1 мин.

Ферстаппен в «Мерседесе» – реально? Секретный пункт в контракте позволяет сбежать из «Ред Булл»

В преддверии Гран-при Великобритании сразу несколько спортивных изданий поделились инсайдами о планах четырехкратного чемпиона «Формулы-1» Макса Ферстаппена. Одни сообщили, что переговоры гонщика с «Мерседесом» ускорились, другие – что нидерландец уже дал согласие на переход в немецкую команду. Главное заключение – в следующем сезоне пилота больше не будет в «Ред Булл».

Одним из первых сенсационное предположение озвучил немецкий формульный инсайдер − журналист RTL Феликс Гернер. Он заявил, что Ферстаппен движется в противоположную от «Ред Булл» сторону и уже готов сесть в болид «серебряных стрел».

«Макс Ферстаппен одной ногой в кокпите «Мерседеса» – тренд теперь очевиден. Ведутся переговоры, и они только наберут обороты в ближайшие недели. В середине сезона Ферстаппен осознал, что его время в «Ред Булл» подходит к концу. Он потерял веру в то, что «красные быки» смогут выбраться из затяжной нисходящей спирали.

Тенденция очевидна: истощение технического состава, проблемы в отделе аэродинамики после ухода Эдриана Ньюи, общее ослабление команды инженеров и утраченная конкурентоспособность – все это подталкивает Ферстаппена к ускоренному уходу.

Более того, не только он установил личный контакт с Тото Вольффом, но и его отец [Йос Ферстаппен, экс-гонщик «Формулы-1»] хорошо ладит с боссом «Мерседеса». Технические возможности и перспективы новых титулов с «серебряными стрелами» для Ферстаппена выше, чем с «Ред Булл», – написал журналист.

В паддоке ни для кого не секрет, что разговоры между представителями Ферстаппена и немецкой командой действительно были. Однако не до конца ясно, почему они возникли именно сейчас и какие цели преследуют обе стороны. 

Разбираемся, что за этим всем стоит.

В контракте Ферстаппена есть опция о досрочном разрыве. Как она работает?

В марте 2022-го Макс продлил контракт с «Ред Булл» аж до 2028 года. Скорее всего, именно тогда в его договоре с «Ред Булл» появились дополнительные условия, которые этим летом стали достоянием общественности.

Первый пункт, по данным СМИ, звучит примерно так: пилот может досрочно разорвать контракт с командой в случае, если до летнего перерыва (наступает после Гран-при Венгрии − с 3-го по 31 августа) занимает место в личном зачете ниже четвертого. Сейчас Макс идет третьим и отстает только от гонщиков «Макларена» Оскара Пиастри и Ландо Норриса. Джордж Расселл, занимающий четвертое место, уступает нидерландцу после гонки на «Сильверстоуне» 18 зачетных баллов.

Похожую информацию выдал и авторитетный журналист Sky Sports Крэйг Слэйтер: «Есть предположения, что он [Макс Ферстаппен] может активировать пункт в своем контракте, позволяющий ему расторгнуть соглашение, если он опустится в турнирной таблице. Один или два источника сообщали, что для этого ему достаточно до летнего перерыва оказаться вне первой двойки.

Я так не считаю. Я постоянно сообщал, что ему нужно оказаться вне первой четверки. Это информация из довольно надежных источников, и я понимаю это так. Кроме того, уход может стоить ему 100 миллионов фунтов».

Бывший гонщик Роберт Дорнбос в интервью Ziggo Sport сообщил, что в договоре есть и другая опция: «Другое условие гласит, что Ферстаппен может уйти, если по итогам сезона «Ред Булл» в Кубке конструкторов не войдет в тройку лидеров. Насколько я знаю, это условие есть, на 100 000 процентов точно. Потому что если команда не может добиться большего, то и гонщик тоже не сможет».

Британский журналист Джо Сейвард интересовался в паддоке у осведомленных источников о том, есть ли в контракте четырехкратного чемпиона какой-то пункт о досрочном расторжении контракта. Он действительно существует, а его данные подтверждают слова Дорнбоса.

«Я узнавал об это у своих источников в паддоке на протяжении уже некоторого времени. И в итоге мы приходим к выводу, что если к концу июля «Ред Булл» не будет в тройке в Кубке конструкторов, Макс получит возможность расторгнуть контракт и уйти.

Если же «Ред Булл» все-таки будет находиться в топ-3 в Кубке конструкторов, контракт Макса автоматически продлится на следующий год.

Как бы то ни было, если Ферстаппен все-таки уйдет, то в «Ред Булл» разверзнется настоящий ад, хотя при таком варианте развития событий в «Ред Булл» почти наверняка откажутся от идеи и дальше продвигать пилотов из собственной молодежной программы, которые пока явно не готовы к такому уровню, и просто подпишут Джорджа Расселла».

