В поисках утраченного
Октябрь 2002-го стал, наверное, решающим в жизни гениального австралийского пловца Яна Торпа. Он отметил юбилей (Торпу исполнилось 20), сменил тренера, под руководством которого поднимался к вершинам, и начал новую жизнь. В старой остались три золота на Олимпийских играх в Сиднее, шесть - на прошлогоднем чемпионате планеты в Фукуоке, две дюжины мировых рекордов. В новой жизни упрямец Торп нашел себе новый вызов.
Сезон без Олимпиады или чемпионата мира - не повод для безделья. Тем более что ключевыми стартами сезона-2002 стали милые сердцу любого австралийца Игры: Тихоокеанские и Британского Содружества. Для увешанного наградами Торпа эти турниры - хороший повод для приятных воспоминаний о старых добрых временах, когда его успехи не только восхищали, но и удивляли. Впервые он заставил говорить о себе как раз на Тихоокеанских играх, когда в возрасте 14 лет умудрился выиграть серебро на дистанции 200 м вольным стилем. А год спустя именно Игры Содружества раскрыли в нем гений универсала, который способен увозить с крупнейших соревнований ворох золотых медалей: тогда "Торпеда" первенствовал на четырех дистанциях.
Особое впечатление оставили шесть побед на чемпионате мира-2001. С ними австралийский самородок забрался на такую вершину, что даже три-четыре победы на главных турнирах сезона (для "простой" звезды - великолепный результат) обыватели наверняка восприняли бы как фиаско. Торпу оставалось или смириться с неизбежным поражением самому себе образца прошлого года, или карабкаться к новой вершине. Он выбрал второй путь, заявив о намерении завоевать на Играх Содружества в Манчестере сразу семь наград высшей пробы!
Не вышло. Любимым вольным стилем Торп, конечно же, не уступил никому, но воплотить обещание в жизнь помешала осечка в плавании на спине, в котором он решил поэкспериментировать. Так что пришлось ограничиться повторением достижения соотечественницы Сюзан О'Нил, которая одержала четыре года назад в Куала-Лумпуре победы в шести дисциплинах. Казалось бы, ничего страшного не произошло: ну, не семь титулов, а шесть. Все равно Торп выступил замечательно и остался в помешанной на здоровом образе жизни Австралии атлетом номер один. Но внимательные наблюдатели уловили в поведении кумира миллионов не совсем приятные перемены. Если раньше при любом исходе заплыва с лица Торпа не сходила улыбка, то на Играх Содружества он подчас выглядел разочарованным и хмурым. Даже после победного финиша на коронной дистанции - 200 м кролем. "Первое место как таковое не принесло мне счастья, ведь я рассчитывал показать значительно более высокий результат", - искренне жаловался тогда кумир австралийской молодежи. Максималист по натуре, он хотел бить новые рекорды, плыть все быстрее и быстрее. Торп понимал: застой - пусть даже на высочайшем, недоступном для других уровне - приведет к самым печальным последствиям. Он просто живет в совершенно отличной от обычной системе координат.
Игры Содружества завершились в июле, а в конце августа Торп принял участие в Тихоокеанских играх в японской Иокогаме. И, несмотря на упорное сопротивление своих соотечественников и законодателей мод в современном мировом плавании, американцев, - первенствовал тоже в шести дистанциях. Правда, в личных дисциплинах - в отличие от эстафетных - не показал секунд, даже близких к рекордным. Опять не дотянул до собственных, запредельных для остальных, стандартов! И именно через пару недель "взорвал" настоящую информационную бомбу, заявив о расставании со своим бессменным наставником, великим Дагом Фростом.
Решение уйти из-под крыла легенды тренерского цеха к 30-летней Трэйси Мензес, которая была преподавателем у Торпа еще в средней школе, вызвало массу пересудов. Расставание с человеком, который и вывел тебя в люди, выглядело не слишком красивым поступком. Да и со спортивной точки зрения новое сотрудничество казалось гораздо менее перспективным, чем старое. Хотя, судя по всему, у Торпа были веские причины поступить так, а не иначе. По словам Грэга Ходжа - одного из главных авторитетов в австралийском плавании - после Олимпиады в Сиднее вся группа Фроста переживала кризис. "К другим наставникам ушли шесть членов сборной, подумывал об уходе от тренера - а то и вовсе о завершении карьеры - и Торп. Однако осуществил намерения только сейчас", - поделился авторитетным мнением Ходж. Добавив, что многие сильно переоценивают роль бывшего личного тренера Фроста в становлении "Торпеды".
Вероятно, наставник и ученик обсудили прекращение сотрудничества заранее. Но создалось впечатление, что Торп сообщил сенсационную информацию слишком быстро, застав Фроста врасплох. Первую атаку репортеров маститый тренер встретил абсолютно неподготовленным. Без особого успеха он пытался скрыть растерянность и разочарование, а на вопросы пристававших к нему повсюду (даже в супермаркетах) журналистов отвечал не слишком оригинальным "без комментариев". И лишь некоторое время спустя Фрост обрел самообладание. "Слышал, люди жалеют меня. Думают, я расстроен и угнетен. Какой бред! Наоборот, я очень счастлив, ведь могу наконец-то взять отпуск и от души поиграть в гольф. Что касается отношений с Яном, то мы все равно остались приятелями", - с наигранной бодростью сообщил тренер.
