Спортивное сутяжничество
Вчера в Торгово-промышленной палате РФ состоялась презентация нового учреждения -- Спортивного арбитража под председательством вице-президента ТПП Алексея Брячихина. Конфликты и полубандитские разборки, заполонившие наш спорт, вроде бы давно сделали это начинание понятным и полезным. Если бы не одно "но" -- всего несколько месяцев назад при Олимпийском комитете России (ОКР) был создан один спортивный арбитраж под председательством Олега Кутафина, который уже начал работать и даже рассмотрел несколько дел.
Начальник правового управления ОКР Александра Бриллиантова на появление конкурентов отреагировала весьма болезненно. "Балетную школу тоже можно создать при сталеплавильном заводе. Вот и Торгово-промышленная палата зачем-то решила удариться в спорт. Сейчас это модно, видимо, -- пожаловались госпожа Бриллиантова корреспонденту "Известий". -- У них уже есть четыре арбитража, которые на сегодняшний день, по моим данным, чувствуют себя не очень хорошо. Вместо того чтобы поднимать их уровень, они решили создать новый суд. Мировая практика идет по другому пути: спортивные суды, как правило, появляются внутри спортивной отрасли, при спортивных организациях. Я не знаю ни одного случая, чтобы при Торгово-промышленной палате существовал спортивный арбитраж".
Справедливости ради надо сказать, что ТПП РФ все-таки занялась спортивным арбитражем не совсем на пустом месте. По крайней мере, президент палаты Евгений Примаков уверяет, что все сделано по поручению Совета по физкультуре и спорту при президенте России. "Существование альтернативных третейских судов -- это нормальная практика", -- считает господин Примаков. По его замыслу, конкурирующие арбитражи теперь должны делом доказывать свой профессионализм и зарабатывать авторитет -- "это пойдет всем на пользу". По словам президента Торгово-промышленной палаты, спортсмены отныне смогут обращаться "и туда, и сюда", хотя разные суды и не станут пересматривать решения друг друга.
К чему приведет эта странноватая ситуация, сказать трудно. Пока в спортивном мире царит полная растерянность. Многие национальные федерации, едва подписав договор о признании арбитража при ОКР, поспешили признать и арбитраж при ТПП. Поначалу многим показалось, что полезшие, как грибы после дождя, суды -- это продолжение противостояния Госкомспорта и Олимпийского комитета России. Однако председатель Госкомспорта РФ Вячеслав Фетисов на презентации торгово-промышленного арбитража даже не появился, а первым человеком, подписавшим договор о сотрудничестве со спортивным судом от Примакова, был... президент ОКР Леонид Тягачев.
Более того, в списке судей арбитража при ТПП появилось имя Александры Бриллиантовой, которая уже заседает в том же качестве в арбитраже при Олимпийском комитете. Таким образом, выбирая "более авторитетный арбитраж", конфликтующие стороны рискуют выбором между одним и тем же арбитром.
Вызывает сомнение и адекватность некоторых задач, поставленных перед новым арбитражем. В частности, претензии на международные полномочия и признание решений нашего суда за рубежом. Очевидно: постанови сейчас Торгово-промышленная палата вернуть хоккеиста Николая Жердева в ЦСКА -- в заокеанском "Коламбусе" только недоуменно пожмут плечами. На самом деле все спортивно-трудовые конфликты настолько сложны и запутанны, а в них замешаны такие деньги, что одним-единственным слушанием в третейском суде дело не заканчивается почти никогда. Но в ТПП РФ этого, кажется, пока не понимают или не хотят понять. Во всяком случае, новый председатель спортивного арбитража Алексей Брячихин не моргнув глазом сказал корреспонденту "Известий", что гражданские суды по идее вообще не должны принимать к рассмотрению дела о спортивных спорах, "поскольку они не входят в их компетенцию".
"Государственные суды не всегда способны понять спортивную специфику, поддержать спортивный дух и спортивный темп", -- заявил господин Брячихин. Хотя все это, как показывает практика, не мешает атлетам (в том числе и российским) в случае несогласия с решениями спортивных арбитражей обвинять судей в "ангажированности" и переносить разбирательство в гражданские инстанции. В общем, главная польза от создания нового арбитража: Торгово-промышленная палата застолбила свой интерес к делу государственной важности -- профессиональному спорту. Ну и адвокатам спортсменов будет теперь чем заняться. Сразу в двух арбитражах.