32 мин.

100 лучших игроков в истории НБА. 80-71

Самый известный джентльмен НБА, последний воин, пара из Run TMC, символ «Сакраменто» и лица АБА – в третьей части рейтинга 100 лучших игроков в истории американского баскетбола.

80. Дэн Иссел

Команды: «Кентукки» (АБА), «Денвер» (АБА и НБА)

Статистика: 22,6 очка, 9,1 подбора, 2,4 передачи

Драфт: 122-й пик 1970 («Детройт»)

Резюме: 15 сезонов, 13 из них на высоком уровне – чемпион АБА (1975) – 7-кратный участник Матчей всех звезд (6 АБА) – MVP Матча всех звезд АБА (1972) – один раз в первой пятерке АБА (1972) – 5 раз во второй пятерке АБА (1971, 1973, 1974, 1975, 1976) – 3 лучших сезона с показателями 29-11-2 – три раза был лучшим бомбардиром АБА (1970-1973) – показатели в плей-офф АБА (80 матчей: 24-11-2) – второй игрок в чемпионской команде (1975) – больше 25 тысячи очков и 10 тысячи подборов за карьеру – лучший новичок АБА (1971)

Дэн Иссел, наверное, самый яркий пример игрока 70-х, к которому сейчас не знаешь, как и относиться. Лучше Пэта Уильямса сказать, наверное, и нельзя: «Иссел – не типичный центровой, он не показывает ничего выдающегося в защите, он не играет жестко, с ним вы никогда не завоюете титул. Но когда он завершит карьеру, то его имя будет бессмертным». Кроме характера, у него не было ничего, что могло бы ассоциироваться с одним из главных снайперов в истории АБА и НБА – ни уникальных физических качеств (ни грандиозного прыжка, ни особенной скорости), ни коронного неблокируемого броска, ни даже умения пользоваться своими габаритами (почти всю жизнь он выходил на месте 5-го номера с 206 сантиметрами и при этом сам признавал, что за быстрыми форвардами бы просто не успел).

Игра Иссела строилась на трех китах: стабильном броске с дистанции, подвижности, расцветающей в рамках ран-н-гана, который неизменно играли его «Наггетс», и, конечно, самой корявой «коронки» в истории баскетбола – показе головой с последующим пролезанием внутрь. Преумноженные трудолюбием и бойцовским характером приемы (кто-то в шутку сказал, что главное впечатление от Иссела – что он все время падал) привели к тому, что может показаться невероятным: феноменальный центровой оказался и в Зале славы, и в числе самых результативных игроков в истории. Такое впечатление, что все выходило у него само собой, поэтому в каких-то кардинальных средствах и не было необходимости. Хотя сам-то он признавал, что, если расслабится, то эта видимая легкость, конечно же, испарится.

В 85-м Иссел закрыл карьерный путь трехочковым в серии с «Лейкерс»: The Great Western Forum провожал одного из бессменных лидеров соперников стоя. Это было настолько естественно, что никто особенно и не удивился. Лишь глоры любят победителей и звезд, остальным гораздо важнее отношение и преданность любимому делу, составляющие основу любого спорта – из 1242 встреч, которые провели его команды, Иссел пропустил лишь 24, а в остальных выпрыгивал из трусов, чтобы доказать, что невозможное возможно. И не уважать это было нельзя наверное, те аплодисменты так же хорошо характеризуют Иссела и его карьеру, как и все рекорды, признание величайших тренеров, у которых он играл, титул чемпиона АБА и вызовы на Матчи всех звезд. «Иссел – динозавр. Он по-прежнему верит в работу до последнего пота», – говорил о нем генменеджер «Наггетс» Карл Шир. Эта странная вера не только принесла ему прозвище «Лошадь», но и помогла завоевать расположение самых разных ценителей игры (улыбка, в которой не хватало половины зубов, тоже добавляла шарма). И в тот момент это было важнее колоссальных цифр в статистических протоколах.

79. Сидни Монкриф

Команды: «Милуоки», «Атланта»

Статистика: 15,6 очка, 4,7 подбора, 3,6 передачи

Драфт: 5-й пик 1979-го

Резюме: 11 лет, 5 на высоком уровне – 5-кратный участник Матчей всех звезд – один раз в первой пятерке (1983) – четыре раза во второй пятерке (1982, 1984, 1985, 1986) – дважды «мистер замок» (1983-1984) – 4 раза в символической пятерке лучших защитников (1983-1986) – один раз во второй символической пятерке лучших защитников (1982) – 4 лучших сезона с показателями 21-6-5, 51 процент попаданий, 83 процента с линии – 3 лучших выступления в плей-офф с показателями 21-6-5 (33 матча)

«Когда ты играешь против Монкрифа, тебе предстоит выложиться на сто процентов. Он замучает тебя, куда бы ты ни пошел, на обеих сторонах площадки», – никто так не ценил Сидни, как Майкл Джордан. И это при том, что, когда звездный защитник появился в лиге, Монкриф, замученный травмами и так никогда и не оправившийся после разрыва крестов, хромал на обе ноги, словно ветеран войны. Его век был недолог и не принес ему ни титулов, ни выдающихся рекордов, но все, кто играли с ним рядом, единодушно подтверждают, что Монкриф, наверное, сильнейший атакующий защитник первой половины 80-х, и, если бы не все повреждения, если бы не тогдашнее доминирование в лиге трех команд и если бы не забытый богом Висконсин, то его имя было бы на слуху так же, как и у звезд того времени.

