7 мин.

«Мерседес» мог добить «Феррари» и оторваться в чемпионате. Но наказал сам себя

Подвели стратегия и техника.

После квалификации все ждали лишь увеличения пропасти между«серебряными» и «красными» в обоих зачетах: пилоты штутгартцев Валттери Боттас и Льюис Хэмилтон оформили дубль и заняли весь первый ряд. Скудерия же смотрела на потенциал заезда в Шпильберге с печальным фатализмом: их лидер Себастьян Феттель хоть и сумел соответствовать темпу «Мерседесов», но проиграл битву за поул и вдобавок схватил штраф в три позиции за блокировку Карлоса Сайнса.

На первый взгляд расклады полностью благоволили Хэмилтону и «серебряным стрелам» в гонке в отрыв в личном зачете и Кубке конструкторов, но Гран-при Австрии преподнес сюрприз и не убил интригу. Напротив, 71 кругов по «Ред Булл Рингу» вернули интерес к сезону даже среди тех, кто уже успел разочароваться не только в шансах Скудерии, но и в самой «Ф-1».

«Мерседес» проиграл старт

Кими Райкконен никогда не слыл мастером первых метров дистанции, однако в Австрии он оказался сильнейшим в данной категории и чуть было не проскочил в лидеры между двумя гонщиками немецкой команды. Финну не хватило места на треке — три болида в один ряд никак не поместились бы на дорожном полотне Шпильберга, и в результате чемпион 2007 года в первый поворот въехал вслед за Хэмилтоном.

Главным же проигравшим оказался Боттас: он не смог повторить безумный прошлогодний старт с поула и уступил позицию Райкконену и даже Ферстаппену. Однако во втором повороте финн из «Феррари» перестарался при атаке на Хэмилтона и позволил Валттери выбрать самую быструю траекторию для возвращения на второе место.

В итоге второй круг «Мерседесы» все-таки начали в лидерах, но большую роль в удержании их позиций сыграла именно нетерпеливость Кими. Старт же прозрачно намекнул: прогулки «серебряные стрелы» могут не ждать.

Сход Боттаса спровоцировал поражение

Впервые с прошлогоднего Гран-при Испании у «Мерседеса» возникли неразрешимые проблемы с техникой: тогда Валттери досрочно завершил заезд из-за отказа мотора, а на сей раз 14-м круге в дело вмешалась коробка передач. Тем самым финский пилот не просто улетел на шестое место в общем зачете — очередной сеанс невезения парня из Настолы возымел ключевые последствия включением режима виртуального автомобиля безопасности. Большинство лидеров закономерно отправились на бесплатный пит-стоп — и лишь Льюис Хэмилтон остался на стартовом комплекте суперсофта. Ошибку взял на себя главный стратег команды Джеймс Воулз — он даже несколько раз извинился перед четырехкратным чемпионом по радио, прося того не бросать борьбу и постараться отыграться.

Результатом просчета командного мостика стала потеря примерно десяти секунд — и вместо комфортного сохранения лидерства Льюис выехал из боксов четвертым.

Хэмилтон не справился с шинами

Однако у претендента на пятый титул все равно оставался шанс как минимум на подиум вместе с быстрой машиной и более свежей резиной — покрышки соперников уже отслужили 11 кругов к тому моменту. Но англичанин так и не сумел заставить эффективно работать новый «софт» (самый износостойкий состав из всех доступных), столкнулся с пузырением шин и стал жертвой шикарного обгонного маневра Феттеля.

Результатом же стал дополнительный пит-стоп спустя всего 28 кругов (примерно столько же Льюис в сумме проехал на использованном на первом отрезке заезда «суперсофте»), сваливший англичанина аж на шестую позицию.

Реклама 18+

Проблемы Хэмилтона возникли не на пустом месте: температура асфальта в Шпильберге оказалась намного выше ожидаемой из-за сильной жары. Разница с квалификационными условиями составила +10 градусов Цельсия, а во время пятничных практик покрытие трассы было холоднее вообще на 20 градусов! Именно изменения погодных условий и стали ключевыми: если во время тренировок «софт» почти не изнашивался у всех топовых команд, то в гонке грануляция (помимо «Мерседеса») началась еще и у обоих гонщиков «Ред Булл». Проблемы вынудили Даниэля Риккардо первым пойти на дополнительный пит-стоп и не коснулись лишь Кими Райкконена и Себастьяна Феттеля. Видимо, «алые» сумели опередить «быков» по части эффективной работы с резиной.

Бесславный конец

Однако у Хэмилтона не вышло даже просто доехать до финиша на шестом месте: в его гонку тоже вмешались технические неполадки — впервые с Гран-при Малайзии 2016 года. Падение давления в топливном насосе прервало лучшую в истории «Формулы-1» серию из 33 финишей в очках подряд и очень серьезно перемешало ситуацию в текущем чемпионате. Из-за двойного схода Льюис потерял первое место в общем зачете и опустился на второе место с проигрышем Феттелю в одно очко, а «Феррари» вырвалась в лидеры Кубка конструкторов с преимуществом в 10 баллов. Остаток сезона обещает быть жарким.

Никакой командной тактики

Скудерия не стала повторять позорный финиш Гран-при Австрии 2002 года, когда Рубенсу Баррикелло приказали пропустить Михаэля Шумахера перед самой финишной чертой. Несмотря на острую необходимость Себа в очках, «Феррари» же предоставила Райкконену шанс догнать и атаковать лидировавшего Ферстаппена вместо вполне напрашивавшегося размена позициями между своими ребятами.

«Не было возможности применить командную тактику в любом случае, – объяснил после финиша Феттель. – Я старался изо всех сил догнать и Кими, и Макса. Кими атаковал по максимуму, я тоже».

Ферстаппен справился с износом лучше всех

Напарник голландца по «Ред Булл» месяц назад . Теперь же возможность победить на домашней гонке перед кучей своих болельщиков выпала Максу — и он воспользовался ей сполна. Пусть к концу заезда на его «софте» камеры выхватывали-таки здоровенные проплешины, но до финиша в тот момент оставалось всего несколько кругов — и все предыдущие Ферстаппен сумел преодолеть с отличным темпом.

«Пузырение трудно было предсказать перед гонкой, но погода оказалась довольно жаркой, да и последние два поворота подвергали шины колоссальным нагрузкам, – объяснил после финиша заезда руководитель «Ред Булл» Кристиан Хорнер. – Так что Макс был просто шикарен сегодня. Он меньше атаковал в правых поворотах и нагонял в других частях трека. Очень, очень зрелый пилотаж.

Ему удалось поддерживать даже меньшую температуру на левой задней шине по сравнению с правой задней, хотя именно на левую обычно выпадает большая часть нагрузки. Просто невероятно. Он постоянно запрашивал необходимую информацию и не позволил левой шине запузыриться в середине гонки».

Ферстаппен справился с трудной задачей на все сто и потому полностью заслужил и победу, и титул «гонщика дня» – даже несмотря на серьезную конкуренцию в лице Ромена Грожана, затащившего «Хаас» на шестое место в квалификации и четвертое в гонке, и Фернандо Алонсо, прикатившем на слабом «Макларене» в очки с пит-лейн.

Кстати, на сей раз Максу для победы не потребовалось понижение Даниила Квята — чем не доказательство реального прогресса голландца?

Фото: REUTERS/Lisi Niesner; globallookpress.com/Thomas Melzer; REUTERS/Srdjan Suki/Pool