0

Незаменимый

''Отставка главного тренера мужской гандбольной сборной страны Владимира Максимова, проработавшего с командой 12 лет, застигла руководство Союза гандболистов России врасплох. По крайней мере, президент СГР Александр Кожухов даже сейчас, спустя несколько дней, не может прийти в себя от удивления. Говорить об уходе Максимова как о свершившемся факте он пока отказывается. Говорит, еще есть надежда, что тренер изменит свое решение.

- Я думаю, что свое заявление об отставке Максимов записал в запальчивости, - признался Кожухов в разговоре с корреспондентом "Известий". - По крайней мере, со мной он ничего не обсуждал. Сказал только: пускай молодые работают! Такое бывает - поддашься эмоциям, а потом жалеешь. Надеюсь, в начале октября мы еще вернемся к этому вопросу.

Впрочем, разговор о возможном уходе тренера из сборной все-таки был. По словам президента Союза гандболистов, существовала договоренность, что в 60 лет Максимов оставит свой пост. Круглую дату наставник отметит только на будущий год. Теперь Кожухов считает себя обманутым.

- Со стороны Владимира Салмановича это даже как-то неэтично, - недоумевает он. - В январе в Тунисе должен пройти очередной чемпионат мира. Если Максимов действительно уйдет, подготовка команды окажется под угрозой. Найти нового наставника мало, ему же еще нужно время, чтобы войти в курс дела. Обиды? Никаких обид не было, Максимов имел все необходимые полномочия. Да и финансовых претензий быть не должно. Все сборы и заграничные выезды, какие он хотел, мы сборной оплатили.

В то же время Кожухов признает, что финансирование сборной оставляет желать лучшего. Федеральное агентство по физкультуре и спорту денег выделяет не слишком много, внебюджетных средств тоже не хватает. Привлечь спонсоров не помог даже титул олимпийских чемпионов Сиднея, которым из представителей игровых видов спорта могли похвастаться лишь гандболисты.

На случай, если вернуть главного тренера все-таки не удастся, руководители СГР собираются провести совещание с участием наставников всех клубов российской суперлиги. Известна уже и дата - 17 сентября. В этот день в первом туре национального чемпионата, проходящего в Астрахани и Снежинске, будет выходной. Его-то и посвятят поискам нового наставника.

Правда, список претендентов невелик. Кожухов прямо признается, что видит только одного кандидата - Анатолия Драчева.

- Дело в том, что Драчев работает помощником Максимова в клубе "Чеховские медведи" и сборной, - объясняет он свой выбор. - Таким образом, будет обеспечена преемственность власти. Я с ним уже разговаривал, и он дал свое предварительное согласие.

Положение сборной осложняет и уход двух основных игроков - Андрея Лаврова и Александра Тучкина. Оба сразу после Олимпиады в Афинах заявили об окончании спортивной карьеры. Особенно тяжелой будет потеря Лаврова. Именно благодаря усилиям 42-летнего голкипера россияне в Греции завоевали бронзовые медали.

- Потеря лидеров приведет к существенному обновлению команды, - констатирует президент Союза гандболистов. - В таких случаях всегда есть угроза утратить свои позиции. За примерами далеко ходить не надо: олимпийские чемпионы-96 из Хорватии, набрав новичков, не смогли пробиться на следующие Игры в Сиднее. А грозная сборная Швеции по той же причине была вынуждена пропустить афинскую Олимпиаду.

* * *

ВЛАДИМИР МАКСИМОВ: "Мы не получили от Олимпийского комитета даже ломаного гвоздя"

Решение наставника мужской гандбольной сборной России Владимира Максимова покинуть свой пост стало громом среди ясного неба. Специалист, возглавлявший еще объединенную команду СНГ на Играх-92 в Барселоне, спустя считанные дни после возвращения из Афин подал заявление об отставке. О причинах такого поступка знаменитый тренер поведал корреспонденту "Известий" ВЛАДИМИРУ РАУШУ.

