15 мин.

Один на один. Пол Скоулз

«У него нет шансов – он же карлик», – заметил Сэр Алекс Фергюсон, когда впервые увидел Пола Скоулза, играющего за молодежный состав «Юнайтед» в конце 80-х.

В течение следующих двух десятков лет тренер «МЮ» наслаждался игрой того самого «карлика», который к концу карьеры стал самым титулованным футболистом Англии. Он также был одним из самых почитаемых английских футболистов своей эпохи. Зинедин Зидан назвал его «величайшим полузащитником своего поколения». Свидетельством этого служит и поступок Андреса Иньесты, который сразу же после окончания финала Лиги Чемпионов побежал обмениваться футболками с Полом. Среди своих одноклубников Скоулз прославился точными передачами через все поле, за которые его прозвали «спутниковым навигатором».

После завершения карьеры Пол по-прежнему в форме. Он эффектно «отбивается» от вопросов читателей FFT, точно также как когда-то отбивался от атак соперника в настоящей игре…

- Известно, что вы астматик. Как это повлияло на Вашу карьеру? (Элфи Джонсон, Шрюсбери)

- Астма – это то, с чем я вынужден был жить, и то, с чем я вынужден был бороться. Пока я следил за собой, это не было проблемой. Мне было сложно играть зимой. У меня на морозе болела грудь, однажды я даже пропустил из-за этого пару недель. Иногда болезнь мучала меня после разминки, иногда в перерыве матчей, но это случалось не так часто.

- Вы были на «Мэйн Роуд» и поддерживали «Олдхэм Атлетик» во встрече с «Манчестер Юнайтед» в захватывающем полуфинале Кубка Англии-1990. Если эти две команды снова встретятся, за кого Вы будете болеть? (Питер Бикер, Рочдэйл)

- За «Юнайтед».  В детстве я очень сильно болел за «Олдхэм», хотя также переживал за «Юнайтед», просто мой отец не мог позволить себе взять меня на «Олд Траффорд». Он был фанатом «Олдхэм», плюс мы жили всего в 10 минутах от стадиона, поэтому мне было проще следить за ними.

- Сложно ли было влиться в команду на начальном этапе карьеры? Были ли уверены в том, что заиграете в основном составе «Юнайтед»? (Энди Кларксон, Траффорд)

- Не очень. Оглядываясь в прошлое, понимаешь, что у нас были хорошие молодежные команды. Будучи 17-летними парнями, мы осознавали, что два первых состава молодежных команд «Манчестер Юнайтед» очень сильны, но мы не задумывались о том, скольким из нас удастся проявить себя в высшем футбольном свете. Единственное было ясно, что Гиггз закрепится в основной команде. А вот я, Дэвид Бекхэм, Ники Батт и Невиллы, честно сказать, не были уверенны в том, что сможем заиграть за «Юнайтед».

- Какой самый красивый гол в Вашей карьере? После углового в ворота «Брэдфорда»? Тренировали ли Вы такой розыгрыш? (Иан Стюарт, Бэкингем)

- Нет, мы никогда не пробовали что-либо подобное. Бекс пошел подавать угловой, я подал знак, куда нужно навешивать, он подал точно в эту зону и я забил. Мы были на одной волне. Но я не считаю этот гол лучшим – забить дальним ударом в матче с «Астон Виллой» было куда сложнее.

- Возможно, Вы являетесь самым техничным английским игроком за последние двадцать лет. Как вам удалось этого добиться? Почему в английских академия больше не вырастают такие игроки? (Томас Кендрик, Камбрия)

Я выработал свою технику, наблюдая за футболистами, выступающими на моей позиции. Так я научился правильно держать мяч. Огромное спасибо хочу сказать тренеру нашей молодежки Эрику Хэррисону. Каждый раз, когда у него выпадал свободный часок, он шел тренироваться со мной. Это сильно сказалось на моей игре. Многие движения были отработаны до автоматизма. Также я старался использовать свои сильные стороны. В последние годы в Англии было много талантливой молодежи, умевшей обращаться с мячом, но по разным причинам они так и не стали звездами. Такие игроки, как Уэйн Руни, Майкл Каррик и Джек Уилшера, точно не уступают в технике зарубежным звездам. Возможно, проблема в психологии, не могу сказать наверняка.

