Терроризм не должен мешать олимпийскому движению
Трагедия в театральном центре на Дубровке, не оставила равнодушным никого. Она стала общей для всех и личной для каждого. Многих из нас, спортом интересующихся, за него переживающих, естественно, волнует не скажется ли в российской столице случившееся на шансах Москвы, как кандидата на проведение Олимпийских игр-2012. Уже через несколько дней после памятных событий, президент МОК Жак Рогге в своем интервью агентству Рейтер отметил: Это не окажет негативного воздействия. Люди знают, что терроризм не имеет границ. Ни один город мира не может объявить себя в безопасности от террористической вылазки. Мы знаем об этом на примере Нью-Йорка, где 11 сентября произошел теракт. А теперь это Москва.
Кстати уже после трагических событий в Москве стало известно, что именно Нью-Йорк, пострадавший от воздушных атак террористов выбран НОК США в качестве города, который будет бороться с Москвой за право принять летние Игры-2012. Решение о месте проведения этой Олимпиады сессия МОК примет в июле 2005 года. Среди возможных соперников Москвы и такие города, как Рим, Мадрид, Париж, Рио-де-Жанейро, Торонто...
1 ноября власти Москвы обратились к Олимпийскому комитету России с просьбой официально выдвинуть нашу столицу кандидатом на проведение Олимпиады-2012.
Вот как оценивает все эти события Николай Долгополов, вице-президент Международной Ассоциации спортивной прессы (АИПС).
То, что случилось в Москве, могло произойти в любом городе любой страны мира. И во многих государствах такое уже случалось. Вспомните недавние террористические взрывы на острове Бали или во всегда столь спокойном Хельсинки. Даже столицу Финляндии, которую как раз и выбрали для проведения чемпионата мира по легкой атлетике 2005 года благодаря чуть не патриархальному укладу, коснулся терроризм. Я вспоминаю 1972 год, захват заложников на Олимпиаде в Мюнхене. Тогда немецкое телевидение широко освещало трагедию. Мы же, жившие в СССР, не могли представить, что терроризм когда-то доберется до нашей страны. И не добрался бы, если бы страна осталась прозябать за железным занавесом. Когда же занавес рухнул мы стали полноправными членами мирового сообщества. Самый страшный враг этого сообщества сегодня терроризм. И теперь нам, так же как Франции, Израилю, США или Великобритании предстоит против него бороться.
Во время Игр-96 в Атланте тоже был осуществлен террористический акт взорвали бомбу на площади, где было так много гостей Олимпиады. Сколько же тогда погибло! Трагедия еще и в том, что террористов, установивших взрывное устройство, унесшее жизни людей и чуть было не повлекшее за собой закрытие Игр, так и не нашли. Но Игры не остановили, не прекратили. Олимпийский спортивный праздник продолжился вопреки желаниям террористов. Через шесть лет я ехал в США, на Белую Олимпиаду в Солт-Лейк Сити с пониманием того, насколько строги будут меры безопасности после взрыва в Атланте и событий 11 сентября в Нью-Йорке. Конечно, с одной стороны я был недоволен постоянными досмотрами и строжайшими мерами безопасности, но, с другой, я понимал, что это нужно, это необходимость, пусть и печальная. Ныне, к такому пониманию придется привыкать всем жителям мирового сообщества.
Террористический акт в Москве это промах контрразведки. Обычно за каждым террористом-боевиком стоит 2-3 человека, которые его готовят, помогают, обеспечивают. Следуя этой логике, в бандитской акции на Дубровке помимо непосредственных исполнителей участвовало минимум около ста человек. Но агентурных сведений в спецслужбы не поступило. Тем не менее, то, как сработали спецслужбы при штурме и освобождении заложников образец бесстрашной работы российских специалистов высокого класса. Думаю, их работа в этой операции войдет в учебники специальных служб многих стран. При грамотной финансовой поддержке и дальнейшем развитии спецслужб, на мой взгляд, можно добиться максимальной защищенности страны от террора.
О службах безопасности, работающих на спортивных мероприятиях, скажу отдельно. Я трудился в десятках пресс-центров за рубежом, в России, и как журналист и как руководитель этих пресс-центров. Кубок Кремля, Кубок Дэвиса, Кубок Федерации, соревнования по фигурному катанию это состязания, где обычно работают свыше 400 представителей СМИ. Сравнивая действия этих спецслужб в России и за рубежом, я могу сказать, что наши секьюрити работают совсем не хуже. Может быть, им еще чуточку не хватает определенной корректности, но это люди глубоко профессиональные и многие из тех, кто заботится о безопасности на турнирах в Москве и Санкт-Петербурге, уже адаптировались к специфике работы с журналистами: где-то уступают им, где-то, при необходимости, могут придержать.
В 1980-м в СССР на Олимпийских играх не было ни одного инцидента подобного рода, и Игры были признаны одними из наиболее образцовых. Сегодня мы вступили в новую предолимпийскую гонку с серьезными конкурентами. Даже у скептиков и пессимистов не возникает желания говорить, будто Москва, менее достойна стать столицей Игр-2012, чем Мадрид или Нью-Йорк. У нас есть желание победить, и я уверен, что возможности российской столицы смогут привести ее в финал этой гонки.