На слова Дорнбоса отреагировал и Йос Ферстаппен, отец Макса: «Дорнбос говорит словно безголовая курица».

Слухи о подобных вариантах для Ферстаппена прямо подтвердил советник «Ред Булл» Гельмут Марко. Однако подчеркнул, что нет никаких поводов для разрыва:

«Повторюсь: у Ферстаппена контракт до 2028 года. Как и у всех топ-гонщиков, есть опции разрыва, завязанные на результате – но по ситуации на данный момент нет никаких оснований полагать, что контракт не будет отработан. В данный момент нет причин волноваться по поводу какого бы то ни было выхода».

Но Макс действительно общался с боссом «Мерседеса»

Факт общения с Тото Вольффом подтвердил менеджер Ферстаппена Раймонд Вермюлен. Он же призвал не делать из этого сенсации, так как в паддоке все общаются со всеми и в этом нет никаких подводных камней.

«В «Формуле-1» все говорят со всеми. Логично, что мы также общаемся с Тото – в той же степени логично, что и общение с A, B, C, и D. Я не нахожу шокирующим тот факт, что мы иногда пьем кофе вместе.

С другой стороны, такова «Формула-1». То шумиха вокруг Ландо Норриса и Оскара Пиастри, то вокруг Льюиса Хэмилтона и «Феррари», теперь очередь Макса и потенциальных опций [расторжения], завязанных на результатах. Как в скороварке – накопление сообщений и домыслов, которые достигают апогея во время уик-энда «Ф-1», но это не соответствует реальности.

Не знаю точно, откуда это идет, но много говорят об опциях, которые могут или не могут быть активированы летом. Остается вопрос, возможно это или нет.

Может, ничего не случится. Это вовсе не будет странным. Уже бывали ситуации, когда опции активировали, но затем все затихало. Однако у нас нет 100-процентной ясности по поводу следующего года. Ни у кого нет».

Ферстаппен действительно хочет уйти из «Ред Булл»?

Сразу после Гран-при Австрии появились первые серьезные слухи о том, что «Мерседес» и Ферстаппен имеют некие общие интересы. Причем руководитель «серебряных стрел» Тото Вольфф подтвердил, что они рассматривают возможность перехода в свою команду четырехкратного чемпиона «Ф-1».

Одним из первых о том, что такой трансфер возможен, сообщило итальянское издание Sky Sport Italia. По их словам, Макс Ферстаппен уже дал добро «Мерседесу», при этом часть совета директоров команды взяло паузу на раздумья. Что их смущает? Целесообразность брать пилота, чей контракт в любом случае будет сильно больше, чем у Джорджа Расселла. Кстати, именно его, по слухам, и должен заменить четырехкратный чемпион. Позиции Андреа Кими Антонелли в немецкой команде как будто непоколебимы. Тем более, что он протеже самого Вольффа.

В руководстве «Мерседеса» высоко оценивают свои шансы оказался в числе главных фаворитов в 2026 году и добиться успеха и с текущим составом пилотов, когда «Формула-1» перейдет на новый технический регламент, и всерьез допускают повторение истории 2014 года.

Журналист BBC Эндрю Бенсон подтвердил, что вероятность того, что в скором времени Ферстаппен начнет сезон в другой команде, более чем реальна. Кроме того эксперт порассуждал на тему того, а кто может стать его напарником. Спойлер: у Расселла на это нет шансов.

«Да, это реалистично. Уже было хорошо известно, что руководитель команды «Мерседес» Тото Вольфф, вероятнее всего, будет изучать вариант с Ферстаппеном этим летом – как он делал в прошлом году. И именно Расселл открыто высказался о ситуации перед Гран-при Австрии, сказав, что «вполне нормально вести переговоры с пилотами вроде Ферстаппена.

Расселл пока проводит исключительный сезон. Но Ферстаппена считают лучшим гонщиком в мире. Вольфф общается с ним и его менеджерами, чтобы понять, является ли сделка возможной и желаемой обеими сторонами.

Если ответ «да», Вольффу предстоит решить, кто будет напарником Ферстаппена. Вероятно, им станет Кими Антонелли, чтобы в команде был хороший баланс. Отношения между Ферстаппеном и Расселлом напряженные, и тяжело представить, что они будут работать вместе как напарники.

Да, это сурово по отношению к Расселлу – как это было сурово по отношению к Карлосу Сайнсу, когда «Феррари» предпочла подписать Льюиса Хэмилтона на сезон-2025. В то же время решение можно будет понять с точки зрения «Мерседеса».

