Пение канареек. Разбор турецкого соперника «Зенита» в ЛЕ. Часть 2
Во второй главе аналитики футбола стамбульского гранда мы продолжим рассматривать их атакующую деятельность. Далее – перейдём к длительному, скрупулёзному и обстоятельному исследованию игры дружины Эрсуна в обороне. В общем, постараемся узнать абсолютно всё о сильных и слабых сторонах «Фенербахче». Итак, начнём с возобновления разговоров о стандартных положениях жёлто-тёмно-синих.
У стамбульцев в матчах с их участием возникает в два раза больше возможностей именно для розыгрыша штрафных, а не прямых «выстрелов» с них. Однако довести до удара такие моменты с навесами подопечным Эрсуна Янала заметно (примерно двукратно) сложнее, чем когда они решаются на прямой «выстрел» с подобного «стандарта». В то же время голы «Фенера» в случае его подач со штрафных случаются несколько чаще, чем при пробитии этого вида стандартного положения. Достигается такое прежде всего благодаря мастерству навешивающих в данных эпизодах футболистах из стана «канареек». Вальбуэна или Экиджи тогда в одиночку становятся у мяча перед розыгрышем сего «стандарта». Их последующие действия можно охарактеризовать за счёт нижеприведённой сводки:
Остальные полевые игроки жёлто-тёмно-синих тем временем заранее спланированным образом располагаются по обе стороны от границ штрафной противника. В корреляции с дистанцией от подающего рассматриваемое стандартное положение до «рамки» соперников стамбульцев в отмеченной площади могут находиться 3-6 футболистов Янала, а за её пределами – от двух до пяти представителей «Фенербахче». Конкретизация данных локализаций и дальнейших перемещений «канареек» в указанных эпизодах разъясняются таким блоком информации:
Наиболее редким направлением для конструкции своих атак со сложными комбинациями у жёлто-тёмно-синих является центральный путь. Несколько больше, но совсем безуспешно, таким образом стамбульцы организуют свои контрвыпады. Здесь роль начального звена принадлежит Жаилсону, занимающемуся отборами и перехватами мячей у визави на половине поля дружины Эрсуна. Развитие набегов «Фенера» через середину осуществляется благодаря передачам вразрез Элмаза, Кадиоглу или Вальбуэна. Более редкой альтернативой этому служат «черпачки» от Айю либо длинные забросы в исполнении Топала. Трансформатором в удары пасов Андре и Мехмета выступает Сольдадо, старающийся не более чем в два касания поразить ближние углы ворот соперника. Правда, неудачно. Острые передачи Элифа, Ферди и Матье превращает в «выстрелы» по чужим владениям А. Айю или Озбайраклы. Оба тогда могут целить в ближайший к себе нижний угол вражеской «рамки». Только ганец с левой ноги одним касанием, а турок – противоположной и в несколько. Шенер подобным способам также иногда метит в дальнюю «девять». Но объединяет здесь вингера и фуллбэка то, что в подобных стараниях они, как правило, совсем не эффективны.
Ещё сложнее у «канареек» с созданием опасности у ворот визави в позиционном нападении по срединному направлению. Однако оно, в отличие от аналогичных «контр» хотя бы иногда приносит жёлто-тёмно-синим ощутимую пользу. Появление моментов для этого становится возможным благодаря простым передачам на ход либо длинным забросам от Вальбуэна, «разрезающим» пасам Бензия и «черпачков» Элифа Элмаза. Последние безуспешно конвертирует в удар Матье, касанием с правой точно пробивающий в центр «рамки» оппонента. Короткие и пролонгированные передачи француза же завершают ударом соответственно Э. Элмаз и Шенер Озбайраклы. Оба пытаются попасть тогда в ближние углы чужих ворот. Македонец – максимум вторым касанием с левой в «девятку», а турок «со второго этажа» промахивается по «шестёрке». Наконец, пасы вразрез от Ясина может превратить в гол Экиджи, который не более чем в два движения правой стопой обычно поражает в подобных случаях ближайший к себе нижний угол «рамки» противника.