Потенциал Сида казался безмерным: в 79-м Джерри Уэст так и не определился, кого же ему брать под 1-м пиком – парня по прозвищу «Волшебник» или сверхталантливого Монкрифа, чей данк на обложке Sports Illustrated моментально стал символом Арканзаса. (Окончательное решение принял владелец «Лейкерс», посчитавший, что харизматичный Джонсон больше подходит под стиль клуба). Монкриф упал до 4-го пика и поехал в дремучий Милуоки, где стал первым парнем на деревне. Разносторонность его умений (преумноженная ростом в 193 сантиметра) вошла в легенды: он был опасен из-за дуги, вскрывал защиту слаломными проходами, ставил через семифутеров, отдавал тонкие передачи, бросал с ведения и из статичного положения. В 1986-м Sports Illustrated признал его главным пятиборцем НБА: «работающим без устали подбирающим, надежным снайпером, креативным распасовщиком, великолепным страхующим и мастером игры один на один», а Дон Нельсон не уставал повторять, что игровую манеру Монкрифа характеризуют не конкретные моменты, ее определяет каждый момент с его участием. Он преуспел даже в блок-шотах – мощные ноги выносили его почти на метр, добавляя яркие штрихи к образу неутомимого защитника, от которого практически невозможно ускользнуть.

Монкриф ни разу не играл в финалах НБА, не добивался выдающихся статистических показателей, не особенно блистал в лучах славы, но даже забытый в звездных боях между Лос-Анджелесом, Бостоном и Филадельфией Висконсин не смог помешать ему мечтать о высшей награде. Дважды «Бакс» оказывались в шаге от финала, били «Бостон» Лэрри Берда, доминировали в своем дивизионе и не считали чемпионские притязании чем-то фантастическим. С Монкрифом, его отношением к делу, его самодисциплиной, разносторонностью и мертвой хваткой жизнь обгоняла мечту. Он был настоящей звездой на площадке, он был настоящей звездой за ее пределами – бизнесменом, коннозаводчиком, филантропом. Казалось, что последняя деталь к этому – вопрос времени. Но травмы выбили Сидни из седла и заставили его завершить карьеру. Болельщики же «Бакс» до сих пор задаются вопросом «Что, если бы не?!».

78. Крис Маллин

Команды: «Голден Стэйт», «Индиана»

Статистика: 18,2 очка, 1,6 перехвата, 4,1 подбора, 3,5 передачи

Драфт: 7-й пик 1985-го

Резюме: 2-кратный олимпийский чемпион (1984, 1992) – 16 лет в лиге, 8 на высоком уровне – 5-кратный участник Матчей всех звезд – один раз в первой пятерке (1992) – два раза во второй пятерке (1989, 1991) – один раз в третьей пятерке (1990) – 4 лучших сезона с показателями 26-5-4 (52 процента с игры, 88 процента с линии) – два лучших выступления в плей-офф с показателями 27-7-4 (54 процента с игры), 16 матчей – дважды лидировал в лиге по проведенным минутам, один раз – по проценту трехочковых бросков – больше 15 тысяч очков за карьеру (17911) – три сезона с показателями больше двух перехватов за игру

Главная легенда, связанная с именем Маллина, гласит: после своего назначения на пост главного тренера Дрим-Тим Чак Дэйли набросал ориентировочный состав в следующем порядке – Джордан, Мэджик, Робинсон, Юинг, Пиппен, Мэлоун, Маллин. Когда Федерация рассылала приглашения, то первые три получили Берд, Мэджик и Джордан, затем – Мэлоун, Юинг, Баркли, Робинсон и Пиппен, а девятое пришло Маллину. Иными словами – в 91-м угловатый белый левша с армейской прической воспринимался как третий игрок периметра после Джордана и Пиппена, так что, если вам в голову придет нелепая мысль обозвать Маллина «Лэрри Бердом для бедных», гоните ее скорее прочь: если бы все бедные были такими, в мире бы не было войны. Маллин – не просто уменьшенная копия Берда, это уникальное явление. Традиционные достоинства белых американцев – самоотдача, бесконечная работа в зале, поставленный бросок, умение вести игру и отдавать передачи, акцент на командный баскетбол (и даже роскошные локоны) – в его контексте приобретают драматичный подтекст. Со всеми проблемами, талантами и нестандартным жизненным путем Маллин – наилучшее олицетворение «Голден Стэйт», самой симпатичной и самой бедовой команды за последние 20 лет.

Тот Маллин, которого мы знаем сегодня, появился в 87-м. Наркологическая клиника, где он лечился от алкогольной зависимости, подарила «Уорриорз» совсем другого игрока: лохматого атакующего защитника, которого лишний вес и постоянные гулянки ограничивали и в защите, и в нападении, сменил суровый мужчина с агрессивной прической, взявший бразды правления в клубе на созданном для него амплуа пойнт-форварда. До того момента как Криса сдал выпивающий с ним болельщик «Голден Стэйт», игрок скучал по родному Нью-Йорку, переживал из-за отвратительной атмосферы в команде, где ему не давали мяч, и находил забвение на дне стакана. Магия здравоохранительного заведения оказалась настолько сильной, что изменила все: теперь Маллин научился развлекать себя сам, атмосфера в клубе стремительно менялась, а молодые партнеры идеально дополняли достоинства лидера – так родилась одна из самых ярких троек в истории игры, Run TMC. Они не оставили после себя истории многочисленных побед, не превзошли остальных долголетием, не перевернули лигу за один сезон и не станцевали чемпионский танец за два года до самого чемпионства. Но все это лишь подчеркивает их исключительность: еще одна феноменальная команда Нельсона дарила праздник каждый день и заставляла мечтать. Идеальным фоном для безудержного ран-н-ган выступала солнечная Калифорния, богатая, уверенная, стильная и мгновенно влюбляющая в себя.

