3 мин.

В чем секреты мощности силовых установок «Мерседес»

В «Формуле-1» грядет новый сезон, в котором, судя по всему, нас ждут очередные 20 серий франшизы «Доминируй, унижай» с MERCEDES AMG PETRONAS Formula One Team в главной роли. Блог «В погоне за секундой», засучив рукава, покопался в гибридной силовой установке «серебряных стрел», с целью выяснить – в чем заключаются секреты превосходства агрегатов из Бриксуорта.

Первый секрет – это время начала разработки. За 7 лет до официального вступления в силу технического регламента на силовые установки новейшей турбоэры у «Мерседеса» уже была готовая отработанная технология мощного безинового мотора при ограниченном потреблении топлива.

В 2007 году летом немецкий автоконцерн выкатил концепт Mercedes-Benz F 700. Автомобиль набирал сотню с места за 7,5 с, максималка составляла 200 км/ч (ограничена электроникой), а средний расход топлива — 5,3 л/100 км. Шикарно для машины длиной более 5 м и весом свыше 2 тонн, не правда ли?

Под капотом концепта красовался новейший экспериментальный мотор трtхлучевых. Двигатель с непосредственным впрыском, созданный в рамках концепции «DiesOtto», имел 4 цилиндра, был оснащен одноступенчатым турбокомпрессором и системой изменения фаз газораспределения и с рабочего объема 1,8 л выдавал 238 л.с. и 400 нм крутящего момента (жирным курсивом специально выделены технологии из нынешнего технического регламента «Формулы-1» на двигатели внутреннего сгорания – ICE). Реализовать столь впечатляющие характеристики в соотношении мощность-тяга/расход на бензиновом турбомоторе позволило применение дизельных технологий,а именно изменяемой степени сжатия. При малых нагрузках воздушно-топливная смесь воспламенялась от сжатия (цикл Дизеля), а при высоких – от привычной системы зажигания (цикл Отто). 

Концепция «DiesOtto» позволяла экономить до 30% топлива по сравнению с обычным турбомотором того же литража и мощности (любопытно, что при переходе с атмо-2,4 V8 на турбо-1,6 V6 заявлялось о снижении потребления топлива на треть). Единственным ее недостатком был малый ресурс при работе на обычном топливе – 10000 км. И вот тут мы перейдем ко второму секрету - топливо «Петронас».

По словам научного консультанта «Тоталь» Филиппа Жерара, в Монце моторы «Мерседес» заводской конюшни раскручивались до 12500 об/мин. Чтобы уложиться в мгновенный расход 100 кг/ч при таких оборотах – двигатель должен работать на ультраобедненной смеси. По Жерару, топливо при этом должно быть максимально плотным, чтобы уложиться в ограничение в 100 кг на гонку, высокоэнергетичным и мгновенно сгорающим, т.е. обладать взаимоисключающими характеристиками.

Не знаю в курсе ли мсье Жерар концепции «DiesOtto», но, чтобы уравновесить взаимоисключающие требования к топливу для моторов «Рено», бензин «Тоталь» состоит из 200 компонентов..

Третий секрет. Если твой двигатель, работая на парах хитровыдуманного бензина в двухцикличном режиме, раскручивается на 1500 об/мин сильнее, чем у конкурентов, то и твой MGU-H преобразует больше нелимитированной энергии выхлопа в электричество в режиме генератора и, соответственно, больше возвращает в режиме мотора.

Глубокоуважаемый мной технический директор «Форс-Индии» Энди Грин говорит, что новая силовая установка «Мерседес» станет шагом вперед, а это значит, что вся интрига предстоящего чемпионата – станет ли Росберг-мл. Чемпионом Чемпионовичем..