- Однажды Сэр Алекс заявил, что Вы попадаете мячом в его голову на каждой тренировке. Это так? (Джеймс Ричардс, Алтринхэм)

- Отчасти это правда! Конечно, я и не думал покушаться на его здоровье, но иногда заряжал мячом прямо около него, чтобы, так сказать, «разбудить» его. Я не настолько глуп, чтобы целиться ему в голову. Если мяч летел в его сторону, то он обычно оглядывался и искал того, кто это сделал. И даже если я стоял в толпе среди восьми футболистов, он все равно считал виновным именно меня. Помнится, я когда-то зарядил по голове Филу Невиллу дальним ударом, так он кувырком полетел на газон. Это было очень весело!

- Хотелось ли Вам когда-нибудь проколоть уши, сделать особенную прическу либо наколку? И вообще, как Вы выпендривались в этой жизни? (Пит Райт, Болтон)

- Ничего подобного из этого я не хотел сделать. В наши дни складывается ощущение, что футболист не может жить без татуировок. Я бы никогда не отрастил себе «хвостик». Это выглядело бы нелепо.

- Правда ли, что после хет-трика в ворота сборной Польши на «Уэмбли» в 1999-ом Вы подумали: «О нет, теперь мне придется отвечать на назойливые вопросы журналистов»? (Стюарт Брукс, через email)

- Да, в молодости я действительно не любил общаться с прессой. Но сейчас, когда я повзрослел, дать интервью – не проблема.

- Каждый раз, когда я читаю Ваши интервью. Вы выглядите довольно резким человеком. Но в быту вы слывете своей застенчивостью. Где же настоящий Скоулз? (Алекс Бэтэсон, Ньюквэй)

- Среди своих друзей либо одноклубников я веду себя тихо, спокойно. Если честно, я не очень люблю давать интервью, но я понимаю, что это часть моей работы, поэтому я на этом особо не зацикливаюсь.

- Что Вы сказали Майклу Оуэну, когда тот буквально снял мяч у Вас с ноги и забил удивительный гол в ворота сборной Аргентины на Мундиале-1998? (Марк Перейра, Вест Бромвич)

- Это произошло потому, что перед этим я упустил реальную возможность забить с этой же точки. Я закричал Майклу, чтобы тот дал мне пас, но тот, к счастью, сделал все по-своему и забил шикарный гол.

- Вы забили 7 мячей в первых 16 играх сборную, а следующие семь мячей Вы забивали на протяжении 50 игр. Как такое объяснить? (Джордж Финк, через email)

- Все очень просто. Я играл недостаточно хорошо в этих пятидесяти играх, чтобы забивать.

- Вас волновал тот факт, что Свен-Йоран Эрикссон считал вас третьим игроком в центре поля после Фрэнка Лэмпарда и Стивена Джеррарда, из-за чего он даже переместил вас на левый фланг? (Кэти Ботс, Стокпорт)

 - Совсем нет. Многие люди говорят подобные вещи и ругают  Эрикссона за мой уход из сборной, но на самом деле я часто играл на фланге и в «Юнайтед» и забивал много голов. Но за сборную я играл в несколько другой манере. Я точно не знаю почему. Дело даже не в Свене, нам всем нравилось играть под его руководством. Он поместил меня на эту позицию потому, что считал Фрэнка и Стивена более подготовленными к роли игрока центра поля. Это его выбор, и это не дело игрока указывать тренеру, куда его нужно ставить.

- После Чемпионата Мира в Японии и Южной Корее Вы заявили, что было глупо проводить Мундиаль в таких жарких странах. Какие у Вас мысли о Катаре, который будет принимать Чемпионат Мира в 2022-ом? (Харри Уэстбери, Бирмингем)

- Моей первой мыслью было: «Как хорошо, что я туда не поеду». В Японии и Корее было очень жарко, это мешало играть. В четвертьфинале с Бразилией мы играли неплохо, вели 1:0, но жара подействовала на нас. Было сложно даже на разминке. Этот Мундиаль разочаровал меня. Но я просто не знаю, что будет в Катаре: я слышал, что они говорили о стадионах с системой охлаждения, но каково будет болельщикам, которым придется добираться до арен? На улице будет 45 градусов тепла! Конечно, Катар вложит много денег в инфраструктуру, но у меня по этому поводу есть сомнения.

- Вы бы променяли все трофеи, завоеванные с «Юнайтед», на золото Чемпионата Мира?  (Лаям Сэйерс, Лэй-Он-Си)

- Никогда. Я бы очень хотел заполучить золото, но не таким способом.

