0

Маршальская атака Леко

''Достаточно короткая, в меру бесцветная - и белыми, и черными - 7-я партия зафиксировала равенство в первой половине матча. И Крамник, и Леко успокаивали погрустневшую "общественность": дальше начнется самое интересное. Тогда же, отвечая на вопрос коллег-телевизионщиков, ваш обозреватель поделился тревожными ощущениями. Ограниченное время эфира не позволяло развивать мысли, да их-то и не просто сформулировать. Это в конечном счете некий опыт бывалого человека, долгие годы наблюдавшего многочисленные матчи на высшем уровне порой даже изнутри, не обязательно официально входя в команду того или иного соперника.

В далеком Багио более четверти века назад мы коллективно изобретали теорию "сообщающихся сосудов" - это когда нечто убавлялось у Карпова и соответственно прибавлялось Корчному. Позже я называл подобное "нанайской борьбой" - партнеры чуть не сращиваются в единого шахматиста, перенимая дебюты и приемы, как бы примеряя на себя чужое вооружение и направление удара. Таким образом появился и КарКас, составленный из начальных слогов фамилий знаменитых исторических соперников. Вспоминаю не ради установления патента на запутанное иными репортерами авторство, а дабы подчеркнуть: в психологии единоборства не все пятна остаются белыми. И в шахматах, как и в жизни, прошлое, настоящее, да и будущее тесно связаны.

Испанская партия - старый проверенный дебют, открытия там случаются редко и разве что в ходах с двузначным номером. Почти девяносто лет назад кубинец Х.Р. Капабланка страшно разгромил в матче американца Фрэнка Маршалла, и тот два года готовил новинку в испанской, чтобы хоть раз отомстить гению. По единодушной оценке современников, Капа действительно был чистым гением, что называется, от Бога, готовился мало, в его гостиничном номере на турнирах далеко не всегда находились шахматы. И вот Маршалл в испанке жертвует ему пешку еще до 10-го хода, Капабланка в комментариях к той партии-первоисточнику пишет: "Меня охватила жажда битвы. Я чувствовал, что мне брошен вызов, и решил принять его". Он отбил атаку Маршалла и выиграл!

С тех пор популярный вариант так и называют "атакой (или контратакой, поскольку затевают черные) Маршалла". Все здесь изучено досконально, помнить требуется ох как много, и оттого применяют и принимают гамбит лишь те, кто очень уж уверен в своих силах и знаниях. Кстати, некоторые ведущие гроссмейстеры пришли к выводу, что при прочих равных это очень острый путь к... ничьей. Если только не собьешься с дороги. На матче в Бриссаго Крамник, играя белыми испанскую партию, использовал другой метод развития - так называемый анти-Маршалл, не позволяющий черным идти на гамбитную игру. А в 8-й партии демонстративно предоставил Леко такую возможность.

Поначалу оба играли, понятно, быстро. Но когда Крамник предложил разменять ферзей, Леко задумался аж минут на 50. Играть любимый чемпионом эндшпиль, где у белых лишняя пешка, однако практика свидетельствует в пользу ничьи, претендент не пожелал. Он сделал редкий, хотя и не новый ход. Еще несколько передвижений фигур - красивых и смелых, но уже встречавшихся. И резкое обострение к 20-му ходу!.. Тут надо бы сказать, что до первого контроля времени (40 ходов) у Леко оставалось минут 10 и столько же секунд. Все смешалось - атака и контратака. В какой-то момент Крамник рванулся в ферзи крайней пешкой, на которую очень рассчитывал, и... отдал своего ферзя за всего лишь ладью. Тяжелую ошибку обнаружил гроссмейстер С. Шипов, завоевывающий аналитический авторитет на бескрайних просторах интернета. Оказывается, у Крамника еще была ничья повторением ходов, но, имея вагон времени на часах, он, похоже, больше следил за циферблатом противника.

А Леко оставалось уже 7:40. Такие цифры могли бы донельзя раздражать странное мировоззрение Фишера, но как они повлияли на интернационалиста Крамника?! Это нервы! Он недопустимо молниеносно сыграл на цейтнот соперника. Между тем упомянутому Фишеру принадлежит и весьма положительная инициатива добавлять на специальных электронных часах по 30 секунд за сделанный ход. А то ведь нередко шахматистам засчитывали поражение из-за просрочки времени в абсолютно выигрышных позициях, бывало, и с лишним ферзем. (Теперь и в классическом семичасовом контроле эти последующие полуминутные добавки учитываются при изначальной установке шахматных часов.) Тут и нанес Петер Леко страшный удар своим черным ферзем! Все и повсюду вместе с Владимиром Крамником погрузились в длительное раздумье. Для чемпиона оно стало чрезвычайно тяжким. Спасения не было, и еще несколько ходов он сделал по инерции.

Что это, просмотр в чужом цейтноте или - страшно подумать! - недоработка в длиннющем анализе? В любом случае Петер Леко заслужил самые высокие оценки. Когда его иногда называют солдатом, хочется добавить: с маршальским жезлом в походном ранце. В 8-й партии матча бывший венгерский вундеркинд приоткрыл свой ранец... Что я бы посоветовал Владимиру Крамнику, уже завоевавшему звание шахматного маршала? Собрать в кулак все его солдатские качества, которыми он обладал в свои претендентские годы!

Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Главные новости
Последние новости