0

Финиш

Второй день чемпионата мира по легкой атлетике в Париже принес самый грандиозный скандал в истории из категории недопинговых. Во втором четвертьфинальном забеге на 100 м спринтер-ветеран из США Джон Драммонд совершил фальстарт, за который получил красную карточку. Но категорически отказался покидать дорожку, устроив забастовку, перешедшую в демонстрацию несгибаемого американского духа. Программа дня сдвинулась на 40 минут. А в тени скандала оказались замечательные спортивные достижения и интриги: первое золото России в исполнении Елены Николаевой, третья в истории сумма очков в семиборье Каролины Клюфт из Швеции, поражение на 10 000 м эфиопа Хайле Гебреселассие и финал женской стометровки.

Легкая атлетика -- королева спорта. 100 м -- ее украшение, визитная карточка. 24 августа 2003 года в историю и дисциплины, и всего вида была вписана одна из самых позорных страниц. И самая позорная с 1988 года, когда на Играх в Сеуле за использование анаболических стероидов дисквалифицировали установившего мировой рекорд канадца Бена Джонсона.

Мужская "сотня" вообще началась в Париже довольно нервно. Этот чемпионат -- первый крупный официальный турнир, где действует правило "дисквалифицируется атлет, допустивший второй фальстарт" (раньше работало правило "дисквалифицируется атлет, допустивший два фальстарта"). И уже во втором предварительном забеге за второй фальстарт заработал в итоговый протокол сокращение DQ армянин Вахагн Явахян. В третьем дисквалификацию получили еще два атлета -- Мохамад Тамим из Либерии и Мачаве Масеко из Свазиленда.

Остальные участники забегов были предельно внимательными: в восьми забегах -- ни одной дисквалификации. Гром грянул спустя два часа, когда начались четвертьфиналы. На первый фальстарт во втором забеге никто даже не обратил внимания. Но после второго над Stade de France повисла тишина, ведь на этом этапе атлетов уровня Явахяна, Тамима или Масеко уже нет. Судьи смотрели запись и совещались долго -- несколько минут. И предъявили красную карточку 34-летнему Джону Драммонду из США.

''Так началось шоу. Драммонд сначала бросился к столику -- посмотреть видеозапись. Затем в знак протеста лег на своей четвертой дорожке. Поднялся, прошел немного вперед, снова улегся, скрестив руки и ноги. На просьбы судей покинуть дорожку повторял фразу: "Я не двигался раньше времени". И на многочисленных видеоповторах действительно не было стопроцентно понятно, кто же допустил фальстарт. Казалось даже, что первым дернулся не Драммонд, а его сосед по пятой дорожке -- Асафа Пауэлл с Ямайки. Но диаграммы стартовых реакций, которые вывели на табло, сняли сомнения: первым дернулся Драммонд.

Забитый под завязку стадион в первые минуты с пониманием принял эмоции Драммонда: пожалуй, американца можно было рассматривать как одного из претендентов на медали (хотя и не на победу). Однако вскоре начались недовольные похлопывания и посвистывания. Еще немного пожестикулировав, Драммонд приснял комбинезон, пожал каждому сопернику руку. И собрался -- было очевидно -- уйти под трибуны. Только на прощание попросил поддержать его.

Я восхищаюсь французскими болельщиками, беспощадными и великодушными. Минуту назад они освистывали, а сейчас аплодисментами провожали несчастного человека, который лишился мечты. Драммонд сжал губы, прищурил глаза -- и пошел. Но прошел только полпути. Его догнал какой-то человек, что-то шепнул на ухо... Драммонд в бешенстве помчался обратно... Снова встал в стартовой зоне. Он никуда не собирался уходить.

При этом все шоу проходило при полном попустительстве судей и чиновников. Вице-президент IAAF китаец Дапень Лу вышел в зону старта только минут через пятнадцать. И сразу судьи увели всех участников второго четвертьфинала. А когда прошли третий и четвертый четвертьфиналы, вывели уже не восьмерых, а шестерых. Кроме Драммонда отсутствовал Асафа Пауэлл. Началась вторая часть шоу, где главную роль -- более талантливо и, главное, искренне -- играли зрители.

Причина, по которой вместе с Драммондом дисквалифицировали и Пауэлла, так и осталась невыясненной. Спортсменом, допустившим фальстарт, всегда считался тот, реакция которого составляла меньше 0,1 секунды. Но во втором четвертьфинале чемпионата-2003 реакция меньше 0,1 секунды оказалась сразу у двух спортсменов -- Драммонда и Пауэлла. Однако у Драммонда -- быстрее, чем у Пауэлла. Значит, это Драммонд спровоцировал Пауэлла. Я не знаю, были ли в истории легкой атлетики прецеденты, когда реакция двух атлетов была быстрее 0,1 секунды. Но, точно, за один фальстарт никогда не дисквалифицировали двух атлетов.

Президент Всероссийской федерации легкой атлетики Валентин Балахничев в разговоре с корреспондентом "Известий" признал, что правила несовершенны. И указал на неадекватные ситуациям решения. Балахничев считает, что, столкнувшись с антиспортивным поведением Драммонда, судьи, организаторы должны были разрешить ему бежать. И решение о дисквалификации объявить уже после забега -- чтобы не выплескивать скандал.

Примерно двадцать минут французские болельщики не позволяли спортсменам определить делегатов в полуфиналы. Как только судьи давали команду "на старт", они начинали свистеть. Мнения, по какому поводу, разделились. Мне показалось, что таким образом выражали протест против необъясненной (и необъяснимой) дисквалификации Пауэлла. Пока Драммонд продолжал шоу одного актера (купался в яме для стипль-чеза на запасном стадионе), участник из Ямайки скромно сидел у входа под трибуну. За что его дисквалифицировали, осталось непонятным. Корреспондент "Известий" спросил у Балахничева: "А если бы стартовая реакция всех восьми участников забега оказалась меньше 0,1 секунды, дисквалифицировали бы всех?" Он ответил: "Ситуация нештатная, в правилах не прописана".

По другой версии, болельщики каждый раз начинали свистеть потому, что тринидадец Ато Болдон, который с Драммондом занимается у одного тренера и даже дружит, отказывался принять старт. В знак протеста против дисквалификации товарища и правила "дисквалифицируется атлет, допустивший второй фальстарт" (действительно спорного, принятого в угоду телевидению даже без консультаций со спортсменами). Но тогда поведение судей и организаторов тем более не поддается пониманию и объяснению. Не встал в стартовые колодки -- получи в протокол сокращение DNS! Стадион -- не место для демонстрации оригинального мнения.

Случившийся позорный скандал вскрыл глубинные проблемы, к которым руководители IAAF оказались не готовы. Они касаются как чисто технических моментов -- вроде нового правила фальстарта, так и генерального вектора -- на полную коммерциализацию. Плохо, что такой скандал случился. Но хорошо, что скандал случился на глазах двух высших чиновников всего мирового спорта -- Хуана Антонио Самаранча и Жака Рогге, почетного и действующего президентов МОКа.

В мирное время после таких провалов подают в отставку, в военное -- пускают пулю в висок. Чемпионат мира по легкой атлетике, конечно, -- война. Каждая квалификация -- разведка боем, каждый финал -- кровопролитное сражение. Однако вчера утром я видел: Дапень Лу с удовольствием уплетает за завтраком хрустящие французские батоны. Президент IAAF Ламине Диак тоже чувствует себя отлично.

Париж

Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Главные новости
Последние новости