Что касается «Ред Булл», руководитель команды Кристиан Хорнер подчеркнул, что у Ферстаппена контракт до 2028 года. Остальное, – как выразился Хорнер, – просто шум, который исходит не от него. Шум – пожалуй. Но, как оказывается, он правдивый».

Журналист The Guardian Джайлс Ричардс уточнил, что именно команда Ферстаппена обратилась к «Мерседесу», и Вольфф, что вполне объяснимо, был готов встретиться и поговорить, чтобы обсудить будущее действующего чемпиона мира.

Экс-пилот «Ф-1» и комментатор Sky Sports Мартин Брандл не стал делиться закрытой информацией, но рассказал о своих ощущениях. Британцу кажется, что дыма без огня не бывает.

«Мне кажется, Джордж Расселл начинает нервничать! Он стал немного суетиться. Как говорится, дыма без огня не бывает.

В 2026 году нас ждут огромные, самые крупные изменения технического регламента в истории «Формулы-1». Меняется конструкция и шасси, и двигателей. И можно предположить, что «Мерседес» [с учетом возможностей команды] будет где-то в районе лидеров.

Сможет ли Макс Ферстаппен расторгнуть свой контракт с «Ред Булл»? Что-то явно готовится».

Бывший журналист F1TV Уилл Бакстон, который сейчас комментирует «Индикар», но все равно следит за «Формулой-1», считает, что разговоры о переходе Ферстаппен в «Мерседес» могут быть частью какой-то большой игры.

«Переход Ферстаппена позволит «Мерседесу» ослабить конкурентов и дестабилизировать ситуацию в «Ред Булл», который и так уже потряхивает. Но, опять же, не будет ли это преследованием краткосрочных целей, в то время как «Мерседес» всегда смотрит на перспективу?

Также вполне возможно, что в итоге «Мерседес» вообще не будет ничего менять, и вся эта история – лишь способ оказать политическое влияние на переговоры по контрактам».

Руководитель «Ред Булл» Кристиан Хорнер сперва попытался закрыть тему контракта Макса Ферстаппена, заявив, что тот точно останется в команде и на следующий сезон. Британец также подтвердил, что в контракте пилота есть некоторые пункты, которые могут повлиять на его дальнейшую карьеру в австрийском коллективе. Однако спустя несколько дней Хорнер толкнул речь, которую коротко можно назвать «возможно все».

«Макс играет ключевую роль в команде, и так уже почти на протяжении десяти лет. И есть намерения, чтобы все продолжалось. Но однажды, после того или иного события, настанет день, когда Макса больше не будет [в «Ред Булл»].

Надо держать это в уме, команда всегда должна смотреть и вкладываться в будущее. Надеюсь, этот день не настанет в течение ближайших нескольких лет, но кто знает. Нужно всегда вкладываться в молодые таланты, предоставлять возможности, как сегодня мы сделали с Арвидом Линдбладом, следить за новым поколением. Ясно одно – в этом бизнесе ничто не стоит на месте».

Кого Ферстаппен может заменить в «Мерседесе»? Контракт Расселла не продлен, могут быть варианты

В «Мерседесе» сложилась уникальная ситуация: сразу у двух пилотов команды нет контрактов на следующий сезон. Джордж Расселл некоторое время ведет переговоры, но пока ничего не подписано, тогда как у новичка Андреа Кими Антонелли договор на сезон, но с опцией продления еще на три.

Маловероятно, что Тото Вольфф внезапно решит отказаться от итальянца, которого сам привел в команду. В таком случае, под ударом оказывается Джордж Расселл, но британец перед стартом Гран-при Великобритании во время разговора с журналистами высказался предельно четко.

«Ну, в каждой команде есть место для двух пилотов, и это нормально, что каждая команда думает о своем будущем, рассматривает разные варианты. Ничего личного в этом нет. И я с самого начала говорил, что готов выступать с любым напарником.

Да, ходят разные слухи, и они неизменно в итоге указывают на меня. Но с моей стороны все иначе. Я хочу продолжать выступать за «Мерседес», а еще факт в том, что Тото [Вольфф] меня еще никогда не подводил.

Он всегда держал свое слово, а еще он должен действовать в интересах команды. Не только меня, но и тысяч людей, работающих в «Мерседесе». Лично я считаю, что мне не о чем беспокоиться и что я никуда не уйду. И кем бы ни был мой напарник – меня это волновать не будет. Потому что я сосредоточен на своих выступлениях.

При этом очень многие вещи мы обсуждаем внутри команды и не выносим на публику, и я знаю, кто кому предан. И это не нужно выносить на публику. По ходу прошлой недели мы еще немного пообщались на эту тему, поскольку в прессе ходит множество слухов. Но для меня все это ничего не меняет, потому что, как я уже говорил, сейчас я выступаю лучше, чем когда-либо, и тут все просто – за тебя должна говорить твоя скорость. Веду ли я переговоры с другими командами? Нет».

