Леонид ТЯГАЧЕВ: "Колосков -- готовый кандидат на пост министра спорта"
''В последнее время новости из российских спортивных структур воспринимаются едва ли не с большим интересом, чем отчеты со стадионов. Болельщики живут как на вулкане: каждый день грозит новыми заявлениями и кадровыми перестановками. Корреспондент "Известий" Владимир Рауш встретился с президентом Олимпийского комитета России Леонидом Тягачевым и выяснил у него, что же на самом деле происходит в высших эшелонах спортивной власти.
- По итогам недавних отчетных конференций в федерациях сложилось впечатление, что никаких провалов в Афинах не было...
- Количество олимпийских медалей не всегда точно отражает положение дел в том или ином виде спорта. Сколько нападок было на президента Всероссийской федерации легкой атлетики Валентина Балахничева после Игр в Сиднее! Едва не сняли его тогда. А сейчас его подопечные завоевали шесть золотых наград, и Балахничев ходит в героях. Просто плоды труда оказались видны не сразу. Хотя по большому счету условия подготовки легкоатлетов за последние четыре года не сильно улучшились.
Или обратный пример. За год до Олимпиады наши пловцы на чемпионате мира завоевали три золотые медали. Естественно, мы думали, что они столь же успешно выступят и в Афинах. Запланировали им три "золота", на деле не оказалось ни одного. Кто в этом виноват? Президент Федерации плавания Алешин? Вопрос непростой. Наверное, виноваты многие, в том числе и ответственные работники Федерального агентства по физкультуре и спорту. Наша главная надежда в Афинах -- Александр Попов -- был вовлечен в борьбу за право стать президентом Федерации плавания. Жаль, что по инициативе некоторых наших опытных коллег состоялся этот фальстарт. К сожалению, меня своевременно не поставили в известность об этой закулисной борьбе, которая вымотала великого пловца.
- Выходит, деятельность федерации сводится к выступлению одного спортсмена? А президент ни при чем?
- Я против того, чтобы всю ответственность за спортивный результат возлагать на главу федерации. Президент должен организовывать работу федерации, за результаты отвечает главный тренер.
- А если президент федерации по совместительству является и главным тренером? Как Леонид Аркаев, гимнасты которого в Афинах также провалились?
- Я с огромным уважением отношусь к Аркаеву. Я много раз был в зале и видел, как он работает: по 10 часов в день, на каждой тренировке -- что-то новое, глаза горят. Аркаев очень рассчитывал на золотые награды Хоркиной и Немова. Но одной не повезло, другого засудили. Некорректно ставить ему в вину то, что он не усмотрел за Хоркиной и позволил ей накануне соревнований вручать Жаку Рогге олимпийский орден. Многие спортсмены с удовольствием посещали олимпийские мероприятия даже накануне соревнований, это помогало им отвлечься. Согласен, совмещать сразу две должности Аркаеву трудно. Буду рекомендовать ему остаться президентом федерации. Уходить из гимнастики ему нельзя -- его опыт и авторитет нам еще очень пригодятся.
- Недавно вы предложили возглавить спортивные федерации министрам. Кто конкретно мог бы выступить в этом качестве?
- Министры имеют властные рычаги и огромное влияние, которые можно было бы употребить на благо отечественного спорта. Скажем, спикеру Госдумы Борису Грызлову я предложил возглавить Федерацию футбола, главе президентской администрации Дмитрию Медведеву -- заняться хоккеем, министру финансов Алексею Кудрину -- плаванием. Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев уже сейчас руководит дзюдо, а директор ФСБ Николай Патрушев -- волейболом.
- Очевидно, что в ближайшее время у нас появится сразу несколько новых глав федераций?
- В федерациях кадровые вопросы решаются конференциями. Нынешние президенты должны передать свои полномочия добровольно, а не под давлением, как это пытаются делать сейчас. К примеру, президент Федерации хоккея Александр Стеблин готов провести отчетно-перевыборную конференцию, если у него будет достойный преемник. С Колосковым мы обсуждали такой вариант еще месяца два назад, он обещал подумать. Кстати, считаю, что Вячеслав Иванович -- готовый кандидат на пост министра спорта. Он сейчас находится на пике своей карьеры, прекрасно знает ситуацию на детско-юношеском уровне и в регионах, имеет большое влияние в международных кругах.
- Не боитесь, что министрам не до спорта и они перепоручат дела случайным людям? Так сейчас происходит в Федерации дзюдо, откуда бегут профессионалы.
- Это, конечно, проблема. Возможно, ее можно решить посредством попечительских советов, куда могли бы войти авторитетные в спортивном мире люди. Надо включать туда прежнее руководство, представителей регионов.
- На будущий год пройдет отчетно-перевыборная конференция Олимпийского комитета России. Вы будете выставлять свою кандидатуру в качестве президента ОКР на новый срок?
- Я уже говорил, что хочу остаться до Олимпиады-2008 в Пекине. За это время собираюсь подготовить себе преемника, человека известного и влиятельного. Уходить сейчас, накануне туринской Олимпиады, значило бы предать команду. Мы уже много сделали для подготовки к Играм в Турине. Но множество проблем еще остается. Сваливать ворох забот на другого человека было бы несправедливо. А главное -- у меня есть планы развития олимпийского движения в стране, и многое хочется успеть.
- Кого вы видите в качестве возможных преемников?
- Есть целый круг спортсменов, которых я подключаю к работе в ОКР. Так, Александру Попову предложена должность первого вице-президента Олимпийского комитета, если мои полномочия будут пролонгированы. Пока согласия он не дал, но и возражений не последовало. Большие надежды я связываю с олимпийским чемпионом по современному пятиборью Дмитрием Сватковским. Павел Буре назначен олимпийским атташе на Играх-2006 в Турине. Кроме того, мне очень нравятся задор и энергия гимнастов Алексея Немова и Светланы Хоркиной.
- Раз уж мы затронули тему Турина... Руководителем рабочей группы по подготовке к Играм назначен бывший фигурист Александр Горшков. К Виктору Маматову, занимавшемуся зимними Олимпиадами прежде, имелись какие-то претензии?
- После Игр в Солт-Лейк-Сити ко мне обратились тренеры, которые попросили больше не назначать Маматова на эту должность. Он допустил много ошибок. Я назначил Маматова своим советником, он предоставляет мне всю информацию по зимним видам спорта. А курировать подготовку к Турину будет Александр Горшков. У него хорошие заместители -- Владимир Логинов, Владимир Васин. Уверен, справятся.
- Недавно вы заявили, что хотели бы изменить структуру ОКР и расширить свои полномочия...
- В мире существуют две системы управления спортом. Американская, где есть Олимпийский комитет, получающий более 2 млрд долларов от лотерей, игорного бизнеса, и клубы. И китайская, где вся власть принадлежит государственным органам. У нас же почему-то предлагается совместить и то и другое. Раньше в Госкомспорте работали 1420 специалистов -- они могли по-настоящему заниматься своим делом. Но сейчас аппарат Агентства по физкультуре и спорту за вычетом обслуживающего персонала составляет 50 человек! Все основные силы сосредоточены в федерациях, которые находятся в стенах ОКР. Считаю, надо внести коррективы в области законодательства, чтобы выстроить мощную вертикаль власти в спорте. Если Олимпийскому комитету добавить средств и полномочий, нам будет легче заниматься своим делом -- спортом высших достижений. Да и Вячеславу Фетисову будет проще выполнять президентскую программу по оздоровлению страны.