- Можете считать это жестом отчаяния. Мы готовимся и выступаем в допотопных условиях, как при царе Горохе. За двадцать с лишним лет в российском спорте ничего не улучшилось; наоборот, положение становится все хуже и хуже. Нашими успехами не следует обольщаться - они достигнуты исключительно за счет фанатизма спортсменов и тренеров. Работать в таких условиях я больше не смог.

- Что конкретно вас не устраивает?

- Очень многое. К примеру, у нас нет научной группы, которая в советские времена была прикреплена ко всем национальным командам. В результате физическое состояние игроков я вынужден оценивать на глазок. Нет у нас и видеооператора, который бы фиксировал на пленку тренировки и матчи. Каждый год мы пишем в Олимпийский комитет заявки то на компьютер, необходимый для обработки данных, то на монитор. Однако за все это время не получили даже ломаного гвоздя.

- А денег на подготовку хватает?

- С деньгами - особая история. Мы вызываем в команду спортсменов, имеющих за рубежом весьма приличные контракты. При этом суточные за сборы, проведенные в России, они не получают. Выходит, эти обеспеченные люди работают только за кусок хлеба - и все ради того, чтобы защитить честь страны! Кроме того, Агентство по физкультуре и спорту оплачивает ребятам только перелет, а до места сборов они должны добираться за счет Союза гандболистов. На практике получается, что эту дорогу спортсмены оплачивают из собственного кармана, а потом несколько месяцев ждут, пока бухгалтерия с ними рассчитается.

- Вы видите какой-то выход из положения?

- Считаю, необходимо ввести контракты, которые бы члены сборной подписывали с руководством Олимпийского комитета или Агентства по физкультуре и спорту. В них должны быть оговорены обязательства сторон - и непременно взаимные. Пока же перед Олимпиадой чиновники нам говорят: "Ребята, нужно собраться, выиграть!" А после ее окончания тут же забывают обо всех своих обещаниях.

- Президент Союза гандболистов России Александр Кожухов считает, что бросать сборную за 3,5 месяца до чемпионата мира в Тунисе неэтично...

- А после Туниса, выходит, этично? Я в сборной двенадцать лет. Хватит, наработался!

- По словам президента СГР, он не оставляет надежд уговорить вас остаться.

- Если я неэтичен, зачем же меня возвращать?

- Тем не менее... Есть вероятность, что вы передумаете?

- Я не хотел бы отзывать свое заявление об отставке. Но если руководство Союза гандболистов не найдет мне замену, возможно, мне придется остаться.

- Кого вы видите в качестве возможного преемника?

- Думаю, не стоит заниматься лоббированием, пусть с этим Союз гандболистов разбирается. Есть Анатолий Драчев, который долгое время помогал мне в "Чеховских медведях" и в сборной. Есть два десятка тренеров, которые работают в клубах российской суперлиги...

- Занимая пост тренера сборной, вы являетесь еще и генеральным директором СГР. Этот пост тоже собираетесь покинуть?

- До зимы я сохраню его за собой, потом пройдут перевыборы. Чем занимаюсь на этой должности? Слежу за тренировочной работой в клубах, курирую подготовку резерва, ищу деньги. Кстати, с моей помощью в ближайшее время у мужской гандбольной суперлиги должен появиться генеральный спонсор.

- Перед отъездом в Афины сборная настраивалась только на победу. Бронзовые медали стали большим разочарованием?

- Думаю, мы были обязаны бороться за золото. Однако перед полуфинальным матчем с немцами сделали ошибку - дали ребятам слишком много отдыха. Игроки были побитые, с травмами, и я решил проводить по одной тренировке в день. Сборная расслабилась, да так и не смогла собраться. На следующее утро мы изменили режим: ребята пробежали 4-километровый кросс, совершили по 70-100 бросков, сделали десяток 30-метровых ускорений. И в матче за третье место обыграли венгров, которых не спасла даже помощь судей.

Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Главные новости
Последние новости