию равных шансов, о которой любят напоминать в «Хрустальном»?
В 2021-м Глейхенгауз поставил как никогда много программ с прицелом на олимпийскую борьбу, и было бы неправильно умолчать о хорошем: для Трусовой точнейшие попадания; у Усачевой, возможно, не феерия, но в ее стиле. Если с Щербаковой хореограф просто промахнулся, тем удивительнее – она в группе дольше всех, явно сработалась с Даниилом (который обычно ездит с ней на старты и выводит).
Проблема даже не в промахах (они есть у всех), а в том, что Глейхенгауз, кажется, превратил эту тонкую работу в ремесло – вот еще одна издержка конвейера. А стимула для развития у него не прослеживается – судьи и так плюсуют почти все постановки «Хрустального».
В итоге давно нет ощущения, что с каждой новой программой тебе предлагают нечто штучное и выверенное – как бы Даниил ни убеждал в описаниях.
Внезапная замена постановки ожидается уже на уровне подвоха: а вдруг тренеры снова недовольны чем-то, понятным только им. Ну и потом любая запасная программа по определению воспринимается как вторичность, зачастую склеенная наспех и когда-то уже проигравшая конкуренцию, раз ее не использовали сразу.
Нет ощущения фальши?
Фото: РИА Новости/Ольга Бенар, Александр Вильф, Владимир Песня
Видео: Первый канал
Между тем, Анюта так здорово откатала КП, как будто бы не две недели, а гораздо больше её катает. Музыка-то достаточно сложная, такой темп не каждая осилит.
корректируется по ходу сезона.
Аленин Нью-Йорк мне нравится меньше, чем предыдущая, но она ей нынешней идет больше.
Анина новая КП, по мне, вообще шедеврально ей подходит и сам по себе прекрасна.
Хотя и предыдущая была хороша.
Это не конвейер - это прекрасная работа на результат
То, что у Тутберидзе умеют быстро менять программы, и это системный процесс - одни их быстро клепают, а другие - катают, как ни в чем не бывало - говорит только о двух вещах: с одной стороны о высоком профессионализме коллектива и, с другой стороны, о том, что это представители некого нового поколения в фигурном катании. Потому что раньше, как вспомнишь ситуацию "программа не удалась" - так вздрогнешь, ибо "надо срочно менять программу, это сбило всю подготовку, программа не вкатана" и т.д. и т.п. А уж в олимпийский сезон это просто воспринималось, помнится, как смертный приговор. Мол, хана олимпийским перспективам. Для Тутберидзе и компании это, очевидно, не проблема. И это, кто бы что ни говорил, говорит именно о том, что это конвейер, и конвейер хорошо работающий, отлаженный и управляемый. Хороший, качественный конвейер.
Так что по сабжу за Тутберидзе и её подопечных можно только порадоваться. Они не стесняются и не боятся искать, где лучше. А все люди ищут, где лучше, как рыба - где глубже. Народная мудрость. Так почему всем можно, а им нельзя, тем более, что у них хорошо получается?
Видимо, по изначально озвученным мной причинам, автору совершенно не удалось акцентировать внимание на том, что новые программы смотрятся лучше предыдущих. Философские идеи в ФК программах - это, скажем честно, туфта. Программа смотрится хорошо в одном-единственном случае: когда хореография аккуратно уложена в музыкальные акценты и позволяет "видеть" музыку на льду. Ну ладно, пожалуй, еще программы смотрятся хорошо, когда позволяют воспринять некий не абстрактный, а конкретный образ. Но это достигается либо какими-то визуальными "фишками" (типа Ягудинского сгребания снега в начале "Зимы"), либо просто употреблением всем донельзя знакомой музыки, которая вообще не ставит вопроса "о чем это", потому что и так все знают. Но и эти варианты никак не отменяют первого - музыка должна быть приделана к движениям, иначе она будет существовать на льду отдельно от человека в коньках. И это факт медицинский. И Глейхенгауз это умеет делать. Кому-то его программы кажутся однообразными, я слышала. Мне - нет. И это при том, что я крайне далека от оголтелого фанатения от Тутберидзе. Я вижу, что Глейхенгауз очень старается эксплуатировать сильные стороны каждой отдельной спортсменки и считаю, что это единственно правильное поведение. Конечно, не всегда получается шедевр, но оно, наверное, нормально. Вот Вячеславу Самбуру в принципе шедевры не очень свойственны - и ничего, пишет же потихоньку то, что у него получается, правда? И даже не очень стесняется.
