Лариса ЛАЗУТИНА: Может быть, я еще вернусь
''Российская спортивная общественность шокирована решениями Арбитражного спортивного суда (CAS) по апелляциям знаменитых лыжниц Ларисы Лазутиной и Ольги Даниловой. Десять месяцев "Известия" рассказывают о всех нюансах скандала. Мнения высказывали медики, чиновники, юристы -- все, кроме самих пострадавших. Вернувшись из Солт-Лейк-Сити, многократная чемпионка мира и Олимпиад, Герой России Лариса ЛАЗУТИНА не дала ни одного интервью. Да и сейчас исключение согласилась сделать лишь для обозревателя "Известий" Андрея МИТЬКОВА. Эта беседа состоялась за несколько дней до объявления решения CAS, но разговор шел больше не о скандале. Гораздо интереснее было узнать: как живет Лазутина? чем занимается? о чем мечтает?
Украденное золото
-- Что уйдете из спорта после Олимпиады в Солт-Лейк-Сити, вы сообщили еще год назад. Но ведь вы мечтали совсем не о таком завершении карьеры?
-- Хотела уйти красиво. И у меня получилось. Почти получилось... В последний день Олимпиады выиграла гонку на 30 км "классикой". Мне было очень обидно, что накануне команду сняли с эстафеты. Поэтому я приложила все силы, чтобы доказать абсурдность, несправедливость и, может, даже предвзятость этого решения. На "тридцатку" настроилась как на последний бой. Я давно научилась подводить себя к главным стартам. Все-таки опыт -- великая штука.Сейчас у меня пять золотых олимпийских медалей. И если говорить откровенно, ту -- за "тридцатку" -- я тоже считаю своей. Я выиграла ее честно. Прекрасно себя чувствовала и просто была сильнее. Погода оказалась сложная, долго выбирали смазку, но она все же подмерзала. На дистанции я кричала ребятам, чтобы они под лыжи бросали хвою. Первый круг я прошла исключительно на эмоциях. Проигрывала на спусках, но отрывалась на подъемах. На втором круге потеплело, и на следующих трех километрах я привезла соперницам минуту. И чтобы доказать правоту, обратилась в суд. Хотя понимаю: Спортивный арбитраж в своем нынешнем виде и статусе непредсказуем.
-- С Олимпиады прошло уже семь с половиной месяцев, однако те события вы по-прежнему переживаете эмоционально. Переход в другую жизнь -- жизнь без спорта -- дался тяжело?
-- Все эмоции я как раз оставила в Солт-Лейк-Сити. Поэтому сейчас абсолютно спокойна. Признаюсь, думала, что ностальгия по большому спорту меня замучает. Но нет, обошлось, к счастью. Хотя я уверена -- она еще придет, обязательно придет. Выпадет снег, выйдут люди на лыжах покататься -- и придет. Мне будет не хватать моей прошлой жизни. Хотя за пять сезонов самостоятельной -- вне национальной сборной -- подготовки я прекрасно научилась держать себя в руках, анализировать ситуацию и принимать правильные решения. Я надеюсь, что это поможет мне в моей новой жизни.
-- А какая она -- ваша новая, сегодняшняя жизнь? Чем вы занимались после Олимпиады?
-- Честно говоря, думала, что удастся много отдохнуть, что буду очень много спать. Но пока никак не получается. Правда, за лето все-таки набрала несколько лишних килограммов. Но сейчас они очень быстро сгорают. Кажется, скоро буду в прекрасной спортивной форме -- хоть снова на лыжню вставай, соревнуйся. Решаю житейские проблемы. Идет ремонт квартиры. Мне кажется, он уже никогда не закончится.И, к счастью, у нас с мужем Геннадием есть ребенок. Большую часть времени я посвящаю Алисе. Летом мы вместе отдыхали: сначала ездили на юг, потом к маме в Кондопогу -- поработала на даче. Пока выступала, почти не уделяла внимания своему здоровью. Но недавно подробно обследовалась, стала заниматься фитнесом. А по делам часто бываю в Москве.
Совет президенту
-- А если не секрет -- что это за дела?
