0

Юбилей, которого не было

Первый день чемпионата мира по художественной гимнастике, который стартовал в среду в Будапеште, принес сборной России полный медальный комплект -- золото, серебро и бронзу. Золото и серебро выиграла Алина Кабаева в упражнениях с мячом и обручем соответственно. Бронзу завоевала Ирина Чащина за обруч. Ирония судьбы в том, что две лучшие, сильнейшие гимнастки планеты минимум последних пяти лет получили медали чемпионатов мира впервые с 1999 года.

Чемпионат мира по художественной гимнастике начался неожиданно резво. Прежде на всех крупных официальных турнирах медали всегда разыгрывали в последние два-три дня. А в Будапеште уже в первый день определились хозяева двух комплектов. Такой регламент, безусловно, прибавил интереса.

Вместе с интригующим регламентом в Будапеште также дебютировал новый принцип судейства, который добавил еще больше невнятицы и сумятицы. Теперь судят еще жестче, конкретнее, оценивают не только выступление, выполнение элементов, но и полное соответствие заявленному порядку, так называемой карточке.

Заполняли "карточки" -- представляли идеал, лекало подготовленных программ -- уже в Будапеште. В программе чемпионата мероприятие обозначено романтично -- podium training. Но то, что происходило два дня перед началом официальных соревнований, трудно было назвать романтикой, скорее уж -- триллером. Так, Алина Кабаева "прогоняла" перед судьями упражнение с лентой три раза подряд! Естественно, с полной концентрацией. Энергии, эмоций podium training забрал не меньше, чем официальные выступления.

Нововведение, надо сказать, не осталось незамеченным. В первый день восемь из десяти гимнасток имели минус полбалла за несоответствие записанному/предварительно показанному. Что такое несоответствие, никто из специалистов (и судей) корреспонденту "Известий" внятно не смог объяснить. Вопрос: "Почему несоответствием одного порядка, которое наказывается штрафом в 0,5 балла, считаются отсутствие и одного элемента, и пяти и совсем другая программа?" -- вовсе поставил в тупик. Нестыковочка.

Первые впечатления от чемпионата (не от организации, а от спортивной части) -- самые положительные. Лидеры -- россиянки Алина Кабаева и Ирина Чащина, украинки Анна Бессонова и Тамара Ерофеева -- подтверждают класс. Девочки, от которых ждали прогресса, доказали обоснованность давешних надежд. И в первую очередь это относится к экс-россиянке Инне Жуковой из Белоруссии (у нее -- бронза за упражнение с мячом), занимающейся в московском Центре Ирины Винер Алие Юсуповой из Казахстана (участие в двух финалах), еще одной иностранной воспитаннице Центра Винер -- Динаре Гиматовой из Азербайджана.

Очень много новых имен, прежде незнакомых гимнасток. Открытие номер один чемпионата мира -- россиянка Ольга Капранова (впрочем, не для российских журналистов и специалистов). А из иностранных участниц больше всех удивила американка Мэри Сандерс, которая выступает удивительно стабильно и в классической манере. Она даже отобралась в финальную восьмерку в упражнении с обручем -- и не была последней. Очередную звездочку презентовали греки -- Стерджани Пантази.

Впрочем, кроме Жуковой, все названные спрогрессировавшие и обнадежившие пока еще не способны претендовать на медали даже в отдельных видах. В среду вечером стало очевидно: в отсутствие болгарки Симоны Пейчевой и в присутствии, кажется, потерявшей уверенность в своих силах Ерофеевой все медали разыграют Кабаева, Бессонова и Чащина. Совершенно неочевидная неудача Чащиной в упражнении с мячом и бронза Жуковой лишь подтвердили эту уверенность (сейчас, когда самой грубой ошибкой считается не потеря предмета, а разрыв связки элементов, понимать и объяснять оценки гимнасток просто нереально).

По итогам первого дня между Кабаевой и Бессоновой, королевой и принцессой, законодательницей и претенденткой, -- статистическое равенство. У Кабаевой -- победа в мяче и второе место в обруче, а у Бессоновой -- золото в обруче и серебро в мяче. Однако эстетическое преимущество пока у Бессоновой. Ее "Лебединое озеро" -- самая цельная, качественная, эмоциональная etc. программа из всех показанных на чемпионате мира. И -- самая спорная.

Дело в том, что "Лебединое озеро" Бессонова танцует уже второй сезон (а может, и третий). Конечно, периодически в программе появляются новые, более сложные элементы, связки... Однако, кроме судей, все эти технические нюансы никто понять и тем более оценить не способен. А художественная база -- прежняя! И если на чемпионате Европы-2002 в Гранаде взмахи руками а-ля Майя Плисецкая искренне восхищали, то сейчас уже откровенно раздражают.

Пару лет назад художественная гимнастика окончательно определилась: она -- спорт, а не искусство. А спорт в отличие от искусства -- вечное движение. Лично я хожу на гимнастику, чтобы увидеть новые образы -- пусть и несколько сыроватые; новые оригинальные решения -- пусть даже не до конца воплощенные. А для того чтобы увидеть знакомое, стабильное, ожидаемое, я отправлюсь в Ленком или "Пять звезд".

''В том, что касается движения, поиска, по-прежнему нет равных российским гимнасткам. На чемпионате мира в Будапеште Кабаева пока кажется тяжеловатой, а Чащина -- слишком скованной, зажатой. Но медали они выигрывают за счет сложности. Будапештская победа в упражнении с мячом должна была стать для Кабаевой юбилейной -- десятой на чемпионатах мира. Но в связи с политическим решением допингового дела лучшая гимнастка мира в начале нынешнего года окончательно лишилась половины своих титулов. Всех блестяще выигранных на чемпионате мира 2001 года в Мадриде. Впрочем, после Будапешта Кабаева может максимально приблизиться к заветному "круглому" рубежу.

Вчера днем, после того как этот номер "Известий" подписали в печать, на чемпионате мира гимнастки разыграли третий комплект наград -- в престижнейшем командном первенстве. После первого дня (то есть -- двух видов) сборная России лидировала, опережая более чем на 5,5 балла команду Украины. Также вчера, но вечером, определились призеры в упражнении с булавами и лентой.

Будапешт

Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Главные новости
Последние новости