17 июня 2025 года, в интервью RacingNews365, Вольфф намекнул, что Расселл продолжит выступать за «Мерседес» и в следующем году, даже несмотря на задержку с продлением. Уже 1 июля 2025 года в разговоре со Sky Sports руководитель немецкой команды выразил уверенность, что Джордж − более вероятный кандидат на место в 2026 году, чем Ферстаппен, хотя и подтвердил, что ведет «закрытые разговоры» с четырёхкратным чемпионом мира.

При этом в конце мая 2025-го австриец намекал, что новый контракт с Расселлом подпишут до августа. С тех пор серьезных подвижек не было.

Как утверждает издание Newsweek, «Мерседес» предложил британцу продление контракта по схеме «1+1», но он отказался, желая большей уверенности. На него явно повлияли слухи, что таким образом в команде хотят им воспользоваться, чтобы уже в 2027-м усадить на его место Ферстаппена.

А что сам четырехкратный чемпион? Никуда не собирается и мечтает провести всю карьеру в одной команде

Пока журналисты и формульные издания упражнялись в инсайдерской информации и спекуляциях, пилот «Ред Булл» Макс Ферстаппен хранил молчание. Все это в стиле четырехкратного, который никогда не подливает масло в огонь.

Однако его не могли не спросить про то, что происходит, во время брифинга пилотов. Прямо Ферстаппен не ответил, но как будто ясно дал понять о своих ближайших планах.

«Могу ли я представить себя в составе другой команды? Я отвечу нет, потому что если я скажу да – люди начнут снова придумывать разные истории с громкими заголовками, а я этого не хочу.

Я всегда говорил команде – и они думают так же, – что в идеале хотел бы провести всю свою карьеру в «Формуле-1» за одну команду. Это было бы потрясающе – и мы по-прежнему стремимся этого достичь.

Доволен ли я? В жизни часто говорят, что на другой стороне трава всегда кажется зеленее и все такое. Мне кажется, нужно всегда сохранять спокойствие и наслаждаться тем, что имеешь, и чем занимаешься. Ведь до настоящего момента мы добивались больших успехов. Да, нынешний сезон складывается не так, как нам бы хотелось, но так бывает. Порой с подобными вещами нужно просто смириться.

Ну и люди начали придумывать разные истории. Но это все не для меня. Я знаю, что у меня есть, и чего я хочу, и меня все устраивает.

В «Формуле-1» гонщику в любом случае очень тяжело постоянно оказываться за рулем самой быстрой машины. Ведь для этого нужно уметь предсказывать будущее. Еще два года назад кто мог представить, что сейчас сложится вот такая ситуация?

И сейчас я сосредоточен только на том, чтобы постараться помочь команде исправить эту ситуацию. Да, сейчас мы явно не там, где хотим быть, но с другой стороны уже в следующем году очень многое может измениться. Так что даже если вы сейчас будете стараться сделать свою машиной самой быстрой, в следующем году все может быть совершенно иначе.

Это и есть «Формула-1». Иногда тебе везет – и ты можешь выиграть три-четыре-пять-шесть-семь-восемь или бог знает сколько титулов. Это часть игры».

А что про вероятный уход в «Мерседес»? Здесь тоже все предельно четко.

«Я ничего не могу поделать с со всеми этими написанными историями. Я на них не обращаю внимания. Мне никогда не приходило в голову взять перерыв на год. Я даже никогда не думал о выступлении в какой-нибудь другой команде или с каким-нибудь пилотом. У меня в голове даже не существует такого сценария».

Из слов пилота «Ред Булл» можно сделать вывод, что он никуда не собирается. По крайней мере, пока. С другой стороны, очевидно, что в этой истории существует очень много заинтересованных сторон, каждая из них решает собственные интересы. Йос Ферстаппен давно недоволен Кристианом Хорнером. Вряд ли умения Макса улаживать ситуации полностью убрало напряженность между этими двумя. Менеджер четырехкратного чемпиона Вермюлен за чашкой кофе с Тото Вольфф явно обсуждал не крикет, а возможные варианты.

Очень вероятно, что сезон-2026 «Мерседес» и «Ред Булл» начнут с нынешним составом пилотов. Если австрийская команда после смены регламента не сможет дать Ферстаппену быстрый болид, то кто знает, какие изменения произойдут уже в 2027-м. Тем более, что по слухам, с новой машиной у «Мерседеса» дела обстоят намного лучше.

Что еще почитать про Макса Ферстаппена:

Фото: Gettyimages.ru/Rudy Carezzevoli, Clive Rose, Mark Thompson, Meg Oliphant, Joe Portlock