Неистово громко и слишком близко. Мы не слышим их, потому что не эволюционируем. Часть 3
В блоге «От Ветеранов до Стачек дворами» особое место занимает социальная сторона жизни. Я подготовил масштабный материал о важных социальных процессах. Много героев, много спикеров, много жизненных историй. Частей будет несколько. Сегодня вторая часть.
Первая часть по ссылке.
Вторая часть по ссылке.
Содержание:
Часть 3.
1. Цирк. Цена развлечения.
2. Интервью с Оксаной Даниловой, которая является сотрудником «Голосов за животных» и занимается изучением индустрии развлечений с животными. Карнизм
3. Этичные и неэтичные материалы. Мех, кожа, пух, шелк и жемчуг. Аналоги
4. Интервью с этичным блогером Марго Морозовой об использовании животных в лабораториях
5. Интервью с основателем первого в России приюта для мини-пигов “Дося Хутор” Наталией Морозовой
…
Веган день с Veg склад
Интервью с Денисом Шамановым о принципах аболиционистского подхода к правам животных
Насекомые. Этично ли убивать их?
Цирк. Тезисы о цене развлечения. Все перечисленные пункты относятся к дельфинариям и всем подобным заведениям
Дрессировщики, тренеры животных зачастую подменяют понятия и говорят о том, что цирк цирку рознь. Но, очевидно, тоже самое скажет, к примеру, фермер, которому никак нельзя находить в ответах компромиссы по отношению к растительному питанию и как-то критиковать промышленное животноводство. В материале я не восклицаю манифестами, я даю просто информацию к размышлению. Но, конечно, есть моменты, где сложно находить авторские компромиссы. Очевидно, что, в целом, рассуждать хороший или не очень цирк, бессмысленно, так как это обсуждение глобально упирается в то, что это противоестественно. Как минимум противоестественно в контексте обсуждения диких животных, как максимум даже в контексте одомашненных видов(лошадей, к примеру). Абсолютное большинство цирков в мире именно строят бизнес вот так:
Начинается цирк с отлова животных в дикой природе. Лишь незначительный процент животных рождается в цирке или разводится на специальных цирковых фермах. На этих же фермах или им подобных дикие животные терпят побои, которые готовят их к выступлениям в цирке. Тысячи свободолюбивых животных отлавливают для цирка, животные до конца дней несут гнет невольного актерства. Во время отлова обычно родители тигренка, львенка или другого животного убиваются человеком. Малыш, а впоследствии взрослая особь может до конца жизни искать любовь и заботу у человека, инстинктивно заменяя им биологического родителя. Парадокс и цена развлечения. Это, если что, абсолютно нездоровая привязанность, в ней нет и толики той пользы биологической, которая была бы в случае с естественным порядком дел.
До последнего животное, попавшее в плен, проявляет строптивость и непокорность. С этого момента начинается ломка психики животного. Его просто ломают. Я видел реальные кадры с ЮАР и Тайланда, где слонят из диких горделивых животных превращают в послушных удобных зверят. Тесные загоны, связанные конечности и специальные предметы, которые травмируют так, чтобы раны зажили…

Перевозка. Температурные перепады, разгрузки и погрузки в течение длительных переездов, скученность, отсутствие питания. Кто-то не перенесет, умрет в дороге. Кто-то доедет и сразу будет пущен на дрессуру, чтобы побыстрее закрыть потребность клиентов в досуге.
Нередко животные не поддаются. Они не покоряются. Сколько видео с выступлений, где животные выходят из-под контроля. Их либо не оставляют в живых, либо обрекают влачить жалкое существование в условиях неволи.
Пребывание на публике для любого животного – стресс. Инстинкт самосохранения заставляет животных в естественной среде обитания вести скрытный образ жизни. Чтобы сломать волю, зачастую прибегают к методам жесткой дрессуры: вырывание когтей, клыков, побои, шокеры. С помощью багра(палки с шипом на наконечнике) дрессировщики вонзают в уязвимые места слонам «призывы» к послушанию.