Оценка, выданная Маллину Чаком Дэйли, заставляет думать, что он мог бы добиться гораздо большего, что последующие травмы и испорченная карма «Голден Стэйт», команды, где все идет вкривь и вкось, лишили его чего-то большего. Что в каком-то смысле судьба обошлась с ним жестоко, словно кумир детства Лэрри Берд, который дал ему провести лишь один матч в финальных сериях. Но с удивлением, многие обнаруживают, что мало кто из великой команды 92-го примирился со своей карьерой так, как это сделал Крис. Выигрывать со смирением, уступать с достоинством – Маллин пронес ценности Лу Карнессеки на протяжении всей своей карьеры, научившись дорожить не только победами. Командный дух, радость, получаемая от игры, эстетика баскетбола, гармония с собой и с окружающими – это то, что навсегда будет ассоциироваться с ним.

77. Тим Хардауэй

Команды: «Голден Стэйт», «Майами», «Даллас», «Денвер», «Индиана»

Статистика: 17,3 очка, 8,2 передачи, 1,6 перехвата

Драфт: 14-й пик 1989

Резюме: олимпийский чемпион (2000) – 17 сезонов, 7 на высоком уровне – 5-кратный участник Матчей всех звезд – один раз в первой пятерке (1997) – 3 раза во второй пятерке (1992, 1998-1999) – один раз в третьей пятерке (1993) – 6 лучших сезонов с показателями 20-4-10 – 3 лучших выступления в плей-офф с показателями 25-4-7 – больше 15 тысяч очков за карьеру (15173) – претендовал на титул MVP в 1997

В НБА поиграло много всякого сброда: алкоголики, наркоманы, гангстеры, мелкие жулики, обыкновенные раздолбаи и самые экстраординарные личности. Но только один мог додуматься на всю Америку честно признаться: «Я ненавижу голубых». Тим Хардауэй никогда не лез за словом в карман, всегда вываливал все начистоту, поругался едва ли не со всеми тренерами, у которых играл, не раз сцепился с одноклубниками и однажды даже в процессе выяснения отношений с судьями бросил на площадку монитор. Миниатюрный разыгрывающий не хотел видеть перед собой никаких преград, шел напролом и никогда не пенял на недостаток роста – откуда-то отсюда и родилось легендарное убийственное орудие Хардауэя – тустеп кроссовер, против которого ни у кого не находилось приема. Тим всегда делал одно и то же, но это всякий раз получалось: самый зрелищный из смертоносных финтов – главный вклад Тима в сокровищницу мирового баскетбола, его карьера вызывает больше вопросов.

Разрыв крестов в 93-м разделил творческий путь Хардуэя на две очень разные половины. В первой была фантастическая тройка Run TMC, которая начиналась с передач Тима, его умения разгонять атаку и стремления поиграть на публику. Стиль тех «Уорриорс» – веселый, завораживающий, при этом слегка снисходительный по отношению к сопернику, куражный – это и есть стиль Хардауэя, всю жизнь пытающегося отделаться от навсегда приставшего к нему прозвища «жук». Во второй – яркость и красота уступили большей надежности, стабильности и желанию переубедить всех недоброжелателей с помощью большой победы. Будучи формально второй звездой «Хит», Тим в какой-то момент подхватил знамя у Алонзо Моурнинга и потащил команду на себе. Свой лучший сезон, в котором вполне мог рассчитывать на звание MVP и в котором он едва ли не впервые сыграл в плей-офф без всяческих болячек, Хардауэй завершил так, как это делали многие до и после него – пал, сражаясь с неотразимым катком «Чикаго».

Скромные габариты лишили Хардауэя даже шанса побороться за звание лучшего разыгрывающего своего поколения. Омрачающие самые важные моменты карьеры травмы (даже на чемпионат мира 94-го Тим поехать не смог) отняли практически все возможности доказать, что он способен повести свою команду к чему-то большему, чем лучшие показатели в конференции или зажигательная пляска. Вздорный характер и любовь доказывать свою правоту провоцировали частую смену мест и сдержанное отношение со стороны партнеров. Но все остальное принадлежит исключительно Тиму и его завораживающим талантам: «малыш» своими хитроумными передачами, трюками и само собой кроссоверами каждый день заставлял неотступно следить за каждым шагом, постоянно удивлял и доказал, что его умения вполне релевантны и вне системы ран-н-ган, а перевод с одной руки на другую – лишь жемчужина, часть его невероятной коллекции.

Тим Хардауэй – главный объект подражания для тех, кто мучительно переживал уход Мэджика Джонсона, а потому отмахнуться от него довольно сложно.

