В «Феррари» раскол: инженеры против шефа, Леклера и друг друга
В «Феррари» опять неспокойно.
После сильного завершения предыдущего сезона внезапное решение радикально переработать болид вызвало невиданные ранее проблемы.
На протяжении всего 2025-го оба гонщика Скудерии жалуются на нестабильность техники: машина может хорошо смотреться и на длинных, и на коротких отрезках в тренировках, но теряет темп в решающие минуты квалификаций и в гонках. Хуже того, из-за попыток решить проблему со скоростью при разном уровне дорожного просвета однажды команда добилась чрезмерного износа планки под днищем и заработала дисквалификацию.

«Мы недостаточно сильны, у «Феррари» большие проблемы с болидом, – отметил Шарль Леклер после Гран-при Сингапура. – Хочется оставаться оптимистом, но нет ощущения, что в нашей машине есть что-то, благодаря чему получится сделать шаг вперед. Увы, это реальность. И я не вижу, как можно это исправить – новинок больше не будет».
Но это не главная проблема в Маранелло.
Corriere dello Sport утверждает, что в «Феррари» кризис управления из-за разногласий трех сторон: руководителя Фредерика Вассера, инженерной группы и гонщика Шарля Леклера.
Шеф Вассер сорвался на старшего инженера

Решение радикально перекроить болид, считается, было продиктовано желанием помочь с адаптацией семикратному чемпиону мира Льюису Хэмилтону. Ничего не получилось, а просчеты при переделке SF-25 привели к возникновению внутреннего хаоса в виде взаимных претензий и конфликтов. Прежде многие проблемы решались внутри коллектива, но сейчас они вырываются наружу.
После неудачной квалификации в Сингапуре руководитель команды Фред Вассер сорвался на главного гоночного инженера Маттео Тоньиналли. Деталей разговора итальянская пресса не приводит, но уверяет, что француз был очень недоволен и говорил на повышенных тонах. Скорее всего, речь о постоянных компромиссах в настройках, на которые Скудерии приходится идти, чтобы балансировать скорость и возможность добраться до финиша без поломок и дисквалификаций. Руководство, очевидно, не слишком довольно, что даже после более десятка Гран-при трековая команда так и не нашла набор настроек поэффективнее.
До этого Вассер признавался, что у «Феррари» много повторяющихся проблем, к примеру, постоянная необходимость использовать стратегию lift-and-coast – при которой гонщик заранее отпускает педаль газа перед торможением, чтобы автомобиль ехал по инерции для экономии топлива и ресурса тормозов. Из-за проблем с последними в Сингапуре Хэмилтону даже пришлось срезать повороты, а Леклер весь заезд мониторил температуру и по-настоящему рисковал повторить судьбу напарника.
На протяжении практически всей гонки монегаск получал от своего гоночного инженера приказ убирать ногу с педали газа и тормозить накатом. В какой-то момент это прекратили делать, но затем повторили: Леклер психанул и выдал по радио громкий спич о том, что ему надоело по 200 метров на каждом круге повторять этот маневр. Тем более, что именно в такой момент его обогнал Андреа Кими Антонелли.
Инженеры «Феррари» недовольны Леклером – слишком сильно критикует болид

Все та же Corriere dello Sport рассказала, что некоторые инженеры «Феррари» недовольны «бескомпромиссной критикой» болида. Они считают, что таким образом он обесценивает их работу и старания. Монегаск действительно в этом году довольно критически оценивает машину, которую создали в Маранелло. Вот самые яркие высказывания.
Гран-при Австралии: «Этим болидом невозможно управлять».
Гран-при Китая: «SF-25 хорошо работает при низкой высоте дорожного просвета, но испытывает трудности с полным баком из-за проблем с устойчивостью и износом шин».
Гран-при Майами: «У нас очень специфическая слабость: на этой машине нам действительно трудно входить в повороты».
Гран-при Италии: «На пятничных тренировках SF-25 оказался неконкурентоспособным, и хотя ночная работа добавила позитива, было уже слишком поздно».
После Гран-при Канады: «Это шокирующий сезон, а нам нужны перспективы – и ответы».
Гран-при Сингапура: «В этой машине мы как будто пассажиры. Не можем извлечь из нее что-то большее».
За шесть Гран-при до конца сезона позитива у Шарля не осталось. Он настолько разочарован командным прогрессом, что впал в уныние. Его главный посыл – в прошлом у нас был неплохой болид, который позволял бороться за Кубок конструкторов, а теперь нас опережают три команды.
«В прошлом году мы боролись за Кубок конструкторов, но после больших ожиданий мы оказались в таком положении: с самого начала сезона мы не можем бороться с конкурентами и не видим никакого прогресса».
Посмотрите на «Макларен» и «Ред Булл» – наше отставание примерно такое же, как в последних гонках. Но вот «Мерседесу» удалось сделать большой шаг вперед, как несколько гонок назад это удалось «Ред Булл». Сейчас «Феррари» явно уступает в скорости трем топ-командам, и это неприятно».
При этом Вассер знает о всех проблемах и регулярно подтверждает все сказанное пилотом. Правда, его поддержка не помогает избегать напряженности в коллективе.
Позиции Вассера не кажутся непоколебимыми – называют даже имя преемника

La Gazzetta dello Sport пишет, что «Феррари» продлила контракт с Вассером только потому, что на рынке не было альтернатив. Не все в Маранелло согласны с руководством, и между различными подразделениями существуют разногласия.
Если начало следующего сезона хотя бы отдаленно будет напоминать этот год, позиции француза вскоре снова окажутся под вопросом. И тогда даже самые лучшие оправдания не будут иметь смысла.
Кризисную ситуацию также подчеркивает журналистка Sky Italia Мара Санджорджо. На этой неделе в Маранелло ожидают срочные переговоры председателя совета директоров «Феррари» Джона Элканна и генерального директора Бенедетто Виньи. По словам Санджорджо, необходима серьезная и прагматичная личная встреча, чтобы понять, как выйти из одного из самых мрачных моментов в истории Скудерии.
А Ральф Бах из F1-Insider даже считает, что президент «Феррари» Джон Элканн всерьез рассматривает замену Вассера на Кристиана Хорнера, который летом освободился от контракта с «Ред Булл» и в досудебном порядке закрыл дело о неподобающем поведении.
Напряженность в команде может привести к невероятным последствиям – Леклер задумался о смене команды?