Животные всю жизнь живут в заточении. Хождения по кругу, монотонные покачивания головой – следствие отсутствия удовлетворения естественных потребностей. Психотропные препараты, решающие эту проблему, разрушают психику еще больше.
Условия перевозки уже ставших цирковыми животных нередко заканчиваются их гибелью. Клетка зачастую не дает ни развернуться, ни хотя бы удобно лечь. Слоны, представители кошачьих, морские котики, верблюды гибнут от перегрева в фурах грузовиков, в грузовых отсеках самолетов.
Дельфины, к примеру, перемещаются в природе за счет эхолокации, за счет отражения звуковых волн от препятствий. Спутанные сигналы замкнутого пространства дельфинария сводят их с ума. Вынуждены жить в хлорированной воде всю жизнь, разъедаются глаза, кожа.
Травмы – естественный процесс такой жизни. Какой процент цирков лечит травмы? Вопрос риторический. Списанные по возрасту или по причине травмы животные из стационарных цирков нередко становятся актерами переездных цирков, работают на фототочках или при кафе и ресторанах. Также их отправляют в охотничьи хозяйства для натравки собак. Так называемые притравочные станции, куда охотник привозит собаку обучать охотничьему делу. Медведи в таких случаях прикованы цепью, у них нет клыков и когтей.
В переездных цирках тяготы дрессуры не прекращаются, увеличиваются тяготы вечных переездов. Санитарные условия, ветеринарная помощь? Вопрос риторический.

Все начинается с детства… Меня родители не учили тому, что я постиг с возрастом. Помню свой пятилетний юбилей, отец собрал фургон детей-друзей, мы отправились в цирк. Было очень весело. Я присягаю сейчас, что мой ребенок в будущем с самого раннего возраста будет общаться с животными, понимая их естественные интересы и потребности. Цирк – это сплошной отсталый архаизм. Бессмысленный акт жестокости и видовой дискриминации. Как это может быть развлечением, как это может приучать ребенка к любви, как это может развивать личность? Риторический вопрос.
Еще весело в цирке? Вопрос не риторический. Каждому из нас.
2013-й. Кадры с цирка на Фонтанке попали в сеть. Оксана Данилова провела расследование, указала на то, почему цирк с животными – ад на планете.

Прочитал, что на заре деятельности организации «Голоса за животных», в 2013 году, Вы проработали 1,5 года в Цирке на Фонтанке, собрали кадры с некорректными действиями дрессировщиков по отношению к животным. Почему важно рассказывать людям о таких ситуациях?
Я считаю, что люди в большинстве своем добрые, не хотели бы причинять зло животным без необходимости. Но из-за того, что зрители не видят, как, в каких условиях животные содержатся за кулисами цирка всю их жизнь, как их дрессируют, они продолжают покупать билеты на шоу с животными, оплачивая ту жестокость, которая реально стоит за такими шоу. Ведь цирк создает атмосферу праздника и иллюзию товарищества, взаимопонимания и дружбы между дрессировщиком и животными, «разумного», добровольного артистизма: различными вдолбленными трюками нам внушается, что животные обычные артисты, им нравится выступать, и они сознательно выполняют номера.
Так, специально вкрапляются трюки, создающие иллюзию свободной воли животного. Вот дрессировщик просит выполнить одно действие, а животное, якобы, хулиганит или боится, и делает действие другое, свое, но потрясающе смешное для зрителя. Но и это, якобы своевольное действие, тщательно вбито многодневной дрессировкой.
Мысль о том, как же живут эти звери все остальное время, 99,9% их жизни, когда они не на арене, иногда просто не приходит в голову, так как родители и так заняты своими заботами. Поэтому если мы хотим помочь животным, я считаю важным показывать реальную обратную сторону использования животных в индустрии развлечений. Чтобы люди делали сознательный выбор и понимали, что они оплачивают. Только в этом случае в положении животных может что-то измениться к лучшему, так как общество будет влиять, во-первых, на спрос, во-вторых, на законодательство.

