8 мин.

«Concerto Insolito»

Ну, вот и дошла очередь до итальянской эстрады.

картина

По правде говоря, весь этот тернистый путь можно легко проследить, не выходя из дома - просто узнайте музыкальные пристрастия нескольких поколений в своей же семье. Кроме того, даже поколение "пепси" знает " O sole mio", которое пел зайчик в мультике " Ну, погоди!". В дебри истории возникновения " bel canto" ( красивое пение) мы углубляться не станем - это долго и утомительно. Скажем только, что с голосом ( и обликом) Марио Ланца наши старшие познакомились, благодаря фильму "Великий Карузо", а голосом Беньямино Джильи восхищались, слушая "Вернись в Сорренто" и "Скажите девушки подружке вашей" - на пластинках. Джильи пел великолепно и здесь "bel canto" - во всей красе.

Понятно, что с волной эмиграции, в Америку, помимо пиццы, макарон и прочей кулинарии, "проникли" и итальянские песни, пляски и просто музыка.

Итальянцев в Америке, мягко говоря, недолюбливали - примерно так же, как цыган и остальных "инородцев" не любят у нас.Так что, в то время в штатах с одной стороны гремело имя красавчика Рудольфа Валентино (в кино), а с другой стороны -  в том же кино была целая серия образов итальянских гангстеров - примитивных и жестоких. Прозвище «уоп» (от сицилийского «guappu» - деревенщина) было вторым после «ниггер».

Получалось, что итальянская музыка была достоянием либо эстетов, либо – обитателей дна. Между ними бездна. А поп-культура формируется и выживает благодаря «золотой середине» – поскольку в ней нуждаются люди среднего достатка и среднего ума, не всегда способные отличить, где грязный бандит, а где великолепный Валентино.

                      После второй мировой все изменилось и вот тогда....

Оперный идол, Марио Ланца - с любовью исполнял джазовые стандарты Кола Портера и не только. Вот образец того кино и Марио во всей красе.

Король рок-н-ролла Элвис Пресли - открыл послевоенным малолеткам тленную прелесть ископаемых «О Sole Mio» и «Вернись в Сорренто». Должен сказать, что у Элвиса довольно оригинальная трактовка "Сорренто".

Юный канадец Пол Анка голосил нахальные баллады о жестокой любви (в итальянском стиле), соперничая с вундеркиндом Робертино Лоретти. 

Вот Лоретти определенно стоит послушать. Это действительно уникум - что голос, что исполнение - совершенно зрелое и удивительное для продростка. Послушайте "Вечернюю серенаду" Шуберта - это не "Ямайка", которую все знают и не "Санта -Лючия", но именно здесь хорошо слышна природная культура пения, которой был наделен небесами Робертино. Самое поразительное, как совсем юный Робертино передает чувства влюбленного синьора, куда старше себя самого:Песнь моя летит с мольбою , тихо в час ночной.В рощу легкою стопою ты приди, друг мой...."

А в штатах, тем временем, за молодыми дарованиями маячили солидные силуэты больших и зрелых артистов, чья молодость  прошла под гангстерскую стрельбу.

Это был реванш, о котором мог мечтать только Дуче: Фрэнк Синатра, Вик Дамоне, Ал Мартино, Перри Комо, Тони Беннет, и, прежде всего, «Дино» – Дин Мартин, заслуженно и надолго получили статус королей шоубизнеса. Все, как на подбор – «уопы».

У Америки, а значит и у всего человечества, пробудился интерес ко всему  итальянскому. И, как это обычно бывает, "натюр продукту" потребители предпочли суррогат.Тем временем, на родине "bel canto", первым покорителем эфира и хит-парадов стал замечательный Доменико Модуньо. Внешне – сицилийский аристократ, великолепный актер и автор-исполнитель. 

Эту песню решил (сократив название) записать Дин Мартин. И весь мир грянул: «Volare!»