76. Крис Уэббер

Команды: «Голден Стэйт», «Вашингтон», «Сакраменто», «Филадельфия», «Детройт»

Статистика: 20,7 очка, 9,8 подбора, 1,4 блок-шота

Драфт: 1-й пик 1993-го

Резюме: 14 лет, 6 на высоком уровне – 5-кратный участник Матчей всех звезд – лучший новичок в сезоне-93/94 – один раз в первой пятерке (2001) – три раза во второй пятерке (1999, 2002, 2003) – три лучших сезона с показателями 25-11-5 – один раз лидировал в лиге по подборам (1999) – плей-офф сезона-2001/2002 с показателями 24-11-5 – в 9 сезонах провел меньше 70 матчей, пропустил 294 игры – больше 15 тысяч очков за карьеру (17182)

Крис Уэббер – игрок уникального таланта, невероятно подвижный атлетичный «большой» с головой разыгрывающего, кистью защитника, передачей прирожденного плеймейкера и коллекцией финтов, которой бы позавидовали все ведущие фокусники современности. Уже со школьной скамьи казалось, что у Си-Уэбба нет изъянов, его феноменальные данные, боевой характер, харизма лидера и шоумена должны были вознести его в первые ряды это списка. Ничто не грозило осложнениями – у Уэббера не было никаких отклонений, звездной болезни или пристрастия к улучшающим восприятие жизни средствам, а вместо этого полноценный комплект любящих родителей, отличная школа Мичиганского университета и университетская карьера, которая должна была послужить идеальным трамплином. Получилось совсем иначе, и Уэббер оказался на ведущих ролях в другом списке – тех, кто так и не смог реализовать свой огромный потенциал. Его поклонники пеняют на травмы (на пике Уэббер проводил меньше 70 матчей в течение 9 сезонов и пропустил 283 из 850 игр), остальные отмечают межевые повороты, на которых все шло наперекосяк. Понятно, что «наперекосяк» – немного не то слово для 5-кратного участника Матчей всех звезд, третьего мощного форварда своего времени, одного из лучших подбирающих и игрока, заработавшего за карьеру 176 миллионов долларов (больше только у Шакила, Гарнетта и Джордана). Но для тех ожиданий, которые связывались с его именем, оно вполне подходит.

Сначала был злополучный обмен из «Орландо», приведший к еще более неудачному контракту в «Голден Стэйт»: обалдевшие от счастья «Уорриорз» подарили Си-Уэббу не только огромную сумму, но еще и опцию выхода. Совершенно не нужная свобода изначально сместила ориентиры: идеально подходящий для Неллибола Уэббер очень скоро начал капризничать, воевал с Доном, отказывался играть центрового и требовал от тренера все большего – когда «Уорриорз» выменяли Ронни Сейкали, чтобы окончательно перебазировать Криса на четверку, он все равно не перестал угрожать выходом из договора.

Так случился еще один перелом: за обменом последовали сытые, расслабленные, но не особенно вдохновляющие сезоны в «Вашингтоне». Уэббер все больше времени проводил в лазарете, отмазывался от полиции, все чаще находящей у него в машине марихуану, а неудачи объяснял заниженными требованиями к молодой команде. Золотая пора пролетела в полнейшем болоте, но, к счастью, свобода Криса была все же не безгранична: перехода в «Сакраменто» он тоже не хотел, но тот все же произошел.

Годы с «Кингс» – единственная причина, по которой Уэббер вообще попал в этот список. В 26 еще было не поздно все изменить, и едва ли не самый одаренный игрок рубежа веков стал лидером самой симпатичной команды со времен заката шоутайм – бегущей, комбинирующей, раскрывающей лучшие достоинства каждого члена коллектива и объединенной затейливым рисунком талантливого тренера. Одна из величайших несправедливостей в истории баскетбола заключается в том, что та команда так ничего и не выиграла – сражаясь с ведомыми Шаком, Данканом и Гарнеттом соперниками, «Кингс» всякий раз уступали в 7-й игре (в 2002-м, 2003-м и 2004-м). Кто-то мог бы списать это на невезение, на происки арбитров, но именно в эти годы четко прояснился единственный дефект, казалось бы, совершенного игрока, каким был Уэббер – отсутствие «инстинкта убийцы», неотъемлемой черты любого чемпиона.

Впервые это выявилось еще в университете в легендарном эпизоде с тайм-аутом: в концовке финала с «Северной Каролиной» Уэббер при счете 71:73 попросил минуту и обрек свою команду на поражение – отсутствие тайм-аутов обернулось техническим (выстрелом в голову). А в решающих матчах проигранных серий вновь и вновь напоминало о себе – на протяжении самых важных минут Крис исчезал, не рисковал брать ответственность в свои руки, старался побыстрее избавиться от мяча. Было множество других факторов, которые нельзя не учитывать, но те, кто под микроскопом присматривался к каждому шагу Криса и всегда ждал от него большего, искали причину именно в нем. В расслабленности, связанной с долгим пребыванием в болотном «Вашингтоне», в травмированной тем «детским» эпизодом психике и отсутствии качеств, отделяющих настоящих суперзвезд от даже самых талантливых игроков.

Дальше были последние штрихи, которые не добавили к образу Уэббера ничего нового, лишь вызвали еще больше сожаления – кошмарная травма в «Сакраменто», последующие попытки, причем весьма успешные, научиться играть в иной манере в «Филадельфии» и «Детройте», стремительно разрушающиеся колени.

Пример Уэббера отлично показывает, сколь много субъективных факторов могут повлиять на карьеру. Но, несмотря ни на что, он навсегда вписал свое имя в список великих представителей лиги. Великих в том числе и тем, что как он сам не раз подчеркивал, он не обменял бы свой карьерный путь на все перстни Роберта Орри или успешность Майкла Джордана. «Вы можете сделать все – вот, что я хочу сказать. Дело не в профессии – баскетболиста ли, врача или юриста. Дело в том, чтобы найти то, что вы по-настоящему любите, развивать это, старательно работать над этим и благодаря этому делать свою жизнь богаче», – СиУэбб играл в баскетбол так, что это приносило радость не только ему, но и всем за ним наблюдавшим, и для него это важнее всего остального.

