Танцы без такта
Состязания в танцах на льду начались на второй день чемпионата Европы в Лозанне со встречи журналистов с техническим комитетом ИСУ по танцам на льду. Комитет был представлен его председателем, Александром Горшковым, и двумя членами: Энн Шоу из Канады и Ольгой Жилардини из Италии. Встречу ИСУ назначило на 9 утра, видимо, позабыв, что в это время масса журналистов еще отсыпается после рабочей ночи или передает истории предыдущего дня. Бодряков набралось человек 20, и уважаемые танцмейстеры в течение часа рассказывали о том, как надо судить обязательные, оригинальный и произвольный танцы. В связи с тем, что они несколько раз повторяли тезис о своей готовности стремиться к более объективной оценке танцев, хотелось надеяться, что все уже хорошо и что они запомнят собственные слова.
Во время встречи Александр Горшков подошел ко мне и сообщил, что события за стенами закрытой судейской комнаты, описанные журналисткой Беверли Смит в канадской газете Глоб энд Мэйл и взятые мной за основу материала Разборки после финала, во многом не соответствуют действительности и объясняются тем, что один из членов судейской бригады Китченера плохо понимал по-английски. Я, правда, высказал свое удивление тем, как сумел такой судья не только найти ход к говорящей только на этом языке труженице пера, но и поделиться с ней всеми деталями происшедшего за четырьмя стенами, но тут же предложил Александру Георгиевичу рассказать мне свою версию заседания, пообещав ему опубликовать его на том же сайте. До конца чемпионата г-н Горшков времени для разговора не нашел, хотя видел меня в пресс-центре ежедневно.
Потом те же комитетчики провели жеребьевку судей. Определять лучших в первом обязательном танце, равенсбургском вальсе, выпало арбитрам из Эстонии, Франции, Германии, Великобритании, Швейцарии, США и Литвы. На второй танец, блюз, определились судьи из Чехии, России, Грузии, Азербайджана, Польши, Италии и Болгарии.
После вальса лидировали французы Марина Анисина Гвендаль Пейзера, сопровождаемые итальянцами Барбарой Фузар-Поли Маурицио Маргальо и российским дуэтом Ирина Лобачева - Илья Авербух. Литовская пара Маргарита Дробязко Повилас Ванагас были четвертыми, израильтяне Галит Хаит Сергей Сахновский пятыми, болгары Албена Денкова и Максим Ставийский шестыми. Татьяна Навка и Роман Костомаров заняли седьмое место, Наталья Романюта и Даниил Баранцев двенадцатое.
Вторая судейская бригада имела свое мнение, чуть-чуть отличавшееся от первой. Отплясав блюз, итальянцы получили первое место, которое в итоге им пришлось делить с французами. Да и Романюта с Баранцевым поднялись в их глазах на ступеньку выше, заставив потесниться на нем англичан Марику Хамфрис и Виталия Баранова.
В оригинальном танце фламенко французов было на голову выше итальянского танца, и все вернулось на круги своя: Анисина Пейзера первые, итальянцы вторые, Лобачева с Авербухом третьи, Дробязко с Ванагасом четвертые и т.д. Правда, на пресс-конференции Барбара Фузар-Поли пошла в атаку и заявила, что их танец был лучшим. Что ж, она имела полное право познакомить журналистов со своей точкой зрения.
В пятницу наступил день танцевального произвола. В третьей разминке порадовала глаз пара из Великобритании Марика Хампфрис Виталий Баранов. Своим созданием этот дуэт, кстати, обязан украинскому фигуристу Вячеславу Загороднюку: когда тому надоело быть одиночником, он женился на партнерше Баранова, истинной красавице Ольге Мудрак. Оставшись на положении жиголо, Виталий подался в Англию, и в Марике нашел партнершу не только на льду, но и в жизни. Очень неплохи были и итальянцы Федерика Файелла Массимо Скали, сумевшие великолепно реализовать программу, поставленную им олимпийским чемпионом Андреем Букиным.
В предпоследней разминке первыми на лед вышли Татьяна Навка и Роман Костомаров. Конечно, Татьяна и Роман не очень подходят друг другу по стилю и напоминают леди Четтерлей и одного из ее садовников, но по классу и стилю катания я бы бесспорно дал им третье место, а не седьмое. Откровенно хороши были и украинцы Елена Грушина с Романом Гончаровым, но, как и в случае с их предшественниками, Ириной Романовой и Игорем Ярошенко, они вновь стали жертвой политики тренера. Отвратительно безвкусные костюмы в оригинальном танце, полное несоответствие костюмов, музыки и танца в произвольном оставили эту очаровательную семейную пару на восьмом месте, хотя уж в первую-то пятерку они должны были войти во всех случаях.
Замыкали группу болгары Албена Денкова Максим Ставийский, выйти которым в чемпионы не дает, видимо, их малодержавный флаг. Чистота и скорость их катания подняла публику на ноги, а в среде журналистов, специализирующихся на фигурном катании, спор шел только об одном: кто был достоин европейского золота более они или литовская пара Маргарита Дробязко Повилас Ванагас.