Помимо постепенного обретения слаженности в атакующей деятельности, «канарейки» под руководством Янала стали улучшать и свою оборону, пусть и более медленными темпами. Правда, в этой части футбола жёлто-тёмно-синих остаются и некоторые старые проблемы. Так, например, игроки «Фенербахче» по-прежнему позволяют сопернику как минимум раз за матч относительно беспрепятственно наносить дальние удары по воротам Демирела или Текина. Чаще всего эти возможности появляются у визави «канареек», когда последние ошибаются с выносами мяча из собственной штрафной либо теряют игровой снаряд у её границ. В половине подобных случаев оппонентам стамбульцев удаётся попасть в створ ворот турок, пусть и пока безрезультатно. В разы реже и примерно в равных пропорциях подшефные Эрсуна дают шанс противникам потревожить голкипера «выстрелом» с дистанции при «позиционках» и контрвыпадах на владения жёлто-тёмно-синих. Причём в процессе медленных атак точно пробить по воротам «Фенера» практически невозможно, а при быстрых наступлениях – довольно легко. О том, кто именно у «канареек» и с каких участков поля допускает удары непосредственного визави из-за штрафной, а также куда предпочтительнее целиться для доставления максимального неудобства стражу «рамки» стамбульцев в изучаемых эпизодах, можно узнать из этих схем:
Расшифровка условных обозначений: 1) квадратами указаны точные участки, с которых оппоненты «Фенера» били издали; 2) цвета фигур отражают тип наступлений противников жёлто-тёмно-синих, когда наносились рассматриваемые удары: голубой – «позиционки», красный – контрвыпады, чёрный – после помарок защиты команды Эрсуна Янала; 3) серая окантовка четырёхугольников свидетельствует о попадании в створ; 4) числа внутри квадратов соответствует игровым номерам «канареек», допустивших «выстрел» соперника из-за штрафной площадки стамбульцев: 3 – Хасан Калдырым, 5 – Мехмет Топал, 17 – Набиль Дирар, 20 – Андре Айю, 33 – Роман Нойштедтер, 99 – Элиф Элмаз, СЗ – удар наносился из абсолютно свободной зоны большого радиуса.
Среди сложных форм ведения наступательной деятельности создать угрозу владениям дружины Янала проще всего при помощи фланговых «контр». К тому же это один из самых эффективных методов огорчения жёлто-тёмно-синих голом (им может заканчиваться каждая третья полноценно проведённая подобная атака). Обе бровки «Фенербахче» примерно одинаково податливы быстрым наступлениям, но чуть слабее тут всё-таки правая сторона защитной линии «канареек». Стартовать такие выпады должны с перехвата передач Вальбуэна или Топала на чужой для них половине поля. Далее в борьбе со всё тем же, старающимся исправиться, Мехметом Топалом, можно пройти в его штрафную, откуда прострелить к одной из штанг ворот стамбульцев. Если пас пойдёт к дальней «стойке», то там из-под опеки Калдырыма нужно в касание с левой ноги пробивать в правую от голкипера команды Эрсуна Янала «шестёрку». Когда же подстраховывать ошибившегося Топала бросится Исла, следует не доходя к его штрафной площадке подавать на ближнюю штангу. Находящемуся напротив неё форварду, сдерживаемому Чифтпынаром, стоит головой бить по тому же, указанному выше, направлению. Кроме того, в случае с «контрами» на владения жёлто-тёмно-синих по их правому краю полезны бывают и индивидуальные проходы. При таких обстоятельствах лучше пробираться в штрафную турок через середину соответствующей боковой линии названной площадки или близкие к её левому (относительно атакующих) углу участки передней грани штрафной.