75. Алонзо Моурнинг

Команды: «Шарлотт», «Майами», «Нью-Джерси», «Майами»

Статистика: 17,1 очка, 8,5 подбора, 2,8 блок-шота

Драфт: 2-й пик 1992

Резюме: олимпийский чемпион (2000) – чемпион НБА (2006) – 15 сезонов в лиге, из них 8 на высоком уровне – 7-кратный участник Матчей всех звезд – 2-кратный мистер замок (1999-2000) – один раз в первой пятерке (1999) – один раз во второй пятерке (2000) – два сезона лидировал в лиге по блок-шотам (1999-2000) – 8 лучших сезонов с показателями 21-10 и 3 блок-шота – 7 лучших выступлений в плей-офф с показателями 21-10 и 3 блок-шота

Алонзо Моурнинг – живое свидетельство тому, что баскетбол – это гораздо больше, чем просто игра, развлечение, занятный досуг. Великий центровой прошел блистательный путь – в течение восьми лет он доминировал под щитом, выдавал впечатляющие 20+10, лидировал по количеству блок-шотов, обосновался в числе лучших оборонцев лиги и, прибавляя от сезона к сезону, вел свою команду все дальше и дальше в плей-офф. Но, к сожалению, запомнился совсем не этим – не победными мячами в важных матчах, не легендарными махачами с врагами из «Никс», не преданностью своим клубам, близким людям и партнерам, а впечатляющим сражением не столько с соперником, сколько с чем-то гораздо большим – роком, смертью, отказывающим организмом. Именно эта битва и есть та магическая основа, которая оправдывает чемпионство «Хит» в 2006-м. Уэйд вставал на линию штрафных, Райли придумывал нужные ходы, команда переломила серию, но именно кровь Моурнинга стала тем волшебством, что отворила чемпионскую дверь. Образ одного из лучших пятых номеров в истории игры оказался заслонен его же характером, его непримиримостью, желанием, старательностью, напором удивительной воли и философией, в рамках которой баскетбол никогда не был игрой. Тогда, в 2006-м, играли другие, Моурнинг – нырял за каждым мячом, вытаскивал непостижимые отскоки, выгрызал снаряд для своих, а затем в экзальтированном состоянии катался по паркету – это была настоящая война, в которой у «Маверикс» изначально не было шансов. Так, история запомнила Моурнинга не великого баскетболиста, а того, кого называли Ultimate Warrior – воина до мозга костей, что ли.

«Алонзо – бурлящий вулкан, настоящий ураган на площадке. Он воплощает все, что я хочу видеть в этой команде: страсть, самоотдачу, агрессивность, безустанность», – Пэт Райли знал, с кем связывает свою судьбу. Моурнинг – единственный представитель того поколения, кто мог встать поперек дороги сметающего все на своем пути символа эпохи, Шакила О’Нила. Выпускник Джорджтауна постоянно видел перед собой спину феноменального гиганта и устремлялся за этим ориентиром, каждую секунду своей жизни осознавая, что его воля и самоотдача в конечном счете окажутся выше бесконечного таланта его «злого гения». Это не могло произойти в одночасье, и Моурнинг не отступался от своей цели, прибавляя из года в год – к рубежу 2000-х он, двукратный мистер замок, лидер обновленных «Хит», был готов дать бой.

Проблема в том, что игра сердцем зачастую имеет неприятные побочные эффекты: золото Сиднея не прошло для Зо просто так. Многочасовые перелеты, усталость, попытка выжать из тела все возможное – стали тем фоном, на котором Моурнингу и был поставлен тот самый диагноз, в конечном счете обернувшийся трансплантацией почки. Шак так и нашел себе достойного соперника и все, что проиграл, проиграл самому себе – микроповреждениям, конфликтам, нежеланию умерить собственное эго. Моурнинг же уже видел другие ориентиры, взглянув на мир совершенно иначе. Почему-то он предпочел не держаться подальше от принесшей ему такие проблемы баскетбольной площадки, а возвращался вновь и вновь. В ставшей для него родным домом команде он не просто не отбывал номер: каждую секунду он бросал себе новый вызов, каждый матч умирал, чтобы затем возродиться заново, выдавливал из себя максимум – чтобы потом, закончив, сказать, что отдал баскетболу всего себя. Видимо, совсем не тому баскетболу, который для большинства является просто игрой.

74. Артис Гилмор

Команды: «Кентукки», «Чикаго», «Сан-Антонио», «Бостон»

Статистика: 18,8 очка, 12,3 подбора, 2,4 блок-шота

Драфт: 117-й пик 1971 года

Резюме: чемпион АБА (1975) – MVP АБА (1972) – MVP плей-офф АБА (1975) – 17 лет, 12 из них на высоком уровне – 11-кратный участник Матчей всех звезд (5 раз в АБА) – лучший новичок АБА 1972 – 5 раз в первой символической пятерке АБА (1972, 1973, 1974, 1975, 1976) – 5 лучших сезонов с показателями 22-17-3 (АБА) – 4 раза лидировал по количеству подборов в лиге, 6 раз по проценту бросков с игры, 3 раза по сыгранным минутам, 2 раза по блок-шотам – рекордсмен всех времен НБА/АБА по проценту попаданий – лучший игрок чемпионской команды (1975) – больше 20 тысяч очков (24941) и 15 тысяч подборов (16330) за карьеру