Щербаковская новая короткая лучше старой, и это элементарно просто объяснить: лирическая в целом музыка имеет значительно большую выраженность ("энергетику", выражаясь поэтически), что позволяет насытить её движениями, прекрасно укладывающимися в музыкальные акценты. Пока у Ани это неидеально выходит - её движения очень плавные, на мой вкус, нужно больше резкости (примерно то же можно сказать о Валиевском "Болеро", хотя там постепенно привыкаем уже). Но это то, что можно и нужно наработать и это, безусловно, получится. В этом кроется восприятие программы, и оно даже сейчас уже гораздо более целостное, чем было в программе под Рихтера. Так что, резюмируя, мужские (ну, по визуальной оценке мужские, а то жизнь нынче такая, что на глаз можно и ошибиться) сопли здесь выглядят совершенно неуместно. Поменяли и поменяли. Лишь бы сами были довольны.
А набросы на ТШТ уже до смешного истеричны, и мне удивительно, что это делают наши же журналисты. Понятно, что ваша задача - размышлять в стиле "нет предела совершенству", сопутствовать улучшению ситуации и прочее, но издевательские интонации в статье не позволяют воспринимать статью в таком ключе, к сожалению.
Внимания к нему больше, потому что он работает на безальтернативной основе с целым рядом топовых одиночниц. Надо бы как бы соответствовать.
Но дело даже не в этом, а в том, что:
1. Смена программ, о которой идёт речь - это таки проблема и упущенное время.
2. Ничего хорошего нет в том, что одни и те же люди постоянно работают друг с другом. Эта ситуация создана искусственно. И она ограничивает развитие и исполнительниц, и хореографа. Нет свежих идей и свежих взглядов.
Дело не в том, что надо ставиться у Бурн или Ришо - вот тогда будет круто. Дело в том, что будет интересно сделать что-то иначе. У иностранных хореографов безусловно своё видение и свой взгляд. Но если это сложно организовать, то почему нельзя обратиться к Михайлову и Авербуху?
Раньше работали и всё было прекрасно.
А потому что считаем себя лучше и умнее других. Потому что успехи ослепляют.
Но вот разрешили Алёне платье не от Рябенко. Хотя бы на показалку. Может, хоть здесь сдвинулись с мёртвой точки.
Про платья ведь всё то же самое. Не Рябенко плохая. Но неправильно вот так зацикливаться.
Фигуристки Тутберидзе сметают практически всё золото уже на протяжении нескольких лет, и всё это время местные писаки предрекают кризис, крах, ставят диагнозы и т.д.
Посмотрим на противоположный пример. Писаки-русофобы на Спортс-Ру, эти всевозможные Авдохины и Самбуры, год за годом пишут одну и ту же муть, катают, можно сказать, одни и те же текстовые программы который год подряд. Их кураторы, похоже, на этих "писателей" болт забили и новых методичек не присылают вообще. В результате полная стабильность: одни и те же тупые текстовые программы, накатанные и перекатанные до "блеска", которым может позавидовать любой робот... И, что, от этого им кто-то стал доверять? Отнюдь нет, если уровень доверия к этим "мастерам слова" и меняется, то не в сторону роста, а только в сторону уменьшения: казалось бы, ниже плинтуса быть уже не может, но они своей стабильностью и однообразностью могут пробивать дно всё глубже и глубже, и предела для них в этом, увы, не существует...