19 мин.

«Формула-1» обновилась: главные смены правил, машин, изнанки команд и формата Гран-при

Полный гид.

Представляете, «Формула-1» уже официально возвращается – межсезонье выдалось самым коротким за последние 44 года! Хоть и весьма насыщенным: один только трансфер Льюиса Хэмилтона в «Феррари» (пусть и в 2025-м) – уже событие исторического масштаба, а ведь в эти 97 дней также уложились презентации с кучей технических новинок, тесты, скандал с потенциальным увольнением бессменного руководителя «Ред Булл» Кристиана Хорнера, избавление «Хааса» от легендарного Гюнтера Штайнера, мегаконтракт Леклера, новый выпуск Drive To Survive.

А в самом сезоне пройдет рекордное количество Гран-при – 24!

Вообще, столь насыщенный календарь планировался еще в 2023-м, но этап в Китае отменили из-за неопределенности с ковидными ограничениями (в Шанхае до старта прошлого сезона их официально еще не сняли, а многие грузы в такие локации морем отправляют сильно заранее). Затем по ходу сезона выбыл Гран-при Эмилии-Романьи из-за наводнения в регионе – трек в Имоле конкретно подтопило, а прибывший для этапа персонал спасался в общих отелях-убежищах.

Теперь же «Ф-1» идет на второй круг и надеется все-таки взять невиданную ранее планку загруженности!

И первая же новинка-изменение: сразу три гонки пройдут по субботам! Если в 2023-м таким оказался только уникальный эксперимент в Вегасе (ночной заезд по американскому времени превращался в утренний таймслот воскресенья для Европы, потому вы вряд ли даже заметили), то в этот раз «Ф-1» меняет расписание на этапах в Бахрейне и Саудовской Аравии. Дело в Рамадане – этому вопросу мы посвятили отдельную объяснялку. Практики пройдут в четверг, квалификация – в пятницу, так что не пропустите!

Также не пропустите и шесть спринтов – они начнутся в Шанхае, затем пройдут в Майами, Шпильберге, Остине, Сан-Паулу и Лусаиле. Причем в новом формате: в пятницу проведут практику и квалификацию к спринту (а не основную, как раньше), в субботу – спринт, снимут правило закрытого парка (оно будет действовать только между спринтерской квалификацией и самим спринтом), затем основную квалификацию, а уже в воскресенье по традиции гонку.

Пилоты позитивно оценили изменения.

«Отныне формат выглядит логичнее, – высказался ненавистник спринтов Макс Ферстаппен. – С другой стороны, победы в спринтах или борьба в подобных заездах все равно не приносит мне особого удовольствия.

Стало немного лучше. Иногда ты мог застрять (с неправильным вариантом настроек) и ты сразу понимаешь, что твой гоночный уик-энд испорчен и сделать с этим ничего нельзя. Так что вот изменения правила закрытого парка нам точно помогут».

А вам как новый формат и гонки по субботам?

Кстати, заезды в Австрии и Нидерландах должны стать чуть менее яркими и атмосферными: ФИА утвердила полный запрет на несогласованный пронос дымовых шашек и файеров на трибуны. Красочные кадры с оранжевым туманом уйдут в прошлое.

Самые видимые новинки: машины, ливреи, названия команд, перестановки

C точки зрения рынка пилотов 2023-й закрылся с минимумом изменений – в 2024-м не состоялось смен команд, и каждый гонщик начнет в том же коллективе, в котором и заканчивал. Единственный трансфер случился в середине предыдущего сезона: Ник де Врис уступил место Дэну Риккардо в «Альфа Таури».

Первое новое лицо: «РБ»

Какая «Альфа Таури»? Ее уже нет – и это одно из главных визуальных обновлений «Формулы-1» 2024-го. Сейчас вторая команда концерна «Ред Булл» называется «Виза КэшЭпп РБ», а ее шасси – VCARB01.

Но «Формула-1» (и мы) называем ее «РБ». Расшифровка – в новом названии юрлица команды Racing Bulls S.p.A ( «Рейсинг Буллз» – «Гоночные быки», примерно как футбольные RasenBallsport Leipzig, или «Спорт с мячом на траве Лейпциг»).