"Благодарен Дагу. Именно он превратил меня в великого атлета. Но тренировки по его методике перестали приносить удовольствие", - дипломатично не стал выносить сор из избы и сам Торп. Он уверен: сотрудничество с Мензес (она ассистировала Фросту, а пару лет назад была признана лучшим молодым тренером Австралии) поможет ему продолжать совершенствоваться технически и тактически. А главное - обнаружить скрытые резервы, обрести стимулы к продолжению блистательной карьеры.
В свою очередь, Мензес отвергла все домыслы в свой адрес ("Бедная Трэйси вынуждена будет потакать капризам уставшей от тренировок звезды") и объявила, что с Торпом они в ближайшее время намерены сосредоточиться на улучшении техники поворотов. "Я рассматриваю работу с Торпом как серьезный вызов. Польщена его выбором, хотя прекрасно понимаю: если что-то пойдет не так, во всем обвинят именно меня", - призналась Мензес.
Разобравшись со сменой тренера, австралиец всю первую половину осени предпочел путешествовать. Съездил с благотворительной миссией в Китай, посетил показы новых коллекций Армани (в Милане) и Диора (в Париже), где потусовался в компании звезд спорта и кино. Однако сейчас отдых завершен, и самый побеждающий пловец на планете под руководством нового тренера начал подготовку в Австралии. Разговоры о переезде в Монте-Карло прекращены, хотя Торп действительно собирается проводить в Европе больше времени, чем раньше.
"Не думаю, что кому-нибудь в ближайшем будущем удастся повторить рекорд легендарного Марка Спитца - выиграть на одной Олимпиаде семь золотых медалей", - рассуждает Торп в своих многочисленных интервью. Но мы-то знаем, что он лукавит. На Олимпийских играх в Афинах Ян Торп снова попытается всех удивить. Кажется, находясь в поисках утраченного времени, он нашел скрытые до поры резервы. Пусть пока - только психологические.
Александр ПОПОВ, четырехкратный олимпийский чемпион, с 1993 года живущий в Австралии:
- Я не знаю, почему Торп решил уйти от Фроста. Газетам верить нельзя, а лично мы не общались - мы ведь не друзья. Устали друг от друга? Не знаю. Трудно сказать. Тем более что отношения между двумя людьми, особенно между тренером и учеником, - всегда чрезвычайно сложные и тонкие, я в них никогда не лезу. Может, Торп сам расскажет, что же произошло, когда мы встретимся на соревнованиях.
Что касается возможного переезда Торпа в Европу... Говорили, что он хочет больше соревноваться с европейскими пловцами, которые в его видах составляют более серьезную конкуренцию, чем американцы или соотечественники. Насколько я помню, называли Монако. И сразу же вспомнил, что Монако - зона, свободная от налогов. Хотя сообщение о переезде не подтверждается - Торп начал подготовку к сезону в Австралии. Впрочем, и не опровергается.
Геннадий ТУРЕЦКИЙ, тренер Попова, в 1990-2002 годах сотрудник Национального института спорта в Канберре (Австралия):
- Сейчас в Австралии большой популярностью пользуется тезис о том, что с таким гениально одаренным спортсменом, как Ян Торп, работать может любой тренер. Этот тезис абсолютно дилетантский! Чем больше человек одарен, тем больше он требует внимания и понимания.
Я давно дружу с Дагом Фростом. В 1994, кажется, году он пришел ко мне со своими сомнениями: "Геннадий, в одном клубе есть фантастический 13-летний мальчик, я таких еще не встречал. При определенной работе он в ближайшие год-два сможет показывать великие результаты. Мне предлагают с ним работать, а я сомневаюсь: стоит ли его в таком юном возрасте нацеливать на победы и рекорды". И в этом - весь Фрост. Я-то знаю, как он трепетно относился к ученику на протяжении всех лет сотрудничества. Мне кажется, Торп поторопился. Я вижу - он еще не определился с приоритетами, он мечется.
Справка "Известий"
Ян Джеймс ТОРП. Родился 13 октября 1982 года в Сиднее, Австралия. Заниматься плаванием стал в 8 лет. До 15 лет он тренировался в клубе Radstow, сейчас защищает цвета Aquadot. В 1995-2002 годах занимался под руководством Дага Фроста. Нынешний тренер - Трэйси Мензес. Специализируется в плавании вольным стилем.
В национальной сборной Австралии дебютировал в 14 лет. Выиграв на чемпионате мира в 1998 году золото на дистанции 400 м, стал самым молодым чемпионом мира в истории. На чемпионате мира 1998 года выиграл две золотые медали, а 2001-го - шесть. На чемпионате мира 1999 года в 25-метровом бассейне завоевал два золота и серебро.
На Олимпийских играх 2002 года в Сиднее выиграл три золотые медали и две серебряные.
На Играх стран Британского Содружества 1998 года стал обладателем четырех золотых медалей, а 2002-го - шести золотых и серебряной (на 100 м на спине). На Тихоокеанских играх 1997 года взял 2 серебряные медали, 1999-го - 2 золотые, а 2002-го - 5 золотых и серебряную.
В 1997-2002 годах установил 15 мировых рекордов в личных номерах программы и стал участником четырех эстафетных. В настоящее время владеет четырьмя мировыми рекордами: в 50-метровом бассейне - на дистанциях 200 (1:44.06), 400 (3:40.08) и 800 (7:39.16), а в 25-метровом - на дистанции 200 м (1:41.10).
По версии журнала Swimming World, в течение последних четырех лет трижды признавался лучшим пловцом мира. Живет в Вояджер Пойнт (Новый Южный Уэльс, Австралия).