7 мин.

Кто был лучшим в «Ф-1» в 2025-м? Пилоты, моторы и боссы – в нашей символической сборной

Лучшая машина, пара пилотов и все главные лица сезона.

В декабре в Ташкенте победители и призеры главных автогоночных серий планеты под эгидой ФИА получили заслуженные трофеи – в том числе лучшие гонщики и команды «Формулы-1»: «Макларен» – как победитель в Кубке конструкторов, и Ландо Норрис – как чемпион мира. Однако количество наград для «Ф-1» у ФИА не слишком много: болельщики голосуют за «маневр года» (обгон или просто красивый момент), а эксперты и совет автоклубов еще называет «новичка года» и «персону года».

Так почему бы не составить символическую сборную, как в футболе?

Машина – «Макларен» MCL39. Самая универсальная, с самым широким рабочим окном, самая настраиваемая, обладатель Кубка конструкторов. Ехала лучше и стабильнее всех в большинстве Гран-при сезона!

Мотор – «Мерседес». Когда техника одинаково хорошо ускоряет и болид с заточкой под прижимную силу («Макларен»), и машину-ракету («Уильямс»), и лучшую в прохладных условиях (заводской «Мерседес»), и доминатора в жару (снова «Макларен») – вариантов нет, победа как минимум по части сбалансированности. «Феррари» вроде бы немного мощнее и лучше на разгонах, но чаще подводила в начале сезона. «Хонда» вызывала у Ферстаппена бесконечные жалобы на сбои передач на низких оборотах. Про «Рено» лучше вообще всерьез не упоминать.

Технический штаб – «Заубер». Достойный конкурент «Макларену», ведь за 7 Гран-при последовательными обновлениями сделал из худшего болида претендента на подиум, стабильного визитера топ-10 и третьего сегмента квалификаций. Сравниться может только «Хаас», но у них изначально концепт базировался на «Феррари», а «Заубер» дорабатывал свой.

Инженер – Роб Маршалл. Технический директор «Макларена» с начала 2024-го. Доводил прошлогодний концепт до чемпионских уровней.

Стратегический штаб – «Хаас». Бесконечное количество случаев реализации сильных стратегий на основе наката и знаний о поведении шин. Весь сезон планы на практики, квалы и гонки строились вокруг этого. И в конце машина даже заезжала в топ-5. Тут поспорить могут только «Уильямс» и «Ред Булл».

Руководитель – Джеймс Воулз («Уильямс»). Английская команда выкатила простой базовый болид на основе предыдущего года, но сделала его уже по продвинутым технологиям и с небольшим повышением уровня прижимной силы. Концепция поведения осталась прежней – упор на скорость на прямых и простые повороты. Весь остальной рывок – сильнейшее планирование уик-энда, понимание сильных сторон, раскрытие их через настройки и стратегию. И из всех боссов всех команд «Ф-1» именно Воулз здесь погружен в процесс глубже всех. Он – явный архитектор взлета наравне с Сайнсом, который нередко выступал со-стратегом и помогал донастраивать болид во второй половине сезона, когда с ним разобрался. Редкая синергия.

Пара пилотов – Макс Ферстаппен и Фернандо Алонсо. Макс выиграл больше всех гонок, взял больше всех поулов и допустил только пару ошибок. Он персонально выдал суперсезон. Алонсо сделал все то же самое, но еще и продемонстрировал ультрастратегическое мышление в половине Гран-при, умело тормозя быстрейших соперников ровно до нужного его темпа – и его все равно никто не мог достать. Лоусон, Сайнс или другие ребята делали так в паре гонок. Алонсо – примерно на восьми. В паре они были бы непобедимы, да и уважают друг друга. Министр атаки и министр обороны.