Однако новыми/старыми цветами и спонсорами дело не ограничилось – команде вновь постарались пересобрать новую айдентику и нацелить на улучшение результатов. Например, аэродинамический отдел расширится и переедет из британского Бичестера в британский Милтон-Кейнс ближе к базе «Ред Булл» на мощности Red Bull Technologies – для повышения уровня взаимодействия и синергии. Нет, речь не только об использовании деталей старшей команды – там просто лучше инфраструктура и оборудование, а значит, и больше шансов на разработку и производство качественной машины. Примерно по той же схеме сейчас «Хаас» арендует часть базы и инженеров в Маранелло у «Феррари».

Под структурные изменения произошли и управленческие изменения: многолетний шеф старой «Торо Россо» и «Альфа Таури» Франц Тост отправился на пенсию (и потенциальную должность советника), а команду возглавили бывший спортивный директор «Феррари» Лоран Мекьес и бывший генсек ФИА и исполнительный директор федерации по «Ф-1» Питер Байер (создавал лестницу подготовки от картинга до главного чемпионата).

В общем, поменялось все: теперь историческая итальянская Фаэнца не считается главной базой, цель – не только подготовка пилотов для «Ред Булл», а вложения в штат и машину планируют наращивать. Соперники уже беспокоятся, требуют у ФИА проверять сотрудничество двух команд с особым рвением и предлагают «Ф-1» надавить на основной концерн с целью продажи второго коллектива.

Второе новое лицо: «Кик Заубер»

В конце 2023-го с «Ф-1»попрощался знаменитый итальянский бренд «Альфа Ромео» – на ее месте в 2026-м как конструктор и моторист появится «Ауди». Однако пока немецкий автопроизводитель сконцентрирован на разработке двигателя, швейцарское гоночное операционное подразделение «Заубер» получило свободу в поиске финансирования и временной идентичности на время перестройки, чтобы заранее не портить возможный образ «Ауди» предположительно средними результатами.

И «Заубер» решился – продал название, брендинг, айдентику и ливрею криптоказино «Стейк» и его дочернему партнеру стриминг-сервису «Кик». Вышла команда «Кик Заубер» – но очень яркая!

Но это только на два года. Под капотом все то же самое: мощности «Заубера» активно улучшаются на деньги немецкого автогиганта, фабрика обновляется, новые люди активно привлекаются – команда даже вернулась к производству собственной подвески!

Смена руководства в «Хаасе»

Прощай, Гюнтер Штайнер – автор и отец проекта, уникальной аутсорсинговой бизнес-модели на личных тесных связях с «Феррари» и итальянским производителем шасси «Далларой», а также главный матерщинник и правдоруб современной «Ф-1», звезда Drive To Survive и автор мемов Bunch Of Wankers и HiGene.

Владелец американской команды Джин Хаас не внял просьбам создавшего и тащившего коллектив управленца расширить инвестиции – и сменил его на бывшего главного гоночного инженера Аяо Комацу. Однако главное в этих перестановках – отказ владельца менять модель развития и существования коллектива.

Самые заметные новые машины: «Мерседес» и «Ред Булл»

После страданий с нулевыми понтонами, ошибкой с концепцией болида в смысле распределения аэропотоков и настройки, а также предоставления нужной управляемости для пилотов восьмикратные чемпионы мира действительно снесли старую версию до основания. В новой дебютировали погранично легальное переднее антикрыло (вписывается в букву регламента, но идет против его духа), уникальные треугольные понтоны, радикально новая подвеска и заднее антикрыло с DRS, а еще возвращение серебристо-серой расцветки.

«Ред Булл» же осознал, что все постараются скопировать их доминирующий истребитель RB19, и перепридумал старые минипонтоны и систему охлаждения «Мерседеса» заново – снабдив их находками «Феррари» и собственными инновациями. Вышло нечто абсолютно крышесносное!

Удачи скопировать это!

«Охлаждалки» для гонщиков

После рвоты в шлемы, обмороков и сходов из-за жары на Гран-при Катара ФИА и «Ф-1» пообещали пилотам принять срочное решение по хоть какому-то улучшению ситуации с вентиляцией в болидах – ведь во время жарких и влажных гонок у ребят немеют руки, и они даже приоткрывали шлемы, чтобы подышать.