-- Сейчас активно работаем над реализацией очень важного проекта. Глава администрации Одинцовского района Александр Георгиевич Гладышев сдержал слово и в этом году построил лыжероллерную трассу. Она очень хорошо спрофилирована, этим я занималась лично. Муниципальная и поэтому -- бесплатная. По вечерам там катаются: и дети, и взрослые. Приятно, поверьте, за этим наблюдать. Но только на трассе останавливаться не собираемся. Начали мы с малого, так же потихонечку и продолжим. Скамеечки, беседочки по трассе поставим. Раздевалки со смазочными комнатами оборудуем. На следующий год освещение проведем -- чтобы вечером кататься можно было. Однако конечная цель у нас грандиозная. Через какое-то время, надеюсь, на базе нашей трассы появится и центр уровня национальных сборных.
-- Самое время спросить: как вы восприняли свое включение в Совет по физкультуре и спорту при президенте России?
-- Это было очень неожиданно! Председатель Госкомспорта Вячеслав Александрович Фетисов предложил, и я согласилась, конечно. Это нужное дело. Большинство вопросов в области физкультуры и спорта возможно решить только с помощью президента, он спорт понимает, любит. Хотя я пока так и не поняла, что из себя будет представлять совет, уверена: мы найдем правильные решения.Знаете, я ведь хотя и объявила заранее, что тот сезон станет для меня последним на большой лыжне, но реально не задумывалась даже, чем дальше заниматься, больше хотела отдохнуть. О профессиональной деятельности, повторю, даже не задумывалась. Однако после Игр в Солт-Лейк-Сити Гладышев сказал мне: родить еще одного ребенка -- великая цель, но должна у тебя, Лариса, быть и другая, не менее важная, -- построить спортивный центр. Задумалась: большую -- во всяком случае, лучшую -- часть жизни я отдала спорту. Наверное, именно в спортивной отрасли принесу реальную пользу. Помогу делом, советом. На начальном уровне, похоже, получается. Надеюсь, на государственном тоже получится.
-- Очень интересно: что бы вы в первую очередь посоветовали Путину и Фетисову?
-- Российский спорт нужно возрождать, и возрождать с самых низов. Уверена: государство должно уделять детскому и массовому спорту гораздо больше внимания. Общество в целом уже осознало важность физкультуры, здорового образа жизни. И дети сами хотят заниматься в спортивных секциях. Только условий для занятий нет.Когда я закончила выступать, мне многие знакомые говорили: начинай тренировать -- отдадим тебе своего/свою. Но я чувствую: тренерство -- это не мое. Но вот в Одинцове работает детским тренером моя давняя подруга Люба Лядова, мы с ней еще в сборной СССР выступали. Она для своих малышей и мать, и друг, и воспитатель. Именно такие люди -- гордость страны, их нужно поддерживать морально и материально.
Подруги из детства
-- Можно поспрашивать о частной жизни? Из чего сейчас состоит один -- самый обычный -- день Ларисы Лазутиной?
-- Сейчас мой день начинается в семь утра. Встаю пораньше, чтобы приготовить Алисе завтрак, собрать в школу. Соревнуясь, я никогда этим не занималась, поэтому сейчас все делаю с удовольствием. Потом прибираю в квартире и еду в Москву по делам. К обеду обязательно возвращаюсь домой. Алиса возвращается из школы, нужно покормить, приготовить к внеклассным занятиям. Она у нас девочка активная, но в 12 лет еще приходится немножко контролировать. Алиса активно учит иностранные языки -- английский и французский, занимается в музыкальной школе по классу фортепиано. Вечера семьей проводим у телевизора.
-- Готовите сами? У больших спортсменов кулинарный талант -- явление исключительное...
-- Я быстро научилась. Конечно, и раньше что-то могла сделать. Но в сравнении с тем, что готовила моя мама, или Генина, или моя сестра, это "что-то" конкуренции не выдерживало. Однако теперь эти дорогие мне люди выступили моими кулинарными учителями. И соседи у нас очень хорошие: если что-то не получается, обязательно подскажут. Из всех блюд в нашей семье предпочитают салаты.Знаете, мне очень повезло не только с родными и близкими, но и с друзьями, товарищами, знакомыми. И я благодарна всем -- не кому-то одному, а всем, -- кто в сложные минуты оказал моральную поддержку. Подходили совершенно незнакомые люди и говорили: Лариса, мы вам верим, вы не виноваты, это все -- происки. Подходили в Одинцове, Москве, Кондопоге... И я поняла: случившееся задело не только мою семью, семью Оли Даниловой или Наташи Барановой.