Резервист – Оливер Терви («Уильямс»). Одна из важнейших частей таких крутых стратегий и настроек среднего болида «Уильямса» под почти любой трек – именно работа на симе. Так что тут без вариантов. И в 2026-м его вклад будет еще больше, ведь «Ф-1» переходит на новые моторы с расширенной гибридной частью – от пилотов потребуется новый подход к настройке, перезарядке аккумулятора и осмыслении сценариев, когда атаковать, а когда экономить мощность. Именно в такой парадигме контроля гоняют в электрической «Формуле Е» – Терви провел в ней 7 сезонов и до сих пор работает в ней резервистом в заводской «ДС-Пенске». Его опыт окажется крайне полезен для «Уильямса» – в точности, как опыт чемпионов «Формулы Е» Стоффеля Вандорна для «Астон Мартин» и Себастьяна Буэми для «Ред Булл».

Мастер обгонов – Оскар Пиастри. В этом году именно полдюжины его обгонов прям пробили на искреннее «вот это ничего себе только что было!». Кстати, главный комментатор серии и бывший пилот Мартин Брандл тоже считает, что Норрису не хватает именно таких навыков, а во многих гонках Оскар был в своей лиге.

Организация – «Мерседес». По уровню выступлений последние годы немецкая команда – не доминатор и не супертоп, а «один из» – по примеру «Макларена» 2023-го, например. Однако как же круто они себя позиционируют и продвигают! Маркетинг – топ. Взаимодействие с медиа и болельщиками – супертоп. Работа на треке все еще на околочемпионском уровне. Стратегия, планирование никуда не ушли. Самая большая выручка и прибыль – на месте: $830 млн за 2024-й, в 2025-м будет под миллиард и прибыль вырастет до $200 млн. Элита.

Пит-стоп-бригада – «Феррари». Мелкие косяки и затянутые пит-стопы случились со всеми бригадами всех топ-команд, потому лучшая в этом году – самая стабильная. А в рейтинге DHL лучшей стала именно «Феррари», так что тут без вариантов.

Квалифайер — Изак Аджар («Мини-РБ», теперь «Ред Булл»). Да, приз за поулы взял Ферстаппен, но именно Изак чаще всех вызывал реакцию типа «ни фига себе, как он так высоко заехал». Все-таки для квалифайера в «Ф-1» важно выжимать и превосходить уровень машины – Изак в этом году больше и чаще всех забирался сверх уровня болида. 15 раз француз прорывался в топ-10 – это уровень пилотов «Большой четверки» (наравне с Хэмилтоном) и больше, чем у Алонсо, Сайнса, Албона, и почти как у Цуноды и Лоусона вместе взятых.

Новичок — Габриэл Бортолето («Заубер»). Кто бы мог подумать, что «пилот класса Б» на старте сезона поедет на уровне весьма крепкого ветерана, победит его по квалам (12:11) и в гонках покажет весьма зрелое гоночное мастерство и стабильные отрезки? Причем он и с точки зрения настройки болида и технического вклада влияет все больше и больше, и днями пропадает на симе. 38-летний Хюлькенберг уже признался после финала сезона: многое почерпнул из подхода Габриэла. Из всех новичков именно его вклад в команду – наибольший.

Джентльмен – Джордж Расселл («Мерседес»). 0 штрафных баллов за год, как у Алонсо, Аджара, Хюлькенберга и Норриса, и наименьший ущерб по разбитым деталям в этом списке гонщиков (оценочно – $475 тысяч, лучше только Ферстаппен с 450 тысячами, выше – Окон с 692 тысячами). И действительно: глава GPDA (профсоюза пилотов) пилотировал чуть ли не аккуратнее всех за год. Он же – единственный, кто в сезоне ни разу не сошел и проехал всю дистанцию.

Гоночный инженер — Том Столлард (инженер Пиастри). Ему досталась самая тяжелая роль по синхронизации «правил папайи» со своим гонщиком – и он справился. В последние сезоны тандем Ферстаппена и Ламбьязе был вне конкуренции, но в 2025-м Джанпьеро поддавался эмоциям во многих Гран-при, особенно в финале. Столлард такого не позволял и практически всегда говорил строго по делу – давал запрашиваемую информацию быстро и четко, реагировал на недовольство чрезвычайно хладнокровно и поддерживал максимально рабочий режим даже в моменты пикового напряжения.

А кого бы выбрали вы?

Фото: Gettyimages.ru/Clive Rose, Clive Rose, Bryn Lennon, Joe Portlock, Mark Thompson, Rudy Carezzevoli, Peter Fox