Первым же срочным решением внедрили отверстия для охлаждения в носах болидов – точнее, вернули и расширили старые варианты, оттестированные в 2014-м и запрещенные из-за «паранойи некоторых команд». Теперь такие просто предписали иметь всем.

Но вопрос на этом не закрыт – другие способы охлаждения пилотов еще рассматриваются.

Новые технические правила: использование DRS, моторов, материалов

До 2024-го в гонках допускали открытие DRS для ускорения на прямых спустя два круга после начала заезда или рестарта. Теперь достаточно дождаться завершения одного полного круга – и приступать к атакам (или оборонам в паровозике!).

Также ослабили лимит по силовым установкам: все же с 24 Гран-при старый план пройти год с тремя двигателями вызывал все больше сомнений. Утвердили возможность использования четырех базовых блоков – но некоторые системы вроде электроники, выхлопных систем или коробок передач продолжат учитываться и штрафоваться отдельно.

Мелкие правки коснулись регламента днища: в некоторых зонах вертикальных перегородок запретили металлические компоненты, а в некоторых усилители, напротив, разрешили – но не тяжелее 0,1 кг на штуку и не более 0,5 кг с каждой стороны машины. Пластины против физического износа ограничиваются общей массой в 0,3 кг на каждую сторону.

Это продолжение борьбы против галопирования – чтобы днище не прогибалось к асфальту и жестко крепилось в одной позиции для стабильного гененирования прижимной силы, уточняются правила специальных стяжек – теперь их массу немного двигают вниз и утоняют зоны, чтобы освобождать регламент.

А еще обновили список разрешенных к использованию в конструкции машины материалов – расширили особым аэрокосмическим сплавом алюминия и магния, разработанным в НАСА! Инсайдеры из паддока уже в нетерпении, кто же и где его использует первым.

Также важный момент – ключевая правка правил «закрытого парка». Оно заключается в запрете на изменение настроек и спецификаций деталей между квалификацией и гонкой без штрафа: в случае аварии, внезапной поломки или просто сомнений в годности запчасти требуется ставить только такую же версию с разрешения и верификации технического делегата, иначе команду ждет штраф – даже за мельчайшие сдвиги, перемены или изменения в характеристиках. Но с 2024-го новые или несовпадающие детали запчасти все-таки можно будет установить без наказания – но только в случае, если команда сумеет доказать, что нужные имелись ранее, но они закончились или пришли в такую же негодность. До изменения регламента даже за такое «форс-мажор» ждала неизбежная кара.

Новые организационные правила: повышены штрафы, потолок расходов, возможности для инвестиций для аутсайдеров

В последние годы команды зачастили с использованием «права на пересмотр» – подачи требования в ФИА на изменение или отмену какого-то штрафа «по неизвестным ранее вскрывшимся обстоятельствам». Правда, все такие дела раз за разом проигрывались, только создавая дополнительную нагрузку на судей, напряжение и соответствующие заголовки в прессе до и после слушаний – ведь в процессе выяснилось: тим-менеджеры организаций пытаются оспорить решения совсем не «неизвестными ранее данными», а доступными судьям онбордами, рассуждениями и прочей информацией. А она чисто процессуально формально не может служить основанием для пересмотра решения.

Фактически команды подменяли понятия – формировали дело как будто подают апелляцию на несправедливое решение, пользовались другой опцией, закономерно проигрывали и занимали красивую позицию «засуженных», хотя шансов изначально и не бывало. Почему они так поступали? Ради медийной картинки: ведь иногда не хотелось оставлять неудобное решение просто так, без давления на ФИА и «Ф-1», а время на подачу именно апелляции легально истекает через два часа после закрытия протокола. Успеть хотя бы оформить намерение это сделать сразу после финиша – крайне нетривиальная задача, которая требует уже собранной железобетонной фактуры. А ее часто и быть не может – ведь те же онборды нужно сперва выгрузить с болида.

«Право на пересмотр» можно было активировать в течение 14 дней – есть время на подумать и поковырять повторы.