Похоже, окружение Леклера перестало верить в прогресс «Феррари» и начало поиск вариантов в других командах – так считает Corriere dello Sport. Причем переговоры якобы уже ведутся с несколькими конюшнями, да и вообще: монегаск не хочет ставить под угрозу всю свою карьеру только из-за любви к Скудерии.
Срочных перемен ждать не стоит – перед 2026-м все занимают выжидательную позицию, ведь нас ждет сезон смены регламента и никто не знает, кто выстрелит. Есть шанс поменять команду и ошибиться.
По последним слухам, главным бенефициаром новых правил станет «Мерседес», чей двигатель показывает отличные результаты. Как следствие, стоит ждать хорошей скорости от его клиента «Макларена».
Леклера и его окружение пугает тот факт, что в Маранелло растет недовольство и хаос, который может повлиять на разработку и доработку нового болида. Ведь именно сейчас решается судьба команды на ближайшие пять лет.
Немецкое издание Blick даже нашло замену монегаску – Оскара Пиастри. По их сведениям, австралиец может решиться сменить оранжевый комбинезон на красный с сезона-2027. Усилил подозрения и менеджер Пиастри Марк Уэббер: «Оскар должен завершить свое развитие в «Макларене». Но итальянский язык ему не помешает улучшить».
А кто виноват в проблемах «Феррари»? Технический директор Лоик Серра, Вассер и даже сам Леклер

Даже в Маранелло не скрывают: нынешний болид – неудачный. При его проектировании допустили много фундаментальных конструктивных ошибок: болид получился с узким рабочим окном, где малейшие изменения в настройках или погодных условиях приводят к потере скорости.
Переход на переднюю подвеску в толкателями не оправдал ожиданий и не решил проблем с балансом, свойственных предшественнику, SF-24. Инженеры, в том числе технический директор Лоик Серра, обвиняются в том, что не учли уроки прошлых сезонов. Они не были готовы к конкуренции не только с «Маклареном», но и «Ред Булл» и «Мерседесом». Внедренные посреди года обновления – новое переработанное днище и задняя подвеска – не устранили технические дефекты.
Свою порцию критики также получают люди, работающие с командой непосредственно на трассе. Их обвиняют в плохой интерпретации полученных данных, что приводит к неверным настройкам. Кроме того, никуда не исчезла и давняя проблемы «Феррари» в виде слабого управление процессами и стратегией в гонках. Это приводит к тому, что потенциал болида не раскрывается – пилоты могут давать положительный фидбэк во время свободных практик, но после квалификации их мнение резко меняется. Хэмилтон не раз указывал, что один из источников хаоса – некоторые процедуры и рабочие протоколы.
Еще один источник проблем – сам Вассер. Именно он одобрил проект SF-25, а также расстался с хорошо себя зарекомендовавшим себя техническим директором Энрико Кардиле, который ушел в «Астон Мартин». Вассер не боится критики, но при этом канализирует недовольство на тот отдел, где кроется главная уязвимость команды и машины. Там же либо не способны прыгнуть выше головы, либо физические ограничения машины слишком велики – и давление со стороны сказывается только отрицательно и ведет к недовольству конструкторским штабом. Вина Вассера – в неспособности принести мир и склеить раскалывающие структуры в единое целое.
Приход Хэмилтона и ожидания успехов от него тоже добавили напряжения и эмоций, уничтожив все зачатки спокойного подхода к работе прежних лет.
Леклер же, по мнению инсайдеров, может быть виноват в том, что машину настраивают под его стиль, что не подходит Льюису Хэмилтону. Кроме этого при разработке SF-25 слушали именно монегаска, игнорируя Карлоса Сайнса. Сам Леклер постоянно винит машину и ее баланс, при этом практически не принимая ответственность.
Впрочем, дело именно в целой системе. И смена регламента готовит для парней из Маранелло новую проверку. Пройдут ли они ее?
Что еще почитать про «Феррари»:
Рейтинг силы команд «Ф-1» после европейского сезона: «Ред Булл» вернулся?
Главный клоун «Ф-1», самый модный, умник и лучший спортсмен – по версии самих гонщиков
Что мешает Хэмилтону бороться за победы с «Феррари»? Тормоза – как и 12 лет назад
Похоже, фото года в «Ф-1»: грустный Леклер смотрит гонку с холма
Выступления за «Феррари» – боль. И, похоже, Леклер упивается страданиями
Фото: Gettyimages/Bryn Lennon / Staff, Clive Rose / Staff, Rudy Carezzevoli / Stringer, Mark Thompson / Staff, Clive Mason / Staff
Это он виноват, а не чепушилы решившие в последний год регламента сменить полностью концепцию болида. Точно.
Мегаведро в 2026-м и революция - Хэм на пенсию, Шарль в условный АМ, Вассер на все 4 стороны и очередные минимум 5 лет мучений болел "красных".
но а так-то давно пора вскрыть этот нарыв - сколько сезонов мимо.
хоть бы Хорнер.
В любом случае, если на рынке будет Макс, то Леклеру не светит переход в доминирующую команду, это всем очевидно.