Что изменилось в цирковой сфере за эти 12 лет? Как оцените тренд на отмену использования животных в цирке?
Этот тренд идет во всем мире, даже если нет полного запрета на использование животных в цирках, в некоторых странах ограничивают использование только некоторых видов животных или требуют от цирков предоставлять гораздо более широкие вольеры и обогащенную среду - ветки для лазанья, бассейны и т.п., в зависимости от вида животного. Также ужесточаются требования к транспортировке зверей. Из-за более строгих требований и падения спроса циркам становится менее выгодно использовать зверей, они просто перестают покупать новых детенышей и количество используемых животных само собой снижается. Здесь надо добавить, что все цирки за рубежом частные, и у депутатов нет интереса защищать какой-то один из видов шоу, все диктуется лишь общественным мнением и спросом. В России же практически все цирки государственные и субсидируются из наших налогов.
Но и в России уже неоднократно поднимался вопрос о запрете на использование животных в шоу, проводились Всероссийские акции, подписывались петиции. Худруку цирка на Фонтанке подавалось Открытое письмо со стороны более 100 известных людей - артистов, режиссеров, музыкантов - о создании первого в России государственного цирка без животных. Депутатами вносились законопроекты о запрете использования зверей в индустрии развлечений. Также обсуждался вопрос об ограничении дрессировщиков на покупку детенышей животных, чтобы естественным образом заранее решить потенциальную проблему, куда дрессировщики или цирки должны будут деть животных, когда запрет на использование будет принят.
В 2019 году начал обсуждаться Закон «Об ответственном обращении с животными», многие требовали и ожидали полного запрещения шоу с животными в шапито, передвижных зверинцев, дельфинариев, зоопарков в торговых центрах. К сожалению, этого не произошло, и зоозащитные организации совместно с биологами разработали поправки к новому закону, которые улучшили бы условия содержания и использования животных, которые хоть и не полностью исключили бы их страдания, но хоть немного уменьшили бы их.
Сейчас, согласно Закону об ответственном отношении к животным, животные признаются чувствующим существами, с которыми необходимо обходиться гуманно. Но по Постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2019 г. № 1937 «Об утверждении требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию» мы видим, что поправки от зоозащитных организаций, экспертов и биологов не были учтены совсем. Так, законом допустимы чудовищно тесные клетки и вольеры для “цирковых” животных. Например, размер клетки для львов и тигров 2,1 х 1,3 х 1,3 метра. Размер клетки для белых медведей 2,4 х 1.5 х 1,7 метра. Размер клеток для бурых медведей в среднем 1,6 х 1,6 х 1,6 м (животное не может даже полностью выпрямиться).
В 2025 году даже эти и без того низкие требования решили отложить на неизвестный срок, так как цирковая инфраструктура не в состоянии была их выполнить за 5 лет. То есть государство официально признало, что на данный момент в цирках животные находятся в еще более тесных клетках и увеличить их нет желания или возможности.
Цирки обязали получать государственные лицензии, но, конечно, нет никакого труда для государственного цирка (а это почти все цирки в РФ), получить лицензию, если по нормам закона они могут размещать животных в клетках, чуть больше самого животного, так, что те могут только повернуться вокруг себя. Да и контроль, который ведут госорганы за обеспечением этих требований сомнителен, потому что цирки узнают заранее о проверке. И, конечно, никто не контролирует, как проходит дрессировка, просто нет камер наблюдения.
Существуют ли этичные цирки?
У всех на слуху «Цирк Дю Солей», настолько он успешен и знаменит своими яркими шоу, в которых никогда не было животных. В Китайском государственном цирке на протяжении уже 2000 лет выступают только люди, поражая фантастическими трюками. Австралийский цирк OZ, африканский «Мама Африка», таких цирков достаточно. Кроме того, многие известные цирки за рубежом в последние годы отказались от использования животных и теперь зрителей восхищают лишь человеческие возможности. Например, Цирк «Ронкалли» в Германии, Цирк Ringling Bros. и Barnum & Bailey в США и т.д.
В Санкт-Петербурге несколько лет успешно существует «Упсала Цирк», где совмещается цирковое, театральное искусство и социальная помощь подросткам.

Почему важно вести этичный образ жизни? Как отказать ребенку в походе в цирк? Как объяснить ему, что стоит за этим?
Этичный образ жизни важно вести, если мы не хотим причинять ненужного вреда животным, хотим уменьшить свой экологический след и сохранить нашу экологическую среду, нашу планету. Даже не будучи альтруистом, стоит подумать о разрушительном влиянии, например, животноводства на сокращение лесов, загрязнение воды, увеличение парниковых газов, риск возникновения эпидемий (как в случае с ковидом, птичьим и свиным гриппом), рост устойчивости бактерий к антибиотикам. Хотя бы просто чтобы сохранить вокруг себя чистую среду, свое здоровье, здоровье родных и оставить детям не безжизненную землю.
В контексте цирков, посещение номеров с животными вряд ли развивает в детях доброту, когда они видят, что зверей используют просто как заводные машинки. Это, скорее, может воспитать потребительское отношение к природе и к более слабым. Ребенку можно на доступном ему уровне, рассказать, что медведь с афиши не выбирал сам, стоит ли прийти из леса, чтобы покататься на велосипеде перед нами. И после представления он уйдет не к себе домой в лес, а в тесную клетку. Есть детские книги, где герои цирковые животные, рассказывающие о своей жизни детям. А вместо походов в цирк, можно съездить в приют или реабилитационный центр, где ребенок поможет и непосредственно поучаствует в жизни животных с позитивной стороны.

