11 мин.

«Ф-1» поглощает главные мотогонки мира? Ферстаппен и Хэмилтон ищут команду, Штайнер уже в деле

В июле 2025 года владелец «Формулы-1», компания «Либерти Медиа», окончательно закрыла сделку по покупке 86% акций испанской «Дорны», которая управляет главной мотогоночной серией мира – чемпионатами мира в классе MotoGP. Весь пакет из топовых Гран-при, Moto2, Moto3 и мировых супербайков оценили в 4,2 млрд евро. Теперь американский холдинг владеет крупнейшими сериями как с четырьмя колесами, так и двумя.

Американцы начали влиять на MotoGP еще год назад – после первого заявления о достижении сделки. Они увидели потенциал и посчитали, что мотосерия способна повторить успех «Ф-1». Если не в абсолютных числах, то хотя бы по темпам роста. Но, кажется, в управлении уже пошли странности: «Либерти» оставила в управленцах «Дорну», а та сразу начала заниматься мимикрией – издание The Race уличило менеджеров в бездумном и экстремальном копировании формата Гран-при.

Например, раньше в MotoGP никогда не было церемонии исполнения национального гимна перед началом заезда, но теперь есть. То же самое, что годами происходит в «Ф-1». С мотивацией: «Так мы прививаем чувство патриотизма». Вот только в гонках на байках так не принято и лишь отвлекает гонщиков от того, ради чего они собрались – сесть на двухколесного монстра и помчаться к финишу быстрее соперника.

Скорее всего, в ближайшее время мотогонщиков шокируют еще раз: количество уделяемого спонсорам времени сильно увеличится. В «Ф-1» гоночный уик-энд не начинается свободной практикой и не заканчивается вместе с финишным флагом. Все пилоты постоянно общаются с прессой, уделяют внимание спонсорам, а также многочисленным фанатам. Несмотря на большую открытость паддока, к расширенным пиар-активностям в MotoGP точно не привыкли, но придется.

Что уже изменили в мотогонках? Официально признали чемпионами тех, кто побеждал в высшем классе 500 куб. см до 2002 года (то есть до MotoGP), создали «Зал славы» (не менее двух титулов или 24 побед), установили фокус на MotoGP как элитной серии (Moto2 и Moto3 станут по уровню как «Ф-2» и «Ф-3»), а также начали глубокий аудит, в том числе информационный. Естественно, фанаты начали переживать, что любимый вид спорта растеряет аутентичность и превратится в зрелище, направленное на максимизацию прибыли и популярности в ущерб тому, что создавалось годами.

«Дорна» не просто повторяет наработки «Ф-1», но даже внедряет некоторые новинки активнее: MotoGP стал первым чемпионатом мира, где во все уик-энды добавили спринты – причем не постепенно, а сразу, за один сезон. И общую презентацию обкатали раньше – на несколько недель опередили F1 Live церемонией запуска сезона в Бангкоке и расширили традицию на последующие сезоны (в январе 2026-го год запустят в Куала-Лумпуре).

Но поймет ли когда-нибудь «Либерти Медиа», что MotoGP отличается от «Ф-1»? В мотогонках свои история, правила и традиции. 

Кстати, влияние главной автогоночной серии мира проявляется и в другом: представители «Ф-1» все активнее интересуются мотогонками и пытаются влиться в них в качестве владельцев команд.

Экс-руководитель «Хааса» Штайнер стал совладельцем «Тек 3»

Бывший шеф «Хааса» Гюнтер Штайнер после увольнения не пропал из мира спорта.

Эксцентричный мужчина комментирует гонки на немецком RTL и приезжает на отдельные Гран-при «Формулы-1». Итальянец также стал амбассадором гонки в Майами, а параллельно выпустил книгу: «Без фильтров: Мое невероятное десятилетие в «Формуле-1» (Unfiltered: My Incredible Decade in Formula 1).

А теперь Гюнтер официально вернулся в большой спорт – в MotoGP: вместе с группой инвесторов приобрел команду «Тек 3» (7-е место в этом сезоне).

Во время одного из первых интервью он даже попытался успокоить болельщиков MotoGP тем, что новый владелец серии не собирается строить подобие «Формулы-1» в байках.

«Я бы не стал вдаваться в подробности, потому что у каждого вида спорта своя история и свой путь развития. Многие сейчас, возможно, думают, что, взяв на себя управление, «Либерти» скопирует «Формулу-1». Не думаю, что они так сделают, поскольку «Дорна» и семья Эспелета по-прежнему управляют этим бизнесом и знают, что важно для MotoGP.

Им не нужно копировать кого-то другого, ведь они могут написать свою собственную историю. Здесь достаточно ингредиентов, чтобы создать нечто свое, и достаточно людей. Не нужно говорить: «Давайте сделаем, как у нас». Всегда важно оглядываться и на другие виды спорта, не только на «Ф-1». Поучиться можно многому. «Либерти» будет помогать – это американская компания, она разбирается в спортивных развлечениях и предложит болельщикам то, что им понравится.

Я буду связующим звеном. Долгое время «Формула-1» была моим единственным занятием. Я знаю многих людей из этой сферы, поэтому всегда полезно быть в курсе обеих точек зрения о том, что можно сделать для развития этого вида спорта».

Как утверждает Autosport, Штайнер вел переговоры с начала года, а все условия сделки оговорили еще до летнего перерыва. Единственное, что оставалось – подписать договор, что и сделали перед Гран-при Каталонии. Гюнтер стал исполнительным директором команды.

«Я всегда любил MotoGP, но у меня никогда не хватало времени насладиться этим чемпионатом, ведь работы хватало. Однако на прошлогоднем этапе в Остине у меня родилась идея такого интересного проекта.

Я начал изучать варианты, общаться с людьми, и в какой-то момент мы встретились с Эрвом [Поншаралем, владельцем «Тек 3»]. Команда останется там, где она существует. Будет продолжать дело ее создателя. Зачем менять то, что работает?

Если вы спросите меня, что я хочу изменить – отвечу, что в данный момент не хочу ничего менять. Мне нужно многому учиться. И уже затем, когда мы добьемся какого-то прогресса, станет ясно, нужно ли что-то менять, и если да – что именно».

Сделку по покупке команды MotoGP оценили в сумму около 20 млн евро – и предположительная стоимость вместе с нынешним положением в турнирной таблице показывает, почему именно «Тек 3» первой перешла новым владельцам. 7-10 назад она боролась за подиумы, но в последние годы слегка в упадке и откатиаись в середину пелотона. При этом очевидно знает свое дело, и порою с байками работает даже лучше, чем заводские команды – при правильном выборе поставщика снова может вернуться в группу лидеров. Потому Штайнер и не собирается ничего менять, а финансово сделка вышла очень выгодной и перспективной – первоначальная цена явно просела, а других таких же команд на рынке и нет.

Штайнер не один оплатил сделку – другие спортсмены и гонщики «Ф-1» в деле

Откуда у Штайнера такие деньги? На самом деле вкладывается не столько он, сколько консорциум инвесторов, большинство из них – граждане США. Кто они такие?

Фонд «Апекс», управляющий капиталом широкой группы людей с деньгами. К примеру, свои средства им доверил пилот «Макларена» Ландо Норрис, гонщик «Уильямса» Карлос Сайнс, будущий пилот «Кадиллака» Валттери Боттас, боксер-тяжеловес Энтони Джошуа, экс-футболисты Рафаэль Варан, Хуан Мата, Марсело и Ян Вертонген, а также Ферди Кадыоглу («Брайтон»), Трент Александер-Арнолд («Мадрид») и действующий гонщик «Прамака» Мигел Оливейра. Последний вложился в более успешного соперника («Прамак» занимает последнее 11-е место), а его команда получает деньги от «Альпин», которая в конце января стала главным партнером.

Чем еще известен «Апекс»? Многие инвесторы предпочитают оставаться анонимными, а некоторое время назад фонд приобрел 20% акций команды «Ф-1» «Альпин».

Не менее важный для нового руководства момент: контракты между «Дорной» и командами истекают в 2027-м, после чего все сателлиты (не заводские команды) имеют право сменить производителей или пересмотреть договоры. По данным инсайдеров, Штайнер получил гарантии, что «Тек 3» в любом случае сохранит место в серии. Штаб-квартира останется во Франции, весь персонал, а также два гонщика Маверик Виньялес и Энеа Бастианини, также сохранят места.

Не только Штайнер хочет стать частью MotoGP – интерес есть у Хэмилтона и Ферстаппена

Штайнер может стать лишь первым амбассадром «Формулы-1» с MotoGP. Как минимум два действующих пилота – Льюис Хэмилтон и Макс Ферстаппен – также планируют стать частью мотосерии.

Британец давно не скрывает любовь к мотоциклам. Когда он был пилотом «Мерседеса», то вместе с гоночным инженером Питером Боннингтоном арендовал трассы, чтобы погонять на супербайках. К ним присоединялись и другие члены немецкой команды.

Ферстаппен более осторожен в желаниях и публично не подтверждает интерес.

«Макс большой любитель гонок. Со своей командой Verstappen.com он очень вовлечен в GT3. Не секрет, что он также интересуется MotoGP, но на данный момент покупка команды не является реалистичной целью, – отметил менеджер четырехкратного чемпиона мира Раймонд Вермюлен. – Все должно сложиться идеально, а шансы на то, что это произойдет в ближайшее время, минимальны».

Если взять нынешнюю стартовую решетку, то «Тек 3» по очевидным причинам уже не может рассматриваться под покупку. Кроме того, пять заводских команд – «Хонда», «Ямаха», «Дукати», «КТМ» и «Априлия» – также трудно представить выставленными на продажу. Остаются лишь четыре независимых коллектива.

«Прамак» вряд ли продадут из-за его прочной связи с «Ямахой». Один из директоров частной команды признался, что представители Хэмилтона и Ферстаппена связывались со всеми, кого потенциально могут купить. Например, с «ЛЧР» (10-е место). «И представители Хэмилтона, и представители Ферстаппена связались со всеми частными командами, чтобы выразить заинтересованность в их покупке», – признал директор одной из команд.

«Я заинтересован в потенциальном приходе в MotoGP, но еще не проанализировал это достаточно глубоко. Хотя все возможно. «Бронкос» (НФЛ) были моим первым шагом в подобном направлении», – сказал Льюис Хэмилтон в прошлом году, когда его спросили об интересе к спортивным командам, в том числе из MotoGP.

В то время потенциальной командой для покупки называли «Грезини» (2-е место). Однако владелец Надя Падовани не была готова к сделке. Тогда представитель семикратного чемпиона «Ф-1» Марк Хайнс изучил другие варианты, а в последние месяцы провел переговоры с тремя «доступными» частниками.

Как и в случае «Тек 3» и Штайнером, Хэмилтон будет вкладывать не только свои деньги. Он уже заручился поддержкой TWG Motorsports, которая владеет новой командой «Формулы-1» «Кадиллак» и командой в «Формуле Е».

А кто еще из пилотов «Ф-1» связан с MotoGP?

В паддоке «Формулы-1» как минимум четыре пилота интересуются байками и больше одного раза посещали Гран-при MotoGP. 

В 2022-м Шарль Леклер признался, что хотел бы попробовать себя в мотогонках: «Я бы с удовольствием попробовал MotoGP, но не уверен, что «Феррари» согласится. Мне нужно спросить, но я бы очень хотел. Я в целом люблю мотоциклы, но не уверен, что команда согласится, чтобы я попробовал проехать на байке».

У гонщика «Астон Мартин» Фернандо Алонсо и пилота «Макларена» Ландо Норриса любовь к серии MotoGP есть, но на уровне болельщиков. Испанца не раз видели на заездах, а британец недавно стал гостем паддока – его позвали в боксы «Ямахи» и он даже обменялся шлемами с Фабио Куартараро.

И куда же без другого испанца – Карлоса Сайнса. В детстве он занимался мотокроссом, а в прошлом году даже шутил, что может попробовать силы в MotoGP, если не найдет место в «Ф-1» после «Феррари». Сайнс посещал некоторые Гран-при, но чаще всего смотрит гонки онлайн.

Что еще почитать про MotoGP:

Фото: Gettyimages.ru/Mirco Lazzari gp, Joe Portlock, Mark Thompson; East News/AP Photo/Joan Monfort