Как дела у наших гонщиков? Доминатор в картинге, Шварцман с историческим поулом, Квят проиграл гонку ИИ
Как провели год пилоты из России.
Уходящий 2025-й – не самый богатый на события для российского автоспорта. Международные соревнования под эгидой ФИА по-прежнему под баном, а гонщики выступают за границей без флага или с лицензиями экзотических стран. Тем не менее даже в таких условиях бывшим и нынешним российским пилотам удалось отметиться успехами на мировом уровне, присоединиться к многообещающим проектам и стать участниками крутых и необычных историй.
Максим Орлов — доминатор в мировом картинге

17-летний москвич год назад стал чемпионом России в наиболее престижном картинговом классе KZ2, где техника оснащена спортивными коробками передач и может разгоняться до 180 километров в час. А в нынешнем сезоне масштабировал успех в KZ2 уже на Европу и мир, выиграв оба титула. Причем за три дня до мирового чемпионата не оставил никому шансов на турнире Champions of the Future — организованном ФИА смотре картинговых талантов со всего мира. Главный же титул взял в доминирующем стиле, оформив поул, лучший круг и победу в гонке с отрывом в две секунды.
Теперь в планах у российского «Супер-Макса» в картинге — пересесть на «Формулу-4» и попробовать себя в конкурентном итальянском чемпионате. На следующий сезон есть и контракт с заводской командой Sodi на продолжение гонок в мировом классе KZ2.
Сергей Ременник и Алексей Игнатов выиграли Кубок мира по бахам

Пока победитель «Дакара-2017» Сергей Карякин договаривается с ФИА о возвращении в ралли без «кабальных требований», его менее известные коллеги — пилот Сергей Ременник и штурман Алексей Игнатов — взяли Кубок мира в младшей категории мотовездеходов Challenger и «бронзу» абсолютного зачета. Успех пришел в первой же попытке — помогла поддержка топовой команды Nasser Racing Team пятикратного победителя «Дакара» Нассера Аль-Аттии и переход основного конкурента в старший класс накануне финала сезона. К слову, за заветным кубком ехать далеко не пришлось — экипаж наградили на недавней гала-церемонии ФИА в Ташкенте.
Николай Грязин завершил трудный сезон – теперь будет возрождать легендарную «Лянчу»!

Еще один представитель ралли, но не кросс-кантри, а классического, Николай Грязин преодолел не самый простой сезон в карьере. Несмотря на «бронзу» по итогам прошлого года во втором по значимости зачете WRC-2 выступающий за Болгарию москвич потерял место в заводском коллективе «Ситроена». Однако в 2025-м ему удалось восстановить альянс со «Шкодой», за которую Грязин проездил четыре года в мировом ралли. В итоге провел ровный чемпионат, финишировав в половине гонок, где стартовал, на подиуме, снова стал третьим в зачете пилотов и получил приглашение в легендарную «Лянчу», объявившую о возвращении в спорт после 30-летнего перерыва. Как сложится новый этап карьеры Грязина, узнаем из первых рук, ведь гонщик ведет персональный блог на Спортсе’‘, в котором делится всеми инсайдами и просто увлекательно рассказывает о ралли топ-уровня.

Роберт Шварцман выиграл поул на легендарном «Инди-500»
Другой выходец из России Роберт Шварцман дебютировал в этом году в «Индикаре», где сенсационно взял поул на ключевой и самой известной гонке серии — «500 милях Индианаполиса». Израильский пилот, который когда-то считался главным талантом принадлежащей Борису Ротенбергу программы «СМП», вернулся в открытые колеса после года за команду гиперкаров «Феррари» в чемпионате мира по гонкам на выносливость. В «Индикаре» Шварцман оказался в составе итальянского проекта «Према». По ходу сезона, который был первым и для команды, из нее уходили ключевые руководители, машина не ехала, а Шварцман и его давний знакомый по молодежным «формулам» Каллум Айлотт страдали.


Лучшим результатом стало 9-е место на овале «Айова Спидвей», а на легендарной «старой кирпичнице» Индианаполиса Роберт сенсационно выиграл поул-позицию – первую для дебютанта серии за несколько десятков лет. Полный разбор истории – в нашем майском материале. Вкратце — не обошлось без спецов из космической компании Илона Маска, мастерства самого Шварцмана и настоящего чуда. Правда, в гонке проблемный болид так и не поехал, Роберт в итоге сошел из-за отказа тормозов, въехав прямо в своих же механиков на пит-лейн. Во второй половине сезона у «Премы» и вовсе возникли финансовые проблемы, поэтому дальнейшее будущее Шварцмана в заокеанских гонках пока под вопросом.
Артем Северюхин перезапустил карьеру после скандала с «приветствием» на подиуме


Речь о том самом картингисте, который три года назад с подиума поприветствовал механиков жестом, который всем напомнил о нацизме. Тогда казалось, что выходка стоила тинейджеру карьеры: от сотрудничества с Северюхиным, гонявшимся за за рубежом, друг за другом отказывались команды, а в прессе и гоночном комьюнити прилетела серьезная волна осуждения. Парня «подобрала» гоночная программа «Лады», и он очень здраво распорядился вторым шансом. Поддерживал форму в картинге, грамотно вернулся в инфополе и перешел в старшие гонки «формул». Так, в России Северюхин едва не выиграл возобновленную серию «Ф-4», став вице-чемпом, а еще попробовал силы в местном «туринге» за все ту же «Ладу» и уже в дебюте приехал третьим (правда, ему здорово помог старт с первых рядов из-за реверсивной решетки). Этими успехами Артему, похоже, окончательно удалось перебить негатив от скандала и показать, что на самом деле он — способный пилот.
Роман Русинов тестировал собственный суперкар и создал новую команду