…
Карнизм. Почему одни на семейных фотографиях, а другие на тарелке.
Карнизм – невидимая система убеждений, которая делит животных на категории: одних можно любить, других есть, третьих носить.. убивать на охоте, использовать в цирке и на притравочной станции. Она так глубоко встроена в культуру, язык, повседневные ритуалы, что кажется естественной, очевидной, единственно возможной. Карнизм работает через три механизма защиты: оправдание(«это нормально»), объективизацию(«это всего лишь мясо»), дистанцирование(«я не хочу знать, как это происходит»). Карнизм учит нас не видеть живое существо за упаковкой в магазине. Не слышать крик за стенами бойни, не задавать неудобных вопросов.
Этичные и неэтичные материалы. Мех, кожа, пух, шелк, жемчуг. Аналоги.
Шерсть. Овцы и ягнята, которых выращивают на фермах для получения шерсти, всю жизнь проводят в переполненных загонах. Труд сотрудников, стригущих овец, оплачивается по объемам, а не часам, что поощряет быструю работу. Чтобы овечка не сопротивлялась при стрижке, ее насильно связывают, валят на землю, придавливают ногами. Овец часто бьют и ранят ножницами. Они испытывают огромный стресс, им больно. Когда шерсть перестает расти в нужных объемах, животное убивают.
Иногда в составе шерсть заменена кашемиром, ангорой. Это тоже шерсть. Есть также верблюжья и шерсть ламы. У кроликов и коз шерсть выдирают без анестезии.
Этичные аналоги шерсти: акрил, вискоза, хлопок, джут, крапива.
Кожа. Ежегодно ради производства кожаной одежды, обуви, аксессуаров и мебели люди убивают более миллиарда животных: коров, свиней, лошадей, крокодилов, змей, коз, овец, страусов, кенгуру, кошек и собак. Переполненные загоны, кастрация и обрезание рогов без анестезии, клеймение, вызывающее ожоги третьей степени. Расследования показывают, что бывают случаи, когда из-за высокой скорости работы оборудования или человеческого фактора животные остаются в сознании, пытаются вырваться, кричат, когда с них снимают кожу. Разновидности кожи, добытой путем эксплуатации животных: наппа, нубук, замша натуральная.
Этичные аналоги кожи: экокожа, экозамжа, кожа из ананасовой кожуры.

Мех. На зверофермах животные проводят свою короткую жизнь в тесных клетках. Насильственное обездвиживание – тяжелая пытка для любящих свободу животных. В естественном мире те же лисицы пробегают несколько километров в день, разыскивают пищу, роют норы, прячутся от врагов, выращивают детей.
Этичные аналоги меха: экомех, холлофайбер, тинсулейт, полиэстер.
Пух. 6 месяцев длится жизнь гусей. Из них за это время несколько раз выщипывают перо и пух. Птиц не обезболивают, ломают им крылья и лапы. Пух также выдергивают из уток, которых выращивают для производства фуа-гра, где их еще и насильно раскармливают.
Этичные аналоги пуха: синтепон, холлофайбер, тинсулейт, полиэстер.

Шелк. Шелк получают из коконов, которые образует шелковичный червь. Чтобы извлечь тонкую нить волокна, куколку убивают до того, как она превратится в мотылька и повредит нить. При этом действии коконы обдают кипятком. Для получения одного грамма шелковой нити требуется убить около 15 шелкопрядов. Для шелкового платья нужно 10000 невылупившихся бабочек.
Этичные аналоги шелка: полиэстер, вискоза, рэйон, тенсел, лиоцелл, соевый шелк.
Такие материалы, как жемчуг и перламутр, тоже получают путем использования животных. Аналоги: искусственные жемчуг и перламутр.
Исследования в лабораториях по созданию косметики и бытовой химии до сих пор связаны с эксплуатацией животных, хотя альтернативы есть
С Марго Морозовой, основателем крупнейшего тщательно и детально проработанного списка этичных экологичных брендов косметики и бытовой химии, обсудили вопрос эксплуатации животных в исследовательских лабораториях.