Надежда Апеннинского полуострова вообще и президента ИСУ Оттавио Чинкуанты на первую золотую медаль в истории итальянского фигурного катания, Барбара Фузар-Поли и Маурицио Маргальо, стартовали первыми в последней группе. В отличие от тягомотины, прокрученной на льду в Гельзенкирхене, на сей раз итальянцы показали настоящий, быстрый танец. Было только не совсем понятно, как может позволить себе Маурицио откатать практически всю программу на двух ногах в нарушение всех правил ИСУ. Четко исполняя заданную роль, Маури играл на льду роль мачо, но при этом катании она ему не очень удавалась. Мне, например, при виде грозного героя-любовника в его исполнении вспомнился анекдот сорокалетней давности, когда я еще служил в рядах Советской армии. Одна домашняя хозяйка задает вопрос армянскому радио: В одной из прошлых передач Вы рассказывали об очень вкусном торте Маршал Малиновский. Скажите, пожалуйста, как его приготовить?. Армянское радио отвечает: Это такой же торт, как Наполеон, только без яиц.
Естественно, что далеко не мне одному уже довольно давно бросилось в глаза, что Маурицио вообще не владеет тем, что называется реберным скольжением. Но вчера вечером, попросив ни в коему случае на него не ссылаться, один специалист в области точки коньков шепнул мне в вовремя развешенное ушко, что не то у одного Маури, не то у обоих танцоров ребра коньков, в которых они катают оригинальный и произвольные танцы, сточены на нет. При таком хоккейном коньке спортсмен может быстро развить неплохую скорость, но, естественно, теряет возможность исполнения каких бы то ни было танцевальных элементов со сменой несуществующих ребер.
''Произвольный танец Ирины Лобачевой и Ильи Авербуха можно назвать Жертва вечерняя. У меня мало претензий к технике и выразительности катания оба танцора проделали великолепную работу, но посвятить программу событиям 11 сентября 2001 года мог только тренер, обладающий развитой близорукостью и полным отсутствием вкуса. Никто, кроме близких родственников, не носит траур долгие месяцы подряд, и напоминание американцам о их собственной трагедии через пять месяцев после событий, да еще там, куда они съехались, дабы иметь возможность за большие деньги получать удовольствие от любимых видов спорта, может лишить Лобачеву и Авербуха последних надежд на олимпийские медали.
Как всегда великолепно откатались Маргарита Дробязко и Повилас Ванагас, и, как это было ясно после чемпионата мира 2000 года в Ницце, их не поставили выше четвертого места. Правда, в защиту судей стоит сказать, что в последние годы из танцы выглядят так старомодно, как будто их вынули из бабушкиного сундука, освежили и натянули на внуков.
Красивый танец показали израильтяне Галит Хаит Сергей Сахновский, перешедшие от Татьяны Тарасовой к Наталье Дубовой. Опытнейшая наставница не стала отказываться от удачных находок своей предшественницы, добавив к ним свои. В результате Галит и Сергею досталось очень достойное пятое место.
''Замыкали шеренгу претендентов Марина Анисина и Гвендаль Пейзера. Великолепная техника исполнения, хорошая скорость и зажигательная музыка вывели их на высшую ступень европейского пьедестала почета. Итальянцам более или менее добровольно-принудительно подарили серебряные медали, Лобачева с Авербухом завоевали бронзовые.
Посоветовавшись между собой, группа журналистов сообщила свой рейтинг: лучшими фигуристами Европы 2002 года были названы болгары Албена Денкова и Максим Ставийский, вторыми (или столь же первыми) литовцы Маргарита Дробязко и Повилас Ванагас, третьими Татьяна Навка и Роман Костомаров.
Лично мне было очень жаль, что из-за нелепой судейской ошибки до финала не дошла танцевальная пара из Грузии, Татьяна Синявер и Торнике Туквадзе. Ребята катаются вместе совсем недавно. В первый раз я увидел их полтора года назад на одном из этапов юниорской серии Гран При в Киеве, и уже тогда Танечка поразила меня своей красотой. Торнике тоже, хотя в мужской красоте я разбираюсь гораздо хуже. После этого я наблюдал за этой парой и на чемпионате мира среди юниоров в Софии, и еще на одном этапе кубка Гран При, и видел собственными глазами, как у ребят начинает проявляться незаурядный талант. Более того, на редкость стеснительный за счет традиционного грузинского воспитания Торнике,в первый год катания напоминавший стальной кинжал, начал потихоньку избавляться от твердых ножен и показывать на льду крепкую гибкость дамасской стали. Думаю, что если огорченная неудачным выступлением Танечки и Торнике в Лозанне федерация фигурного катания Грузии решит расформировать эту пару, представление мира любителей о истинно кавказском танце останется на уровне конца семидесятых годов, когда что-то похожее на лезгинку исполняли лица явно не кавказской национальности Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов.