Ферстаппен все-таки уходит в «Мерседес» – или нет? А что мешает?
В последние недели все сильнее раскручиваются слухи о вероятном уходе Макса Ферстаппена из «Ред Булл» в «Мерседес». И неожиданное увольнение шефа команды Кристиана Хорнера тенденцию не изменило – некоторые инсайдеры продолжают утверждать, что четырехкратный чемпион мира продолжает переговоры с боссами «трехлучевых».
Неужели стороны действительно близки к финализации сделки? И что может им помешать?
Руководитель «Мерседеса» и Ферстаппен внезапно оказались в одном месте – на острове Сардиния
На следующий день после того, как формульный мир узнал об уходе Хорнера, бывший пилот «Ф-1», а сейчас эксперт Sky Germany Ральф Шумахер выдал наблюдение и инсайд, которые в моменте казались невероятными.
«Это ведь не случайность, что на этой неделе у берегов Сардинии находятся две яхты. Одна принадлежит Тото Вольффу, другая – Максу Ферстаппену. Могу представить, что они вместе выпьют кофе».
Итальянская Сардиния не просто рандомное, но приятное место на карте. Именно здесь довольно часто проводят первые неформальные переговоры с глазу на глаз. В один день там оказались частные самолеты Вольффа и Ферстаппена. Совпадение?

Дошло до того, что народные умельцы даже вбросили фейк, на который повелись некоторые СМИ. На нем Тото Вольфф заходит в самолет Макса Ферстаппена.

На самом деле, фото сделали в 2022-м в Зандворте. И австриец заходил в свой самолет. Кто-то с помощью ИИ дорисовал на него ливрею джета Ферстаппена и выдал за сенсацию.

Впрочем, это не отменяет факта, что двое людей, о которых говорят в формульном мире, действительно были в одно время в одном месте. Это наталкивает на мысль, что они встретились, а разговор мог быть только один – заинтересован ли Макс Ферстаппен в будущем стать пилотом «Мерседеса». Обе стороны даже могли подписать какие-то документы. Возможно, еще не контракт, так как у Ферстаппена и Вольффа есть обязательства, но что-то вроде соглашения о намерениях, в которых бы закрепили условия возможного сотрудничества в будущем.
С другой стороны, зачем так усложнять и лететь куда-то далеко от дома? И руководитель «Мерседеса», и четырехкратный живут в Монако. Неужели они не смогли бы найти там укромное место, скрытое от прессы и фанатов, чтобы обсудить все вопросы? Яхты и самолеты отследить очень легко, что и сделали.
Руководство «Мерседеса» выделило деньги на Ферстаппена? Все слишком сложно
Все тот же Ральф Шумахер, но уже в эфире радио Smile 90.4 FM заявил, что Вольфф успел поговорить с боссами «Мерседеса» о выделении дополнительных средств на Ферстаппена.
«С «Мерседесом» были некоторые проблемы – естественно, по бюджету и тому подобным вещам, ведь Макс, безусловно, запрашивает существенную сумму. Но вчера (11 июля) совет директоров дал зеленый свет. Так что, полагаю, они могут начинать».
Неизвестно, о какой сумме идет речь, но учитывая, что контракт Макса с «Ред Булл» действует до 2028-го, она может быть огромной. Договор с австрийцами придется выкупать прямо сейчас − это около сотни миллионов долларов, ведь четырехкратный получает 65 млн долларов в год.
Как известно, формульным «Мерседесом» владеют три стороны: Daimler AG (родительская компания Mercedes-Benz), INEOS (сэр Джим Рэтклифф) и Тото Вольфф. Если двое из трех согласились бы рискнуть, то с Рэтклиффом дела обстоят намного сложнее. Британец плотно вошел в велоспорт (INEOS Grenadiers), футбол («Ницца», «МЮ» и «Лозанна»), яхтспорт и, конечно же, «Ф-1». Все это требует огромных денег, а ситуация на рынке вынудила головную компанию Рэтклиффа серьезно урезать бюджеты спортивных проектов. Так что от него явно не стоит ждать вливаний на выкуп Ферстаппена.
С другой стороны, как мы уже выяснили, в контракте №1 есть пункты, которые позволяют ему досрочно уйти из «Ред Булл». Некоторые из них довольно сложные, другие − наоборот. Кроме того, эти же источники утверждали, что все равно уход может стоить Ферстаппену около 100 млн фунтов.

Ферстаппен и «Мерседес» ничего не скрывают – это очень странно
Помните то, как Льюис Хэмилтон оказался в «Феррари»? Объявление, казалось, возникло ниоткуда: ни одного мелкого или крупного инсайда – факт стал известен, когда стороны уже ударили по рукам. Это потом, благодаря в том числе Drive To Survive, который посвятил событию целую серию, нам показали, что от первых разговоров до подписания контракта прошло практически пару месяцев и об этом знало достаточно много людей.
В случае с Ферстаппеном и «Мерседесом» весь формульный мир обсуждает, как Макс может внезапно уйти из «Ред Булл» и оказаться в другой команде. Подробностей слишком много, встреч и ходы стороны записаны − тут в компании Вольффа заметили агента Макса Раймонда Вермюлена, потом парой слов с боссом перекинулся Йос Ферстаппен, отец, а затем и сам сын оказался одновременно с Тото на Сардинии.
Порой создается впечатление, что это тщательно срежиссированное шоу. Но кто же управляет всем этим? Возможно, это способ давления на Джорджа Расселла. А может, сам Макс Ферстаппен стремится к новому контракту с «Ред Булл»? Он и так самый высокооплачиваемый гонщик в команде и имеет право на досрочный уход, если дела идут не по плану. Возможно, нидерландец теперь хочет большего, чем просто быть пилотом. Или такие амбиции у его окружения.
В следующем году будет новый регламент и Ферстаппену не выгодно сейчас что-то менять
Если Шумахер утверждает, что Ферстаппен в «Ред Булл» – почти решенное дело, то бывший руководитель «Хааса» Гюнтер Штайнер считает иначе: пилоту «Ред Булл» лучше остаться в нынешней команде, ведь в следующем году будет другой регламент и неизвестно, как изменится расстановка сил. Да, по некоторым инсайдам известно, что «Мерседес» впереди всех, но знать заранее ничего нельзя. Например, в 2008 году «БМВ-Заубер» раньше остальных команд занялся подготовкой к радикальным переменам в регламенте, быстрее всех подготовил новое шасси и считался одним из потенциальных фаворитов в 2009 году – но провалился. Истинная расстановка сил станет понятной после первых предсезонных тестов или нескольких Гран-при, а пока Штайнер советует Максу переждать.

«Я считаю, что Макс определенно останется в «Ред Булл» в 2026 году. Он посмотрит вокруг и увидит, какая ситуация сложится в следующем сезоне, какая команда сильна, а какая нет.
Безусловно, у него есть опции в контракте, которые позволят ему уйти, если в следующем году не получится. И все мы знаем, что лучшая команда всегда хочет заполучить лучшего пилота. А лучший пилот всегда хочет выступать за лучшую команду. Вот почему я считаю, что у него будет точно такой же шанс в следующем году. [Ферстаппен увидит] как команды справятся с новыми правилами. А затем примет решение по поводу сезона-2027.
Сейчас переход будет очень рискованным – не думаю, что кто-либо подпишет его всего на один год. Кроме того, для него самого было бы нездорово провести в другой команде один сезон, который сложится плохо, а затем опять переходить».
По сути, экс-босс «Хааса» предлагает практичный вариант: не делать резких движений, уважать контракт, а при провале все козыри и так будут на руках №1. Через год «Мерседес» уж точно сможет найти деньги, чтобы удовлетворить аппетиты четырехкратного чемпиона. Да и ситуация может сложиться таким образом, что за оставшееся время в разработке нового шасси и двигателя «Ред Булл» не только не отстанет от «Мерседеса», но и перегонит конкурента. А как известно, пасту в тюбик обратно не запихнуть.
«Мерседес» тянет с продлением Расселла. Ждут решения Ферстаппена?
Вряд ли кто-то сомневается в том, что протеже Вольффа Андреа Кими Антонелли останется в «Мерседесе». Что бы ни случилось, итальянец точно продлит контракт, а такая опция у него есть: 1+3. С Джорджем Расселом ситуация сложнее.
Каждую неделю сам пилот, да и Вольфф, выходят к прессе и на вопрос о контракте говорят одно и то же: мы общаемся, мы друг другу доверяем, все в порядке. Почему не продлили? Время есть, мы никуда не спешим, все прозрачно, каждый из нас хозяин своего слова. В общем, все в порядке.

При этом упорно ходили слухи о том, что «Мерседес» предлагает Расселлу контракт по схеме «1+1», что явно говорит о том, что в британца не сильно верят. Обычно так поступают, когда видят в пилоте временный вариант. Если будет показывать топ-результаты − отлично, есть опция, а если нет, то пусть ищет себе другую команду. Немцы же попытаются воспользоваться позитивным опытом общения с Ферстаппеном и его окружением.
Если вспомнить историю с проблемами INEOS, то можно вывернуть происходящее в другую сторону. Сейчас Расселл получает около 15 млн долларов, тогда как, по слухам, в апреле ему якобы предлагали контракт «2+1» с зарплатой в 30 млн долларов. И как объяснить гонщику, что ему не стоит рассчитывать на такую сумму? Только через давление интересом к другому пилоту. Тем более, что в случае, если Джордж все-таки откажется от предложения, то у него будет довольно мало вариантов с другими командами, а уж тем более конкурентоспособными. Позиции немцев могут измениться только в случае, если Ферстаппен заявит, что ничего менять не хочет.
***
Дальнейшая история может развиваться по двум сценариям: Макс Ферстаппен забросит на дальнюю полку мечту о том, чтобы провести всю карьеру в одной команде и пойдет бороться за титулы в «Мерседес», или... ничего не поменяется, а весь шум и переговоры на виду у публики окажутся большим спектаклем, в котором каждая сторона решала свои интересы.
Что еще почитать про Макса Ферстаппена:
Ферстаппен – лучший гонщик «Ф-1», но больше не лидер чемпионата
«Ред Булл» годами формировал легенду о великом Ферстаппене. И теперь она разваливает команду
Ферстаппен в «Мерседесе» – реально? Секретный пункт в контракте позволяет сбежать из «Ред Булл»
Переполох между Ферстаппеном и Пиастри: странный маневр Оскара погубил гонку обоим
А какие гонщики современной «Ф-1» по-настоящему хорошие? Кого переоценивают, а кого не замечают?

Фото: Gettyimages.ru/Rudy Carezzevoli, Clive Rose