Артис Гилмор – едва ли не главная причина, по которой АБА сейчас не воспринимают всерьез. Поклонники его таланта, правда, всегда придерживались прямо противоположной точки зрения: именно то, что Эй-Трэйн был лицом поглощенной и забытой лиги, и сделало его в НБА объектом, на котором любой охотно пробовал свои таланты критика. За что можно чихвостить огромного центрового, набирающего 20+12 в каждом матче, вытесняющего из своей «краски» любого соперника, грозящегося накрыть практически любой мяч и известного тем, что лучше всех противостоял Кариму Абдул-Джаббару? Главным образом, за то, что он был недостаточно грозен и играл чересчур интеллигентно. Чтобы проиллюстрировать это более внятно, достаточно вспомнить его замечательную стычку с Морисом Лукасом: Гилмор вышел из себя, попытался ударить соперника, погнался за ним, зажал его в углу… и пропустил нокдаун – крепыш зажмурился и сразил великана апперкотом. В общем, кажется, Джордж Гервин был прав, называя Гилмора «нежным гигантом». Билл Симмонс пошел еще дальше – «на фоне Гилмора Карим выглядел словно Кевин Гарнетт, принявший 20 Ред-Буллов подряд».

Главная черта Гилмора – это застенчивость. Выросший в семье бедного рыбака (и проигравший всю юность в кроссовках на два размера меньше) Артис был чересчур скромным, даже зажатым, не уверенным в себе персонажем и сторонился всяческого внимания. Его работа на образ лиги и на репутацию «устрашителя» заканчивалась на внешнем облике – безумном сочетании афро и диковатой бороды. Если кто-то умудрялся не наделать в штаны при виде огроменного семифутера, которого Хьюби Браун называл третьим по физической силе (после Шака и Уилта) в истории лиги, с таким приспособлением на голове, то его ждало разочарование: Гилмор был исключительно воспитан, практически не открывал рта на площадке, никогда не ругался с судьями, позволял себя бить и пихать. Более того, его робость простиралась так далеко, что он совершал лишь те броски, в которых был уверен на сто процентов – данки, лэй-апы и коронный хук с левой – и совершенно не случайно потому оставил за собой первую строку в списке самых точных игроков НБА. В общем, когда он – в качестве доминирующего игрока АБА, чемпиона, MVP – оказался в «Чикаго», все ждали чего-то невероятного, но Гилмор делал лишь то, что умел, приносил команде «свои» очки, пытался наладить защиту и терпел от критиков – многочисленные поражения «быков», в составе которых приличных игроков не наблюдалось, вешались на него. «Механический игрок», «малыш» в теле семифутера», «человек без эмоций» – это лишь самые безобидные эпитеты, которыми награждали не достигшего поставленных перед ним высочайших планок центрового.

Ко всему этому можно относиться по-разному, но, главное, понимать, что при всем джентльменстве Гилмор оставался одним из самых грозных пятых номеров своего времени и стабильно набирал привычные показатели, да еще и провел подряд 670 матчей. Сам он до сих не верит, что даже капелька агрессии пошла бы ему на пользу, хотя Кевин Макхейл утверждает, что тогда бы Эй-Трэйн раскидывал всех на своем пути. Сомнительное отношение к талантам Артиса превалировало и до недавнего времени: отсутствие успехов у его команд казалось гораздо существеннее личных достижений. Гилмор и здесь очень долго оставался в непонятном положении: всех его соседей по статистическим лестницам уже давным-давно записали в Зал славы. Но и это испытание он выдержал, равно, как и все остальные.

73. Трэйси МакГрэйди

Команды: «Торонто», «Орландо», «Хьюстон», «Нью-Йорк», «Детройт», «Атланта»

Статистика: 19,6 очка, 5,6 подбора, 4,4 передачи

Драфт: 9-й пик 1997

Резюме: 15 сезонов, 7 на высоком уровне – 7-кратный участник Матчей всех звезд – два раза в первой пятерке (2002, 2003) – трижды в во второй пятерке (2001, 2004, 2007) – дважды в третьей пятерке (2005, 2008) – 4 лучших сезона с показателями 28-8-5 – два раза лучший бомбардир – сезон-2002/2003 с показателями 33-7-6 – плей-офф с показателями 29-7-6, 43 процента (38 матчей) – один раз преодолел первый раунд (при этом не играл)

Противостояние проклятья первого раунда и Трэйси МакГрэйди давно уже стало притчей во языцех. ТиМак все же уникальный феномен в истории НБА: это не просто отличный игрок в кошмарной команде, чьи таланты становятся лишь ярче на фоне остального болота, но гений, карьерный путь которого сопряжен со слишком большим числом случайностей, неудач, повреждений и нелепых поступков.

В 2007-м МакГрэйди приблизился к своей мечте максимально близко: «Рокетс» вели в серии с «Ютой» 2-0, но в итоге уступили. Еще до начала противостояния ТиМак подчеркнул, что любая неудача будет неразрывным образом связана с ним, а после него бессильно плакал на пресс-конференции, повторяя «Я пытался, я пытался».