- Гари Невилл недавно сказал, что карьера в сборной Англии была пустой тратой времени. Действительно ли играть Англию сейчас непривлекательно из-за всего негатива, который вешается на сборную? (Тони Алтиндэм, Уоррингтон)

- Возможно. Сейчас на сборную оказывается слишком большое давление, причем это касается не только главного тренера, но и футболистов. Не знаю почему, но от нас требуют победы на каждом Чемпионате Мира. Посмотрите статистику – последний раз мы выигрывали золотые медали почти полвека назад.

- Хави, Виейра, Иньеста… Целая группа иностранных игроков называет Вас сильнейшим футболистом против которого удалось сыграть.  А против какого футболиста Вам было играть сложнее всего? (Конор Уистли, Хоув)

- Сложный вопрос. Последний раз я играл против Хави, Иньесты, Месси. До этого мне противостояли Зидан, Ривалдо и Роналдо. Но если выбирать одного, я все-таки выберу Зидана. Он великолепно выступал за «Ювентус», «Реал» и сборную Франции.

- Почему «Юнайтед» дважды уступил «Барселоне» в финалах Лиги Чемпионов? Неужели каталонцы настолько сильнее «красных дьяволов»? (Бэрри Смит, Чедлхум)

- Они были сильнее в обеих встречах. Радует тот факт, что по игре мы ближе всех к «Барселоне», а значит уже в этом сезоне можем взять реванш. У них отличная команда. В «Барселоне» играет настоящая звезда – Лионель Месси, но его партнеры также стараются от него не отставать. У них нет футболистов, которые «выпендриваются» на поле и за его пределами. Они играют как одиннадцать мужиков, готовых пахать друг за друга, как при отборе мяча, так и при его контроле. Следует учиться стилю игры «Барселоны». Очень многое в клубе зависит от Гвардиолы, который совсем недавно также был замечательным футболистом. Он знает, что нужно требовать от своих игроков и футболисты выполняют его установки.

- Каково было играть в одной команде с Роем Кином на протяжении стольких лет? Он слывет откровенным человеком – какая из его фраз задела Вас больше всего? (Джош Читселхертс, Маккслесфилд)

- Рой замечательный футболист, человек, на которого можно положиться. Я быстро понял, что он не дает партнерам расслабиться. У меня бывали с ним перепалки, но они заставляли меня работать усерднее, чтобы избежать повторных нападок. Он был замечательным капитаном, настоящим лидером на поле, он был нашим играющим тренером.

- Фабио Капелло пытался вернуть Вас в сборную перед Чемпионатом Мира в ЮАР. Вы были близки к тому, чтобы согласиться? Жалеете, что не согласились? (Анна Фридлэнд, Сэлпорт)

- Я почти согласился, но я не хотел уезжать из страны на 6 недель. Сборная для меня отошла на второй план, больше всего я хотел провести эти каникулы вместе с семьей. Это было заманчивое предложение, но семья для меня на первом месте. Когда я выступал за сборную на Чемпионате Мира либо на Евро я всегда чувствовал тоску по дому, поэтому я никогда не получал настоящего удовольствия от финальных турниров. Мне нравился высокий уровень футбола, но вот между играми мне было по-настоящему тяжело.

- Пожалуйста, ответьте: почему Англия проваливается на международных турнирах? Может это из-за эгоистичных игроков? (Дэнни Мутч, Нортхэмптон)

- Да, я тоже так считаю. У нас есть хорошие игроки, но некоторые из них гонятся только за персональными успехами. Нас относят к фаворитам турниров, но мы постоянно выступаем неудачно. И когда ты выступаешь против сильнейших игроков со всего света, задаешься вопросом: настолько ли сильны наши футболисты, как они считаю себя?

- Сильно переживали дисквалификации, которая пришлась на финал Лиги Чемпионов-1999? Победа в 2008-ом году компенсировала страдания? (Сэм Литтл, Танбридж Уэллс)

- Я получил медаль в 1999-ом, но не считаю себя победителем, так как пропустил решающий матч. Поэтому я выиграл только Лигу Чемпионов-2008. Следующего финала мне пришлось ждать больше, чем я предполагал. В любом случае, та победа в Москве в матче с «Челси» была замечательной!

- Какой «Юнайтед» сильнее – образца 1999-го года или 2008-го? (Роб Уиллис, Хэмпшир)

- Трудно было не восхищаться командой 99-го года. У нас был другой подход к игре – нужно было просто забить больше соперника, неважно дома играешь или на выезде. Мне нравилось играть в такой команде.