Марго, Вы основатель крупнейшего поисковика этичных брендов в мире. В чем его ценность и значимость?
Любой потребитель косметики и бытовой химии, человек, являющийся новичком в выборе этичного образа жизни, человек, являющийся последователем этичных форм развития общества уже давно, в любое время, дома или у полки в магазине, может открыть созданный мною список, проверить интересующий бренд и узнать, этичный бренд или нет. В списке порядка 11000 брендов.
Как Вы этот список создавали? Как он пополняется?
Изначально я просто создавала его по тем брендам, которые мне лично были знакомы. Фиксировала результаты на листочке. Потом он пополнялся благодаря запросам от моих подписчиков. Далее я прорабатывала базу брендов, представленных в магазинах. Потом я анализировала бренды на тематических выставках. Некоторые бренды выходили на меня сами, я анализировала их этичность.
Что для Вас значит этичный образ жизни? Почему это важно?
Я веду осознанный образ жизни. Обращаю внимание не только на свои потребности и “перепотребности”, но и еще стараюсь заботиться об окружающем мире, о животных.
Каких животных используют в лабораториях?
В сфере бытовой химии и косметики чаще всего используются мышки, крыски, кролики, шиншиллы. Например, кроликам наносят испытуемое вещество на роговицу глаза, мышкам и крыскам чаще всего вливают испытуемое вещество, шиншиллам наносят испытуемое вещество на ранку. Все ради проверки токсичности вещества.

Какие есть альтернативы использованию животных в лабораториях?
In vitro. В лабораторных условиях в пробирке моделируются органы человека или животного. Подобные альтернативы разрешены на государственном уровне, прописаны в регламентах.
Что можете посоветовать тем, кто только начинает вести этичный образ жизни?
Не думать, что замен не существует. На полках магазинов огромный выбор классной этичной продукции. В любой нише, в любой категории средств. Стоит лишь только посмотреть за пределами привычных потребительских пределов. Этичная косметическая отрасль развивается в геометрической прогрессии, выбор огромен. Желаю удачи, всегда поддержать могу посредством своих социальных сетей людей, выбравших этичный образ жизни.
В Подмосковье есть настоящий приют мини-пигов. Называется он «Дося Хутор». Наталия Морозова спасает этих прекрасных животьных. От модных трендов и таких же модных людей
Наталия, расскажите о мини-пигах. Развейте мифы о них.
Надо понимать, что не существует маленьких свиней. До 10 кг они будут до года, дальше они будут расти все равно. Глобально не существует мини-пигов. Мини-пиг – это от 25 до 40 кг во взрослом возрасте. Просто свинья меньше среднего размера. Это генетика.
У свиней прекрасно развит нюх. У них сложное питание, очень сложная медицина. Врачей практически нет. Найти специалиста очень сложно.
Они очень чистоплотные. Стереотип о том, что они грязные и неприятно пахнущие животные ошибочен. Они любят мыться. Не любят стричь копыта, а это нужно делать обязательно в домашних условиях. Клыки у мальчиков растут, в домашних условиях они могут цеплять батареи, вещи, мебель. В домашних условиях они могут ходить в горшки для собак, кстати, проблем с туалетом нет. У меня свиньи гуляют на улице два раза в день с собаками, они даже также просятся на улицу в туалет.
Свиньи не потеют, но выделяют определенный секрет, который может вызывать дерматит, то есть они вопреки мифу не гипоаллергенные существа. Свиньи линяют один раз в год. У свиней слабое сердце и слабый желудок, они зависимы от хорошего ухода и питания. Существуют прививки для них, такие же как для тех же собак.

Интеллект у свиней эквивалентен интеллекту 5-летнего ребенка. Умеют манипулировать, требовать еду. Не принимают других мини-пигов.
Начиная с 3-летнего возраста Вы получаете свинью, которая начинает расти вширь, начинает проявлять характер и занимать все больше пространства в помещении: они могут отбирать, к примеру, у собак лежанку, миску. Свиньи могут дружить с козами, с лошадьми, с кошками, но не с собаками.
Рацион у свиней состоит из травы, злаков, фруктов. Молочку им нельзя. Свиньи умеют открывать холодильник, раскрывать коробки, если ее заводить дома, то нужно быть дома 24 на 7. К клеткам такие животные не приспособлены совсем. Хорошо гуляют на шлейке. Им нужен человек, хозяин, которому они будут доверять, которого они будут любить. Они могут изучать команды. Охраняют свою территорию, могут прогонять гостей, которые Вас навещают.
Исходя из услышанного, я могу допустить, что зачастую люди не знают об этом, не готовы заниматься питомцем, не осознают его естественного поведения.
Да, по сути это и есть причины того, почему от них отказываются. Хотя к ним очень легко проникнуться и привыкнуть, они прекрасные создания. Хозяин должен понимать, что питомец может умело манипулировать им, нельзя дать одержать верх в этом питомцу, тогда можно будет построить гармоничные отношения.
Если человек не понимает ответственности и вместо того, чтобы наладить жизнь с питомцем, просто отказывается от него, то это ужасно. Я помогаю таким животным. Каждый раз обещаю себе, что это последнее животное, но часто пройти мимо не получается даже, если возможности ограничены.
У нас живут и лошади, и козы, и карликовые кролики декоративные, которых выбросили на улицу, поставив на улице у метро в коробке с запиской.

