Леверкузен. "Байер".
Толькодвумклубамбундеслигипозволеноиметьстатусдочернихпредприятийкрупныхконцернов. Одинизних - "Вольфсбург", другой - "Байер" Леверкузен. Исключениедляданныхклубовсделанопопричинамисторическогохарактера: посколькуониссамогоначалабылитесносвязаныс "Фольксвагеном" и "Байером" соответственно.
Неофициальноепрозвищелеверкузенцев - "Werkself" (можноперевестикак "работяги"), - ивэтословофанатыконкурирующихкомандвсегдавкладывалиизвестнуюдолюпрезрения. Нов "Байере" своимпролетарскимпроисхождениемрешилигордитьсяидажевыпустиливэтомсезонефутболкиссоответствуюещейнадписью.
Леверкузен - город, впринципе, небольшой. Стадион "Байера" вмещаетвсего 22 тысячиболельщиков; лож (какужеможнобылопонятьизпредыдущихсообщений, VIP-ложиявляютсяважнымисточникомдоходалюбогонемецкогоклуба) - всегонесколькоштук. Вобщем, безподдержкифармакологическогоконцерналеверкузенцамврядлиудалосьбынадолгозадержатьсявбундеслиге. Иужтемболеехвастатьсятем, чтопонабраннымочкамзапоследниедвадцатьсезонов "Байер" уступаеттолько "Баварии".
Своиглавныеминусылеверкузенцыпытаютсяпревратитьвплюсы, создавимиджуютногоидаже "семейного" клуба. Расширятьстадион, может, ибудут, нокогдаикак - неизвестно. Деньгив "БайАрену" вкладываютсяпостоянно, новпервуюочередьдлятого, чтобысделатьаренукакможноболеекомфортабельнойдляболельщиков (и, конечно, сотрудников: генеральныйменеджерклубаХольцхойзерпохвастался, чтокофейныйавтомат, стоящийвофисеклуба, стоитдвесполовинойтысячиевро).
"Мыпытаемсябытьпротивоположностьютакихклубовкак "Бавария" или "Шальке", - объяснялфилософиюантигигантизмаодинизсотрудниковклуба. - "Пытаемсясоздатьнастадионерасслабленнуюидажеинтимнуюатмосферу".
Хотелибы, наверное, игратьприсвечах.
Еслисфинансовойточкизрения "Байер" - вполномпорядке (бюджетоколо 70 миллионов), тососпортивной - всенесколькопечальнее. ВпоследниенескольколетХольцхойзерупришлосьсерьезноурезатьрасходыназарплаты (стремилиськтому, чтобыонисоставлялименее 50 процентовобщегобюджета), чтоестественнонемоглонесказатьсянарезультатах.
Вобщемицелом, поразитьгостейХольцхойзерунеудалось (дажекофеварканепомогла). Наоборот, генеральныйменеджер "Байера" судивлениемпослушалпредставителей "Локомотива", рассказавшихемуотом, чтороссийскиеклубывынужденыпередаватьРФПЛнетолькоправанателетрансляции, ноиоколо 80 процентоввсехрекламныхправ (наружнаярекламанастадионе, таблоит.д.), получаязавседолюизобщегокотла. Аэтодлямосковскихклубовитогоже "Зенита" - крайненевыгодно.
Вбундеслиге, конечно, такогобытьнеможетпоопределению. Нокрометого, Хольцхойзер - известныйборецзасамостоятельностьклубов, потомучто "клубысаминесутвсефинансовыериски, азначит, ирекламную, имаркетинговуюкомпаниювправеорганизовыватьсамостоятельно, изаработанныеденьгираспределятьтак, какзахочется".
Хольцхойзерзаявилотом, что G-14 должноибудетрасширятьсянавосток: нескольковедущихукраинскихироссийскихклубовсточкизренияуровняразвитияужеготовыктому, чтобывступитьвэту организацию.
Личноеделофутболиста "Байера" ШустераБ. Характернордическийстойкий... Футболкипрошлыхлет. Всем очень понравилась та, которая справа вверху. Жаль, в фан-шопе не продается.
