«С девяти до пяти звучит ужасно». Гельмут Марко уходит после 60 лет в автоспорте и 25 лет с «Ред Булл»

Вопрос: Гельмут, в молодости вы были хорошими друзьями с Йохеном Риндтом; вы выросли вместе, вместе получили первый опыт вождения автомобиля и вместе ходили смотреть гонки. Это правда?
Гельмут Марко: Да, так и было. И это действительно так! (Смеется) Первая гонка, которую мы посетили, была на «Нюрбургринге» в 1961 году. Мы оба провалили экзамен на аттестат зрелости и вместо того, чтобы поехать домой и сообщить отрезвляющие новости, решили поехать на гонку. Мы ехали всю ночь до «Нюрбургринга». Припарковались в лесу, спали в машине, а на следующее утро проснулись от шума болидов «Формулы-1». Йохен тут же сказал: «Это для меня, вот чем я хочу заниматься!» Мы преданно сидели на траве, прислушиваясь к звуку машин, и уже через несколько кругов могли сказать, проезжает ли мимо «Феррари», «Матра» или болид с двигателем «Косворт». Мне было 18, а Йохену — 19.

Вопрос: Справедливо ли сказать, что без Йохена вы бы не начали гоняться? Или вам всегда была предначертана карьера гонщика?
ГМ: Йохен заразил меня гоночным азартом. Мы оба всегда интересовались гонками, но нам не хватало уверенности в себе. Но потом Йохен поехал в Англию и преуспел — и я подумал: «Если он может, то и я смогу! Почему бы и нет?» Но я и все австрийские гонщики, последовавшие за ним, должны быть ему очень благодарны, так как без него никому из нас не было бы так легко пробиться в этот спорт. Он проложил путь.
Вопрос: Без этого гоночного азарта как бы выглядело ваше будущее? Работа юристом с девяти до пяти?
ГМ: С девяти до пяти звучит ужасно. Но да, я бы продолжил карьеру юриста. Скорее всего, коммерческого юриста. Но я доволен тем, как сложилась моя жизнь, — и рад, что выжил, — даже если я немного «поврежден» [Марко потерял левый глаз, когда камень пробил его визор во время Гран-при Франции 1972 года]. Тогда мы не осознавали, насколько опасна была» Формула-1» на самом деле. У нас было своего рода самообман: мы говорили, что тебе не повезло, если с тобой что-то случилось, — но всё было наоборот: тебе чертовски повезло, если ты выжил.

Вопрос: Ваше продвижение по гоночной лестнице казалось очень быстрым — если не таким быстрым, как у Макса Ферстаппена! Не прошло много времени между вашими гонками в «Формуле-V» и участием на «Порше» 908 в Ле-Мане...
ГМ: Честно говоря, я не могу вспомнить. Все, что я помню, это то, что я уже зарабатывал деньги в свой первый год профессиональных гонок. Дело в том, что я гонялся на всем, до чего мог дотянуться: кузовные автомобили, прототипы и болиды «Формулы-2» — все, что было доступно. Что я помню о «Формуле-V», так это то, что я стартовал в Монако в 1967 году и выиграл гонку. Моя первая гонка в «Формуле-1» была в 1971 году.

Вопрос: Ваша цель с самого начала состояла в том, чтобы попасть в «Формулу-1»?
ГМ: Да. Если ты начинаешь профессиональную гоночную карьеру, это естественная цель. Особенно когда я увидел, насколько высок уровень в «Формуле-1». Ты просто хотел быть одним из них.
Вопрос: И, конечно, вы победили в Ле-Мане на самом большом «звере» среди них — «Порше» 917. Вы бы не были довольны, если бы остались только в таких машинах?
ГМ: «Формула-1» всегда была целью. Но, помимо Джеки Стюарта, все остальные гонщики выступали и в гонках спорткаров, и в «Формуле-1». Но это правда: 917-й был настоящим вызовом. И чтобы немного освежить воспоминания, я проеду на нем в этом году [2017] на Гран-при Австрии, — но очень осторожно! Я недавно посетил Музей «Порше», где выставлена машина, на которой я выиграл, — и когда я посмотрел на ее конструкцию, я не мог поверить, что мы ехали на прямых участках Ле-Мана со скоростью 390 км/ч. Машина выглядела такой хрупкой. Так что мне очень повезло, что я пережил ту эпоху.