Но теперь больше нет. Командам оставили 96 часов (с возможностью расширить на 24 часа при «особых обстоятельствах»), потребуют внушительный денежный депозит (возвратится только в случае победы – и это помимо обязательно взноса в 5 тысяч евро за само по себе рассмотрение), а также сразу потребуют пояснять, почему эти доказательства «новые, важные и имеют отношение к делу» – еще до начала слушаний. Раньше этим вопросом занимались стюарды уже в процессе дела.

По задумке ФИА, количество подач просто ради политического давления и медиаобраза с такими требованиями должно снизиться.

Также регулятор утвердил повышение максимального размера денежных штрафов для команд и пилотов – со старого лимита в 250 тысяч евро новый задран до миллиона. Помните, как в прошлом году вся «Формула-1» недоумевала от размерности таких цифр? Недовольство не сработало – хотя до сих пор не слишком понятно, каким же должно быть «нарушение на миллион». Должно быть, попытка действительно нарочно размазать кого-то по стене из мести.

Зато аутсайдеры празднуют: «Уильямс» все-таки пробил, отстоял и утвердил повышение возможности вложений в обновление баз для аутсайдеров! Всем командам разрешалось инвестировать не более $45 млн на горизонте четырех лет, а теперь для четырех худших в среднем команд за последние 4 сезона лимит поднимается до $65 млн (на данный момент это как раз «Уильямс», а еще «Хаас», «Заубер» и «РБ»).

Для компенсации остальным возможности тоже немного проиндексировали: следующим трем командам (сейчас «Макларен», «Астон Мартин» и «Альпин») – до $58 млн, а лидерам – до $51 млн.

Больше частных тестов и съемочного километража, меньше загрузка персонала

Из-за стабильного регламента количество предсезонных испытательных дней уменьшилось до трех, вызвав недовольство пилотов и команд – ведь по сути каждому гонщику для тренировки теперь достается 1,5 сессии.

Потому километраж для обоих разрешенных в течение сезона «съемочных» дней увеличен вдвое – со 100 км до 200 км. Ведь все понимают: команды прежде всего использовали дистанцию для проверки систем и обкатки машин, даже на специальных шинах – и в итоге оставались почти без вменяемого маркетингового материала. Теперь же расстояния в 2/3 Гран-при должно хватать на обе цели.

С другой стороны, уточнили и правила частных тестов: их можно проводить без ограничений по времени, но на болидах с деталями специфицкации, мелькавшей хотя бы на одной гонке двухлетней давности (то есть на данный момент – уже 2022-го). Поскольку в том сезоне болиды уже строили по нынешнему регламенту с граунд-эффектом, то их свойства и базовые функции достаточно близки к актуальным, а ограничения не позволят тайно обкатывать экспериментальные детали и потенциальные обновления для болидов новых сезонов в обход ограничений на работу в симуляторах. К тому же, в случае доказательства улучшения надежности, сокращения расходов и безопасности особые разрешения от ФИА теперь допустимы – это тоже новая оговорка.

Пилоты же смогут продолжать хотя бы физические тренировки и получат доступ к воспроизведению логики настроек новых машин. Так что в 2024-м стоит внимательнее следить за новостями, кто и где сколько катал!

Зато о трековых командах решили позаботиться чуть больше и еще сократить рабочее время для бригад: теперь персонал не должен работать на трассе за 15 часов до старта третьей практики (а не за 14, как раньше) – после второй их обязаны будут отпускать еще на час раньше. И без штрафа разрешат теперь только два нарушения запрета на работу между первой и второй тренировками против старых четырех.

Новая система подготовки молодежи: «Ф-2» + женская «Академия «Ф-1»

Вместе с основной серией отремонтировали и гонки поддержки, которые проводятся в рамках Гран-при до главных сессий и тоже транслируются по всем каналам.

Самую масштабную перемену за последние 8 лет переживет «Формула-2»: для потенциальных новичков «Ф-1» сделали абсолютно новые машины с граунд-эффектом и соответствующим аэрообвесом – чтобы сблизить опыты управления болидами главных серий планеты. После перехода Гран-при на новый регламент в 2022-м техника здорово разошлась, и навыки юниоров все меньше коррелировали с требованиями высшей лиги – оттого и команды почти перестали всерьез рассматривать «Ф-2» как возможный источник талантов для моментального повышения.