Что происходит дальше со спасенной свиньей? С другими животными?
Абсолютно всегда спасенная свинья становится жителем приюта, и все расходы по ее кормлению, содержанию ложатся на мои плечи. Финансирования нет. Сборы не покрывают потребности. У нас живут лошади, сена рулон стоит только 4000 рублей, а нам таких надо 10 штук на месяц.
Свиньи не питаются остатками еды со стола. Кабачки, яблоки, огурцы в их рационе. Все это стоит денег. Уход, уборка за ними.
Сейчас я считаю, что довела уровень жизни животных до максимально корректного, они живут хорошо, ни о чем не беспокоятся.

Как можно помочь приюту?
У нас 2 раза был потоп. Дом поднимали на сваи. Еще один потоп первый этаж дома может не пережить. Пока средства выделить на ремонт не представляется возможным.
Остро стоит вопрос бытовой химии. Закупка сена, фруктов. Мусорные мешки, утилизация мусора. Когда нас спрашивают, как нам помочь, мы предлагаем, к примеру, нам на пункт WB или Озон заказать необходимые корма или пеленки. Либо можно стать спонсором закупки тыквы на неделю, например. Кроликам нужны раздельные клетки, поилки, пеленки, сено. Мешки для мусора.
Как Вы пришли к тому, чтобы спасать животных?
Я с детства была окружена животными. Я всегда помогала животным, лечила их, пристраивала.
Мини-пиг. Что сделать перед тем, как стать его хозяином, другом?
Понятно, что надо следовать не моде, а здраво подходить к вопросу появления такого питомца дома.
Я не хочу отговаривать людей от того, чтобы завести мини-пига, но я настаиваю на том, что это надолго. Минимум лет на 12. Исходя из ответа на первый вопрос, Вы не сможете надолго уходить из дома, не сможете ездить в отпуск. Мини-пиг как маленький ребенок. Нужно крепко подумать перед тем, как заводить такого питомца. Если Вы житель Москвы или области, Вы всегда можете приехать к нам в приют, пообщаться с мини-пигами. В наших соцсетях посмотреть, как они выглядят, как они себя ведут в естественной среде, как взаимодействуют с людьми и другими животными. Очень важно изучить тему питания, корректного содержания таких животных, как мини-пиг. Да и всех остальных, конечно, тоже. Животные не игрушки, а мини-пиг намного более требовательное к вниманию хозяина животное по сравнению, например, с кошками и собаками.

Веган день
2 ноября в Севкабельпорте прошел День Вегана. В рамках праздника прошли лекции об активизме, прошли и дискуссии.
Я попробовал суши от Veg склада. Я не самый, мягко говоря, любитель суши, но здесь мне суши понравились. Это просто вкусно, вопрос этики здесь даже вторичен. Потому что если мне веганские суши нравятся, то я просто буду их с радостью заказывать и есть. Этичность только добавляет шарма этому процессу.