Затем, попав под «присмотр» Нойштедтера, через несколько касаний мяча, наносить удар правой стопой в одноимённый (для кипера) нижний угол ворот. Несколько труднее осуществимые, но с большей потенциальной вероятностью голевые, быстрые наступления через левый фланг защиты «Фенера» желательно начинать с отбора мяча у Матье Вальбуэна возле владений его коллектива. Потом в противостоянии с Хасаном Калдырымом нужно навешивать на дальнюю «стойку», ещё не войдя в его штрафную. Если же на помощь латералю ринутся Садык Чифтпынар или Роман Нойштедтер, то следует подавать в центр указанной площади либо к ближайшей штанге соответственно. Последнее можно делать и не дожидаясь проникновения в штрафную «канареек». Пас «из-под» Калдырыма необходимо замыкать в борьбе с Маурисио Ислой за счёт удара в касание с левой в любую точку «рамки» стамбульцев, кроме левой от их кипера «шесть». Туда стоит бить «со второго этажа» либо через себя, переигрывая тем самым Ислу и Шкртела соответственно, после описанных передач, сделанных под опекой Садыка. Когда же последний будет держать условного нападающего сине-бело-голубых при совершении выше указанного перевода в противостоянии с Нойштедтером, пробивать лучше в касание с правой ноги в одноимённую (для голкипера коллектива Янала) «шесть».
Не так уж сложно угрожать воротам жёлто-тёмно-синих и с корнеров. Обычно каждый третий из таковых заработанных получается довести до удара, порой даже отличаясь голом. Навешивать при этом можно практически в любой участок штрафной площади «Фенербахче». Однако наиболее подходящие места: область на «уровне» точки пенальти, почти напротив дальней штанги; ближний угол площадки голкипера или на 3 метра левее (относительно «канареек») его; районы в 2 м. кзади-налево либо вправо от точки пенальти. В перечисленных участках находящимся под «присмотром» Романа Нойштедтера, М. Топала или Маурисио Ислы нужно «со второго этажа» (а в случае с чилийцем – также с правой ноги в касание) наносить удар в дальнюю от исполнителя данного стандартного положения «девятку». Кроме того, для более верной реализации момента при корнере у владений стамбульцев, необходимо знать их расположение в собственной штрафной и за её границами. Во-первых, стоит учесть, что 8-9 турок тогда будет обитать внутри отмеченной площади, а вне оной – не более одного подшефного Эрсуна. А во-вторых, детальнее ознакомиться со всем особенностями таких локализаций и следующих за ними движений жёлто-тёмно-синих поможет таблица ниже:
Самым эффективным методом вскрытия обороны «Фенера» (и средним по его уровню противодействия созданию) являются контрвыпады через середину. Стартовать в организации оных желательно с перехватов передач Топала или Харуна Текина у их владений либо паса Вальбуэна на вражеских для его команда частях газона. Там же можно для указанных целей попробовать отобрать мяч у Бензия. Далее, если Мехмет сам захочет исправиться, настигнув обидчика, для продолжения рассматриваемого типа атаки следует применять скидку партнёру мяча головой (естественно, при предшествующем забросе верхом) или разрезающую передачу. Последнее правомочно и в случае с возможным препятствованием здесь от Шкртела. Когда же на пути в описанных ситуациях встанет Чифтпынар либо Дирар, можно воспользоваться и более простым пасом, на ход одноклубнику. Затем, в зависимости от типа указанных передач и представителей «канареек», которые будут пытаться помешать завершить данные набеги, нужно делать это так:
Несмотря на не самую крепкую оборону, стамбульцы относительно не часто (примерно раз в две игры) совершают грубые ошибки, напрямую приводящие к опасностям у ворот дружины Эрсуна Янала. Однако взаимоподстраховка, мастерство отдельных футболистов, а порой и банальное везение, обеспечивают жёлто-тёмно-синим редкие пропуски голов в таких ситуациях. Все они, случившиеся с «Фенербахче» Янала подробно описываются здесь:
Абсолютно аналогичны «привозам» турок по частоте возникновения и вероятности гола в их ворота позиционные наступления на владения «канареек» по флангам. Причём справа и слева защита стамбульцев одинаково уязвима для данного рода атак. Однако шансы забить команде Эрсуна таким способом есть только, когда подобные наступления проводятся по левой бровке жёлто-тёмно-синих. Для этого необходимо навешивать из-за их штрафной в её центр, противодействуя Исле либо Калдырыму, или же к дальней «стойке» в борьбе с Кейбаши. В последнем случае «замыкать» кросс лучше «из-под» Озбайраклы, не более чем вторым касанием с левой пробивая в одноимённую для голкипера турок «девятку». При других описанных чуть ранее пасах наконечник наступления, скорее всего, окажется под «надзором» Шкртела или Нойштедтера. Тогда уже наносить удар придётся головой, а делать это лучше в правый относительно вратаря «Фенера» нижний угол его «рамки». Очень сложно застать врасплох «канареек» при помощи штрафных. Забить им с таких «стандартов» почти невозможно. Создать же что-либо опасное у ворот турок немного легче разыгрывая штрафной, чем пробивая его.