Как бы это ни было странно, но в большинстве проигранных серий МакГрэйди действительно «пытался»: он никогда не был чокером и в матчах на выбывание зачастую выдавал свои лучшие перформансы, не забывая приправлять их победными бросками. Те слезы, то унижение, невыносимый уровень давления, казалось, завершили карьеру ТиМака. Великий снайпер, чьи атакующие таланты не раз заставляли считать именно его лучшим игроком периметра в эпоху нулевых, почему-то не мог подкрепить свой статус, индивидуальную состоятельность, разносторонность успехами командными. Хотя и сам он оставался игроком куда как более командным и более приспособленным к тому, чтобы делать других лучше, и его партнеры порой были сильнее, нежели у многих других снайперов, ничего так и не вышло – вряд ли ТиМак плакал из-за осознания своего бессилия перед прихотями судьбы, но со стороны выглядело все именно так. Двукратный лучший бомбардир, прирожденный лидер, игрок потрясающих дарований оплакивал сам себя. Это была драма, которая заставляла болеть за ТиМака так, как за других горемычных героев, промаявшихся в своих посредственных коллективах всю карьеру и так и не прикоснувшихся к большим победам.

Когда МакГрэйди вернулся психологически свежим, восстановившим былую гармонию, каждый его шаг воспринимался как значимое событие и символ великого возрождения – «Рокетс», потерявшие Яо, выдали вторую самую длинную серию в истории лиги. Играющий через боль в спине Трэйси словно познал что-то глубинное и вернулся столь же мощным, каким он был в «Орландо», но гораздо более мудрым и понимающим свою зависимость окружения.

Хэппи-энда не получилось. Скорее, наоборот: последующие травмы и операции не только загубили карьеру защитника, но и изменили мнение о нем. Сейчас, когда МакГрэйди борется сам с собой, пытаясь возродиться в ином качестве, как-то больше вспоминается некрасивая история с уходом из «Рокетс» с постоянными жалобами, слухами об обмене и изюминкой – объявлением о самовольном решении лечь под нож, которое поставило крест на уже почти свершившемся трейде. МакГрэйди подвел партнеров, разругался с Адельманом и оказался по сути выброшенным из клуба с самым большим на тот момент контрактом в лиге, а затем еще возглавил крестовый поход ветеранов против Джона Куэстера в «Пистонс». При этом каждую минуту доказывая, что слова у него очень сильно расходятся с делами.

Все это не заставит посмотреть на карьеру МакГрэйди иначе: нереализованный потенциал в любом случае вызывает огромное сожаление. Но лишь добавляет неприятный осадок и чувство досады, схожее с тем, что характеризует незавидное завершение пути Аллена Айверсона. 13 очков за 35 секунд, порой совершенная игра флоридского периода, серия из 22 побед и характерный почерк суперзвезды теперь лишь скрашивают ошибки последних лет. Хотя последнее слово по-прежнему остается за ним.

72. Джо Дюмарс

Команда: «Детройт»

Статистика: 16,1 очка, 4,5 передачи, 0,9 перехвата

Драфт: 18-й пик 1985

Резюме: 2-кратный чемпион, чемпион мира – 14 лет в лиге, 7 на высоком уровне – 6-кратный участник Матчей всех звезд – MVP финальной серии 1989 – во второй пятерке (1993) – в третьей пятерке (1990) – 4 раза в первой пятерке лучших защитников, 1 раз во второй – 4 лучших сезона с показателями 21-2-5 – 2-й игрок в составе чемпионских команд (1989, 1990)

Понять, каким крутым игроком был Дюмарс, очень просто – он выглядел так здорово, что даже выбор Дарко Миличича, роскошные контракты Гордону и Виллануэве, полный развал «Пистонс» так и не привели к его отставке с поста генменеджера команды. А все потому, что в бытность игроком Джо был едва ли не самым уважаемым человеком в НБА – не просто как один из немногих, кто мог остановить Джордана, не как единственный приличный человек в адском составе «плохих парней», а главный джентльмен лиги, гордо несущий звание профессионального баскетболиста. Именно Джо вручили первый приз за джентльменское поведение, который после получил его имя. Он настолько серьезно и ответственно подходил к происходящему на площадке, что доходило до курьезов: как гласит история о временах Дрим-Тим-2, когда накануне одного из важных матчей чемпионата мира Шак и остальные начали собираться в круг, Дюмарс подумал: «Ну слава богу, наконец-то, парни взялись за ум»… после чего они начали исполнять сочиненный накануне рэп.

Об игровых достоинствах Джо можно спорить до бесконечности. Он никогда не был лидером. Он не смог кардинально пересмотреть свою роль в команде и повести за собой «Пистонс» после ухода «плохих парней». Он не показывал феноменальных статистических показателей. В решающие моменты ключевых матчей он мог оказаться на скамейке (так было в 5-м матче финала 90-го, самого сложного периода в жизнь Дюмарса, тогда потерявшего отца). Наконец, свой самый весомый вклад в успех «Детройта» он сделал в финале 89-го – именно тогда, когда «Лейкерс» из-за травм потеряли Байрона Скотта и Мэджика Джонсона и проиграли вчистую.

Но иногда важнее оказаться в нужном месте в нужное время: «Пистонс» специально взяли Дюмарса, зная, что он идеально дополнит Айзейю Томаса. Застенчивый интеллигентный юноша из хорошей семьи идеально влился в знойную компанию из Его Отвратительности, гиперагрессивного «малыша»-предводителя, «самого плохого из плохих», Червяка и прочей отъявленной братии. От него требовалось сделать все, чтобы дополнить имеющийся отряд – помочь в защите и разгрузить Томаса в нападении. Умения комбо-гарда, не пытающегося унизить соперника, самоутвердиться и поразить зрителей, пришлись более, чем кстати – Джо делал все максимально просто и эффективно, ну и периодически позволял себе немыслимые номера с отскоком мяча от щита. В защите само собой тоже помог: Дюмарс был краеугольным камнем оборонительных порядков, созданных по «Правилам Джордана» – сам Майкл не раз признавал, что играть против Джо ему было сложнее всего. Так, в том числе и из этих функций, которые вряд ли стоит ограничивать ролью, родилась одна из сильнейших команд в истории лиги. Неуловимая магия победы продолжает отделять великолепных исполнителей от игроков великих. Дюмарс – каким бы вы его ни представляли сейчас – безусловно, принадлежит к последним.