Вопрос: Конечно, Йохен трагически погиб. Как его смерть повлияла на вас? Заставила ли она вас усомниться в своей карьере и задуматься, стоит ли продолжать?
ГМ: Когда я получил известие о его гибели, я не мог поверить, потому что на том этапе он не ездил так рискованно, как в начале своей карьеры. Да, «Лотус» был быстрым, но хрупким автомобилем, но Йохен хотел выигрывать гонки и чемпионаты. На его похоронах мне сделали предложение занять место. Это показало мне, что такое автоспорт — жизнь продолжается. В следующем году я сам попал в аварию в «Дейтона-Бич» — в наклонном повороте. Я ехал со скоростью около 300 км/ч, когда у меня лопнула шина. В то время между осознанием того, что у меня нет шансов [спасти машину], и моментом, когда я врезался в стену, мне пришла в голову мысль: «Черт, надо было бросить гонки!» Невероятно, как за две-три секунды перед глазами проносится вся твоя жизнь. Ты вспоминаешь даже некоторых девушек. Но самой сильной мыслью было: «Тебе конец». Однако в момент удара о стену я нажал на огнетушитель, так как знал, что эти машины легко загораются. Затем я открыл двери, чтобы не задохнуться, — все произошло автоматически. Инстинкт самосохранения сработал мгновенно.
Вопрос: Ваш дебют в «Формуле-1» состоялся в составе команды Jo Bonnier Racing за рулем «Макларен» на Гран-при Германии 1971 года — каково это было? Вы помните этот опыт?
ГМ: Я мало что могу вспомнить. Это было на Северной петле «Нюрбургринга», а это не самое приятное место, чтобы впервые сесть в болид «Формулы-1». И я не совсем помню, почему не участвовал в гонке — я проехал только практику. Думаю, я вел переговоры с «Сертиз» и с «БРМ», и «Сертиз» посчитал, что я подписал контракт, хотя это было не так, — поэтому возникли некоторые юридические споры. Но я помню гонку в Австрии две недели спустя, когда я осознал, как трудно управлять этими машинами. Мне потребовалось довольно много времени, чтобы довести машину до предела.

Вопрос: Как вы говорите, вы получили место в «БРМ» для участия в вашем домашнем Гран-при и, очевидно, произвели хорошее впечатление, потому что Луис Стэнли пригласил вас завершить сезон...
ГМ: Да, «БРМ» в то время было громким именем. Великая история. Луис Стэнли, вероятно, был первым, кто заключил настоящий спонсорский контракт: он привел «Мальборо» в «Формулу-1». Гламур присутствовал, но «БРМ» иногда выставляла четыре или пять машин на гонку, поэтому машины не были подготовлены по самым высоким стандартам. Но это был хороший опыт. И через некоторое время я поднялся в иерархии команды — и когда я наконец сел в правильную машину, со мной случилась авария. Я так стремился получить новое шасси — я сидел на 15 см выше, чем в моей обычной машине, и едва мог пошевелить ногами, — но я хотел именно это шасси. Со старым шасси аварии никогда бы не случилось, так как камень не попал бы в меня.
Вопрос: Вас до сих пор мучает мысль о том, что бы произошло, если бы вы не настояли на получении того шасси?

ГМ: Просто поймите: травма глаза — это очень больно. Глаз пришлось зашивать, поэтому каждое моргание было ужасом. Я не спал много ночей, в том числе потому, что все еще был одержим идеей, что автогонки — единственная причина жить. И вот в одну из таких бессонных ночей мне пришлось признаться себе: все кончено, мне придется заняться чем-то другим в жизни. Именно тогда ты проваливаешься в глубокую черную дыру. Но затем я понял, что жизнь после гонок существует, и что-то щелкнуло у меня в голове — я больше не садился за руль гоночной машины в течение следующих 30 лет. Я знал тогда, что никогда больше не смогу выступать на соревновательном уровне, и не хотел в итоге стать «джентльменом-гонщиком». Теперь я должен сказать, что я очень счастлив и мне повезло, что я пережил тот период, потеряв всего лишь глаз.
Вопрос: Конечно, сегодня, благодаря всем доступным на трассах медикаментам и усовершенствованию хирургических процедур, ваши травмы, возможно, были бы излечимы...
ГМ: Прежде всего: после моей аварии ввели новые визоры — более или менее пуленепробиваемые, — так что такая травма не произошла бы. Но есть так много улучшений — на мой взгляд, возможно, даже слишком много, поскольку всегда должен быть определенный уровень риска, иначе можно было бы выбрать карьеру таксиста.

Вопрос: Вы сразу поняли, что попали в серьезную беду?
ГМ: Нет. Да, было невероятно больно, но я вел 12-цилиндровый болид, а «Клермон-Ферран» был длинной гонкой, поэтому я сразу же подумал о количестве топлива. В тот момент я был на пятом или шестом месте, и это был участок трассы, идущий в гору, поэтому я знал, что это может превратиться в ад — для меня и тех, кто ехал сзади. Что произошло дальше, я не помню, но мне рассказали, что я поднял руку и сумел припарковать машину на обочине трассы — а затем потерял сознание.
Вопрос: Что вы помните о своих напарниках по команде в «Формуле-1»?
ГМ: В моем первом году это был Йо Зифферт, который погиб на «Брэндс-Хэтч» в 1971 году, когда у него сломалась стойка шасси, — и всего через несколько гонок у меня произошла такая же поломка в Бразилии. Это показывает, как в то время контролировалась безопасность. Затем был Хауден Гэнли, шведский гонщик, чье имя я не могу вспомнить [Рейне Виселл], и иногда англичанин — Питер Гетин, — с которым было очень весело. Из нас четверых в живых остались только Хауден и я.

