Вячеслав ФЕТИСОВ: "Миллиарды рублей пойдут на спорт, а не прилипнут к рукам чиновников"
''Зажигательная беседа российского премьера Михаила Фрадкова и председателя Росспорта Вячеслава Фетисова на недавнем заседании правительства, которую по десять раз прокрутили федеральные телеканалы, затмила своей эксцентричностью основной итог этого заседания. А на нем Фрадков одобрил концепцию программы развития спорта на 2006--2015 годы, за которой стоит финансирование в 117 миллиардов рублей. О том, куда собираются потратить эти деньги, "Известия" писали в номере от 6 июня. Правда, пока одобрена только концепция, сама программа находится на согласовании в Минфине. Глава Росспорта Вячеслав Фетисов рассказал корреспонденту "Известий" Чермену Дзгоеву, что случится, когда пробьет час этого документа.
- Если программа будет принята без изменений, расходы государства на массовый спорт составят примерно 400 миллионов долларов в год. Это много или мало?
- Смотря с чем сравнивать. Когда я пришел руководить тогда еще Госкомспортом, его бюджет составлял 30 миллионов рублей в год.
- Но вы как-то заявили, что на спорт нужно выделять 10 процентов федерального бюджета...
- Я такого не говорил. Просто на каком-то сайте в интернете опубликовали наш документ, в котором мы закладывали финансирование спорта, и вместо 0,1 процента написали 10. Но я же нормальный человек, как я могу попросить 10 процентов от федерального бюджета?
- Почти половину предусмотренных программой денег должны будут выделить регионы. Откуда у вас уверенность, что все субъекты федерации потянут такие расходы?
- У меня уже сейчас на столе лежат гарантийные письма от 50 губернаторов, где сказано, что они готовы эти расходы брать на себя. И этих писем будет еще больше. Но я не думаю, что с регионов нужно брать одинаковый процент. Есть богатые субъекты, есть проблемные. А потом нужно понимать, что это не просто затраты. На моей памяти не было ни одного заседания правительства, где не поднимался бы вопрос наркомании, детской преступности... Если с помощью профилактических мер -- а именно такой мерой является спорт -- мы сможем снизить эти показатели, государство сэкономит, а не потратит средства.
- Озвученные вами суммы вызывают много вопросов...
- Те цифры, которые заложены в концепцию программы, взяты не с потолка. Мы выработали их совместно с Минэкономразвития. Если и будет какая-то корректировка со стороны Минфина, то незначительная. И произойдет это в ближайшее время. Начать реализацию программы мы планируем уже с 2006 года. Хотя придраться можно к чему угодно, это я знаю по многострадальному закону о спорте, который мы разработали, но никак не можем принять.
- А кто препятствует?
- Минздрав, например. Это наш главный оппонент. Пока мы находились в их подчинении, приходилось согласовывать все детали. Потеряли год из-за этого. Сейчас мы -- самостоятельная структура, но все равно все ведомства закон должны одобрить. В том числе и Минздрав. И вот он присылает замечания, которые к функциям этого министерства не имеют никакого отношения. Чуть ли не просят нас изменить правила игры в хоккей. Мы спорим, а закон лежит. В итоге закона до сих пор нет, а значит, нет правил взаимоотношения государства со спортивными федерациями. В этих взаимоотношениях сейчас такой бардак, какого нет ни в одной другой стране.
- Давайте вернемся к программе. Если в двух словах -- на что вы собираетесь потратить деньги?
- На строительство спортивных объектов, которые позволят обычному человеку -- ребенку, взрослому, бедному или богатому -- заниматься спортом в своем районе. Это будут стадионы, площадки, бассейны, оздоровительные центры и так далее. Их будет много, и они будут доступны.
- Это будет однотипное строительство по всей стране?
- Конечно, массовое, однотипное. Когда мне приносят проект большой арены и предлагают профинансировать строительство за счет государства, я спрашиваю: а зачем это нужно, если на те же деньги можно построить десяток небольших стадионов, оборудованных всем необходимым, чтобы люди могли приходить и заниматься спортом? Именно такие объекты мы и будем вводить в эксплуатацию.
- Когда вы закладывали цифру 117 миллиардов рублей, вы учитывали, сколько денег прилипнет к рукам чиновников? Все-таки инстанций в России много, и контролировать всех вам будет сложно.
- Мне странно, что такой вопрос возникает в связи со спортом. Это что, единственная целевая программа? У нас есть программа по лекарствам, по компьютерным технологиям и так далее. Почему-то ни у кого не возникает вопросов о сохранности выделяемых денег. Не исключаю, что отдельные негативные моменты могут возникнуть. Но в целом я убежден, что выделяемые средства пойдут на те цели, на которые они предназначены.
- Финансирование программы предполагает расходы на пропаганду спорта. Вы бы не могли расшифровать, что подразумевается под этим?
- Этот пункт у многих вызывает вопросы. Я думаю, что вы видели, как различные ведомства продвигают свою социальную рекламу. То же самое будем делать и мы: ролики, "наружка", буклеты -- все что угодно, вплоть до фильмов...
- Недавно было опубликовано открытое письмо на имя премьер-министра Фрадкова, в котором вас обвиняют в том, что вы препятствуете работе комбината "Хоккей" и мешаете производству отечественной спортивной экипировки.
- Отечественный производитель -- это прекрасно. Но дело в том, что указанное вами предприятие размещается на территории ФГУП "ВИСТИ" -- структуры Росспорта, и уже много лет не платит арендную плату. Я должен был вмешаться. Иначе получалось: либо я ничего не соображаю, либо я с ними в доле. Это и не понравилось предпринимателям, которые хотят по-прежнему бесплатно арендовать почти 20 тысяч квадратных метров государственной площади.
- Но под письмом против вас стоят подписи очень известных людей...
- А я вам скажу, как эти подписи там появились. Кто-то подписывал не читая, кто-то -- белый лист бумаги. Звоню недавно, например, президенту Олимпийского комитета Тягачеву и спрашиваю: "Леонид Васильевич, мы с тобой когда-нибудь о "ВИСТИ" говорили? Почему ты пишешь Фрадкову по этому поводу?" Он мне отвечает: "Слава, даю тебе честное слово, мне предложили подписать письмо в поддержку отечественного товаропроизводителя. Я понятия не имел, что там написано". Я ему на это сказал: "Ты ведь знаковая фигура, как ты можешь подписывать письмо премьеру, не читая?".
- А он что?
- Пообещал, что напишет Фрадкову письмо, в котором объяснит, как появилась его подпись.