71. Деннис Родман

Команды: «Детройт», «Сан-Антонио», «Чикаго», «Лейкерс», «Даллас», «Лонг-Бич Джем» (АБА), «Орандж Каунти Краш» (АБА)

Статистика: 7,3 очка, 13,1 подбора, 1,8 передачи

Драфт: 27-й пик 1986

Резюме: 5-кратный чемпион НБА – 14 лет, 10 на высоком уровне – 2-кратный участник Матчей всех звезд – дважды лучший защитник лиги (1990-1991) – в третьей пятерке (1992, 1995) – лидер лиги по подборам (7 сезонов подряд), по проценту с игры (1 раз) – 8 раз в пятерках лучших защитников (6 из них – в первой) – 4 лучших сезона с показателями 7-18-2 – 2 лучших выступления в плей-офф с показателями 8-14 (32 матча) – играл в составе 5 чемпионских команд, в трех выходил в старте – 13,2 подбора за карьеру (13-й показатель)

Этот ветхозаветный анекдот из жизни Детройта знают все, но его стоит рассказать.

Однажды маленький мальчик пришел домой с синяком под глазом, и отец спросил: «Что случилось?»

– Я играл в баскетбол.

– И что?

– Я пытался действовать так, как это делает Червяк.

– Садись ужинать, сынок, тебе еще сильно повезло.

Деннис Родман – уникум, и даже как-то обидно включать его в какие бы то ни было рейтинги: он всегда будет одинок в своей уникальности. С ростом 198 сантиметров Червяк не только оказался в одном ряду с лучшими подбирающими в истории лиги, но и на протяжении всей карьеры бронировал себе место в символических пятерках лучших защитников. Нет ни одного другого игрока, который бы настолько эффективно действовал против самых разных соперников –Мэлоуна, Баркли, Берда (как известно, «Берд переоценен, потому что он белый»), Мэджика, Уорти, Кемпа, Джордана. Физические пределы для Родмана на самом деле не существовали: в 98-м – ему было уже 36 – он гудел по-черному, делая перерывы разве что на баскетбольные матчи, и даже умудрился вывести из себя смотрящих на его чудачества сквозь пальцы Джексона и Джордана. Хотя любой другой бы точно умер, Родман продолжал пить – и правильно сделал: 80 матчей «регулярки» (15,0 подбора) и 20 плей-офф (11,8 подбора) трансформировались в почти 3 с половиной тысячи игровых минут. Нужно ли говорить, что его роль в команде была едва ли не ключевой: вряд ли был хоть кто-то, кто смог бы так ловко справиться с Карлом Мэлоуном.

Здоровье позволяло Родману делать то, что уничтожило бы любого другого. Считается, его слабым местом была психологическая сторона. Вернее, могла бы стать. Самое удивительное (впрочем, у Родмана все именно самое) – это то, что его личные сложности (тяжелое детство, комплексы, затянувшаяся депрессия, неудавшееся самоубийство) никогда не ретранслировались на его команды (удар ногой оператора и всевозможные стычки не считаются). Прокол, обеспечивший «Сперс» фиаско в 95-м, все же совсем из другой оперы. Какие бы глубочайшие проблемы ни переживал Деннис, к каким бы дичайшим методам ни прибегал для их решения, он без всяких хлопот вливался в весьма непростые – с психологической точки зрения – коллективы: постоянно пребывающих на адреналиновом пике «плохих парней» и «быков» конца 90-х, микрофауну которых создавали два одержимых победами бросающих вызов всем и вся высокомерных подавляющих своим превосходством игрока. Родман не просто выживал в этих условиях: в трех разных командах он 10 раз играл в финалах конференции, 10 раз в командах, одержавших более 50 побед, пять раз в командах, одержавших более 60 побед, и только один раз в карьере не участвовал в плей-офф. За годы, проведенные Родманом в лиге, его команды выиграли 574 матча из 872 в регулярном чемпионате и 118 из 172 – в плей-офф. Плюс он не просто составлял Большое Трио в «Чикаго», но и на протяжении 89-90 годов являлся столь же неотъемлемым для побед «Пистонс», как Томас и Дюмарс – в 17 матчах плей-офф 1989 Деннис в среднем играл по 24 минуты и собирал 10 отскоков.

В общем, исключительно в пределах паркета Родман сделал столько, что остается лишь удивляться и все четче понимать, что талант такого масштаба, на самом деле, не вписывается ни в какие известные рамки. Его не удалось обдумать до сих пор и вряд ли удастся в будущем, потому что с течением времени внебаскетбольная сторона Денниса все активнее влияет на его восприятие. За полусумасшедшим человеком-скандалом, меняющим прически, наряжающимся в свадебное платье, шокирующим своими киноролями татуировками и пирсингом, звонящим на радио в процессе любовных утех, гулявшим с Мадонной и Кармен Электрой, ну и так далее, тот самый Деннис Родман, Червяк, выгрызавший мячи и ложащийся костьми ради побед, становится все более расплывчатым. Все остальное вполне доступно описывается в его книге.

100 лучших игроков в истории НБА. 90-81

100 лучших игроков в истории НБА. 100-91