Понравился подход парня по имени Чили. Он участвовал в дискуссиях, и мне захотелось дополнительно попросить его о более деловой форме общения. Вот тезисы из его монолога:
«Мы, конечно, хотим, чтоб все стали веганами. Но позиция, что мы за все хорошее и против всего плохого – это популизм. Проблем в вопросах этичного отношения к животным много, а рук мало. Есть, к примеру, проблема бездомных животных, есть проблема эксплуатации животных в цирке, проблема меховой промышленности и тд. Обычно люди, которым небезразличны животные, помогают и людям и экологическим организациям и иногда правозащитным организациям.
И мы, конечно, не должны «позволять» только веганам помогать животным, подразумевать, что люди, которые поощряют эксплуатацию животных, не имеют права тоже помогать. Намного полезнее будет, если мы не закроемся от тех, кто не веган, а наоборот, пригласим их к себе на праздник и покажем фильм «Земляне», расскажем им про альтернативы, сделаем вместе доброе дело, а не будем клеймить их за другой выбор, отворачиваться от них.
Я считаю, что мы должны быть открытыми к миру, даже когда нас не все устраивает в его устройстве. Если человек пришел к веганам и хочет интегрироваться, то веган-сообщество должно дать ему ламповую атмосферу, помочь справиться с давлением общества, а не самостоятельно оказывать на него давление. Людей, которые остаются в веган-сообществе только на силе своего внутреннего компаса, немного. Нужно, чтоб сообщество не было токсичным. Мы должны учиться принимать всех. Это тяжело, но так и у нас будет больше шансов развить сообщество, и людей, желающих к нам прийти, будет больше.
…
У меня у отца охотничий бизнес. Я стрелял по животным сам. Я был уверен, что продолжу семейное дело. Но я полностью изменил подход. Я не за один день стал веганом. Отец уже очень взрослый, бизнес сходит на нет. В том числе из-за того, что я стал веганом 20 лет назад. Потому что я бы сейчас развивал бизнес, если б не изменил свою жизнь.
…
Если человек живет в небольшом городе, селе, там, где не сильно распространены альтернативы, знания, сообщество, и там еще и тяжелее не держать, к примеру, фермерское хозяйство. Мы не можем туда прийти и сказать всем, что они плохие, что едят тушенку, а не фасоль и тофу. Это еще и вопрос инфраструктуры. Важно поддерживать тех, кто хочет стать веганом. Помочь найти варианты, рассказать о возможностях и тд, да даже отвезти туда по возможности продукты альтернативные и тд».
Денис Шаманов, соавтор проектов «Школа Прав Животных» и «Веганим вместе» выступает за аболиционистский подход к правам животных

Лекция интересная про аболиционистский подход, послушал с интересом, расскажите про себя.
Меня зовут Денис, я веган 11 лет. Я давно занимаюсь активизмом. Я состоял в «ВИТЕ», организовывал пикеты против цирка, против меха, выступал на лекциях. Потом я с друзьями создал «Школу Прав Животных». Занимался переводом книг про веганство, про права животных.
Главный принцип аболиционисткого подхода?
Животные не должны быть собственностью. Это первый принцип. Институционально рабство людей было возможно еще не так давно, сейчас это невозможно. Хотя, очевидно, что сейчас рабство законодательно не разрешено, но есть нелегальное людское рабство.
Как этот принцип привести к действию?
Простыми словами, человечество должно отказаться от эксплуатации животных. Все должны перейти на веганство. Начать каждый должен с себя. Можно прям сейчас перестать носить вещи с мехом, пухом, перестать ходить в цирки, зоопарки, перестать есть продукты животноводства, выбирать косметику и бытовую химию этичную без исследований на животных.
Задействована же еще экономика. Как индивидуальный пример сможет победить ее?
Аболиционизм не говорит о том, что мы станем все веганами и эксплуатация животных прекратится. Нам нужны институциональные перемены. К этому нужно стремиться. Но одно другому не мешает. Индивидуальный пример со временем может перейти к созданию сообщества, которое со временем сможет влиять и на социально-экономические вопросы.