Главный русский в «Ле-Мане» в 2025-м сократил свое участие в гонках и почти целиком сконцентрировался на проекте собственного суперкара GT под названием Rossa. В январе машина дебютировала на международном уровне в марафоне «24 часа Дубая», где даже выиграла квалификацию нишевого класса из пяти участников, но потом потеряла поул за грубое нарушение порядка выезда пилотов — входивший в экипаж Никита Мазепин с лицензией профи ехал свой круг против любителей. На треке за время суточной гонки Rossa почти не появлялась якобы по причине поломки, но скорее всего из-за недостаточной готовности.
После сомнительного старта Русинов отправился усиленно тестировать болид на европейских автодромах, чтобы довести технику до ума. Правда, на разовых стартах в России чемпион мира и Европы по эндурансу все же появился, а летом уже по традиции проехал ралли-рейд «Шелковый путь», заняв третье место.
Вероятно, на сокращение гоночной программы Русинова также повлияло сворачивание автоспортивных проектов «Газпромнефти», с которой на протяжении многих лет сотрудничал пилот. Так или иначе в декабре он анонсировал создание команды Rossa Racing для участия в классе спортпрототипов ЛМП2 «Европейской серии Ле-Ман». Проект будет работать на базе коллектива Virage Racing из Валенсии. Суперкар Rossa для участия в этих соревнований пока еще не получил омологацию, но снова поедет в январе 2026-го на марафоне в Дубае, причем сразу в двух экземплярах с довольно экзотичным составом пилотов. За рулем Rossa на старт выйдет гонщица из Эмиратов Амна Аль-Кубаиси, а ее напарником станет узбек Исмаил Ахмедходжаев.
Виталий Петров и Сергей Сироткин катались на российском прототипе и осваивались в роли управленцев

Первый и последний российские гонщики с очками в «Формуле-1» Виталий Петров и Сергей Сироткин осваиваются в роли управленцев отечественных гонок. Сироткин в этом году успешно провел сезон возрожденной «Формулы-4», а его коллега по структуре «СМП Рейсинг» Петров стал гендиректором всей гоночной программы Ротенберга. При этом Сергей на треке почти не появлялся, выступив лишь на показательной гонке прототипов BR03 (в следующем году «СМП» планирует проводить монокубок на машинах своей разработки), которую и выиграл. А вот 41-летний Петров продолжает гоняться на российском болиде в длинных гонках РСКГ и на пару с еще одним звездным ветераном Кириллом Ладыгиным взял в 2025-м очередной кубок страны.
Даниил Квят попрощался с «Ламборгини» и проиграл ИИ на гоночной трассе

Сезон обладателя трех подиумов «Формулы-1» получился не особенно веселым. По итогам 2025-го команда «Ламборгини», на гиперкарах которой ездил Даниил, вслед за «Ле-Маном» свернула программу и в американском чемпионате ИМСА. Экипажу Квята, в котором ехал в том числе его соперник по гонкам Гран-при Ромен Грожан, удалось красиво завершить в целом неудачный автопроект и занять четвертое место в малом «Ле-Мане» в Атланте.
Будущее одного из самых востребованных российских пилотов за рубежом остается в тумане — после вынужденного ухода из эндуранса Квят провел тесты в «Формуле Е» и высказал интерес к гонкам на «электричках», однако какой-либо конкретики нет. Альтернативным вариантом могут стать гонки против компьютеров, в которых он уже второй год «натаскивает» искусственный интеллект, управляющий «формульным» болидом. Недавно беспилотнику даже удалось победить экс-пилота «Ф-1»! Но только после того, как Даниил дал ему фору на старте.
Никита Мазепин стал мастером спорта по автогонкам и захотел пойти в бокс
Мазепин по-видимому продолжает все больше отдаляться от автоспорта. В 2025-м он принял участие лишь в одном официальном старте — январских «24 часах Дубая» за рулем уже упомянутой Rossa Русинова, на которой сделал классический разворот во время тренировки.


https://t.me/worldofendurance/1926
Больше на треке Никита не появлялся, зато получил мастера спорта по автомобильным гонкам за былые заслуги. А еще Мазепин поделился в одном из интервью, что расстался с иллюзиями о возвращении в «Ф-1» (хотя еще недавно говорил, что на ближайшие годы остается единственным в России, у кого есть реальные шансы на камбэк в Гран-при). Теперь давно интересующийся единоборствами Мазепин по собственному признанию хочет попробовать себя в боксе.
Что еще почитать о гонках в новогодние праздники?
Кто был лучшим в «Ф-1» в 2025-м? Пилоты, моторы и боссы – в нашей символической сборной
«Ф-1» покидает команда-легенда: «Заубер» гонял с лого МТС и «Челси», здесь начинали Кими и Феттель
За четверть века «Ф-1» почти не изменилась. Почему мы не пришли к летающим машинам?
Норрис – редкий чемпион «Ф-1» без инстинкта убийцы. Упреки в слабости были напрасными?
Мысли о сезоне «Ф-1»: Пиастри и Ферстаппен воссияли, титул у Норриса, «Феррари» захлебнулась
Фото: Joao Filipe/Keystone Press Agency, Nikos Katikis/Keystone Press Agency, Walter G. Arce Sr./Keystone Press Agency/Global Look Press/Global Look Press; vk.com/ladasportrosneft$instagram.com/romanrusinoff; РИА Новости/Павел Бедняков

















