Турецкий фарш
''Россия - самая великая держава в женском мировом волейболе. Ее наставник Николай Карполь, жесткий, порой жестокий человек, дышащий волейболом, как мы с вами воздухом, - самый великий тренер. Впервые в истории великая команда под руководством великого тренера не вошла в число четырех сильнейших команд на чемпионате Европы. Это случайно. И это закономерно.
Россия приехала в Турцию, где проходит европейское первенство, в ранге действующего чемпиона континента. Что русские девушки играют в волейбол лучше всех в Европе, не сомневался никто. И только Николай Карполь, десятилетиями выращивающий в своей свердловско-екатеринбургской "Уралочке" одно за другим поколения волейбольных вундеркиндок, знал, как трудно сейчас команде. Расцвет нынешнего состава сборной пришелся на Олимпиаду-2000 в Сиднее. Смена поколений не свершилась и не завершилась. Бесконечно побеждать на "морально-волевых качествах" невозможно.
Тем не менее поначалу ничто не предвещало провала. Групповой турнир начали с двух побед. Дальше - матч с бурно прогрессирующими, но вполне проходимыми турчанками. Но тут происходит детективная история. Сразу семь волейболисток сборной России получают пищевые отравления накануне поединка с Турцией в отеле "Дедеман". Команда все-таки проводит предматчевую тренировку, но проигрывает в трех партиях, причем в каждой из них поначалу ведет, а потом проваливает концовки. Налицо моральное изнеможение командного организма - возможно, как следствие изнеможения физического. Разговоры об этом странном поражении от Турции будут вестись еще долго: что это было - "турецкий марш" (вдохновенная игра амбициозных хозяек чемпионата) или "турецкий фарш" (пищевое отравление, погубившее наши шансы).
Матч с действительно сильной Германией, которая теперь, пожалуй, должна выигрывать весь чемпионат, решал нашу судьбу. России надо было выигрывать, желательно всухую. Всухую выиграла Германия, лишив нас даже теоретических шансов на выход в полуфинал.
"Корову" мы пока не проиграли. Олимпийские путевки на чемпионатах Европы волейболистки не разыгрывают. Способов попасть на Олимпиаду-2004 в Афины - а непопадание туда действительно станет трагедией для нашего женского волейбола и личной трагедией Карполя - теперь два. Либо мы становимся призерами ноябрьского Кубка мира в Японии, получив туда специальное приглашение от Международной федерации волейбола. Либо в начале следующего года выигрываем олимпийский отборочный турнир в Азербайджане.
Основные проблемы команды тоже более или менее понятны. Как только у игроков основного состава кончаются силы, они сбиваются на примитивную силовую игру, разгадывать которую наши соперницы уже научились. И одновременно у нас пропадает устойчивый прием подачи. При нынешних правилах, когда за каждый розыгрыш мяча победителю дается очко, это смерти подобно.
Россия не разучилась играть в волейбол. Карполь, который жаловался на больное сердце и хотел уйти в отставку еще после Олимпиады-2000 в Сиднее, постарается уйти по-королевски - поборовшись за олимпийское золото Афин. В Турции мы получили горький, но очень полезный опыт. Только надежность защиты и разнообразие в атаке могут принести успех в сражении не только с бурно прогрессирующими европейскими командами, но и с традиционно мощными сборными Кубы, Китая, США.
Николай Карполь очень не любит проигрывать. В России его клуб не проигрывал никому и никогда. Сборная под его руководством порой терпела неудачи, но всегда под яростные крики своего наставника после поражений с утроенной энергией рвалась к новым победам. Остается верить, что самое чувствительное поражение в истории российского волейбола, - всего лишь неблагозвучная прелюдия к новой большой победе.