В чем противоречие законов о защите животных с точки зрения аболиционистского подхода?
Противоречие в том, что мы защищаем права собственности. Сейчас, к примеру, сельское животное на ферме является собственностью фермера. Мы можем законодательно признать за животным право на запрет о голоде. Фермер обязан кормить животное. Но фермер ведет хозяйство, и оно должно быть экономически выгодно. Перед отправкой животного на бойню животное не кормят, все равно ж близко убийство. Аболиционистский подход как раз о том, чтобы не было в принципе смысла в том, чтобы придумать закон. Закон просто поможет фермеру якобы заботиться о животном, выполнять обязательства. Ширма такая. Ну по факту, как только это станет нецелесообразно экономически, фермер поступит так, как считает нужным.
Закон трактует гуманность по-своему, не как мы привыкли. Для закона гуманное обращение – это такое обращение, как заведено в конкретной сфере. Если фермер заморит голодом животных, и они помрут, то закон признает, что фермер виноват. Но если он их поморил голодом перед бойней, то закон учтет контекст.
Представим ситуацию. Садист убил собаку при дрессировке. Закон поймет, что я не преследовал цели убить, а дрессировал. То есть собственник обращался с собственностью рационально. Просто собака умерла, увы. Но если вдруг это случилось на глазах у людей, то закон будет думать о психике людей, будет учитывать опасность для других людей. Но не судьбу собаки.
Точно также работали законы с рабами, к примеру, в США. Убивали раба собственники, оправдывали, к примеру, бегством раба. Наказанием за это.
Что есть способность чувствовать для любого живого существа?
Это большой философский вопрос. Но есть очевидные вещи: у животных есть сознание. Животные понимают, что им больно. Животные видят, воспринимают информацию, могут любить. Есть научный консенсус у ученых: млекопитающие, рыбы, рептилии способны чувствовать. Биологи изучают насекомых, к примеру.
Вы на лекции говорите о том, что зоозащита в том числе может строиться на бизнес-модели, которой нужна гуманная эксплуатация животных, но не особо выгодна полная отмена эксплуатации?
Мы считаем, что мейнстримное зоозащитное движение противоречит аболиционисткому подходу. Потому что по сути это идеологическая обслуга животноводства. Что делает мясокомбинат, когда потребители начинают задавать вопрос, насколько гуманно покупать у него мясо? Он объясняет людям, что все в порядке. Поэтому на этикетке и в рекламе корова улыбается. Потребители не видят тогда проблему. Зоозащитное движение за 200 лет своей истории сыграло свою роль: теперь гуманное отношение к животному – это здравый смысл. И это хорошо. Но проблема в том, что мясокомбинат теперь создает иллюзию гуманного отношения, потребители успокаивают совесть, покупают продукцию. А зоозащитные организации через поддержку законов о гуманном отношении просто выступают пиар-отделом мясокомбината. Неумышленно, может, но делают именно это.
Есть новые организации, которые уже готовы следить за тем, как убивают животных, борются за то, чтобы клетки были шире, соломы побольше. Это идея ведет к веганскому миру. Таким образом, они считают, что у людей вырастет эмпатия, рассчитывают, что из-за законов о гуманном отношении к животным, вырастет стоимость мяса. Структурно мы опять упираемся в то, что закон в любом случае оценивает животных как собственность. Да выросшую цену не оценят ни конечные потребители, ни коммерсанты, ни фермеры. Нужно всех убедить принять не выгодные экономически законы, увеличить стоимость содержания животного и выкладки на полке магазина, на ценнике. Это маловероятно.
В США, кстати, есть продукция с рейтингом гуманного содержания животных. На упаковке указано то, насколько гуманно относились к животному на ферме. Потребитель платит за лучший рейтинг, если не готов тратиться, берет продукцию с наименьшим рейтингом. Это тупик. А рейтинг этот в принципе уже сразу не содержит в себе принципы гуманизма.
Последний вопрос: почему в 2025 году человек ходит на охоту и рыбалку?
Патриархат. Это архаизм, как и вся эксплуатация животных. Культурные установки, заложенные в эру, когда это было необходимо для выживания. Бред, но человечество продолжает это делать.
Индустрия производства насекомых растет
В основе своей насекомые используются для высокобелкового корма для сельских животных, ежегодно на фермах выращивается 1 трлн насекомых.
Веганы, к примеру, не едят мед, так как при производстве меда пчелы не живут в естественной среде обитания, человек вмешивается в их жизнедеятельность.
В 2021 году Джонатан Берч признал наличие эмоций у ракообразных(крабов, омаров, раков), у моллюсков(осьминогов, кальмаров). Ремарка от автора: заживо в ресторанах премиальных этих существ готовят, научно доказано, что это садизм.
Незнание не освобождает от ответственности, поэтому ученые изучают вопрос наличия ноцицепторов у насекомых. Ноцицепторы – нейроны, реагирующие на боль, к примеру, мы реагируем на прикосновение к раскаленному железу. Незнание не освобождает от ответственности, в прошлом веке в США младенцев оперировали с минимальной анестезией, так как считалось, что маленькие дети не воспринимают боль.
По всему миру строятся фермы по выращиванию насекомых. У жуков, мух, пчел, бабочек найдены ноцицепторы. Ученые изучают насекомых дальше, на данном этапе разработаны рекомендации по обращению с выращиваемыми насекомыми. Проектировщикам ферм необходимо учитывать факторы содержания насекомых: температуру помещений, уровень влажности, освещение, тесноту.

Живых насекомых готовят в микроволновой печи, варят, жарят, замораживают. Эволюция сознания и изучение насекомых учеными выдвигает тезис о том, что умерщвление насекомых должно быть этичным, т е максимально быстрым и не вызывающим страдания.

