Вскоре Модуньо позировал в Москве Илье Глазунову. Его песнями упивались от Белграда до Токио.Это была уже эпоха наших родителей : Челентано, Тото Кутунио, Джанни Моранди...список можно продолжить до бесконечности, тем более, что к тому времени Фестиваль в Сан-Ремо по кусочкам показывали и у нас. Одно время в Союзе выпускался необычный такой журнал "Кругозор", в котором к тексту о всяких новинках эстрады, прилагались гибкие пластинки. Вот как он выглядел:                                         

фото

У нас дома они хранились, как "память прошлых лет"...Так что ту же итальянскую диву Мину, по-малолетству, я с тех пластинок и слушал и не только её. Мина и Мильва явились в начале 60х. Им суждено служить воплощением итальянской эстрады, от черно-белых кадров, где мелькают шпильки и галстуки твистующих пар, до гламурного декаданса и андрогинов 80-х (эту сумеречную зону озаряет «Александр-платц» Леонарда Коэна, в исполнении Мильвы) Ну, вот мы и подобрались к певице, о которой и хотелось рассказать с самого начала.    

Рита Павоне.

У нас о ней мало что известно. Википедия ( в переводе) выдает следующее:В 1962 году она приняла участие в первом  "Фестивале неизвестных", конкурс песни самодеятельных художников и выиграла его.. Ее одноименный альбом 1963, во главе которого хит " La partita di pallone" , сделал ее национальной звездой в 17 лет, а вскоре пришло  и международное признание.. "La partita di pallone" было продано более одного миллиона экземпляров и пластинка получила "Золотой диск". Записи её песни "Cuore"  также продали миллион копий в 1963 году, проведя девять недель под номером один в Италии.

                                               La partita di pallone

"Почему, почему в воскресенье ты всегда оставляешь меня одну,чтобы пойти посмотреть матч? Почему, почему хоть раз ты, однако, не берешь туда меня? Кто знает, кто знает, действительно ты идешь посмотреть твою команду?" 

Рита Павоне являлась вопиющим антиподом эффектных дам Мины и ко.  Рыжий, веснушчатый чертенок с пронзительным голосом (критика называла исполнителей такого типа «hurlatori» – крикуны), весьма далекий и формами и лицом от секс-бомб итальянского кино. Рита избавила массу своих сверстниц от комплексов. У нее много общего с британской певицей-подростком Лулу.

Летом 1968 года к ней пришел успех и в США с песней "Just Once More", спетой на английском. В США Рита Павоне выступала с такими знаменитостями, как Diana Ross и The Supremes, Ella Fitzgerald, Tom Jones, Duke Ellington и т.д. Поговаривают, что Элвис Пресли написал ее картину после того, как она побывала в Мемфисе и он встретил ее в студии звукозаписи. Рита Павоне выступала в таком престижном зале, как Карнеги Холл в Нью Йорке.

Тем временем, Рита Павоне выпустила ряд хитов, как песен-баллад, так и песен в стиле рок в Испании, где стала кумиром молодежи. Рита Павоне приобрела в Испании такую популярность, что в 2005 году был выпущен о ней документальный фильм, что является редкостью для иностранца. Но у нас ее действительно почти не знают.

 Кроме, разве что одной песни - Viva la pappa col pomodoro   - которую Юлий Ким перевел как - "Люблю я макароны". На самом деле это у него не перевод, а просто новый текст на старую мелодию. Кстати, мелодию написал Нино Рота (о чем не подозревает А.Макаревич, записавший сейчас эту песню и не указавший в выходных данных  имя Ротa ).И Эмиль Горовец, в свое время, выдал этот же хит за свой, спев его с новым текстом. Вот как она звучит в оригинале. 

Рассказывают, что в 1968г. в Москве, на фестивале "Кантаджиро",под проливным дождем она пела песню "Лui". И, по требованию публики, впервые за историю фестивалей, пела на бис и со сцены была отпущена под честное слово устроителей, что в конце концерта споет еще. Однако обманули, но шуму было столько, что на сцене все-таки показалась. И все это в прямом эфире. Это было незабываемо.

                    "Вы! Помогите мне вы - расскажите ему немного обо мне."

   Вот пока и все.  Cпециально для ревизоров: ссылка на текст, где я прочел про уопов http://www.russ.ru/pole/Ital-yanskaya-estrada-ot-mladenchestva-do-nemoschi

фото

                                           Всем удачи )