Вопрос: Вы когда-нибудь думаете о том, чего могли бы достичь в «Формуле-1», если бы не травма? Некоторые считали, что вы были не хуже — если не лучше — Ники Лауды. Каково было наблюдать, как он добился большого успеха?
ГМ: У меня нет с этим проблем. Ники получил мое место в «БРМ». Ники получил контракт с «Феррари», который изначально был у меня, но я не завидую. У нас до сих пор хорошие отношения. И думаю ли я когда-нибудь: «Ух ты, а ведь это мог быть я»? Нет, я не мечтатель. На самом деле, это я поехал с Ники к господину Энцо Феррари, когда он впервые с ним встретился. Это был очень впечатляющий визит: ты входил в эту темную комнату, а он сидел там в еще более темных очках. Это было очень загадочно. (Смеется)

Вопрос: Похоже, Ники шаг за шагом перенял то, что вы уже заготовили для себя?
ГМ: Именно так.
Вопрос: Все ли молодые гонщики, с которыми вы работали, осведомлены о том, что в прошлом вы были ведущим гонщиком?
ГМ: Я не знаю. Я их не спрашиваю.

Вопрос: Вы когда-нибудь ссылаетесь на свою собственную гоночную карьеру, разговаривая с молодыми гонщиками?
ГМ: Времена настолько изменились, что рассказы о машинах, на которых я ездил в былые дни, были бы пустой тратой времени. Я говорю им о том, что нужно быть конкурентоспособным, быть полностью сосредоточенным и так далее. Это то, что я стараюсь им передать. Но подождите: однажды мне позвонил Даниэль (Риккардо). Он вел мой «Альфа Ромео» на показательном заезде Targa Florio и жаловался, что сцепление такое тяжелое, а тормоза такие сложные. Вероятно, он получил представление о том, как тяжело было в былые дни. Я сказал ему: «Тебе платят в сто раз больше, чем нам, — ну, допустим, в десять раз, — у тебя намного меньше работы, гораздо более безопасные машины — так что наслаждайся и будь благодарен!»

Вопрос: Значит, вы никогда не даете практических советов по вождению? Насколько сильно вы опираетесь на свой собственный опыт гонщика, или, как вы говорите, сегодня все просто слишком по-другому?
ГМ: Вероятно, я бы сказал: попробуйте планировать свой гоночный уик-энд по-другому — более эффективно. Не пытайтесь быть самым быстрым в пятницу — оставьте что-то для квалификации. Или, например, в Монако, я бы, наверное, сказал: попробуйте другую траекторию. Простой опыт, который получаешь, занимаясь автоспортом 50 лет!
Вопрос: Остается еще один вопрос: какой момент из этих 50 лет был для вас лучшим?
ГМ: Вероятно, мне придется выбрать три: победа в Ле-Мане — это был большой момент. Победа в первом чемпионате с Себастьяном Феттелем для «Ред Булл». И, хотите верьте, хотите нет, в прошлом году в Барселоне, когда победил Макс (Ферстаппен). Меня называли сумасшедшим за то, что я посадил его в машину, даже внутри команды, — а он выходит и побеждает!*
*Интервью вышло еще в 2017 году.

Это конец эпохи
«Я работаю в автоспорте уже шесть десятилетий, и последние 20 с лишним лет в Ред Булл были необыкновенным и чрезвычайно успешным периодом», — говорит Марко. «Это было замечательное время, за которое я смог внести свой вклад и разделить этот опыт со многими талантливыми людьми. Все, что мы вместе создали и чего достигли, наполняет меня гордостью».
Гельмут Марко заявил, что то, как закончился сезон 2025 года, повлияло на его решение уйти. «То, что я чуть не выиграл чемпионат мира в этом сезоне, глубоко меня потрясло», — объяснил он. Макс Ферстаппен из «Ред Булл» сократил отставание в 104 очка до двух от Ландо Норриса, выиграв заключительную гонку в Абу-Даби, но все же не сумев завоевать титул. «Это дало мне понять, что сейчас для меня лично настало подходящее время завершить эту очень долгую, напряженную и успешную главу», — сказал Марко, который был ключевым сторонником карьеры Ферстаппена в «Формуле-1».
«Желаю всей команде дальнейших успехов и убежден, что в следующем году они снова будут бороться за оба титула чемпионов мира».

Достижения в «Ред Булл:
6 Кубков конструкторов
8 чемпионатов пилотов
816 Гран-при
132 победы
239 подиумов
111 поул-позиций
106 быстрейших кругов

Пилоты «Формулы-1», подготовленные Марко:
Макс Ферстаппен (4 титула)
Себастьян Феттель (4 титула)
Даниил Квят (3 подиума)
Исак Хаджар (1 подиум)


Лиам Лоусон
Юки Цунода
Александр Албон (2 подиума)
Пьер Гасли (1 победа)
Карлос Сайнс
Даниэль Риккардо (7 побед)


Себастьян Буэми
Скотт Спид
Хайме Альгерсуари
Брендон Хартли


Жан Эрик Вернь
Кристиан Клин
Витантонио Лиуцци
Джек Дуэн
Патрик Фризахер
Арвид Линблад

«Press F to pay respects» легенде автоспорта!



