- Несколько лет назад вы признали свои подкаты ужасными. Вы когда-нибудь оттачивали этот компонент игры? Рой Кин как-то сказал, что вы никогда не опаздываете с подкатами: всегда успеваете попасть точно в ногу и заработать фол. Он прав? (Джон Кэнтбери, Честер)

- Не думаю, что играл в подкатах настолько отвратительно. Когда я отпускал игрока слишком далеко, приходилось совершать подкат. Это не всегда выходило. Поэтому Рой имеет право так говорить.

- Как Вы относитесь к словам Арсена Венгера, что вашего таланта есть «темная сторона»? (Тим Кроссли, Рэмсгейт)

- «Арсенал» был настолько сильной командой, что, когда мы с ними играли, приходилось активно встречать их футболистов. Им это не нравилось. Команда Пети и Виейра тоже была достаточно жесткой, как психологически, так и физически. Я не знаю, что он имел в виду под «темной стороной», но немного злобы, агрессии футболу не повредит. Я был слегка «темным» футболистом, но не слишком «темным»!

- Как Вам Гари Невилл в роле телеведущего? (Дэн Тейлор, Тэлфорд)

- Он восхитителен! Гари любитель поговорить, так что он прекрасно подходит для этой роли.

-  Кого Вы бы хотели видеть у руля «Манчестер Юнайтед» после ухода Сэра Алекса? (Сэнди Фрэнклин, Мельбурн)

- Поговаривали о Моуриньо, правда, в последнее время не так часто. Все может поменяться очень быстро. Тренером «Манчестер Юнайтед» должен стать успешный в данный момент специалист. И не важно, свой или иностранец, главное, чтобы он подходил на эту роль. Лично я вижу на этом посту Райана Гиггза. Мы никогда не обсуждали с ним это, но я считаю, что игроки будут его уважать. Я уверен, что он проделает отличную работу, по типу той, которую проделал Гвардиола в «Барселоне».

- Однажды Вы сказали, что, возможно, завершите карьеру в любимом «Олдхэм Атлетик». Была ли возможность перейти в этот клуб? (Дэв Лукас, через Facebook)

- Я никогда не был близок к такому переходу. Если бы я чувствовал, что больше не нужен «Юнайтед», то я бы подумал над этим. Да и сам «Олдхэм» должен был действительно захотеть видеть меня в составе. Но если бы обстоятельства были иными, то, может быть, я перешел бы туда.

- Какой самый серьезный нагоняй Вы получили от Ферги? Когда отказались играть в Кубке Лиги в 2001-ом? (Харви Этхингем, Кардифф)

- Нет, бывало похуже. За тот эпизод меня просто оштрафовали, и я продолжил играть. Я помню матч с «Ньюкаслом», когда мы проигрывали, а я вышел на замену и мы отыгрались. Но затем я отдал пас пяткой на чужой половине поля и мы получили гол в контратаке. В итоге, «Юнайтед» проиграл. Мне тогда сильно досталось.

- Вы были шокированы поступком Уэйна Руни, который публично усомнился в конкурентоспособности «Манчестер Юнайтед»? Гари Невилл потребовал извинений. Вы говорили с Уэйном на эту тему? (Скотт Пэйнтон, Сэлфорд)

- Я думаю, он все очень быстро осознал. Уэйн понял, что со своими проблемами нужно сначала идти к тренеру. После того интервью он чувствовал себя нелепо. «Юнайтед» не всегда играет идеально, иногда случаются неудачи. Нужно просто верить в своих одноклубников. Уэйн извинился, случай был исчерпан. Вскоре дела наладились, и мы выиграли чемпионат. Я никогда с ним не разговаривал на эту тему, но тот случай несколько возмутил меня. Уэйн тогда проявил неуважение к команде.

- В какой момент Вы поняли, что пора уходить? (Дэйзи Хоттон, Сэлфорд)

- Я плохо себя чувствовал в нескольких играх после Рождества. В первой половине сезона дела шли хорошо, но я получил повреждение в матче с «Рейнджерс» в Лиге Чемпионов. После той травмы я так и не восстановился. Травма паха была легкой, лечение должно было занять всего неделю, но период выздоровления растянулся аж на семь. После этого я не чувствовал свежести в своих движениях. Мне было тяжело передвигаться. Я не мог тренироваться как раньше и понял, что пора уходить.

- Какие планы на будущее, Пол? Мечтаете о тихой жизни, или о тренерской карьере? (Ник Малаперинам, Канада)

- Я хочу стать тренером или функционером. Когда-нибудь я возьму клуб и… посмотрим, что получится.

FourFourTwo, декабрь 2011