-- Лариса, а кто ваши друзья?
-- Две самые близкие подруги -- из детства. С одной -- Леной, вы не поверите, еще в детский садик вместе ходили. И все втроем начинали заниматься лыжными гонками у одних и тех же тренеров -- супругов Ларисы Васильевны и Юрия Алексеевича Яковлевых. Мы общаемся постоянно, когда я приезжаю в Кондопогу -- встречаемся. Ну а в мое отсутствие девчонки помогают моим родителям, когда папа болел -- возили его по больницам. Мы одного возраста, поэтому у нас общие интересы, темы для бесед: семья, мужья, дети...А в Одинцове друзья в основном -- из мира спорта. Но появились и другие знакомые, отношения уже сложились. Конечно, многие знают меня первоначально только как известную спортсменку. Но это их не напрягает. Что мне особенно нравится: у них нет передо мной какого-то пиетета, мы общаемся на равных.
Есть что доказывать
-- Но сегодня от темы спорта точно не уйти. У вас одиннадцать титулов чемпионки мира и пять -- Олимпийских игр. За счет чего удалось достичь таких великих результатов?
-- Я всего добилась трудом. Мои родители -- простые люди, что, впрочем, мне совершенно не мешает ими гордиться. И особенно я благодарна, что они меня не баловали, что с детских лет приучили к труду. Еще мне, конечно, повезло, что первые тренеры жили в одном подъезде со мной. И я знала: если сфилоню, не приду на тренировку, вечером непременно зайдут, спросят, в чем дело. Лариса Васильевна и Юрий Алексеевич создали фантастическую атмосферу, я даже с уроков сбегала, чтобы первой прийти на тренировку, выйти на круг! Да, был период, когда расхотела заниматься спортом, интересней было ходить с подругами в кино, на танцы. Но и здесь тренеры оказали решающее влияние -- заставили. Стимул -- то, без чего не может состояться ни один спортсмен, -- появился, когда стало что-то получаться. Где-то с восьмого класса я начала ездить по сборам.А когда я ушла из сборной, от Грушина, на самоподготовку, вообще каждый день приходилось все доказывать заново. Пахала -- как проклятая. Как-то Кристина Шмигун, талантливая эстонская лыжница, спросила: "Ларис, ты столько всего навыигрывала -- откуда стимул тренироваться, выходить на старт, соревноваться?" "Ты меня вчера обыграла -- вот и стимул", -- ответила я ей.
-- За сегодняшней женской сборной России вы следите?
-- Да, конечно, мы частенько созваниваемся с девчонками. С Юлей Чепаловой, Ольгой Завьяловой, совсем еще юной Женей Кравцовой. В первую очередь желаю всем удачи. Главное -- верить в себя, в свои силы. В нынешнем сезоне девчонкам будет особенно трудно: все-таки чемпионат мира. Думаю, для решения больших задач молодым пока не хватает опыта, мастерства. И, может быть, заряженности. Почему мое -- наше -- поколение так надолго задержалось на вершине, да и в спорте вообще? Многие годы не было конкуренции со стороны молодых. Мы-то в свое время ветеранов из сборной просто обыграли.
-- А сейчас вы не задумываетесь о том, чтобы -- когда закончатся все скандалы -- еще раз выйти на лыжню? Выйти, выиграть одну-единственную гонку и уже тогда -- уйти навсегда?
-- Честно говоря, я давно хотела закончить, я действительно очень устала от соревнований, разъездов -- от большого спорта. И больше даже -- от огромной ответственности перед людьми, которые в меня верили, которые меня поддерживали.Спасибо за помощь им и многим другим людям. Мой путь в спорте был долгим и трудным. Я помню все свои победы и поражения, они меня многому научили. В том числе -- важной истине: никогда не говорить "никогда". Считаю, что все давно доказала. Но не буду категоричной. Может быть, я еще и вернусь.