За овертайм до смерти
В воскресенье, когда восемь сильнейших клубов суперлиги вступили в спор за главный трофей русского хоккея, в подмосковном Подольске состоялся самый драматичный матч XXI века. Живая легенда отечественной истории, 32-кратный чемпион страны бился с дебютантом лиги. На двоих была всего одна путевка, кто-то должен был умереть. За 79 секунд до спасительной финальной сирены подольский "Витязь" пропустил решающую шайбу и позволил ЦСКА сохранить место в классе сильнейших. Дальнейшее существование подмосковной команды оказалось под большим вопросом.
Едва только выяснилось, что в последнем туре команд третьей шестерки в очном споре двух соискателей будет решаться главный вопрос турнира, в барах, на интернетовских сайтах и просто на автобусных остановках разгорелись жаркие диспуты между хоккейными болельщиками. Проблема перед спорщиками стояла почти философская: кто -- ЦСКА или "Витязь" -- более достоин права на существование. Сторонники армейцев напирали на многолетнюю историю клуба, говорили, что без своей "иконы" российский хоккей обречен на вымирание, грозили противникам концом света. Сочувствующие подольчанам призывали "отречься от старого мира" и в лице ЦСКА "отряхнуть его прах с наших ног". В общем, аргументы обеих сторон на поверку выглядели весомыми, и решить дилемму могла только игра.
Чтобы лично присутствовать при решении спорного вопроса в воскресенье, надо было заплатить от 200 до 500 рублей -- билеты в кассе кончились задолго до матча, а подольские спекулянты ни в какую не желали умерить свои аппетиты, видимо, уже предполагая, что вышли на работу в последний раз. Впрочем, чувство патриотизма торговцам не изменило. Приехавшим из Москвы фанатам ЦСКА, которых легко было узнать по красно-синим шарфам, спекулянты либо вообще отказывались продавать билеты, либо требовали нереальные суммы. В итоге под сводами ледового дворца спорта "Витязь" численное преимущество осталось за местными болельщиками. Знали бы они заранее, какое нервное потрясение им придется перенести, наверняка не только вернули бы билеты, но и попросили бы хозяев дворца доплатить за присутствие на этом кошмаре.
Хотя до третьего периода все шло по сценарию, написанному руководством "Витязя" по понятиям. Первая пропущенная шайба не сбила хозяев льда с победного настроя, благо главный судья встречи нижегородец Козин свистел в нужном направлении. Травмы, то и дело получаемые армейцами, он упрямо игнорировал, а силовые приемы против "витязей" карал по самой строгой букве закона. Дело ладилось. О криках типа "Судью на мыло!" благодарные болельщики даже не помышляли. А потом начался третий период.
Есть в современном спорте два основных типа команд -- те, которые держатся на беспрекословном подчинении тренеру, и те, которые могут спокойно без этого самого тренера обойтись. За весь дебютный сезон в суперлиге "Витязь" так и не смог определиться со своей внутренней иерархией. Сначала командой руководил Александр Зачесов: хороший мужик, служивший для своих подопечных чем-то вроде завкамбузом в армии -- реальной власти не имеет, но и отношения с ним лучше не портить, чтобы кусок мяса всегда пожирнее доставался. Матерым хоккейным воякам вроде Валерия Белова и Алексея Ивашкина лучшего тренера было и не сыскать.
Но что-то не сложилось. Команда потерпела одиннадцать поражений подряд, и на место Зачесова пришел Александр Баринев, который в отличие от предшественника с ролью командира кастрюль и чайников не смирился и принялся тренировать. Одновременно в составе "Витязя" появлялись все новые и новые игроки, которых даже мысль о возможном начальнике бросала в дрожь -- они сами лучше тренера знают, когда, сколько и зачем. Сначала в команде начались трения, затем для повышения авторитета Баринева за систематическое нарушение режима был отчислен вратарь Ивашкин, а потом случился третий период матча с ЦСКА.
Первая пятерка "Витязя" во главе с Беловым "горела" на протяжении всего матча. Однако Баринев остался верен однажды выбранной тактике, снова и снова посылая капитана вместе с партнерами в бой. Бой был проигран. За пятьдесят секунд до конца третьего периода Виталий Прохоров отдает "верный" пас защитнику под синюю линию, и ЦСКА сравнивает счет, а под занавес овертайма вконец измотанная пятерка "Витязя" отправляется на смену в самый неподходящий для этого момент и получает выход Дмитрия Старостенко один на один с Алексеем Егоровым. Лучший снайпер армейцев делает ловкий финт клюшкой, и это движение означает, что славной традициями команде ЦСКА жить. Умирать пришлось "Витязю".
Сразу после матча игроки проигравшей команды разъехались по домам заливать неизбывное горе. Некоторые продолжили на следующий день. Собраться снова вместе предполагалось сегодня, когда на общем собрании руководство подведет печальные итоги. Практически нет сомнений, что будут отправлены в отставку Баринев и его помощники, покинет команду большинство игроков, аренда и контракты которых заканчиваются в последний день весны. Вполне возможно, закончит свое существование сама идея хоккейной команды в Подольске. Ходят слухи, что с будущего сезона главный куратор "Витязя" Борис Иванюженков сосредоточится на создании в Подмосковье еще одной баскетбольной команды.
Слава богу, что хоть икону отечественного хоккея сохранили.