Однако и тут статистика безрадостна: только каждая пятая попытка подач с названного стандартного положения хотя бы доходит до удара по владениям стамбульцев. Чтобы повысить шансы на успех такого пути желательно пасовать в «сердцевину» штрафной площадки либо на дальнюю «стойку». Конкретнее здесь интересуют такие точки: 2 метра назад-правее (тут и далее – относительно подопечных Эрсуна Янала) либо 3 м. вправо от одиннадцатиметровой отметки; участок в 3 м. от вратарской, напротив названной штанги; область на 1 м. вперёд-направо от дальнего угла площадки голкипера. В перечисленных районах могут проиграть верховую борьбу Мартин Шкртел, Садык Чифтпынар, Набиль Дирар и Мехмет Топал. Притом далее следует головой (а в случае с Топалом – правой стопой) наносить удар в ближнюю «девятку» или отдалённую «шестёрку». В небольшую «стенку», которую выставляет вратарь жёлто-тёмно-синих при этих эпизодах, делегируется один или три футболиста «Фенербахче». Кто ими является, где и как конкретно локализуется, а также каким образом себя ведёт при розыгрыше штрафного соперником, рассказывается тут:
Прочие представители «канареек» тем временем определённым способом локализуются в собственной штрафной площадке (0-7 игроков) и за её пределами (до девяти человек) в корреляции с дистанцией от подающего оппонента до своих ворот. Расшифровка этого, а также разъяснение следующих затем движений отмеченных стамбульцев приводятся в нижерасположенной сводке:
Столь же нерезультативные и несколько более редкие шансы под удар со штрафного по воротам подопечных Янала зарабатываются их противниками совсем уж эпизодически – в среднем лишь один такой момент за два матча. Перебросить мячом «стенку» жёлто-тёмно-синих при этом удаётся и вовсе в единичных случаях. Данный линейный мини-бастион обычно содержит в себе 3-5 футболистов «Фенера». Ответ на вопросы «кто эти люди?», «как они располагаются?» и «что делают при «выстреле» соперника с места?» вы найдёте в следующем инфоблоке:
Для того чтобы получить наиболее вероятную возможность огорчить «канареек» за счёт штрафного удара, необходимо при нём направлять игровой снаряд над «стенкой», целясь в дальние углы «рамки» стамбульцев. Также стоит учитывать, что их полевые футболисты, не участвующие в названном защитном линейном построении, численностью до пяти человек локализуются по обе стороны от границ своей штрафной площадки. Конкретнее эти расположения и продолжения их в виде дальнейших перемещений по газону отражены здесь:
Возвращаясь ко всем типам наступательных операций на владения подшефных Эрсуна, не относящихся к «стандартам», стоить отметить, что наименее удающимися и успешными среди таких атакующих деяний являются «позиционки» через центр. Забить с них при нынешнем тренере жёлто-тёмно-синих в ворота последних пока никому не удавалось. И даже создать что-либо опасное данным путём было крайне трудно. Чтобы получилось хотя бы это, стоит попытаться отдавать обычные обостряющие передачи на ход партнёру, когда оказываешься под опекой Бензия, который порой бывает пассивен в отборе. Затем «из-под» Дирара нужно пробивать не более чем в два касания с правой ноги в левую для кипера турок «шестёрку». Альтернатива всему этому – заброс на игрока, коего будет неплотно «держать» Кейбаши, после чего делать скидку головой в борьбе с ним в штрафной «Фенербахче» на партнёра, находящегося под присмотром Топала. Далее следует пробивать «со второго этажа» в любой участок «рамки» стамбульцев, за исключением центра.