Новые болиды с новыми моторами и новыми физическими свойствами должны помочь юным гонщикам с привлечением внимания. А их футуристический внешний вид точно развлечет всех тех, кто за уик-энд Гран-при смотрит не только лишь «Формулу-1».

Серьезный новый облик приобрела и «Академия «Ф-1» – фактически чисто женская «Формула-4», которая с 2024-го приобретет статус полновесных гонок поддержки основного чемпионата. Да, с заездами и трансляциями в те же уик-энды – а еще «Ф-1» обязала каждую команду выставить и профинансировать участие собственной пилотессы наравне (еще пять получат поддержку от партнеров серии Puma, Tommy Hilfiger, косметической Charlotte Tilbury, часовая Richard Mille и так далее).

Машины «от команд «Ф-1» выкрасят в их фирменные ливреи, болиды «от партнеров» приобретут их цвета – выйдет почти как в основной серии, но с девушками:

https://www.instagram.com/f1academy/

При этом нужно отметить огромное старание боссов «Формулы-1» и самой «Академии «Ф-1» сохранять реалистичную оценку ситуации без ваяния «мужской альтернативы Гран-при» – серию действительно стараются сделать просто удобным и вспомогательным шагом для девушек на пути к развитию карьеры в тот самый момент, когда им чисто физиологически нужно больше опыта и наката на более-менее мощной технике.

Также в «Академии» ограничили период выступления двумя сезонами, в новом наборе 10 из 15 участниц– моложе 20 лет (пяти – 18 или меньше), при среднем возрасте 19,7 лет – то есть стараются подталкивать команды искать более-менее талантливых юниорок, давать им возможность не утонуть сразу на первых же волнах большого автоспорта, а затем вкладываться в дальнейшее продвижение в реальные «Ф-4», «Ф-3» и «Ф-2». Да, в итоге может получиться битва 21-летней девушки против 18-19-леток в «Ф-3», но, похоже, с учетом физиологических требований иначе – никак, можно будет только порадоваться, если они поедут на равных. В конце концов, сражение 23-летних с 17-летними парнями в юниорах давно стало обыденностью.

И самое главное: теперь чемпионка «Академии «Ф-1» получит 10 баллов в суперлицензию (заработают пять лучших спортсменок по итогам сезона по схеме «10-7-5-3-1»). Двукратная чемпионка сможет взять 20 баллов, а значит, при заезде в топ-5 «Ф-3» или «Ф-2» и наличии нужного количества частных тестов ее уже могут пустить в боевые Гран-при. Большой и важный первый шаг!

Читайте также вообще все о старте сезона-2024:

Грядет важнейший сезон для лестницы к «Ф-1». Полная лотерея и для юных гонщиков, и для новой «Ф-2»

Новые болиды «Ф-1» протестировали – и какой же лучший в управлении? Кто впечатлил пилотов и экспертов?

В «Ф-1» грядет битва «Ред Булл» и «Феррари»? А как же другие команды?

Ливрея «Феррари» защитила титул на Sports.ru! Наш рейтинг расцветок «Ф-1» 2024 года

Самая отсталая команда «Ф-1» все же вставила экран в устаревший руль-реликт. Теперь на дизайне «от Хэмилтона»

Все данные трех дней предсезонных тестов «Формулы-1»: Они завершились лидерством «Феррари». Но фавориты – все равно «Ред Булл»

В США представили команды «Ф-1» – отсылками к своим суперклубам. Согласитесь со всеми?

В болиды «Ф-1» для 2024-го: детали презентаций, обкатки, техобзоры

Новый «Мерседес» – 🤯 Собрал хак регламента, хотелки Хэмилтона и даже краску против трендов «Ф-1»

Гений «Ред Булл» в «Ф-1» безграничен: скрестил новацию «Мерседеса», убившую два их сезона, с идеей «Феррари»!

У «Феррари» – самый рисковый болид новой «Ф-1». Ведь Скудерия единственной в пелотоне не пошла путем «Ред Булл»

Фото: Gettyimages/Mark Thompson, Clive Mason, Handout Rudy Carezzevoli; HOCH ZWEI/Global Look Press; formula1.com