Ещё реже, вернее, вовсе в единичном случае, соперникам «канареек» доводилось заработать пенальти в ворота визави. При всех слабостях обороны турок они достаточно аккуратно действуют в своей штрафной, почти не фолят там. Потому при Эрсуне Янале жёлто-тёмно-синим лишь раз пробивали с «точки», хоть и удачно. Место в «рамке» у них тогда занимал Харун Текин. Он в тот момент, как и обычно в подобных ситуациях, наугад прыгал в правый от себя нижний угол ворот. Во многом потому сопернику в то время удалось без особого труда переиграть Текина в мини-дуэли. Хотя подобный способ действий при одиннадцатиметровых принёс Харуну 33%-ный показатель их отражения. Но как ни странно, более надёжным методом для огорчения Текина с пенальти является удар именно в правую от него «шесть». Только бить так нужно с разбега в среднем темпе, на протяжении 4-5 шагов. Также стоит отметить, что данный удар нужно производить преимущественно на технику, внутренней стороной правой стопы. Располагаться предварительно стоит в промежутке между одним метром от передней грани штрафной до 3 м. кнутри от неё, находясь при этом в одном-трёх метрах левее мяча.
Для справки, с учётом теоретически возможной в рамках двухраундового противостояния в плэй-офф ЛЕ серии послематчевых пенальти, думаю, не лишним будет рассказать об этом «стандарте» касаемо другого кипера «Фенера» – Волкана Демирела. Он тоже предпочитает «гадать» при ударе визави с «точки», падая после в один из нижних углов «рамки» (немного чаще – левый от себя). Однако статистика Волкана при одиннадцатиметровых в его ворота значительно уступает таковой у Харуна. Лишь 7% пробитых Демирелу пенальти были отражены опытным вратарём. Ну а чтобы с огромной вероятностью переиграть Волкана «выстрелом» с «точки», для начала необходимо встать в 0,5-1 м. внутрь штрафной площадки от её передней линии, на один-три метра левее или правее игрового снаряда. Либо в 2-3 м. назад и вправо/налево от мяча. Затем желательно небыстро разогнаться в течение трёх-пяти шагов и на исполнение пробить «щёчкой» с правой в один из одноимённых (относительно Демирела) углов «рамки» (лучше – в «шестёрку»).
На этом мой разбор завтрашнего оппонента петербуржцев прошу считать завершённым. В заключение хотелось бы добавить лишь несколько предложений из разряда общей информации о нынешнем положении дел у «канареек». Так, например, важно понимать, что сейчас данный коллектив практически вышел из своего осеннего кризиса. Это уже совсем другая команда, нежели чем та, что раздиралась внутренними интригами при Коку или имела неясные перспективы под управлением Э. Кумана. В настоящее время стамбульцы набрали хорошие форму и ход, верят в своего нынешнего наставника, всё больше понимают и «впитывают» его идеи. Выстроенность игры дружины Эрсуна Янала видна всё отчётливее. К жёлто-тёмно-синим вернулась былая уверенность, присущая лидерам чемпионатов. В частности, такое устранение проблем в психологии способствует тому, что «Фенербахче» чрезвычайно агрессивно, нагло, смело начинает свои домашние матчи, порой просто-таки «втаптывая в газон» оппонента, всё чаще в последнее время забивая быстрые голы. Зенитовцам стоит учесть этот факт, максимально подготовившись к нему, психологически и по-футбольному. Надеюсь, что у коллектива с берегов Невы всё получится…
И спасибо за музыку к видеороликам, где частично проскальзывала турецкая тема. В обычной жизни, я вряд ли бы прослушивал турецкие хиты. А тут и рэп, и полумолдавский ска и восточные мотивы...
Что касается, чисто футбольных моментов. То заметил, что голкипер Фенера Харун очень плотно и координированно ложится при пробитии 11-метровых. И поэтому, часто отбивает. Но он гадает. Поэтому, мощный удар, даже по центру, он не отобьёт. Типа, как у Дзюбы. Впрочем, Семак и сам это подскажет.
Автору спасибо.
Не за что. Рад, что Вам понравилось. :-) А в "нарезках" были только музыкальные коллективы из Турции.
Вы абсолютно правы. Так и есть. Надеюсь, Сергей Богданович гораздо тщательнее и яснее разобрал "канареек". ;-)